• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №2

г. Нижневартовск


Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Проект

«Азбука безопасности»






2011г.

СОДЕРЖАНИЕ


Цель проекта: Создание необходимых условий для формирования у воспитанников пришкольного лагеря культуры безопасной жизнедеятельности.

Задачи проекта:

  • Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;

  • Ознакомить с правилами пожарной безопасности;

  • Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Участники проекта:

Воспитанники пришкольного лагеря, педагоги гимназии, родители.

Принципы реализации проекта:

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и других видов безопасностей лежат принципы:

  • 1.Принцип последовательности.

Реализация проекта должна проходить последовательно.

  • 2. Принцип комплексности.

Характер проводимой работы проводится комплексно-целевым методом.

  • 3. Принцип целостности и системности. Согласование целей и ожидаемых результатов.

  • 4.Принцип обмена информацией. Тесная взаимосвязь между учреждениями, осуществляющими профилактическую работу.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасностиПроект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности







Обоснование актуальности проекта

(анализ современного состояния проблемы)

Раздел 1. Правила дорожного движения

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

  • нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);

  • неподчинение сигналам светофора (11,8%);

  • неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);

  • игра на проезжей части (4,2%);

  • неумелое управление велосипедом (3,0%).

В течение учебного года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток - это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • - неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

  • - неспособность адекватно оценивать обстановку;

  • - быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

  • - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

  • - преобладание потребности в движении над осторожностью;

  • - стремление подражать взрослым;

  • - недостаток знаний об источниках опасности;

  • - отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

  • - переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

  • - неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях:

«Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором, как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».

Отмечено, что дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП.

Эти данные подтверждаются результатами анкетирования, мониторинга, статистических данных по МОУ гимназии №2.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №2 вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяет особое внимание. Специфика местонахождения образовательного учреждения вносит свои коррективы в организацию работы по предупреждению ДДТТ и определяет круг основных проблем. Контингент обучающихся составляют 2 группы детей:

-дети, проживающие в микрорайоне гимназии;

- дети, которые проживают вдали от гимназии.

Дети, проживающие внутри микрорайона гимназии, чувствуют себя в относительной безопасности, так как им не приходится ежедневно сталкиваться с проблемами перехода через дорогу, по пешеходному переходу (регулируемому или нерегулируемому). Другая группа детей ежедневно сталкивается с проблемами безопасности дорожного движения, подъезжая к гимназии на личном или общественном транспорте. Поэтому необученные школьники теоретическим и практическим основам безопасного поведения на дороге, могут растеряться, оказавшись в сложной ситуации на дороге.

Основным концептуальным положением данной подпрограммы является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики ДТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Вопросы обучения безопасному поведению на дорогах и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения, интеграция курса ОБЖ в части изучения ПДД и курса «Окружающий мир» в начальной школе являются составной частью реализации проекта.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности




Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности


Раздел II.

Концептуальные основы проекта

Цель проекта:

Создание необходимых условий для формирования у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности, как участников дорожного движения

Задачи проекта:

  • Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения;

  • Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;

  • Вовлечь наибольшее число учащихся в изучение

правил дорожного движения;

  • Расширить социальное партнерство и

взаимодействие педагогического коллектива

с семьей, подразделениями ГИБДД

Раздел III.

Содержание проекта

Основные формы и методы профилактической работы:

  1. Работа с учащимися.

  2. Работа с родителями.

  3. Работа с другими специалистами.

  4. Мониторинг сформированности знаний и умений по применению ПДД.

  5. Агитационная работа (отряд ЮИД).

Работа с учащимися:

  • Уроки с элементами ПДД (интеграция).

  • Проведение конкурсов, викторин, мероприятий по профилактике ПДД.

  • Проведение дидактических, ролевых игр по ПДД.

  • Беседы, конкурсы рисунков.

  • Занятия по ПДД в курсе ОБЖ.

  • Применение настольных игр по теме.

  • Организация выставок работ учащихся.

  • Разработка и внедрение системы домашних заданий по ПДД.

  • Составление маршрутов безопасного движения с определением зон риска, связанных с детским дорожно - транспортным травматизмом.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасностиПроект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Работа с родителями
  • Родительские тематические собрания.

  • Индивидуальные беседы.

  • Разработка и распространение памяток для родителей.

  • Мониторинг (анкетирование, опросы и др.)

  • Организация и проведение семейных конкурсов по ПДД.

  • Привлечение родителей к отработке практических навыков по освоению учащимися ПДД.

  • Привлечение родителей к сопровождению учащихся к местам проведения массовых мероприятий.

  • Организация и проведение деловых игр, «круглых столов»

  • Организация дежурства родителей на опасных участках дороги.

