Урок ОБЖ Правило поведения на воде

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях Предмет: ОБЖ.                                                              Класс: 8. Цель: рассмотреть основные правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях. Ход урока I.  Повторение пройденного материала. –  Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения? –  Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопа...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

Предмет: ОБЖ. Класс: 8.

Цель: рассмотреть основные правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

- Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?

- Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?

- Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?

- Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

- Перечислите основные обязанности велосипедиста.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изложение программного материала.

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озёра, реки, пруды и различные водохранилища. Всего на Земле имеется до 1,5 млрд км3 (полтора миллиарда кубических километров воды, на каждого человека приходится в среднем ¼ км3 воды).

Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озёр и прудов - около 2 млн.

Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок.

Общение человека с водой заставило его, прежде всего, научиться плавать.

Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде.

Для обеспечения безопасности человека на водоёмах существует ряд общих правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях. Рассмотрим наиболее характерные ситуации:

- наводнения;

- движение на замёрзших водоёмах;

- аварии на морских и речных судах;

- активный отдых на воде.

Приведём основные правила безопасности наводнениях, при движении по замёрзшим водоёмам и при авариях на речных и морских судах.

Правила безопасности при наводнении

Наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени его можно предвидеть. Это даёт возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению его последствий.

На территории России серьёзные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку стихийных бедствий по величине материального ущерба.

Поэтому жители районов, где наводнения регулярно повторяются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь действовать при угрозе и во время наводнения.

Приведём ряд рекомендаций, разработанных специалистами МЧС для населения, проживающего в опасных зонах.

Это должен знать каждый

Как подготовиться к наводнению

- Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним.

- Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.

- Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации, целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак необходимые тёплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

Как действовать во время наводнения

- По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации необходимо сразу же выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы , ценности, необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания и питьевой воды. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.

- Перед уходом из дома необходимо выключить электричество и газ, погасить огонь в отопительных печах, закрепить все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместить их в подсобных помещениях.

- Если позволяет время, ценные домашние вещи целесообразно переместить на верхние этажи или чердак жилого дома.

- Закрыть окна и двери, при необходимости и наличии времени забить окна и двери первых этажей.

- Если эвакуация не была организована (чаще всего это бывает при внезапном наводнении), необходимо ждать прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях и т. д.

- Целесообразно запастись предметами, которые могут помочь в таком случае. Кроме лодок или плотов, для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Можно использовать пластиковые закрытые бутылки, мячи, если больше ничего способного вас держать на воде не оказалось под рукой.

- Постоянно подавайте сигнал бедствия: днём - вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в тёмное время - световым сигналом и голосом (периодически). При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в лодку, соблюдая требования спасателей и не допуская её перегрузки.

- Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безысходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода всё ещё поднимается, и нет никакой надежды на спасателей.

- Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

- Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

Как действовать после наводнения

- После наводнения, если возникла необходимость войти в здание, важно соблюдать меры безопасности: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета.

- Необходимо хорошо проветрить помещение (для удаления накопившихся газов). Дождаться проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации.

- Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов.

- Не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Запомните!

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей - 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

- наиболее прочен чистый прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;

- на участках, запорошенных снегом лёд тонкий и некрепкий;

- в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Это должен знать каждый

Если вы провалились под лёд:

- Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

- Постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

- Осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую.

- Постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в сторону, откуда вы шли).

- На твёрдом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

IV. Итог урока.

- Чем обусловлена необходимость постоянного общения человека с водой?

- Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?

- Чем опасно наводнение? Какие существуют рекомендации населению по безопасному поведению при угрозе и во время наводнения?

- Какие существуют меры безопасного поведения человека на замёрзших водоёмах?

Домашнее задание

- Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?







Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

Предмет: ОБЖ.

Класс: 8.

Дата: 29.10.2011.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть основные правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях.

Ход урока

  1. Повторение пройденного материала.

  • Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?

  • Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?

  • Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?

  • Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

  • Перечислите основные обязанности велосипедиста.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Изложение программного материала.

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озёра, реки, пруды и различные водохранилища. Всего на Земле имеется до 1,5 млрд км3 (полтора миллиарда кубических километров воды, на каждого человека приходится в среднем ¼ км3 воды).

Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озёр и прудов - около 2 млн.

Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок.

