• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа по учебной дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа по учебной дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образования, утверждённой Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утверждёнными Реморенко И.М., директором Департамента...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Самарский техникум промышленных технологий






УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СПО СТПТ

_____________ В.К. Ягодкин

«___» сентября 2011г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБД. 09. Основы безопасности жизнедеятельности

Общеобразовательный цикл

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий












Самара, 2011

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образования, утверждённой Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утверждёнными Реморенко И.М., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.

Рабочая программа реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования.


Одобрена на заседании ПЦК преподавателей

общепрофессиональных дисциплин и

физической культуры

Протокол № ___ от «___» августа 2011г.

Председатель ПЦК _____________________




Организация-разработчик

ГОУ СПО Самарский техникум промышленных технологий

Разработчик Юнусова Л.Н., преподаватель ГОУ СПО СТПТ

Экспертизу выполнил (а)

Сомова В.Я., методист ГОУ СПО СТПТ




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15







  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности



  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности (далее программа УД) является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ СПО Самарского техникума промышленных технологий по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

- в дополнительном профессиональном образовании специалистов всех уровней, в том числе и специалистов среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности;

- в профессиональной подготовке - для выработки умений распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, умений определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние трудового коллектива и экологическую безопасность населения; формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный цикл общеобразовательных базовых дисциплин


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

-применять первичные средства пожаротушения;

-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

-оказывать первую доврачебную помощь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- правила безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понятия здоровье и здоровый образ жизни, критерии здоровья и основные составляющие ЗОЖ, развивать черты личности, необходимые для ведения здорового образа жизни;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах, а также правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники;

- боевые традиции и символы воинской чести, дни воинской славы России;

- основные принципы оказания первой медицинской помощи.

Вариативная часть - не предусмотрена.

В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


  1. . Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Виды самостоятельных работ:

Реферат

Конспект-отчёт

Выписки из текста и составление опорных таблиц

Подготовка презентаций

Подготовка тезисов устного сообщения

Анализ конкретных ситуаций


12

8

1

5

4

5

Итоговая аттестация

дифференцированный

зачёт

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Введение в дисциплину

4



Тема 1.1

Актуальность изучения дисциплины ОБЖ, цели и задачи

Содержание учебного материала


I

Актуальность изучения ОБЖ. Эволюция среды обитания и переход к техносфере.

История и перспективы развития науки ОБЖ. Цели и задачи дисциплины.

1

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Эволюция среды обитания и переход к техносфере.

1

Тема 1.2.

Основные теоретические положения и понятия

Содержание учебного материала


I

Основные теоретические положения и понятия. Система «человек - среда обитания», взаимодействие и свойства различных факторов. Понятие «риск», «потенциальная опасность» и «безопасность».

1

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. История и перспективы развития науки ОБЖ.

1

Раздел 2.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

13


Тема 2.1

Обеспечение личной безопасности

Содержание учебного материала


I

Личная безопасность и поведение человека в быту. Правовые основы взаимоотношения полов. Права и обязанности несовершеннолетних. Права и обязанности родителей.

2

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Компьютерные игры и их влияние на организм подростков.

1

Тема 2.2

Здоровье и здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала



I

Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ). Факторы, способствующие укреплению здоровья. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе.

5

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Роль физической культуры в сохранении здоровья.

  2. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.

2

Тема 2.3

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Содержание учебного материала


I

Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркотики и наркомания, социальные последствия.

2

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

1

Раздел 3.


Государственная система обеспечения безопасности населения

33


Тема 3.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Содержание учебного материала


I

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.

4

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Чрезвычайные ситуации социального характера.

  2. Техносфера как источник негативных факторов.

2

Тема 3.2.

Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени

Содержание учебного материала


I

Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Гражданская оборона (ГО). Мониторинг и прогнозирование ЧС.

2

1,2

Лабораторные работы

-

,2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Чрезвычайные ситуации военного времени.

  2. Прогнозирование ЧС, аварий и катастроф.

2

Тема 3.3.

Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени

Содержание учебного материала


I

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС. Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и медицинские СИЗ. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) в зонах ЧС. Обучение населения защите от ЧС. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Первичные средства пожаротушения. Назначение, устройство и принцип действия огнетушителей. Общие правила тушения пожаров. Оказание первой помощи при пожарах и ожогах.

17

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа (за 1-й семестр)

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности.

  2. Терроризм как основная социальная опасность современности.

  3. Характеристика ЧС, наиболее вероятных для данной местности и условий проживания.

  4. Модели поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

  5. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.

5

Раздел 4.