  • Подбор материалов в классные уголки по ПДД

  • Изготовление пособий по ПДД

  • Помощь в устройстве площадки для проведения практических занятий по ПДД

РПроект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасностиабота с другими специалистами
  • Участие инспекторов в конкурсах «Безопасное колесо».

  • Организация экскурсий, практических занятий, ролевых игр.

  • Консультации медицинских работников по проблеме.

  • Консультации психолога по проблеме.

  • Составление и утверждение плана совместной работы с ОГИБДД УВД по г. Нижневартовску по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма.

  • Организация совместной работы со СМИ (газета «Самотлор - экспресс»).

Мониторинг сформированности умений и навыков
по применению ПДД
  • Зачеты с использование раздаточного материала;

  • Контрольные опросы по ПДД;

  • Тестовые задания;

  • Ранжирование причин дорожно - транспортных происшествий;

  • Оценка практических действий учащихся на дорогах;

  • Анкетирование;

  • Наблюдение классных руководителей.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Агитационная работа
  • Разработка и распространение памяток для учащихся;

  • Разработка и распространение памяток для родителей;

  • Проведение минуток по БД;

  • Выпуск информационных листков, плакатов;

  • Организация работы группы волонтеров ЮИД «Светофорчик».

Формы проведения обучения различные и выбираются в зависимости от сложности изучаемого вопроса, возрастных особенностей ребенка.

В целом, методика работы с учащимися включает не только формы, но и комплекс методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ученика в дорожном движении.

Ожидаемые результаты

  • получение теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения;

  • снижение количества нарушений правил дорожного движения обучающимися гимназии;

  • обеспечение целостного подхода к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма;

  • организация взаимодействия школы и семьи в целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, привлечение родителей к участию в общешкольных профилактических мероприятиях.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Раздел IV.

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта основывается на совершенствовании методов профилактической работы, осуществлении связей с социальными инстанциями ближнего и дальнего социума, тесной связи с родителями учащихся, системой работы внеклассной воспитательной деятельности, социальной и психологической помощи. Основными исполнителями проекта являются заместители директора по воспитательной работе, по учебно-воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, совет старшеклассников, родители учащихся.

Организационное сопровождение проекта осуществляют руководители методических объединений классных руководителей во взаимодействии с методическими объединениями учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолого-педагогической службой школы.

Администрация школы объединяет усилия в целях обеспечения эффективного функционирования профилактической работы в целом.

4.1. Методическое обеспечение профилактической работы

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

4.2. Этапы реализации проекта (разработана на 5 лет)

Первый этап Организационный (2011- 2012 учебный год.)

ВПроект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасностиключает в себя разработку проекта по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, налаживание системы социального партнерства между педагогическим коллективом и учреждениями, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Второй этап Этап реализации (2012 -2016 учебный год.)

Связан с непосредственной профилактической работой. На этом этапе планируется организация и проведение различных мероприятий по отдельным планам, участие в городских конкурсах по безопасности дорожного движения.

Третий этап Завершающий (2015 - 2016 учебный год.)

Предполагает провести контроль и анализ реализации проекта, достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решения и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Раздел V.

Основные мероприятия по реализации проекта

Мероприятие

Срок

Ответственные

Результат

Работа с педагогическими кадрами

1

Обмен опытом по проблеме, проведение инструктажей

Ежегодно, март, инструктажи по плану

Грязнов В.С.

Преподаватель - организатор ОБЖ

Повышение компетентности педагогов по проблеме

2

Психологический тренинг для учителей «Педагогика сотрудничества - основа профилактической работы по ПДД»

Ежегодно,

апрель

Салдаева С.А.,

педагог - психолог

Использование рекомендаций на уроках

3

Выступление медицинского работника на МО

Ежегодно, ноябрь

Школьный фельдшер

Информирование педагогов

4

Выступление социального педагога на МО

Ежегодно, ноябрь

Социальный педагог

Информирование педагогов

5

Обзор литературы и новинок передового педагогического опыта по проблеме ДДТТ

Ежегодно, декабрь

Заведующая библиотекой

Информирование педагогов, создание картотеки статей

6

Консультации для педагогов по проблеме

По запросу

Грязнов В.С.


Повышение компетентности педагогов

7

Создание методических рекомендаций для педагогов в работе с учащимися по профилактике ДДТТ

Ежегодно, сентябрь

Зам. директора по ВР, психолог, фельдшер школы

Использование рекомендаций в работе

8

Обучение учителей эффективным информационно-коммуникативным технологиям и внедрение полученных знаний в профилактическую работу.

