Урок по ОБЖ по теме: Дорога

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по ОБЖ по теме :ДорогаУрок по ОБЖ по теме :ДорогаУрок по ОБЖ по теме :ДорогаУрок по ОБЖ по теме :ДорогаУрок по ОБЖ по теме :ДорогаУрок по ОБЖ по теме :ДорогаУрок по ОБЖ по теме :Дорога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Россоши

Россошанского Муниципального района Воронежской области







Конспект урока по ОБЖ по теме:

«Элементы улиц и дорог»

для 5 класса

преподаватель ОБЖ

Острикова Анна Васильевна МКОУ СОШ №6 г.Россошь





г.Россошь

2015г.

Пояснительная записка

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Абсолютное большинство ДТП, как показывает практика, спровоцированных несовершеннолетними, происходит по одной и той же схеме. Неожиданно из-за препятствий, или из-за стоящего транспорта, или перед близко идущим транспортом выбегает малолетний гражданин, а водитель не успевает затормозить…

Любой ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку. Используя подобные мероприятия в образовательном процессе, учитель выполняет основную цель - формирование готовности ребенка к адекватному участию в дорожном движении.

Данный урок разработан в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.

Принимая участие в проведении предлагаемого урока, каждый ученик 5-го класса получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний о Правилах дорожного движения. Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

В результате проведения данного урока ученики должны знать/понимать:

Где должны ходить пешеходы.

Почему нельзя ходить на проезжей части.

Части улиц и дорог.

Как надо переходить улицу.

Свой путь в школу и обратно.

Для чего служит пешеходная дорожка.

Правила движения пешеходов на загородной дороге.

Уметь. Нарисовать свой путь в школу. Применять на практике полученные знания.

ТЕМА УРОКА: «Элементы улиц и дорог».

ЦЕЛИ:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина.

  1. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азбука дорожной науки. Казань, «Рут», 1999г.

  2. Азбука дорожной науки. Казань, «Элодея», 1998г.

  3. Альбомы для учащихся к занятиям по ПДД, М.: изд-во «АСТ», 1997г.

  4. Р.П. Бабина. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие. М.: «АСТ -ЛТД», 1997г.

5. Методическое пособие «Безопасность на дорогах», Казань, 2007г.

ОБОРУДОВАНИЕ: LCD проектор, ноутбук- 1, презентация из 15 слайдов по теме урока, тест (в компьютерном варианте) по теме «Правила поведения на дорогах», рисунок светофора, конверты с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, кружки красного, жёлтого, зеленого цвета; запись детской песни «Дорога добрая» (для проведения физкультминутки), CD диск. Цветные карандаши. «Методические материалы к занятиям по ПДД в школе».















ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

- Добрый день, всем! Посмотрите по сторонам, на свои рабочие места. Всё ли на месте, нет ли лишних предметов?Проверим кто сегодня отсутствует.

Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Тема нашего урока «Элементы улиц и дорог». Необычен он тем, что мы с вами сегодня будем использовать компьютер, проектор, чтобы лучше усвоить ПДД. На этом уроке мы вспомним и повторим основные элементы улиц и дорог, правила безопасного поведения на них.

СЛАЙД 2 .А помогать во всём этом нам будет главный помощник любого пешехода на дороге. О ком идёт речь, вы узнаете отгадав кроссворд. СЛАЙД 3

II. Повторение пройденного материала. Актуализация опорных знаний.

1.Разгадывание кроссворда. (чтение вопросов детьми)

«Отгадай кроссворд» (СЛАЙД 3)

  1. Тот, кого везут в автобусе, троллейбусе, трамвае или автомобиле.

  2. Как еще называют водителя.

  3. Тот, кто управляет каким-либо транспортным средством.

  1. Транспортное средство, сделанное доброй феей из тыквы, на котором Золушка приехала на бал.

  1. Тот, кто идет по дороге пешком.

Двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать.

Ответы: 1. Пассажир

2. Шофер

3. Водитель

4. Карета

5. Пешеход

6. Велосипед

2. Игра «Собери слово»

Но посмотрите и Кроссворд хранит тайну. Составьте из выделенных букв слово и вы узнаете кто пришёл к нам на урок. Урок по ОБЖ по теме :Дорога

С Ф Е О Т О Р СЛАЙД 4

-Так кто же пришёл к нам на урок? (Светофор) (вывешивается рисунок Светофора).

3.Работа над «письмом».

