Статья по ОБЖ: Современные информационные технологии на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные информационные технологии на уроках ОБЖ

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.

IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.

Информационные технологи используются на разных этапах урока.

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

  1. мультимедиа технологии:

    • презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);

    • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);

    • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

  2. раздаточный материал:

  • тесты (Excel) (Word);

  • карточки (Word);

  • кроссворды (Excel);

  • самостоятельные работы (Word);

  • контрольные работы (Word).

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ:

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

  1. мультимедиа технологии:

    • презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом. Нами они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера;

    • видеофрагменты фильмов. Например, тема «Безопасное питание» - демонстрация фрагмента фильма «Осторожно еда!».

    • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема «Землетрясения» 7 класс, на экране представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;

    • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);

    • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);

    • коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);

    • видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)

  2. компьютерные технологии:

  • диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;

  • схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС ;

  • таблицы (Excel ) - «Инфекционные заболевания» .

Пример организации закрепления и систематизации знаний:

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

  1. мультимедиа технологии:

  • презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные. С помощью анимации дается правильный вариант ответа.

  1. мобильный класс:

  • работа в группе - задание - составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);

  • выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);

  1. Интернет-ресуры:

  • для работы в группах.

Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии

  1. мультимедиа технологии:

  • презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);

  • презентация-итог (PowerPoint, Word) - на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. «А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир».

  1. компьютерные технологии:

  • стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), например участие в конкурсе газет «По страницам истории печати» мы выпустили газету «Пятишкольник» используя программу Publisher;

  • буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);

  • брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра «Юбилей светофорика», энциклопедия «Лекарственные и ядовитые растения»;

  • плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);

  • открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);

  • анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);

  • оформление портфолио проекта (Word);

  • создание продукта проекта - буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

Примером служит создание проекта в 10 классе по теме «ЗОЖ» «Осанка школьника». С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ), проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:

  • презентация-тест на правильную осанку, где наглядно продемонстрирована осанка человека, приведены несколько способов тестирования собственной осанки;

  • буклет - «Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки»;

  • плакат - «Соблюдай правильную осанку».

Пример использования сети Интернет на уроках:

Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:

Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;

2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уро­ке ОБЖ;

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

Поиск информации:

Поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

•написание рефератов,

•сбор материала по теме,

•иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эф­фективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляе­мый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного по­ведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.



Список литературы


  1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с.

  2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

  3. Журнал «Школьные технологии» - 2003 - 2005 г.

  4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: wiki.irkutsk.ru/index.php/

  6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"

  7. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.

  10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

  11. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/

  12. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.

13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc

14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.

15. festival.1september.ru/.../513744/



© 2010-2022