Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; в соответствии с Примерной программой основного общего образования по ОБЖ , с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторской программы А.Т. Смирнова.    Рабочая программа ориентирована на использова...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Балаково Саратовской области

(МАОУ СОШ №5)


РАССМОТРЕНО:

руководитель ШМО

________ Н.И. Исаева

протокол № _______

от «____»____________20_____г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

__________ Н.Ю. Збицкая

«____» ____________20_____г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор МАОУ СОШ №5

___________ Н.В.Старовойтова

Приказ № _______

от «____»_______________20_____г.

Рабочая программа педагога

Мамонтовой Светланы Александровны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории,

по основам безопасности жизнедеятельности

в 5-х классах.




2014-2015 учебный год







Оглавление



Пояснительная записка

с. 3-4

Календарно-тематическое планирование

с. 5 - 9

Содержание курса

с. 10 - 1

Планируемые результаты изучения курса ОБЖ 5 класса

с. 12-13

Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов, обучающихся по данной программе

с. 14

Перечень учебно-методического обеспечения

с. 15

Список литературы

с. 15




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; в соответствии с Примерной программой основного общего образования по ОБЖ , с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторской программы А.Т. Смирнова.

Рабочая программа ориентирована на использование в 5 классе основной школы учебника А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 5 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

Практическая значимость школьного курса ОБЖ 5 класса обусловлена тем, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели и задачи:

Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.

Содержание образования в 5 классе устанавливает следующие задачи:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.


Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.








Календарно - тематическое планирование


№ модуля, раздела, темы


Наименование модуля, раздела, темы


Количество часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

25

Р- I

Основы комплексной безопасности

25

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

6

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

3

Тема 5

Опасные ситуации социального характера

3

Тема 6

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

5

Итоговое задание

М- II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Р-II

Основы здорового образа жизни

5

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

Р-III

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила её оказания

4

Итоговое задание


Всего часов

34

КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ

Так как учебный план школы рассчитан в 5 классах на 34 часа, а программа по ОБЖ на 35 часов, то проведена корректировка программы на 34 часа.

В теме «Человек, среда обитания, безопасность человека» - 5 часов, но был добавлен 1 час на контрольное повторение, также были добавлены в планирование 2 часа контрольных работ по темам: « Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера», « Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства» и 1 час на введение в курс ОБЖ и инструктаж по ТБ. Все 4 часа были взяты из раздела «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»

Таким образом, в результате корректировки программы на изучение следующих тем отводится следующее количество часов:

Раздел I. Основы комплексной безопасности.- 25 часов

Раздел II. Основы медицинских знаний и ЗОЖ.- 9 часов

Всего - 34 часа




ОБЖ

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Домашнее задание

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Дата проведения

Корректировка

25

Основы комплексной безопасности



6

Тема 1. Человек и среда его обитания, безопасность человека


1.

1

Ведение в курс ОБЖ, техника безопасности.

Город как среда обитания.

§ 1.1

Уметь формулировать личные понятия о безопасности.

2.

1

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

§ 1.2

Уметь формулировать личные понятия о безопасности. Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

3.

1

Особенности природных условий в городе.

§ 1.3

Сформировать умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.

4.

1

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность.

§ 1.4


Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. Сформировать умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и ликвидации последствий ЧС.

5.

1

Безопасность в повседневной жизни

§ 1.5

Уметь формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций.

6.

1

Контрольная работа: «Человек, среда его обитания, безопасность человека»


Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

6

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера


7

1

Дорожное движение. Безопасность участников дорожного движения.

§ 2.1

Моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности при ПДД, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций на дороге.

8.

1

Пешеход. Безопасность пешехода.

§ 2.2

Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению, анализировать причины возникновения опасных ситуаций при несоблюдении ПДД пешехода.

9.

1

Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель.

§ 2.3, 2.4

Освоить приемы действий в опасных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности, сформировать потребность соблюдать ПДД.

10.

1

Пожарная безопасность.