Общение человека с водой заставило его, прежде всего, научиться плавать.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Находки археологов, исследования историков, древние рукописи и другие источники говорят о том, что задолго до нашей эры люди, жившие на берегах океанов и морей, озёр и рек, умели плавать, нырять, прыгать в воду с высоты. Они использовали эти умения в повседневной жизни, добывая себе пищу, и в военном деле.

Славянские народы, населявшие в древности русские земли, богатые водоёмами, прекрасно владели искусством плавания. О том, что плавание на Руси было одним из обязательных физических упражнений, свидетельствуют различные источники тех лет (летописи, предания, былины).

В период правления Петра I плавание входило в число обязательных дисциплин в военных учебных заведениях. В Уставе Императорского кадетского корпуса говорилось: «…всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать - не всегда есть мосты».

Великий полководец А. В. Суворов считал, что умение плавать играет значительную роль во время боевых действий при преодолении водных преград и для поддержания здоровья солдат в суровых походных условиях.

В настоящее время водоёмы всё шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе, закаливания организма и совершенствования своего физического развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

Статистика

В среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс. человек. Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще в сего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоёмах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.

В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде.

Для обеспечения безопасности человека на водоёмах существует ряд общих правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях. Рассмотрим наиболее характерные ситуации:

  • наводнения;

  • движение на замёрзших водоёмах;

  • аварии на морских и речных судах;

  • активный отдых на воде.

Приведём основные правила безопасности наводнениях, при движении по замёрзшим водоёмам и при авариях на речных и морских судах.

Правила безопасности при наводнении

Наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени его можно предвидеть. Это даёт возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению его последствий.

На территории России серьёзные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку стихийных бедствий по величине материального ущерба.

Наиболее часто серьёзные наводнения происходят в Санкт-Петербурге. На Урале периодически подвергаются наводнениям Орск, Серов, Новотроицк, Златоуст, в западной Сибири - Тюмень, Тобольск, Кемерово. Наводнения на реках Дальнего Востока - Амуре, Зее, Бурее, Уссури - подчас принимают характер национального бедствия.

Поэтому жители районов, где наводнения регулярно повторяются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь действовать при угрозе и во время наводнения.

Приведём ряд рекомендаций, разработанных специалистами МЧС для населения, проживающего в опасных зонах.

Это должен знать каждый

Как подготовиться к наводнению

  • Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним.

  • Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.

  • Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации, целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак необходимые тёплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

Как действовать во время наводнения

  • По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации необходимо сразу же выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы (специалист по безопасности А. В. Гостюшин советует завернуть их в непромокаемый пакет), ценности, необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания и питьевой воды. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.

  • Перед уходом из дома необходимо выключить электричество и газ, погасить огонь в отопительных печах, закрепить все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместить их в подсобных помещениях.

  • Если позволяет время, ценные домашние вещи целесообразно переместить на верхние этажи или чердак жилого дома.

  • Закрыть окна и двери, при необходимости и наличии времени забить окна и двери первых этажей.

  • Если эвакуация не была организована (чаще всего это бывает при внезапном наводнении), необходимо ждать прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях и т. д.

  • Целесообразно запастись предметами, которые могут помочь в таком случае. Кроме лодок или плотов, для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Можно использовать пластиковые закрытые бутылки, мячи, если больше ничего способного вас держать на воде не оказалось под рукой.

  • Постоянно подавайте сигнал бедствия: днём - вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в тёмное время - световым сигналом и голосом (периодически). При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в лодку, соблюдая требования спасателей и не допуская её перегрузки. Во время движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

  • Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безысходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода всё ещё поднимается, и нет никакой надежды на спасателей.

  • Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

  • Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

Как действовать после наводнения

  • После наводнения, если возникла необходимость войти в здание, важно соблюдать меры безопасности: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета.

  • Необходимо хорошо проветрить помещение (для удаления накопившихся газов). Дождаться проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации.

  • Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов.

  • Не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Запомните!

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей - 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;

  • на участках, запорошенных снегом лёд тонкий и некрепкий;

  • в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Это должен знать каждый

Если вы провалились под лёд:

  • Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

  • Постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

  • Осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую.

  • Постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в сторону, откуда вы шли).

  • На твёрдом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Безопасность пассажиров морских и речных судов

Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.

  • Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации людей и в какой шлюпке определено его место.

  • При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.

  • Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

  • Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь по коридорам корабля, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.