Ребята, Светофорик принес нам письмо, давайте его прочитаем. СЛАЙД 5

«Прежде чем перейти дорогу, найди ... место для перехода. Остановись у ... тротуара прислушайся! Посмотри внимательно сначала ..., а потом ... нет ли машин. Вот так ты научишься переходить...»

Что необычного вы заметили в письме? Да, нам необходимо вставить нужные слова.

(Дети читают письмо и вставляют слова вместо точек, слова для справок: безопасное, край, налево, направо, дорогу)

- а теперь давайте повторим виды светофоров.СЛАЙД6

4. Повторение значения сигналов светофора.

- Ребята, объясните, пожалуйста, что обозначает каждый сигнал светофора.

Учащиеся:

Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено.

Желтый сигнал предупреждает о смене сигналов светофора. Онзапрещаетдвижение.

Зеленый сигнал разрешает движениипешеходов.

Вы прекрасно знаете, что означают каждый сигнал светофора.

Физкультминутка.

Сейчас мы немного отдохнем и закрепим сигналы светофора:

Красный -стоим без движения, тишина;

Желтый - хлопаем в ладоши;

Зеленый - шагаем на месте.

Будьте внимательны, чтоб не случилась с вами беда.

III. Работа над темой урока.

  1. Рассказ учителя по теме урока.

Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Как поехать в город к родным и друзьям без дороги? Без дорог нашим автомобилям, мотоциклам, грузовикам пришлось бы остаться в гаражах.

-Послушайте рассказ о том, как появилась дорога.

2. Доклад учащихся об истории появления дорог.

1-ый учащийся

1. Дорога - это жизнь - считали еще в древности. Археологические раскопки показывают, что хорошо оборудованные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад на территории современного Ирака. Там впервые изобрели колесо, которое потом применили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 году до н.э. Она имела 11 метров в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, ее протяженность- 260 км. Дороги были гордостью римлян. Они назывались именами великих людей.

2-ой учащийся

2. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в X-XIвв в период расцвета Руси. Великой называлась дорога, которая в XV веке связывала Москву с Владимиром. Пока люди только ходили по земле, все было просто, но стоило появиться всадником и повозкам, возникли проблемы. Пешеходом стало опасно ходить. Экипажи, беспорядочно лечащиеся по улицам, часто сталкивались между собой, люди попадали под колеса и копыта лошадей. Вот тогда и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Учитель:Дорога - это не только проезжая часть и тротуар. Она включает в себя другие составные части, которые называются элементами дороги. К ним относятся: обочина дороги, дорожная разметка, дорожные знаки, остановки общего транспорта, пешеходный переход.СЛАЙД 7

Учитель: Современная дорога, проходящая в городе, имеет следующие основные элементы: тротуар, проезжая часть, поребрик.Поребрик - это специальный каменный бордюр, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Учитель объясняет учащимся значение новых терминов. СЛАЙД 8-12

Запись в тетрадь понятия «поребрик»

Проезжая часть - это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Пешеходная дорожка - это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Тротуар - это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и транспортные средства.

IV. Закрепление изученного материала

  1. Работав группах.

2. Работа в группах группа - раскрасьте картинку, выделив тротуар серым цветом, поребрик красным, а проезжую часть - голубым, обочину - зелёным.(рисунки улицы и дороги)

2 группа - подпишите названия элементов дороги (те же рисунки улицы)



3. Проверка работы групп у доски. Показ и объяснение уч-ся.

Выбери из предложенных ниже ответов правильные. Нарисуй кружочки соответствующих цветов в тетрадь.СЛАЙД 14

Одно из опасных мест для пешеходов- перекрёсток.

На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки, и только тогда переходить улицу.

Переходи улицу на жёлтый сигнал светофора.

Идти по обочине нужно друг за другом, не выходя на проезжую часть, причем обязательно навстречу движению машин.

Красный свет у светофора расположен снизу потому, что он самый важный.

-Давайте проверим. Посмотрите на экран. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями светофорика. Давайте подведем итоги.

V. Заключительная часть.

Итог урока и оценивание учащихся.

- Чем необычен был сегодняшний урок?

- Что вам особенно понравилось?

- О чем мы сегодня на уроке говорили, что нового узнали?

VI. Постановка домашнего задания.

-Нарисовать на альбомном листке хорошо известные вам участки дорог нашей местности, обозначив чётко их элементы.



© 2010-2022