§ 2.5

Овладеть навыками противопожарной безопасности в быту, приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий

11

1

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

§ 2.6

Сформировать умение правильного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

12

1

Контрольная работа: «Опасные ситуации техногенного характера»


Овладеть навыками противопожарной безопасности в быту, освоить приемы действий в опасных ситуациях техногенного характера. Сформировать потребность соблюдать ПДД, понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности

2

Тема 3. Опасные ситуации природного характера


13

1

Погодные условия и безопасность человека.

§ 3.1

Уметь формулировать личные понятия о безопасности человека, понимать и распознавать опасные природные явления и ситуации чрезвычайного характера связанные с ними.

14

1

Безопасность на водоёмах.

§ 3.2

Овладеть навыками правильного поведения на водоемах, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций на воде и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

3

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера


15

1

ЧС природного характера

§ 4.1

Освоить приемы действий в чрезвычайных ситуациях природного характера, сформировать умение воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности в ЧС природного характера.

16

1

ЧС техногенного характера

§ 4.2

Освоить приемы действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, сформировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и ликвидации ЧС техногенного характера.

17

1

Контрольная работа: «ЧС природного и техногенного характера»


Уметь формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, обобщать и сравнивать последствия чрезвычайных ситуаций.

3

Тема 5. Опасные ситуации социального характера


18

1

Антиобщественное поведение и его опасность

§ 5.1

Сформировать понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении личной безопасности, норм поведения в общественных местах, самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

19

1

Обеспечение личной безопасности дома

§ 5.2

Освоить приемы действий личной безопасности дома, вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

20

1

Обеспечение личной безопасности на улице

§ 5.3

Освоить приемы действий личной безопасности на улице, вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

5

Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства


22

1

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

§ 6.1

Развивать личностные, в том числе духовные и физические качества, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.

23

1

Виды экстремистской и террористической деятельности

§ 6.2

Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма.

24

1

Виды террористических актов и их последствия

§ 6.3

Формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции, освоить приемы действий в ЧС социального характера.

25

1

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

§ 6.4

Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма, сформировать духовно-нравственные качества учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

26

1

Контрольная работа: «Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства»


Формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции, освоить приемы действий в ЧС социального характера. Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма, сформировать духовно-нравственные качества учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

5

Основы здорового образа жизни.



3

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни


27

1

Здоровый образ жизни.

§ 7.1

Сформировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

28

1

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.

§ 7.2

Воспитать ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Сформировать убеждение в необходимости укрепления здоровья.

29

1

Рациональное питание. Гигиена питания.

§ 7.3

Сформировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Понимать необходимость рационального питания, соблюдения режима и гигиены питания.

2

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье


30

1

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

§ 8.1

Сформировать установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью.

31

1

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

§ 8.2

Сформировать стойкое отвращение к алкоголю, наркотикам, табаку.

4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи



4

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания


32

1

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

§ 9.1

Освоить навыки и приемы оказания первой медицинской при различных видах повреждений.

33

1

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. (практические занятия)

§ 9.2

Овладеть навыками самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.

33

34

2

Первая медицинская помощь при отравлениях

§ 9.3

Овладеть навыками самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях.

34

Всего часов



0

Резерв




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 5 КЛАССА

Модуль I. Безопасность человека в опасных ситуациях

Раздел I. Безопасность человека в опасных ситуациях

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

- Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера

- Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..

Тема 3. Опасные ситуации природного характера

- Безопасность на водоёмах

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно-опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

- Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.

Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел II. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека

- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания

- Оказание первой медицинской помощи

Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предполагает обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час.

Контрольных работ- 4, тестирование-4, практических занятий-3.

С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Обучение несет деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает

- письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашних заданий);

- тестовый (тестирование);

- устный опрос (собеседование, зачет).




Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.












Требования к уровню подготовки школьников,

обучающихся по данной программе в 5 классе



Знать/понимать:

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.







ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  • Учебник - ОБЖ. 5класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012.