  • Не желательно прогуливаться по открытой палубе, когда она влажная или море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Это должен знать каждый

Как вести себя при кораблекрушении

  • Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

  • Наденьте спасательный жилет. Одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

  • Быстро и без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа садитесь по одному в спасательные средства (в шлюпки, на плоты).

  • Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), одной рукой закрыв нос и рот, а другой - обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.

  • Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь собраться группой для организации совместных действий по спасению и оказанию помощи друг другу.

  • Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней, и вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

  • Находясь в шлюпке (на плоту), защищайте голову и открытые участки тела при сильном солнечном облучении.

  • Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.

  1. Итог урока.

  • Чем обусловлена необходимость постоянного общения человека с водой?

  • Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?

  • Чем опасно наводнение? Какие существуют рекомендации населению по безопасному поведению при угрозе и во время наводнения?

  • Какие существуют меры безопасного поведения человека на замёрзших водоёмах?

  • Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?

Домашнее задание

На основе вашего личного опыта и из информации, полученной из различных источников (книги, периодика), сформулируйте правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.





Проект урока

Педагог : Трунова М.Г.

Предмет: ОБЖ Класс: 8а

Тема урока : Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

Цель: Расширить и систематизировать знания по безопасному поведению на водоемах в различных условиях

Задачи:

Предметные:

1.Изучить опасности у воды, их последствия

2. Знать правила поведения на водоемах

3.Знать порядок действий при наводнении, при движении по замерзшим водоемам и при авариях на судах

Метапредметные:

1.Развивать умения выделять главное и систематизировать из общего объема информации

2.Уметь корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

Личностные:

1.Воспитывать качества ситуационного лидера

2.Уметь работать в команде и индивидуально

3.Знать и применять правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на водоемах

Характеристика класса:

В 8а классе 25 учащихся .Мальчиков- 12, девочек-16. Большая часть учащихся учатся на 4 и5. Ребята способные, целеустремленные. Умеют работать в группах и индивидуально. Учащиеся проявляют активность на уроках, могут демонстрировать глубокое понимание сущности материала, логически мыслить.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ЭОР, видеофильм, задания для работы в группах

ХОД УРОКА

,

  1. Организационный момент, включающий:

Цель: 1.Организация учащихся

2.Обеспечение внимание

Задачи:

1.Создать положительный эмоциональный настрой

2.Создать условия для принятия учащимися учебной задачи урока

3.Активизировать знания учащихся

Методы: Словесный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Построение

Приветствие

Выявление отсутствующих

на уроке.

Предлагает учащимся оценить их готовность к уроку

Вы готовы работать на уроке?

Учащиеся встают

Приветствуют учителя

Отмечают отсутствующих

-Да!

Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цели: Контроль и обобщение полученных знаний

Проверка выполнения домашнего задания

Задачи:1. Проверить усвоение материала прошлого урока

2. Оценить совместно с учителем результат деятельности отдельных учащихся

3. Формировать адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная ,индивидуальная

Методы: словесный, беседа, наглядность, комментарии

Методы контроля: опрос

Виды контроля: текущий

Метод мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: похвала

Критерии оценивания домашнего задания:

Отметка «5» - задание выполнено полностью, где учащийся демонстрирует полное понимание сущности материала;

Отметка «4»-задание выполнено с погрешностями(1-2 неточности);

Отметка «3» - задание правильно выполненное только на половину

Отметка «2»-плохое понимание и знание теоретического материала


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-На прошлом уроке мы рассмотрели безопасность на дорогах.

напоминает задание

По заданию: Из правил дорожного движения необходимо было выбрать основные положения того, что запрещено водителю велосипеда

Выслушивает ответы учащихся,

поощряет их высказывания, подбадривает учеников.

Показывает образец выполненного задания

Организует самоконтроль учащихся

Критерии оценки выполнения домашнего задания

Оценивает качество выполнения задания.

Корректирует ошибочные действия учащихся исправляет индивидуальные ошибки учащихся

Путем опроса убеждается, как учащиеся справились с заданием

Слушают, воспринимают информацию

Отвечают на поставленный вопрос

Сравнивают результат с готовым образцом.

Разрабатывают вместе с учителем критерии оценки работы.

Оценивают качество своей работы.

