- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по учебной дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа по учебной дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юнусова Л.Н. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО СТПТ
_____________ В.К. Ягодкин
«___» сентября 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД. 09. Основы безопасности жизнедеятельности
Общеобразовательный цикл
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
Самара, 2011
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образования, утверждённой Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утверждёнными Реморенко И.М., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.
Рабочая программа реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования.
Одобрена на заседании ПЦК преподавателей
общепрофессиональных дисциплин и
физической культуры
Протокол № ___ от «___» августа 2011г.
Председатель ПЦК _____________________
Организация-разработчик
ГОУ СПО Самарский техникум промышленных технологий
Разработчик Юнусова Л.Н., преподаватель ГОУ СПО СТПТ
Экспертизу выполнил (а)
Сомова В.Я., методист ГОУ СПО СТПТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности (далее программа УД) является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ СПО Самарского техникума промышленных технологий по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании специалистов всех уровней, в том числе и специалистов среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности;
- в профессиональной подготовке - для выработки умений распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, умений определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние трудового коллектива и экологическую безопасность населения; формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательный цикл общеобразовательных базовых дисциплин
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
-применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую доврачебную помощь.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понятия здоровье и здоровый образ жизни, критерии здоровья и основные составляющие ЗОЖ, развивать черты личности, необходимые для ведения здорового образа жизни;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах, а также правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники;
- боевые традиции и символы воинской чести, дни воинской славы России;
- основные принципы оказания первой медицинской помощи.
Вариативная часть - не предусмотрена.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
не предусмотрено
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
Виды самостоятельных работ:
Реферат
Конспект-отчёт
Выписки из текста и составление опорных таблиц
Подготовка презентаций
Подготовка тезисов устного сообщения
Анализ конкретных ситуаций
12
8
1
5
4
5
Итоговая аттестация
дифференцированный
зачёт
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объём часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Введение в дисциплину
4
Тема 1.1
Актуальность изучения дисциплины ОБЖ, цели и задачи
Содержание учебного материала
I
Актуальность изучения ОБЖ. Эволюция среды обитания и переход к техносфере.
История и перспективы развития науки ОБЖ. Цели и задачи дисциплины.
1
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Эволюция среды обитания и переход к техносфере.
1
Тема 1.2.
Основные теоретические положения и понятия
Содержание учебного материала
I
Основные теоретические положения и понятия. Система «человек - среда обитания», взаимодействие и свойства различных факторов. Понятие «риск», «потенциальная опасность» и «безопасность».
1
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
История и перспективы развития науки ОБЖ.
1
Раздел 2.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
13
Тема 2.1
Обеспечение личной безопасности
Содержание учебного материала
I
Личная безопасность и поведение человека в быту. Правовые основы взаимоотношения полов. Права и обязанности несовершеннолетних. Права и обязанности родителей.
2
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Компьютерные игры и их влияние на организм подростков.
1
Тема 2.2
Здоровье и здоровый образ жизни.
Содержание учебного материала
I
Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ). Факторы, способствующие укреплению здоровья. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе.
5
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Роль физической культуры в сохранении здоровья.
-
Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
2
Тема 2.3
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Содержание учебного материала
I
Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркотики и наркомания, социальные последствия.
2
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Пассивное курение и его влияние на здоровье.
1
Раздел 3.
Государственная система обеспечения безопасности населения
33
Тема 3.1
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Содержание учебного материала
I
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.
4
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Чрезвычайные ситуации социального характера.
-
Техносфера как источник негативных факторов.
2
Тема 3.2.
Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени
Содержание учебного материала
I
Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Гражданская оборона (ГО). Мониторинг и прогнозирование ЧС.
2
1,2
Лабораторные работы
-
,2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Чрезвычайные ситуации военного времени.
-
Прогнозирование ЧС, аварий и катастроф.
2
Тема 3.3.
Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени
Содержание учебного материала
I
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС. Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и медицинские СИЗ. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) в зонах ЧС. Обучение населения защите от ЧС. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Первичные средства пожаротушения. Назначение, устройство и принцип действия огнетушителей. Общие правила тушения пожаров. Оказание первой помощи при пожарах и ожогах.
17
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа (за 1-й семестр)
1
Самостоятельная работа обучающихся
-
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности.
-
Терроризм как основная социальная опасность современности.
-
Характеристика ЧС, наиболее вероятных для данной местности и условий проживания.
-
Модели поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
-
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.
5
Раздел 4.
Основы обороны государства и воинская обязанность
42
Тема 4.1
Основы обороны государства
Содержание учебного материала
I
История создания Вооружённых Сил РФ. Правовая основа военной службы. Конституция и Федеральные Законы «Об обороне» и «О статусе военнослужащих». Функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ. Организационная структура ВС РФ.
5
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Основы обороны государства.
-
Участие ВС РФ в миротворческих операциях.
-
Порядок прохождения военной службы.
-
Особенности военной службы.
-
Строевые движения с оружием и без оружия.
5
Тема 4.2.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Содержание учебного материала
I
Основные понятия о воинской обязанности. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службы». Прохождение военной службы по призыву. Состав и воинские звания военнослужащих РФ. Военная форма и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности военнослужащих. Общевойсковые Уставы ВС РФ. Воинская дисциплина и ответственность. Основные виды военных образовательных учреждений и правила приёма в них. Боевые традиции и ритуалы ВС РФ.
19
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Положение Боевого Знамени в строю.
-
Дисциплинарные взыскания.
-
Как стать офицером Российской армии.
-
Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге.
-
Боевое Знамя воинской части.
5
Тема 4.3.
Основы военно-патриотического воспитания
Содержание учебного материала
I
Государственные и воинские символы России. Ордена и медали - почётные награды за воинские отличия в бою и военной службе. Дни воинской славы - победные дни России.
5
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольная работа (тестирование)
1
Самостоятельная работа обучающихся
-
Ордена и медали СССР и РФ.
-
Дни воинской славы.
2
Раздел 5.
Основы медицинских знаний
13
Тема 5.1
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Содержание учебного материала
I
Первая помощь. Самопомощь. Сущность первой помощи. Последовательность действий при оказании первой помощи. Мероприятия первой медицинской помощи. Признаки жизни. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, сотрясениях и ушибах головного мозга, при переломах, травматическом шоке, при ожогах, при поражении электрическим током, при синдроме длительного сдавливания, при отморожениях, при сердечных заболеваниях.
3
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1. Как обрабатывать рану на месте происшествия.
2. Первая медицинская помощь при травмах груди и живота.
3. Первая медицинская помощь при травмах в области таза и повреждении позвоночника.
4. Правила наложения различных типов повязок.
5. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
5
Тема 5.2.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика
Содержание учебного материала
I
Инфекционные заболевания и их классификация. Факторы и пути передачи инфекции. Профилактика. Вакцинотерапия. Инфекции, передаваемые половым путём.
1
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1. СПИД - чума ХХI века.
1
Тема 5.3. Здоровье родителей
и здоровье детей
Содержание учебного материала
I
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Здоровье родителей и здоровье детей. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
1
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Дифференцированный зачёт
1
Самостоятельная работа обучающихся
-
Медицинская аптечка и правила её использования.
1
Всего:
105
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности - имеется; лаборатория - имеется.
Оборудование учебного кабинета:
- стол письменный;
- кресло на газлифте;
- столы ученические;
- стулья ученические;
- доска ДП классная;
- шкаф-стеллаж;
- платяной шкаф;
- стенд «Уголок гражданской защиты»;
- стенды «Информация», «В помощь выпускнику», «Гражданская оборона»;
- портрет Президента РФ В.В. Путина;
- аптечка «Тандем» для оказания ПМП - 1 шт.;
- огнетушитель порошковый - 1шт.
Технические средства обучения:
- компьютер, оснащённый лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа-проектор;
- принтер;
- колонки активные;
- экран на штативе;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- аптечка для защитных сооружений на 400-600 человек - 1 шт;
- аптечка для защитных сооружений на 100-150 человек -1 шт.;
- индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11 - 20 шт.;
- газодымозащитный комплект ГДЗК - 1 шт.;
- носилки плащевые - 2 шт.;
- прибор химической разведки ВПХР - 1 шт.;
- пневматические винтовки МР-512 - 3 шт.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова. - М., 2007.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: 10 - 11 кл. - 8-е изд. - М., 2007.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
2. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
3. Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ
4. Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ
5. Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
6. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
7. Федеральный Закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ
8. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
9. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
10. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
11. Семейный Кодекс РФ (действующая редакция).
12. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ. - М.: Феникс, 2010.
Интернет-ресурсы:
mchs.gov.ru - сайт МЧС РФ.
mvd.ru - сайт МВД РФ.
mil.ru - сайт Минобороны РФ.
fsb.ru - сайт ФСБ РФ.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- меры противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- тестирование;
- контрольная работа;
- практическая работа;
- устный и письменный опрос;
- беседа;
- реферат;
- решение ситуационных задач;
- опорная таблица;
- деловая игра;
- семинар;
- создание презентаций;
- исследовательские творческие работы;
- анализ конкретных ситуаций (АКС);
- коллоквиум.
7