  • Л.В. Егорова. Рабочая тетрадь 5 кл., Лицей Саратов,2001

  • ОБЖ. 5 кл. Поурочные планы/сост. Засядько Ю.П. Волгоград, 2005

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Конституция Российской Федерации (последняя редакция)

  • Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.)

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

  • Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание.- М., 2002-2009.

  • В.М.Евлахов. Раздаточный материал 5-9 класс., М, Дрофа,2003

  • С.С.Соловьев. Тесты 5-11 кл., М. Дрофа, 2003

  • ОБЖ 5-9 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа.2000г

  • С.С.Соловьев. Тесты 5-11 кл., М. Дрофа, 2003

  • ОБЖ 5-9 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа.2000г

  • Журнал «ОБЖ»

  • Информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности) obzh.info.

  • // nsportal. ru

  • // openclass. ru





Русский язык

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 4 класса разработана на базе …..

Практическая значимость школьного курса русского языка 4 класса обусловлена тем, что …

Общая характеристика учебного предмета

……

Место математики в учебном плане основной школы

В соответствии с учебным планом начального образования …..

На изучение математики в начальной школе отводится не менее …

Таким образом, на курс «Русский язык» в 4 классе отводится …часов (… недель), в том числе … часов для проведения контрольных работ.

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Обучение несет деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает

- письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашних заданий);

- тестовый (тестирование);

- устный опрос (собеседование, зачет).

И т.д.

Календарно-тематическое планирование уроков по основам здорового образа жизни


№ п/п

Кол-во часов

Тема раздела, урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Домашнее задание

(№ пункта)

Дата проведения

Корректировка


Медико-гигиенический блок (7 ч.)

1

Вводный урок

Уметь: характеризовать важность и необходимость ЗОЖ для человека;

Различать привычки здорового образа жизни и вредные привычки;

Знать: правила здорового и безопасного образа жизни;

Рассказ о необходимости ЗОЖ для человека;



1

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.

Знать: «-ребенок - подросток - взрослый; переходный возраст»,

единство организма и среды; динамику физического развития и умственной работоспособности; рост и развитие; закономерности физического развития; анатомо-физиологические особенности органов и систем возрастно-половой группы школьников.

Рассказ об анатомо-физиологических особенностях школьников в подростковом возрасте



1

Гигиена тела и полости рта

Иметь: представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Уметь: реализовать правила личной гигиены, ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха;

Рассказ о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.



1

Гигиена рабочего места школьника. Работа с компьютером.

Знать о необходимости соблюдать гигиену рабочего места школьника, правила работы с компьютером без вреда для здоровья.

Уметь: правильно оборудовать свое рабочее место, соблюдать правила работы с компьютером.

Подготовить сообщения о гигиене рабочего места школьника, о правилах работы с компьютером.



1

Рациональное сбалансированное питание. Гигиена питания.


Иметь понятие о рациональном питании, составе пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества); что такое сбалансированное питание,

Знать о значении питания для детского организма, заболеваниях алиментарного характера, хранении пищевых продуктов, профилактике заболеваний.

Знать о факторах, оказывающие неблагоприятное влияние на зрительный анализатор и профилактических мероприятиях по борьбе за полноценное зрение школьника. Освоить программу улучшения зрения. Выучить упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы и снимающие утомление глаз.

Подготовить презентацию о рациональном питании школьников.



1

Профилактика нарушения зрения.

Рассказ о факторах, оказывающие неблагоприятное влияние на зрение и профилактических мероприятиях по борьбе за полноценное зрение школьника.



1

Пагубное влияние вредных привычек на здоровье. Тест

Знать о влиянии вредных привычек на здоровье (курение,, алкоголизм,, наркомания, токсикомания);. о последствиях употребления психоактивных веществ. Уметь прогнозировать результаты своего выбора самостоятельной жизни; пользоваться средствами профилактики болезней, асоциального поведения;

Владеть навыками: реализации здорового образа жизни;

профилактики вредных привычек, в том числе и употребления наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Подготовить презентацию о профилактике вредных привычек



Психологический блок (9 ч.)




1

Самораскрытие личностных качеств человека.

Иметь представление об условиях для самораскрытия каждого человека. Знать:

- о чувстве собственного достоинства;

- о способах выражения критики и похвалы;

- смысл таких понятий как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло.

Уметь: пользоваться приемами самоанализа и саморегуляции;

приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;

Подготовить анкету о раскрытии личностных качеств человека.



1

Интеллект и поведенческая креативность.

Иметь представления об интеллектуальной и поведенческой креативности. Знать:

- о чувстве собственного достоинства;

- о способах выражения критики и похвалы; Вербальные упражнения на развитие креативности

Подготовить анкету о раскрытии интеллектуальных качеств человека.



1

Развитие умения логически мыслить.

Уметь логически мыслить, излагать свое мнение, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства

Подготовить несколько логических задач или заданий для одноклассников.



1

Чувство юмора.

Уметь логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе; реализовывать успешные формы поведения; высказывать своё мнение: критическое и похвалу; отстаивать своё мнение

Подготовить сообщение о прочитанном юмористическом произведении



1

Развитие воображения и мышления.

Знать способы развития своего воображения, мышления, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого. Уметь:

- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;

- реализовывать успешные формы поведения;

- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;

- отстаивать своё мнение

Подготовить несколько заданий для одноклассников на развитие воображения и мышления.



1

Умение понимать других.

Уметь:

- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;

- реализовывать успешные формы поведения;

- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;

- отстаивать своё мнение

Рассказ о необходимости умения понимать окружающих людей



1

Взаимодействие личности с группой людей и обществом.

Знать: строение и проявления психики человека, степень воздействия психики на состояние здоровья человека.

Уметь: характеризовать значение общения для человека и правила поведения в группе; творчески относиться к возникающим проблемам, разрешать их без ущерба для здоровья человека.

Владеть: нравственными нормами поведения в обществе; адекватным словарём межличностных отношений между людьми;

Рассказ о значении общения для человека и о правилах поведения в группе; коллективе.



1

Внимание и образная память.

Уметь логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, знать способы развития внимания и образной памяти. Уметь:

- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;

- реализовывать успешные формы поведения;

- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;

- отстаивать своё мнение

Подготовить несколько заданий для одноклассников на развитие внимания и памяти.



1

Контрольная работа по разделу «Психологический блок».

Выполнять задания, требующие проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.




Правовой блок (6 ч.)




1

Декларация прав ребенка.

Знать нормативные документы, определяющие права и обязанности граждан России; воспитывать в себе правовую активность..

Знать: основные права ребёнка по Декларации прав.

Рассказ об основных правах ребёнка по Декларации прав.



1

Права и обязанности родителей.

Иметь представление о навыках: эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей;

Рассказ о правах и обязанностях родителей по отношению к своим детям.



1

Права ребенка в Российской Федерации.

Знать основные права граждан России и права детей в России, а также:

- о преступлениях против детей и способах принуждения;

- об ответственности за преступления разного характера;

- о способах и механизмах противостояния преступлениям и принуждениям;

Уметь:

- противостоять в ситуациях принуждения.

Владеть навыками: правового поведения;

Подготовить презентацию об основных правах граждан России и правах детей в России.



1

Реализация прав в повседневной жизни. Социальная служба на территории Саратовской области.

Знать: о государственных структурах и общественных организациях, призванных защищать права детей;

Обладать навыками: правового поведения в повседневной жизни.

Знать: о социальных службах для детей, социальной инфраструктуры для детей, о государственной политике в интересах детей, о работе общественных организациях в интересах детей.

Рассказ о социальных службах для детей, о работе общественных организациях в интересах детей.



1

Игра « Организация колонии на необитаемом острове».

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, отстаивать собственное мнение

Провести коллективную игру с одноклассниками.



1

Контрольная работа по разделу «Правовой блок».

Выполнять задания, требующие проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.




Семьеведческий блок ( 4 ч.)




1

Значение семьи для общества и человека. История развития семьи.

Уметь анализировать особенности семейных отношений и различных общественно-экономических функций семьи..

Знать: механизм создания, развития и функционирования семьи на протяжении веков; ценности и потребности в семье; генеалогическое дерево своей семьи; семейные реликвии; семейные традиции; права и обязанности человека в семье;

Рассказ о механизмах создания, развития и функционирования семьи



1

Семья и ее функции.

Знать: функции семьи, смысл таких понятий как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни;

факторы, воздействующие на личность ребенка: наследственность, среда, воспитание

Уметь: анализировать особенности семейных отношений

Подготовить презентацию на тему: «Семья и ее функции».



1

Состав семьи. Причины распада семьи.

Уметь характеризовать семью как «психологическое убежище» современного человека

Знать: механизм создания, развития и функционирования семьи; факторы, воздействующие на семью и причины ее распада.

Уметь: анализировать особенности семейных отношений

Рассказ о факторах, воздействующих на семью, и причины ее распада.



1

Контрольная работа по разделу «Семьеведческий блок».

Выполнять задания, требующие проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.




Этический блок




1

Происхождение жизни на Земле.

Знать: закономерности существования Вселенной, о . планете Земля, происхождении жизни на Земле. Уметь определять место человека в иерархии живых существ.

Рассказ о происхождении жизни на Земле



1

Разнообразие видов живых существ. Человек - вершина эволюции.

Знать о происхождении жизни на Земле, определять место человека в иерархии живых существ.

Знать:

- о причастности человека к процессам, происходящим в мире;

- о потребительском и экологическом подходах к миру.

Уметь:

- владеть навыками безопасного взаимодействия с миром;

- делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром

Подготовить презентацию «Разнообразие видов живых существ»



1

Непрерывная смена поколений. Цикличность жизни человека.

Знать и понимать цикличность жизни человека; Уметь определять свое место в непрерывном потоке жизни.

Рассказ о цикличности жизни человека;



1

Преемственность поколений.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения; Знать о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе; попробовать ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений.

Рассказ о преемственности поколений как о непрерывном историческом процессе;



1

Игра «Кому лучше?»

Знать о тесной взаимосвязи поколений, преемственности нравственных и интеллектуальных норм передающихся из поколения в поколение. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, отстаивать собственное мнение

Провести коллективную игру с одноклассниками



1

Контрольная работа по разделу «Этический блок».

Выполнять задания, требующих проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.




1

Обзор докладов по ОЗОЖ.

Уметь: характеризовать важность и необходимость ЗОЖ для человека;

Различать привычки здорового образа жизни и вредные привычки;

Знать: правила здорового и безопасного образа жизни;

Знать правила здорового и безопасного образа жизни;



1

Итоговое повторение

Знать: правила здорового и безопасного образа жизни;

Знать и выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;



1

Резерв






















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка


№ п/п

Кол-во часов

Тема раздела, урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Домашнее задание

(№ пункта)

Дата проведения

Корректировка


Глава 1. Линии (9 часов+1 резерв)

1




    1




      1




        1




          1




            1




              1















              Содержание курса

              математики

              …….

              русского языка

              …….


              Требования к уровню подготовки школьников,
              обучающихся по данной программе
              В результате обучения, ученик 4 класса должен знать/понимать:
              • ппп

              • ппп


              Перечень учебно-методического обеспечения

              Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

              учебники:

              • Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013.

              Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

              дидактические материалы:

              ЭОР:

              Список литературы


              1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

              2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.-3 издание, переработанное - М.: Просвещение, 2011. - 64с. (Стандарты второго поколения)

              3. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013.

              4. Закон об образовании. Вестник образования. - 2004. - №12

              5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы»/ сост. Т.А.Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008

              6. Примерная программа основного общего образования по математике. Алгебра, Геометрия,7 - 9 классы/ сост. Т.А.Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008

              7. Программа для общеобразовательных школ «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы», / сост. Т.А.Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008

              8. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. - 2004г,-№4, - с.4

              9. Алгебра. Учебник для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2012.

              10. Геометрия. Учебник для 9 класса./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012.


              © 2010-2022