Основы обороны государства и воинская обязанность

42


Тема 4.1

Основы обороны государства


Содержание учебного материала


I

История создания Вооружённых Сил РФ. Правовая основа военной службы. Конституция и Федеральные Законы «Об обороне» и «О статусе военнослужащих». Функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ. Организационная структура ВС РФ.

5

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Основы обороны государства.

  2. Участие ВС РФ в миротворческих операциях.

  3. Порядок прохождения военной службы.

  4. Особенности военной службы.

  5. Строевые движения с оружием и без оружия.

5

Тема 4.2.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы


Содержание учебного материала


I

Основные понятия о воинской обязанности. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службы». Прохождение военной службы по призыву. Состав и воинские звания военнослужащих РФ. Военная форма и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности военнослужащих. Общевойсковые Уставы ВС РФ. Воинская дисциплина и ответственность. Основные виды военных образовательных учреждений и правила приёма в них. Боевые традиции и ритуалы ВС РФ.

19

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Положение Боевого Знамени в строю.

  2. Дисциплинарные взыскания.

  3. Как стать офицером Российской армии.

  4. Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге.

  5. Боевое Знамя воинской части.

5

Тема 4.3.

Основы военно-патриотического воспитания

Содержание учебного материала


I

Государственные и воинские символы России. Ордена и медали - почётные награды за воинские отличия в бою и военной службе. Дни воинской славы - победные дни России.

5

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа (тестирование)

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Ордена и медали СССР и РФ.

  2. Дни воинской славы.

2

Раздел 5.


Основы медицинских знаний

13


Тема 5.1

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Содержание учебного материала


I

Первая помощь. Самопомощь. Сущность первой помощи. Последовательность действий при оказании первой помощи. Мероприятия первой медицинской помощи. Признаки жизни. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, сотрясениях и ушибах головного мозга, при переломах, травматическом шоке, при ожогах, при поражении электрическим током, при синдроме длительного сдавливания, при отморожениях, при сердечных заболеваниях.

3

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Как обрабатывать рану на месте происшествия.

2. Первая медицинская помощь при травмах груди и живота.

3. Первая медицинская помощь при травмах в области таза и повреждении позвоночника.

4. Правила наложения различных типов повязок.

5. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.

5

Тема 5.2.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика


Содержание учебного материала


I

Инфекционные заболевания и их классификация. Факторы и пути передачи инфекции. Профилактика. Вакцинотерапия. Инфекции, передаваемые половым путём.

1

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. СПИД - чума ХХI века.

1

Тема 5.3. Здоровье родителей

и здоровье детей


Содержание учебного материала


I

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Здоровье родителей и здоровье детей. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

1

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Дифференцированный зачёт

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Медицинская аптечка и правила её использования.

1


Всего:

105



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности - имеется; лаборатория - имеется.

Оборудование учебного кабинета:

- стол письменный;

- кресло на газлифте;

- столы ученические;

- стулья ученические;

- доска ДП классная;

- шкаф-стеллаж;

- платяной шкаф;

- стенд «Уголок гражданской защиты»;

- стенды «Информация», «В помощь выпускнику», «Гражданская оборона»;

- портрет Президента РФ В.В. Путина;

- аптечка «Тандем» для оказания ПМП - 1 шт.;

- огнетушитель порошковый - 1шт.

Технические средства обучения:

- компьютер, оснащённый лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа-проектор;

- принтер;

- колонки активные;

- экран на штативе;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- аптечка для защитных сооружений на 400-600 человек - 1 шт;

- аптечка для защитных сооружений на 100-150 человек -1 шт.;

- индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11 - 20 шт.;

- газодымозащитный комплект ГДЗК - 1 шт.;

- носилки плащевые - 2 шт.;

- прибор химической разведки ВПХР - 1 шт.;

- пневматические винтовки МР-512 - 3 шт.



3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова. - М., 2007.

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: 10 - 11 кл. - 8-е изд. - М., 2007.

Дополнительные источники:

1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

2. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ

3. Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ

4. Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ

5. Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ

6. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ

7. Федеральный Закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ

8. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

9. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ

10. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

11. Семейный Кодекс РФ (действующая редакция).

12. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ. - М.: Феникс, 2010.


Интернет-ресурсы:

mchs.gov.ru - сайт МЧС РФ.

mvd.ru - сайт МВД РФ.

mil.ru - сайт Минобороны РФ.

fsb.ru - сайт ФСБ РФ.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- меры противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;

-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

- тестирование;

- контрольная работа;

- практическая работа;

- устный и письменный опрос;

- беседа;

- реферат;

- решение ситуационных задач;

- опорная таблица;

- деловая игра;

- семинар;

- создание презентаций;

- исследовательские творческие работы;

- анализ конкретных ситуаций (АКС);

- коллоквиум.

7


© 2010-2022