- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 09 Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей СПО
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 09 Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей СПО
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ляпчев А.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тольятти 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по всем профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) для всех специальностей СПО
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж
Разработчик:
Ляпчев А.В. - преподаватель БЖД.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
10
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
5. КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
16
20
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для всех специальностей СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки для всех специальностей СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающего населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения (далее - ОМП);
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей (далее - ВУС) и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны (далее - ГО), способы защиты населения от ОМП;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, имеющих ВУС, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
1. Изучение Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
20
2. Выполнение требований законов по воинскому учету, медицинскому обследованию и освидетельствованию, постановка на первоначальный воинский учет.
8
3. Изучение положений Устава Вооруженных Сил РФ.
7
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение в дисциплину ОБЖ.
Содержание учебного материала
2
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цели и задачи дисциплины.
Основные теоретические положения понятия
2
Тема 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Содержание учебного материала
2
Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, способствующие укрепление здоровья. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
2
Курение и его влияние на состояние здоровья.
Наркотики и наркомания, социального последствия.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
2
Социальная роль женщины в современном обществе. Правовые основы взаимоотношения полов.
2
Тема 2
Государственная система обеспечения безопасности населения.
Содержание учебного материала
2
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели проведения при возникновении таких ситуаций.
2
Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
2
Гражданская оборона. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
2
Оповещение и информирование и населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
2
Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них.
2
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
2
Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.
Правила безопасности поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники.
2
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
2
Самостоятельная работа.
Составить конспект ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
8
Тема 3
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Содержание учебного материала
2
История создания Вооружённых сил Российской Федерации.
2
Основные предпосылки проведения военной реформы на современном этапе.
2
Функции и основные задачи современных Вооружённых сил Российской Федерации.
2
Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации.
1
Контрольная работа по пройденному материалу
1
Основные понятия о воинской обязанности. Призыв на военную службу.
2
Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту.
2
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности военнослужащих.
2
Качества личности военнослужащего как защитника Отечества.
2
Воинская дисциплина и ответственность. Как стать офицером российской армии.
2
Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации.
2
Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации. Символы воинской чести.
Самостоятельная работа.
Составить конспект ФЗ «Об обороне»
Составить конспект «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г»
Составить конспект ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Составить конспект по выполнению требования законов по воинскому учету, медицинскому обследованию и освидетельствованию, постановка на первоначальный воинский учет
Составить конспект по положению Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ.
4
4
4
8
4
Тема 4
Основы медицинских знаний.
Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях
2
2
Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
2
Первая помощь при переломах. Первая помощь при травматическом шоке.
2
Первая помощь при ожогах. Первая помощь при поражении электрическим током.
2
Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания.
2
Первая медицинская помощь при отморожениях.
2
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, приступе стенокардии, инфаркте миокарда и внезапной остановке сердца.
2
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
2
Инфекции, передаваемые половым путем. Здоровья родителей и здоровье будущего ребенка.
2
Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
2
Самостоятельная работа
Составить конспект по правилам остановки кровотечения, наложения жгута и повязки
3
Дифференцированный зачет
2
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» и лаборантской для хранения и обслуживания имущества.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- телевизор с видеомагнитофоном и DVD проигрывателем;
- проектор;
- компьютер;
- экран настенный;
Оборудование:
- противогазы (типа ГП-7).
- ружейная комната;
- элементы полосы препятствий;
- спортивный городок;
- учебное место по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и их транспортировке по различным формам рельефа;
- учебное место для эвакуации по пожарным лестницам, с использованием спасательных веревок;
- учебное место для работы с первичными средствами пожаротушения;
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Основные источники
Для преподавателей
1.Конституция Российской Федерации;
2.Федеральные законы: "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службы", "О гражданской обороне", "О радиационной безопасности населения", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения";
3.Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ;
4.Устав войск гражданской обороны РФ;
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с
6.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.- 320с
Для студентов
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О днях воинской славы России (победных днях», "О радиационной безопасности населения", "О безопасности дорожного движения", УК РФ, КоАП РФ…
3. Указы Президента РФ: «Военная доктрина РФ» (2010), Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ.
4 .Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2010.
5. Постановления Правительства РФ: №№: 762, 992, 996 и т.п.
6. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. - М.: Высшая школа, 2008.
7. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. - М.: Высшая школа, 2008.
8. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. - М.: Питер, 2009.
9. Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. - М.: Академия, 2009.
10. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2010.
11. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы. Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2010.
12. Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. - М.: Просвещение, 2007.
13.Воробьев Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. - М.: Астрель, 2009.
14.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2011.- 320с
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Колос, ИПР СПО, 2010.
2. Ю.Л. Воробьев Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: Издательство •АСТ-ЛТД, 2009.
3. М.И Фалеев. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Калуга: ГУП «Облиздат», 2011.
4. В.В. Смирнов Армия государства Российского и защита Отечества. М.: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы:
1. mchs.gov.ru/
2. mvd.ru/
3. mil.ru/
4. fsb.ru/
Для студентов
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с.
2. Комплект учебно-наглядных плакатов «Безопасность жизнедеятельности» М.: 2007.
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающего населения от негативных воздействий ЧС;
Оценка за выполнение ситуационной задачи. Устная проверка. Опрос.
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
Оценка за выполнение ситуационной задачи. Устная проверка. Опрос.
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от ОМП;
Оценка за выполнение ситуационной задачи.
применять первичные средства пожаротушения;
Тестовое задание
ориентироваться в перечне ВУС и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
Проверочная работа по теме. Оценка за выполнение работы по перечню ВУС
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
Оценка за выполнение ситуационной задачи. Устная проверка. Опрос.
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
Оценка за выполнение тренинга по способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
оказывать первую помощь пострадавшим.
Оценка за выполнение норматива: Правила остановки кровотечения, наложения жгута и повязки.
Знания:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
Опрос по индивидуальному заданию. Оценка выполненного задания на уроке.
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
Выполнение группового задания на уроке. Оценка освоенных знаний основных видов потенциальных опасностей
основы военной службы и обороны государства;
Сообщение на заданную тему. Оценка уровня усвоения обучающимся учебного материала.
задачи и основные мероприятия гражданской обороны (далее ГО), способы защиты населения от ОМП;
Оценка за усвоение учебного материала аудиторного занятия
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Контроль знаний меры пожарной безопасности. Учебная тренировка по мерам пожарной безопасности
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
1.в Военном комиссариате. оценка знаний постановки на воинский учет. Индивидуальное задание.
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, имеющих ВУС, родственные специальностям СПО;
Письменный ответ на задание: составление таблицы по основным видам вооружения, военной техники ВС РФ.
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Оценка уровня профессионализма, текущий контроль.
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Тренинг. Норматив: Правила остановки кровотечения, наложения жгута и повязки на кисть, локтевой сустав..
5.КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Название ОК
Технология формирования ОК (на учебных занятиях)
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Тема:
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Государственная система обеспечения безопасности населения.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема:
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема:
Государственная система обеспечения безопасности населения.
Тема: Оказание первой медицинской помощи
Самостоятельная работа:
Составить конспект « Об обороне», «О защите территорий и населения от ЧС».
Тема:
Государственная система обеспечения безопасности населения.
Тема:
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Тема:
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема:
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема:
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Тема:
Основы обороны государства и воинская обязанность.
6.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
.
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения