- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мамонтова С.А. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Балаково Саратовской области
(МАОУ СОШ №5)
РАССМОТРЕНО:
руководитель ШМО
________ Н.И. Исаева
протокол № _______
от «____»____________20_____г.
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
__________ Н.Ю. Збицкая
«____» ____________20_____г.
УТВЕРЖДЕНО:
директор МАОУ СОШ №5
___________ Н.В.Старовойтова
Приказ № _______
от «____»_______________20_____г.
Рабочая программа педагога
Мамонтовой Светланы Александровны,
учителя начальных классов первой квалификационной категории,
по основам безопасности жизнедеятельности
в 5-х классах.
2014-2015 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка
с. 3-4
Календарно-тематическое планирование
с. 5 - 9
Содержание курса
с. 10 - 1
Планируемые результаты изучения курса ОБЖ 5 класса
с. 12-13
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов, обучающихся по данной программе
с. 14
Перечень учебно-методического обеспечения
с. 15
Список литературы
с. 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; в соответствии с Примерной программой основного общего образования по ОБЖ , с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторской программы А.Т. Смирнова.
Рабочая программа ориентирована на использование в 5 классе основной школы учебника А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 5 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Практическая значимость школьного курса ОБЖ 5 класса обусловлена тем, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи:
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Содержание образования в 5 классе устанавливает следующие задачи:
-
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
-
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
-
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Календарно - тематическое планирование
№ модуля, раздела, темы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество часов
М-I
Основы безопасности личности, общества и государства
25
Р- I
Основы комплексной безопасности
25
Тема 1
Человек, среда его обитания, безопасность человека.
6
Тема 2
Опасные ситуации техногенного характера
6
Тема 3
Опасные ситуации природного характера
2
Тема 4
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
3
Тема 5
Опасные ситуации социального характера
3
Тема 6
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства
5
Итоговое задание
М- II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Р-II
Основы здорового образа жизни
5
Тема 6
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
Тема 7
Факторы, разрушающие здоровье
2
Р-III
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
Тема 8
Первая медицинская помощь и правила её оказания
4
Итоговое задание
Всего часов
34
КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ
Так как учебный план школы рассчитан в 5 классах на 34 часа, а программа по ОБЖ на 35 часов, то проведена корректировка программы на 34 часа.
В теме «Человек, среда обитания, безопасность человека» - 5 часов, но был добавлен 1 час на контрольное повторение, также были добавлены в планирование 2 часа контрольных работ по темам: « Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера», « Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства» и 1 час на введение в курс ОБЖ и инструктаж по ТБ. Все 4 часа были взяты из раздела «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»
Таким образом, в результате корректировки программы на изучение следующих тем отводится следующее количество часов:
Раздел I. Основы комплексной безопасности.- 25 часов
Раздел II. Основы медицинских знаний и ЗОЖ.- 9 часов
Всего - 34 часа
ОБЖ
№
Кол-во часов
Содержание учебного материала
Домашнее задание
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Дата проведения
Корректировка
25
Основы комплексной безопасности
6
Тема 1. Человек и среда его обитания, безопасность человека
1.
1
Ведение в курс ОБЖ, техника безопасности.
Город как среда обитания.
§ 1.1
Уметь формулировать личные понятия о безопасности.
2.
1
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
§ 1.2
Уметь формулировать личные понятия о безопасности. Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
3.
1
Особенности природных условий в городе.
§ 1.3
Сформировать умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.
4.
1
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность.
§ 1.4
Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. Сформировать умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и ликвидации последствий ЧС.
5.
1
Безопасность в повседневной жизни
§ 1.5
Уметь формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций.
6.
1
Контрольная работа: «Человек, среда его обитания, безопасность человека»
Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
6
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
7
1
Дорожное движение. Безопасность участников дорожного движения.
§ 2.1
Моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности при ПДД, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций на дороге.
8.
1
Пешеход. Безопасность пешехода.
§ 2.2
Самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению, анализировать причины возникновения опасных ситуаций при несоблюдении ПДД пешехода.
9.
1
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель.
§ 2.3, 2.4
Освоить приемы действий в опасных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности, сформировать потребность соблюдать ПДД.
10.
1
Пожарная безопасность.
§ 2.5
Овладеть навыками противопожарной безопасности в быту, приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий
11
1
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
§ 2.6
Сформировать умение правильного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
12
1
Контрольная работа: «Опасные ситуации техногенного характера»
Овладеть навыками противопожарной безопасности в быту, освоить приемы действий в опасных ситуациях техногенного характера. Сформировать потребность соблюдать ПДД, понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
2
Тема 3. Опасные ситуации природного характера
13
1
Погодные условия и безопасность человека.
§ 3.1
Уметь формулировать личные понятия о безопасности человека, понимать и распознавать опасные природные явления и ситуации чрезвычайного характера связанные с ними.
14
1
Безопасность на водоёмах.
§ 3.2
Овладеть навыками правильного поведения на водоемах, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций на воде и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
3
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
15
1
ЧС природного характера
§ 4.1
Освоить приемы действий в чрезвычайных ситуациях природного характера, сформировать умение воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности в ЧС природного характера.
16
1
ЧС техногенного характера
§ 4.2
Освоить приемы действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, сформировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и ликвидации ЧС техногенного характера.
17
1
Контрольная работа: «ЧС природного и техногенного характера»
Уметь формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, обобщать и сравнивать последствия чрезвычайных ситуаций.
3
Тема 5. Опасные ситуации социального характера
18
1
Антиобщественное поведение и его опасность
§ 5.1
Сформировать понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении личной безопасности, норм поведения в общественных местах, самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
19
1
Обеспечение личной безопасности дома
§ 5.2
Освоить приемы действий личной безопасности дома, вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
20
1
Обеспечение личной безопасности на улице
§ 5.3
Освоить приемы действий личной безопасности на улице, вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
5
Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства
22
1
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения
§ 6.1
Развивать личностные, в том числе духовные и физические качества, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
23
1
Виды экстремистской и террористической деятельности
§ 6.2
Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма.
24
1
Виды террористических актов и их последствия
§ 6.3
Формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции, освоить приемы действий в ЧС социального характера.
25
1
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
§ 6.4
Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма, сформировать духовно-нравственные качества учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
26
1
Контрольная работа: «Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства»
Формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции, освоить приемы действий в ЧС социального характера. Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма, сформировать духовно-нравственные качества учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
5
Основы здорового образа жизни.
3
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
27
1
Здоровый образ жизни.
§ 7.1
Сформировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
28
1
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.
§ 7.2
Воспитать ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Сформировать убеждение в необходимости укрепления здоровья.
29
1
Рациональное питание. Гигиена питания.
§ 7.3
Сформировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Понимать необходимость рационального питания, соблюдения режима и гигиены питания.
2
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
30
1
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
§ 8.1
Сформировать установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью.
31
1
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)
§ 8.2
Сформировать стойкое отвращение к алкоголю, наркотикам, табаку.
4
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания
32
1
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
§ 9.1
Освоить навыки и приемы оказания первой медицинской при различных видах повреждений.
33
1
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. (практические занятия)
§ 9.2
Овладеть навыками самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.
33
34
2
Первая медицинская помощь при отравлениях
§ 9.3
Овладеть навыками самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях.
34
Всего часов
0
Резерв
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 5 КЛАССА
Модуль I. Безопасность человека в опасных ситуациях
Раздел I. Безопасность человека в опасных ситуациях
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..
Тема 3. Опасные ситуации природного характера
- Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно-опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.
Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека
- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания
- Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предполагает обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час.
Контрольных работ- 4, тестирование-4, практических занятий-3.
С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Обучение несет деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает
- письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашних заданий);
- тестовый (тестирование);
- устный опрос (собеседование, зачет).
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
-
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
-
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
-
формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
-
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
умения оказывать первую медицинскую помощь;
-
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
-
умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
-
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Требования к уровню подготовки школьников,
обучающихся по данной программе в 5 классе
Знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Учебник - ОБЖ. 5класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012.
-
Л.В. Егорова. Рабочая тетрадь 5 кл., Лицей Саратов,2001
-
ОБЖ. 5 кл. Поурочные планы/сост. Засядько Ю.П. Волгоград, 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
-
Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.)
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
-
Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание.- М., 2002-2009.
-
В.М.Евлахов. Раздаточный материал 5-9 класс., М, Дрофа,2003
-
С.С.Соловьев. Тесты 5-11 кл., М. Дрофа, 2003
-
ОБЖ 5-9 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа.2000г
-
С.С.Соловьев. Тесты 5-11 кл., М. Дрофа, 2003
-
ОБЖ 5-9 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа.2000г
-
Журнал «ОБЖ»
-
Информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности) obzh.info.
-
// nsportal. ru
-
// openclass. ru
Русский язык
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 4 класса разработана на базе …..
Практическая значимость школьного курса русского языка 4 класса обусловлена тем, что …
Общая характеристика учебного предмета
……
Место математики в учебном плане основной школы
В соответствии с учебным планом начального образования …..
На изучение математики в начальной школе отводится не менее …
Таким образом, на курс «Русский язык» в 4 классе отводится …часов (… недель), в том числе … часов для проведения контрольных работ.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Обучение несет деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает
- письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашних заданий);
- тестовый (тестирование);
- устный опрос (собеседование, зачет).
И т.д.
Календарно-тематическое планирование уроков по основам здорового образа жизни
№ п/п
Кол-во часов
Тема раздела, урока
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Домашнее задание
(№ пункта)
Дата проведения
Корректировка
Медико-гигиенический блок (7 ч.)
1
Вводный урок
Уметь: характеризовать важность и необходимость ЗОЖ для человека;
Различать привычки здорового образа жизни и вредные привычки;
Знать: правила здорового и безопасного образа жизни;
Рассказ о необходимости ЗОЖ для человека;
1
Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.
Знать: «-ребенок - подросток - взрослый; переходный возраст»,
единство организма и среды; динамику физического развития и умственной работоспособности; рост и развитие; закономерности физического развития; анатомо-физиологические особенности органов и систем возрастно-половой группы школьников.
Рассказ об анатомо-физиологических особенностях школьников в подростковом возрасте
1
Гигиена тела и полости рта
Иметь: представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Уметь: реализовать правила личной гигиены, ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха;
Рассказ о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
1
Гигиена рабочего места школьника. Работа с компьютером.
Знать о необходимости соблюдать гигиену рабочего места школьника, правила работы с компьютером без вреда для здоровья.
Уметь: правильно оборудовать свое рабочее место, соблюдать правила работы с компьютером.
Подготовить сообщения о гигиене рабочего места школьника, о правилах работы с компьютером.
1
Рациональное сбалансированное питание. Гигиена питания.
Иметь понятие о рациональном питании, составе пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества); что такое сбалансированное питание,
Знать о значении питания для детского организма, заболеваниях алиментарного характера, хранении пищевых продуктов, профилактике заболеваний.
Знать о факторах, оказывающие неблагоприятное влияние на зрительный анализатор и профилактических мероприятиях по борьбе за полноценное зрение школьника. Освоить программу улучшения зрения. Выучить упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы и снимающие утомление глаз.
Подготовить презентацию о рациональном питании школьников.
1
Профилактика нарушения зрения.
Рассказ о факторах, оказывающие неблагоприятное влияние на зрение и профилактических мероприятиях по борьбе за полноценное зрение школьника.
1
Пагубное влияние вредных привычек на здоровье. Тест
Знать о влиянии вредных привычек на здоровье (курение,, алкоголизм,, наркомания, токсикомания);. о последствиях употребления психоактивных веществ. Уметь прогнозировать результаты своего выбора самостоятельной жизни; пользоваться средствами профилактики болезней, асоциального поведения;
Владеть навыками: реализации здорового образа жизни;
профилактики вредных привычек, в том числе и употребления наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Подготовить презентацию о профилактике вредных привычек
Психологический блок (9 ч.)
1
Самораскрытие личностных качеств человека.
Иметь представление об условиях для самораскрытия каждого человека. Знать:
- о чувстве собственного достоинства;
- о способах выражения критики и похвалы;
- смысл таких понятий как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло.
Уметь: пользоваться приемами самоанализа и саморегуляции;
приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;
Подготовить анкету о раскрытии личностных качеств человека.
1
Интеллект и поведенческая креативность.
Иметь представления об интеллектуальной и поведенческой креативности. Знать:
- о чувстве собственного достоинства;
- о способах выражения критики и похвалы; Вербальные упражнения на развитие креативности
Подготовить анкету о раскрытии интеллектуальных качеств человека.
1
Развитие умения логически мыслить.
Уметь логически мыслить, излагать свое мнение, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства
Подготовить несколько логических задач или заданий для одноклассников.
1
Чувство юмора.
Уметь логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе; реализовывать успешные формы поведения; высказывать своё мнение: критическое и похвалу; отстаивать своё мнение
Подготовить сообщение о прочитанном юмористическом произведении
1
Развитие воображения и мышления.
Знать способы развития своего воображения, мышления, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого. Уметь:
- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;
- реализовывать успешные формы поведения;
- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;
- отстаивать своё мнение
Подготовить несколько заданий для одноклассников на развитие воображения и мышления.
1
Умение понимать других.
Уметь:
- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;
- реализовывать успешные формы поведения;
- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;
- отстаивать своё мнение
Рассказ о необходимости умения понимать окружающих людей
1
Взаимодействие личности с группой людей и обществом.
Знать: строение и проявления психики человека, степень воздействия психики на состояние здоровья человека.
Уметь: характеризовать значение общения для человека и правила поведения в группе; творчески относиться к возникающим проблемам, разрешать их без ущерба для здоровья человека.
Владеть: нравственными нормами поведения в обществе; адекватным словарём межличностных отношений между людьми;
Рассказ о значении общения для человека и о правилах поведения в группе; коллективе.
1
Внимание и образная память.
Уметь логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, знать способы развития внимания и образной памяти. Уметь:
- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;
- реализовывать успешные формы поведения;
- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;
- отстаивать своё мнение
Подготовить несколько заданий для одноклассников на развитие внимания и памяти.
1
Контрольная работа по разделу «Психологический блок».
Выполнять задания, требующие проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Правовой блок (6 ч.)
1
Декларация прав ребенка.
Знать нормативные документы, определяющие права и обязанности граждан России; воспитывать в себе правовую активность..
Знать: основные права ребёнка по Декларации прав.
Рассказ об основных правах ребёнка по Декларации прав.
1
Права и обязанности родителей.
Иметь представление о навыках: эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей;
Рассказ о правах и обязанностях родителей по отношению к своим детям.
1
Права ребенка в Российской Федерации.
Знать основные права граждан России и права детей в России, а также:
- о преступлениях против детей и способах принуждения;
- об ответственности за преступления разного характера;
- о способах и механизмах противостояния преступлениям и принуждениям;
Уметь:
- противостоять в ситуациях принуждения.
Владеть навыками: правового поведения;
Подготовить презентацию об основных правах граждан России и правах детей в России.
1
Реализация прав в повседневной жизни. Социальная служба на территории Саратовской области.
Знать: о государственных структурах и общественных организациях, призванных защищать права детей;
Обладать навыками: правового поведения в повседневной жизни.
Знать: о социальных службах для детей, социальной инфраструктуры для детей, о государственной политике в интересах детей, о работе общественных организациях в интересах детей.
Рассказ о социальных службах для детей, о работе общественных организациях в интересах детей.
1
Игра « Организация колонии на необитаемом острове».
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, отстаивать собственное мнение
Провести коллективную игру с одноклассниками.
1
Контрольная работа по разделу «Правовой блок».
Выполнять задания, требующие проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Семьеведческий блок ( 4 ч.)
1
Значение семьи для общества и человека. История развития семьи.
Уметь анализировать особенности семейных отношений и различных общественно-экономических функций семьи..
Знать: механизм создания, развития и функционирования семьи на протяжении веков; ценности и потребности в семье; генеалогическое дерево своей семьи; семейные реликвии; семейные традиции; права и обязанности человека в семье;
Рассказ о механизмах создания, развития и функционирования семьи
1
Семья и ее функции.
Знать: функции семьи, смысл таких понятий как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни;
факторы, воздействующие на личность ребенка: наследственность, среда, воспитание
Уметь: анализировать особенности семейных отношений
Подготовить презентацию на тему: «Семья и ее функции».
1
Состав семьи. Причины распада семьи.
Уметь характеризовать семью как «психологическое убежище» современного человека
Знать: механизм создания, развития и функционирования семьи; факторы, воздействующие на семью и причины ее распада.
Уметь: анализировать особенности семейных отношений
Рассказ о факторах, воздействующих на семью, и причины ее распада.
1
Контрольная работа по разделу «Семьеведческий блок».
Выполнять задания, требующие проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Этический блок
1
Происхождение жизни на Земле.
Знать: закономерности существования Вселенной, о . планете Земля, происхождении жизни на Земле. Уметь определять место человека в иерархии живых существ.
Рассказ о происхождении жизни на Земле
1
Разнообразие видов живых существ. Человек - вершина эволюции.
Знать о происхождении жизни на Земле, определять место человека в иерархии живых существ.
Знать:
- о причастности человека к процессам, происходящим в мире;
- о потребительском и экологическом подходах к миру.
Уметь:
- владеть навыками безопасного взаимодействия с миром;
- делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром
Подготовить презентацию «Разнообразие видов живых существ»
1
Непрерывная смена поколений. Цикличность жизни человека.
Знать и понимать цикличность жизни человека; Уметь определять свое место в непрерывном потоке жизни.
Рассказ о цикличности жизни человека;
1
Преемственность поколений.
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения; Знать о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе; попробовать ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений.
Рассказ о преемственности поколений как о непрерывном историческом процессе;
1
Игра «Кому лучше?»
Знать о тесной взаимосвязи поколений, преемственности нравственных и интеллектуальных норм передающихся из поколения в поколение. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, отстаивать собственное мнение
Провести коллективную игру с одноклассниками
1
Контрольная работа по разделу «Этический блок».
Выполнять задания, требующих проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости. Знать, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
1
Обзор докладов по ОЗОЖ.
Уметь: характеризовать важность и необходимость ЗОЖ для человека;
Различать привычки здорового образа жизни и вредные привычки;
Знать: правила здорового и безопасного образа жизни;
Знать правила здорового и безопасного образа жизни;
1
Итоговое повторение
Знать: правила здорового и безопасного образа жизни;
Знать и выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;
1
Резерв
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п
Кол-во часов
Тема раздела, урока
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Домашнее задание
(№ пункта)
Дата проведения
Корректировка
Глава 1. Линии (9 часов+1 резерв)
1
1
1
1
1
1
1
Содержание курса
математики
…….
русского языка
…….
Требования к уровню подготовки школьников,
обучающихся по данной программе
В результате обучения, ученик 4 класса должен знать/понимать:
-
ппп
-
ппп
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
учебники:
-
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
дидактические материалы:
ЭОР:
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
-
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.-3 издание, переработанное - М.: Просвещение, 2011. - 64с. (Стандарты второго поколения)
-
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013.
-
Закон об образовании. Вестник образования. - 2004. - №12
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы»/ сост. Т.А.Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008
-
Примерная программа основного общего образования по математике. Алгебра, Геометрия,7 - 9 классы/ сост. Т.А.Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008
-
Программа для общеобразовательных школ «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы», / сост. Т.А.Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008
-
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. - 2004г,-№4, - с.4
-
Алгебра. Учебник для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2012.
-
Геометрия. Учебник для 9 класса./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012.