Анализируют правильность выполнения задания

Критерии оценки на слайде

3.Изучение нового учебного материала.:

Цель: Формирование знаний по безопасности у водоемов

Задачи: 1.Уметь анализировать ситуации и принимать решения

2.Вырабатывать волевую саморегуляцию

3.Учитывать разные мнения и координировать разные позиции

Формы организации деятельности учащихся: работа в группах, индивидуальная

Методы: частично - поисковый, словесный , электронно -образовательные ресурсы, комментарии

Методы контроля: опрос

Виды контроля: оперативный

Метод мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: похвала

Критерии оценивания домашнего задания:

Отметка «5» - задание выполнено полностью, где учащийся демонстрирует полное понимание сущности материала;

Отметка «4»-задание выполнено с погрешностями(1-2 неточности);

Отметка «3» - задание правильно выполненное только на половину

Отметка «2»-плохое понимание и знание теоретического материала

;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-На прошлом уроке мы рассмотрели безопасность на дорогах. А сейчас давайте прослушаем сообщение…

-Давайте теперь сформулируем тему урока.

Конкретизирует тему: Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Сообщает тему урока и подводит учащихся к формированию цели

-А что бы вы хотели знать по данной теме?

-А для чего вам это нужно знать?

- Значит наша цель урока : расширить и систематизировать знания по безопасному поведению на водоемах в различных условиях

-Давайте упорядочим ваши ответы и составим план нашей работы.

Для обеспечения безопасности на водоемах существует ряд общих правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях.

(Побуждает учащихся самостоятельно рассуждать, определять целесообразный

путь выполнения поставленных задач, содействует активизации деятельности каждого учащегося)

-Как вы думаете, где могут происходить наводнения?

-Какие вы знаете территории ,

которые пострадали от наводнений.?

-На территории России серьёзные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку стихийных бедствий по величине материального ущерба.

-Сейчас прослушаем статистику наводнений за последние 20 лет организует сообщения учащихся

Комментирует и оценивает

качество выполнения задания, хвалит выступающего

Организует учащихся для поиска нужной информации.

Предлагает каждой группе поработать над раздаточным материалом, рекомендуемым специалистами МЧС:

1.Как подготовиться к наводнению

2.Как действовать во время наводнений

3.Как действовать после наводнения

Осуществляет дополнительную информацию, корректирует

Критерии оценивания учебного задания

Путем опроса убеждается, как ребята справились с заданием,

хвалит

Ставит новые учебные задачи

-Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах в весенне-осенний период.

Переходить водоем нужно только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными сигналами. Если безопасные места не обозначены, необходимо осмотреть лед.

-По каким признакам можно определить прочность льда?

Побуждает учащихся самостоятельно рассуждать, осмысливать

-Но встречаются случаи, когда человек может провалиться под лед.

А вот как действовать: если ты провалился под лед ?.

Давайте посмотрим на экран…

-Каждой группе предлагаю составить план действий по спасению утопающего.

Оказывает помощь в процессе выполнения задания.

-Назовите действия утопающего

-Назовите действия спасателя.

-Самое главное не паниковать, сосредоточиться.

Анализирует правильность выполнения действий.

Поощряет высказывания и выслушивает мнения учащихся , комментирует

Оценивает качество выполнения задания, хвалит

Напоминает цели урока…

-Мы с вами не рассмотрели еще одну ситуацию на водоемах -это аварии на морских и речных судах

-Каждый человек, поднявшийся на палубу корабля должен знать и соблюдать ряд общих правил.

-Как вы думаете, какие это правила?

Ставит новые учебные задачи

Организовывает работу по выполнению задания по учебнику ОБЖ

-А сейчас поработаем самостоятельно ..Составьте правила поведения на корабле.

Содействует активизации деятельности каждого учащегося.

Управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми. Наблюдает за действием каждого ученика. Подбадривает учеников.

-Сравните свои правила поведения

с правилами на экране…

Критерии оценки выполнения задания

Оценивает качество выполнения задания ,ХВАЛИТ.

Анализирует, указывает на допущенные ошибки:

- Важно также знать расположение судового медпункта.

(Хвалит учащихся)

-А как вести себя при кораблекрушении?

--Давайте заслушаем выступление, приготовленное учащимися

Оценивает качество выполнения задания учащимися ,хвалит

Выступает ученик.

В среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс. человек. Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще всего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоёмах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.

Слушают, анализируют,

формулируют тему:

-Безопасность на водоемах лето м и зимой

-Безопасность при плавании на лодках и судах

-Безопасность при наводнениях

(Осмысливают, отвечают)

- Как вести себя при наводнениях

- как действовать при кораблекрушении

- Знать правила безопасного поведения на водоемах в любое время года

- Как действовать, если ты провалился под лед

-Чтобы спасти себе и другим жизнь.