Ежегодно, по плану

Преподаватель информатики

Повышение профессиональной грамотности и компетентности

9

Информирование о новейших достижениях передового педагогического опыта

Ежегодно, май

Библиотекарь

Информирование учащихся

Диагностика с целью выявления уровня сформированности практических и теоретических навыков по ПДД у обучающихся


1

Зачеты с использованием раздаточного материала

Ежегодно, по плану

Грязнов В.С.

Классные руководители

Информационный банк

Корректировка программы работы по ПДД

2

Контрольные опросы по ПДД

Ежегодно, по плану

Грязнов В.С.

Классные руководители

Корректировка программы работы по ПДД

3

Тестовые задания

Ежегодно, по плану

Грязнов В.С.

Классные руководители

Корректировка программы работы по ПДД

4

Ранжирование причин дорожно - транспортных происшествий

Ежегодно, по плану

Грязнов В.С.

Классные руководители

Корректировка программы работы по ПДД

5

Оценка практических действий учащихся на дорогах

Ежегодно, по плану

Грязнов В.С.

Классные руководители

Корректировка программы работы по ПДД

6

Анкетирование

Ежегодно, по плану

Классные руководители

Корректировка программы работы по ПДД

7

Наблюдение классных руководителей

Ежегодно, по плану

Классные руководители

Корректировка программы работы по ПДД


Обучение детей безопасному поведению на улицах города


1

Уроки с применением интегрированного подхода

Согласно календар

но-тематическому планированию

Учителя-предметники

Знания по ПДД

2

Работа кружков по ПДД, отряда ЮИД

По плану

Руководители кружка, отряда ЮИД

Дополнительное образование школьников по проблеме

3

Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо», играх разного уровня

Ежегодно, в течение года

Грязнов В.С.

Политова Т.А.

педагог-организатор

Участие в конкурсах

4

Составление маршрутов безопасного движения с определением зон риска, связанных с детским дорожно-транспортным травматизмом

Ежегодно, сентябрь

Классные руководители

1-11 классов

Определение наиболее безопасного пути следования ребенка к месту обучения и обратно

5

Занятия по ПДД в курсе ОБЖ

Согласно календарно-тематическому планированию

Грязнов В.С.

Информирование учащихся (правила поведения на дорогах)

6

Практический урок «Пассажир и дорога»

Ежегодно, май

Классные руководители

1-11 классов

Обобщение и закрепление навыков поведения на дорогах города, в общественном транспорте

7

Практическое занятие «Перекрестки и их виды»

Ежегодно, декабрь

Грязнов В.С.

Классные руководители

5-7 классов

Закрепление знаний и навыков поведения на регулируемом и нерегулируемом перекрестках

8

Практическое занятие «Разметка дорог и улиц»

Ежегодно,

февраль

Классные руководители

8-9 классов

Знакомство с разметкой дорог

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками»

Ежегодно, ноябрь

Классные руководители

1-4 классов

Закрепление знаний дорожных знаков

10

Заседание круглого стола «Разбор ДТП с микрорайона (по материалам ГИБДД с приглашением инспектора)

Ежегодно,

по мере необходимости

Классные руководители

1-11 классов

Обучение практическим действиям в сложившейся ситуации (решение задач)

11

Викторина «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах»

Ежегодно,

январь

Классные руководители

4-5 классов

Отработка навыков безопасного поведения на дорогах

12

Диспут «Осторожно, плохая погода»

Ежегодно, декабрь

Грязнов В.С.

Классные руководители

1-4 классов

Информирование учащихся о правилах поведения в период гололедицы и снегопада

13

Игра - эстафета «Школа светофорных наук»

Ежегодно, сентябрь

Классные руководители

1-3 классов

Закрепление знаний сигналов светофора

14

Классный час «Улица полна неожиданностей»

Ежегодно, ноябрь

Классные руководители

1-11 классов

Закрепление правил безопасного поведения на дорогах и во дворах во время каникул

15

Классный час «Как вести себя на улице»

Ежегодно, март

Классные руководители

1-11 классов

Отработка навыков безопасного поведения на улице

16

Интеллектуально-творческая игра по ПДД «Крестики-нолики»

Ежегодно, март

Классные руководители 5-7 классов, педагог-организатор Политова Т.А.

Привитие интереса к изучению правил дорожного движения через игровую деятельность

17

Ролевая игра «Светофор»

Ежегодно, апрель

Классные руководители 8-9 классов, педагог-организатор Политова Т.А.

Поддерживать познавательный интерес к изучению ПДД через игру

18

Познавательная игра «Путешествие в страну дорожных знаков»

Ежегодно, сентябрь

Классные руководители

1 классов

Формирование устойчивого интереса к изучению дорожных знаков

19

Тренинг - практикум «Красный, желтый, зеленый»

Ежегодно, декабрь

Классные руководители

4 классов

Закрепление знаний сигналов светофора

20

Викторина «Дорожные знаки»

Ежегодно,

апрель

Классные руководители 1-4 классов

Изучение дорожных знаков

21

Урок-практикум «Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами»

Ежегодно, май

Классные руководители

1-11 классов

Знакомство, повторение правил безопасного вождения велосипеда на дорогах


Формирование информационного пространства гимназии

по профилактике ДДТТ


1

Оформление предметной папки по ПДД

Ежегодно

Грязнов В.С.