(ответы учеников и комментарий учителя направлены на выявление того, что человек должен знать как сохранить себе и спасти жизнь другим)

Формулируют задачи

Строят алгоритм деятельности, логически и грамотно формулируют ответы:

1.Правила поведения при наводнениях

2.Движение на замерзших водоемах

3.Аварии на морских и речных судах

(Думают, формулируют ответы

--Чаще всего в тех местах, где крупные реки.

-Дальний Восток, Санкт-Петербург, Урал..

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Слушают ,воспринимают, осознают, запоминают

Работа в группах

Осуществляют поиск необходимой

информации для выполнения задания с использованием литературы

Решая задачи в группе, предъявляют свою точку зрения

Слушают, воспринимают и осознают учебные задания.

Обсуждают результаты учебной деятельности с другими учащимися и учителем

Оценивают свою работу

Называют основные признаки прочности льда:

- Чистый прозрачный лед -наиболее прочен

- Лед покрытый снегом- тонкий

-В местах, где торчат коряги-

лед тонкий

-В местах впадения в озеро или реку- лед тонкий.

Смотрят на экран, вникают в содержание, осмысливают,

запоминают.

Смотрят на экран, вникают в содержание ,осмысливают,

запоминают.

Повторяют и формулируют основные действия в случае, если ты провалился под лед .

Устанавливают последовательность действий:

-Нельзя наваливаться всем телом на кромку льда

-Надо опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение

-Осторожно вытащить сначала одну ногу, а затем, переворачиваясь -другую

-Не вставая отползти в сторону, а затем встать и быстро добраться до жилья

- Увидев тонущего , нельзя подходить слишком близко к полыньи, т.к. лед может провалиться.

-Надо взять любое подручное средство (веревку ,шарф, длинную палку) и забросить к тонущему.

_-Затем лечь на лед и подползти к потерпевшему, захватив конец подручного средства , тащить не поднимаясь на льду.

- Доставить потерпевшего до жилья ,снять мокрую одежду и напоить горячим чаем

Оценивают ответы каждой группы, координируют разные точки зрения и приходят к общему мнению в ходе обсуждения

Слушают, вникают и осознают

учебные задачи

Формулируют ответы:

-Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом;

- Не поддаваться панике;

-Знать действия при пожаре на корабле;и т.д

Индивидуальная работа учащихся

Изучают материал, вникают в содержание, воспринимают, проектируют собственные действия, формируют правила поведения на корабле.

Сравнивают

Производят самооценку по критериям

заданным педагогом

Вникают в вопрос, осмысливают, слушают, запоминают.

Материал учащихся.

- Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

-Наденьте спасательный жилет. Одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

- Быстро и без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа садитесь по одному в спасательные средства (в шлюпки, на плоты).

- Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), одной рукой закрыв нос и рот, а другой - обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.

- Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля.

- Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней, и вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

- Рационально используйте аварийный запас воды .

Статистика по России

Организация целеполагания

НА СЛАЙДЕ

ТЕМА УРОКА:

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

На экране цель урока:

Расширить и систематизировать знания по безопасному поведению на водоемах в различных условиях.

На экране постепенно появляется план изучения темы

Приложение1

Работа с раздаточным материалом

Показ на слайде

Учебный фильим-2мин

Пособие Минобр. науки «Чрезвычай

ные приключения Юли и Ромы»,

часть II,урок 6

«Правила поведения на льду»

Работа в группах

Работа с учебником

Задачи этого этапа: научить извлекать нужную информацию из изученного материала

На слайде:

1.Все пассажиры обеспечены спасательным средством

2.В случае эвакуации знать место в шлюпке

3.Соблюдать порядок эвакуации .

.4.Не поддаваться панике.

5.Изучить инструкцию по использованиюспасательного жилета

6.Знать путь передвижения по коридорам корабля в случае пожара

7.Нельзя находиться на открытой палубе во время шторма

Материал учащихся на слайдах

4.Закрепление учебного материала,

Цели: -Закрепление знаний по безопасности на водоемах в различных условиях

-Оценка деятельности учащихся на уроке

Задачи : Формировать осознанное отношение ответственности за общее дело

Проверить усвоение учащимися содержание учебного материала

Организовать деятельность учащихся по самооценке выполнения учебной задачи

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная

Методы организации деятельности учащихся: беседа, комментарии

Методы мотивирования(стимулирования)учебной активности учащихся: похвала

Виды контроля: итоговый.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Вопросы:

Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?