Оформленное образовательное пространство школы

2

Оформление предметных информационных стендов

Ежегодно,

в течение года

Грязнов В.С.

Классные руководители

Информирование школьников

3

Пополнение библиотечного фонда современной литературой по проблеме

Ежегодно,

в течение года

Зав. библиотекой

Усачева Т.А.

Доступ и возможность выбора литературы

4

Создание школьной методики, использование системы ИНТЕРНЕТ

Ежегодно,

в течение года

Директор,

Зав. Библиотекой

Усачева Т.А.

Доступ к информационным системам

5

Создание странички по ПДД на сайте гимназии

2011 уч. год

Грязнов В.С.

Информирование общественности по проблеме

6

Проведение минуток по безопасности дорожного движения

По плану, ежегодно

Грязнов В.С.

Классные руководители

Формирование навыков по проблеме

7

Выпуск информационных листков, плакатов

По плану, ежегодно

Пресс-центр (редакторы газеты «Вести из гимназии»)

Информирование общественности по проблеме

8

Изготовление поделок «Знаки дорожного движения достойны уважения»

По плану работы объединения ДО

Руководитель ИЗО - кружка

Развитие творческих навыков

9

Выпуск памяток для младших школьников

В течение года

Руководитель ИЗО - кружка

Развитие творческих навыков

10

Работы группы волонтеров ЮИД «Светофорчик».

Ежегодно, по плану

Грязнов В.С.

Политова Т.А.

Распространение знаний по проблеме


Работа с родителями школьников


1

Ознакомление с результатами работы по формированию культуры поведения на дорогах и в транспорте

Ежегодно, в течение года

Классные руководители, учителя - предметники

Информированность родителей

2

Сообщения на родительских собраниях «Улица полна неожиданностей»

Раз в четверть

Классные руководители

Информированность родителей

3

Лекторий «Безопасность ребенка в Ваших руках»

Ежегодно, ноябрь

Грязнов В.С.



Повышение компетентности родителей по проблеме

4

Семейный конкурс по ПДД «Мы - грамотные пешеходы»

Ежегодно, февраль

Грязнов В.С.

Классные руководители начальной школы

Информационный банк

5

Деловая игра «Участники дорожного движения»

Ежегодно, по особому плану

Грязнов В.С.

Формирование навыков по проблеме

6

Родительские тематические собрания

По плану работы гимназии

Классные руководители

Формирование навыков по проблеме

7

Разработка и распространение памяток для родителей

Ежегодно,

по плану

Классные руководители начального звена, учителя ИЗО

Формирование навыков по проблеме

8

Индивидуальные беседы

Ежегодно,

по плану

Классные руководители

Формирование навыков по проблеме

9

Привлечение родителей к сопровождению учащихся к местам проведения массовых мероприятий

Ежегодно, по плану

Классные руководители

1-11 классов

Формирование навыков по проблеме

10

Подбор материалов в классные уголки по ПДД

Ежегодно,

по плану

Классные руководители

1-11 классов

Пополнение классной методической копилки

11

Изготовление пособий по ПДД

В течение года

Учителя технологии, ИЗО

Пополнение школьной методической копилки

12

Дискуссия «Как уберечь ребенка от происшествия на дороге»

Ежегодно, апрель

Классные руководители

1-11 классов

Информирование о детском травматизме

13

Беседы психолога «Психофизические особенности школьников»

Ежегодно, октябрь

Психолог гимназии

Повышение компетентности в сфере психофизиологических особенностей детей

14

Рекомендации по организации летнего отдыха для детей

Ежегодно, май

Инспектор ГИБДД, социальный педагог, представитель центра «Кардея»

Информирование о правилах поведения на дорогах во время летнего путешествия

приложения

Финансовый план реализации проекта

и развитие материально-технической базы.

Финансирование проекта осуществляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, а также из внебюджетных источников.

Основные направления совершенствования материально - технической базы:

  • Оформление разметочного городка на 1 этаже;

  • Оформление кабинета по ПДД;

  • Изготовление информационных стендов, макетов, дорожных знаков;

  • Изготовление формы (отличительных знаков) для участников агитбригады «Светофорчик»;

  • Приобретение агитационных материалов, плакатов по ПДД;

  • Пополнение медиатеки по данной проблеме и др.

Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности


© 2010-2022