- Какие существуют меры безопасного поведения человека на замёрзших водоёмах?

- Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?

Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вы запомнили?

-Где можно применить полученные знания?

Слушают, осмысливают вопросы, вникают в их содержание, анализируют,

формулируют ответы

-Действия во время и после наводнения;

- Правила поведения на замерзших водоемах: действия пострадавшего и спасателя;

-Правила поведения на корабле;

-Действия при кораблекрушении;

Полученные знания пригодятся в жизни: на отдыхе, при плавании на корабле, оказании помощи потерпевшим и т.д.

Рефлексия.

Задачей данного этапа урока является контроль выполнения поставленных в начале урока учебных задач и выставление оценок.

  1. Задание на дом:

Цель: Формирование у учащихся привычки и навыков безопасного поведения на водоемах

Задачи: Организовать творческо-поисковую работу

Развивать познавательную инициативу

Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности

Критерии выполнения домашнего задания :

Отметка «5»-ученик выполнил письменно задание и обосновал свои действия, грамотно применив изученный материал .

Отметка «4»- незначительные ошибки, выполнено с погрешностями (1- 2 ошибки)

Отметка «3»- правильно выполнено только половина задания

Отметка «2»- слабые знания правил и действий на водоемах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задания на выбор:

№1:

На основе вашего личного опыта и из информации, полученной из различных источников (книги,

периодика),сформулируйте правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях

№2: Подготовить сообщения по крушению кораблей «Титаник» 1911г.и «Адмирал Нахимов»1986г

Благодарит за урок ,прощается с учащимися

слушают объяснение учителя и записывают домашнее задание и прощаются с учителем:

Задания даются разные с учетом

индивидуальных возможностей учащихся

Задачей данного этапа урока является объяснение домашнего задания, определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Присоединяйтесь!

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Урок ОБЖ Правило поведения на воде

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Водоём - постоянное или временное скопление стоячей или со сниженым стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.). Изучением водоёмов занимается наука гидрология.

Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения притока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в грунт и испарение.

Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. К таким водоёмам относят старицы и лужи, возникающие весной при разливах крупных рек, а также пересыхающие реки и ручьи.

По химическому составу и количеству солей, растворённых в воде, водоёмы разделяются на солёные и пресные.

Физические, химические и биологические процессы в водоёмах протекают различно, в зависимости от того, к какому типу они относятся.

К искусственным водоёмам относятся водохранилища и пруды.

Виды водоёмов

  • Водохранилище

  • Озеро

  • Пруд

  • Ставок

  • Запруда

  • Старица

Безопасность на водоемах

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЕМАХ ЗИМОЙ

- Правила перехода по льду:

1. Переходить водоем по льду только при хорошей видимости.

2. Идя на лыжах, расстегнуть крепления, снять с рук ремни палок.

3. Взять длинную палку ( шест ), веревку длиной не менее 5 метров.

4. Спускаться там, где нет промоин и вмерзших в лед кустов ли тростника.

5. Идти осторожно, проверяя палкой лед.

6. Не открывать подошв ото льда.

- Как выбраться из полыньи:

1. Старайтесь не погружаться в воду с головой.

2. Не паниковать, зовите на помощь.

3. Выбираться в ту же сторону откуда шли.

4 .Наползать на лед , раскинув руки в стороны.

5. Забросить ногу на лет и откатиться от полыньи.

6. Проползти 3-4 метра по своим следам.

7. Не отдыхая , бежать к ближайшему жилью.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЕМАХ ЛЕТОМ

- При купании недопустимо:

1. Плавать в незнакомом месте, под мостами и у плотин.

2. Нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.

3. Заплывать за буйки и ограждения.

4. Приближаться к судам, плотам и иным плавсредствам.

5. Прыгать в воду с лодок, катеров, причалов.

6. Устраивать игры с захватом частей тела.

- При пользовании лодкой недопустимо:

1. Убедитесь в исправности лодки и наличии спасательных средств.

2. Раскачивать лодку, вставать во весь рост, садиться на борта.

3. Заплывать в места прохода судов, массового купания.

4. Хвататься на ходу за ветки деревьев и других предметов.







© 2010-2022