Рабочая программа по ОБЖ10 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура рабочей программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса включает:

  1. пояснительная записка;

  2. требования к уровню подготовки обучающихся;

  3. содержание дисциплины;

  4. тематическое планирование;

  5. календарно - тематический план;

  6. содержание практической деятельности (КИМ)

  7. перечень учебно-методического обеспечения;

  8. список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «ОБЖ» для 10 класса МБОУ «Лицей №1», р.п. Чамзинка разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 40 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания.

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса МБОУ «Лицей №1», р.п. Чамзинка составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» / под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2008.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Цели

Изучение курса основ безопасности жизнедеятельности в 10-х классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа 10-х классов рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю. Изучение учебного курса в 10 классе заканчивается учебными сборами (практика по разделу «Основы военной службы») с учащимися-юношами по рекомендациям Министерства образования и науки РФ и департамента образования (письмо департамента образования от 10.03.2006 года № 606/01-11 «О порядке организации и проведения учебных сборов»).

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  • В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

  • знать/понимать:

  •  основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  •  потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  •  основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  •  основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  •  порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  •  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  •  основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  •  основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  •  требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  •  предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  •  предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • уметь:

  •  владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  •  пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  •  оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •  для ведения здорового образа жизни;

  •  оказания первой медицинской помощи;

  •  развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  •  вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



Содержание рабочей программы

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(10 КЛАСС)


Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвы­чайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний, обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности че­ловека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по­лученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона - состав­ная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жиз­ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе­ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме­дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под­готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна­комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь­ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти­ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Программа рассчитана на 74 учебных часа (из них 40 ч - на учебные сборы).

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий - защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), которые являются необязательными для девушек.

В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жиз­недеятельности».

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 часов)

1 Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в по­вседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 часов)

1. 1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существо­вания меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориенти­рования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения во­дой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

  1. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминоген­ной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовер­шеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная от­ветственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские дейст­вия и вандализм.

1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее веро­ятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

  1. Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

РСЧС история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуации.

1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирую­щие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Рос­сийской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безо­пасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обо­роне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособ­ности страны (7 часов)

2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и за­дачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возника­ющих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2. Современные средства поражения, их поражающие фак­торы, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Хими­ческое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по пред­назначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные сред­ства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного вре­мени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По­рядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информа­ции о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4. Организация инженерной защиты населения от пора­жающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназ­начение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защит­ных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (заня­тие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5. Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их исполь­зования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и поль­зования средствами индивидуальной защиты.

2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация са­нитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7. Организация гражданской обороны в общеобразователь­ном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном уч­реждении, ее предназначение. План гражданской обороны образова­тельного учреждения. Обязанности обучаемых.

Знать/понимать

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

(10 часов)

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекцион­ных заболеваний (3 часа)

3.1. Сохранение и укрепление здоровья - важная часть под­готовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудо­вой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоро­вье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохране­ния и укрепления здоровья - социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, меха­низм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболева­ний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профи­лактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни (7 часов)

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения че­ловека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья че­ловека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физи­ческая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гар­моничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедея­тельности для повышения уровня работоспособности.

4.3. Значение двигательной активности и физической куль­туры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использо­вания факторов окружающей природной среды для закаливания. Не­обходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилакти­ка вредных привычек

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, куре­ние) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умствен­ной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и опре­деления. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Про­филактика наркомании, чистота и культура в быту.

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

Раздел III. Основы военной службы(11 часов)

5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества (5 часов)

5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Феде­рации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Во­енная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназна­чение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпо­сылки проведения военной реформы.

5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназна­чение

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооружен­ных Сил и рода войск.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, ре­шаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-морской флот, история создания, предназначение.

Отдельные рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десант­ные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение вы­сокого уровня боеготовности.

5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руко­водство и управление Вооруженными Силами.

5.4. Другие войска, их состав и предназначение

Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внут­ренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа)

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу - качества за­щитника Отечества

Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военно­служащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.

Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной за­щите. Основные составляющие личности военнослужащего - защит­ника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить во­инский долг.

6.2. Памяти поколений - дни воинской славы России

Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отли­чившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой го­товности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товари­щества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразде­лений.

Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.

7. Символы воинской чести (3 час)

7.1. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы

Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличаю­щий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

7.2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и за­слуги в бою и военной службе

История государственных наград за военные отличия в России.

Основные государственные награды СССР и России, звания Ге­рой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу воору­жения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уво­ленных в запас или отставку.

8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время - 40 часов)

8.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Началь­ная военная подготовка в войсках

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым пу­тем, подвигами воинов части в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подго­товке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписани­ем занятий и распорядком дня, с требованиями к правилам безопас­ности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.

8.2. Размещение и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.

Распределение служебного времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъ­ем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение воен­нослужащих.

8.3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготов­ка суточного наряда.

8.4. Организация караульной службы, обязанности часового

Организация караульной службы, общие положения. Наряд кара­улов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.

8.5. Строевая подготовка

Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

8.6. Огневая подготовка

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрель­бе. Практическая стрельба.

8.7. Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности сол­дата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

8.8. Физическая подготовка

Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Прове­дение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей.

Знать/понимать

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

Уметь

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.



Тематическое планирование по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (10 класс)

№ п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

13

11

2

1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возника­ющие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения

6

4

2

2

Гражданская оборона - составная часть оборо­носпособности страны

7

6

1

II

Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни

10

10


3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3

3


4

Основы здорового образа жизни

7

7


III

Основы военной службы

11

11


5

Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества

5

5


6

Боевые традиции Вооруженных Сил России

3

3


7

Символы воинской части

3

3


8

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) *

40

1

39

8.1

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

1

1


8.2

Размещение и быт военнослужащих

3


3

8.3

Суточный наряд, обязанности лиц суточного на­ряда

4


4

8.4

Организация караульной службы, обязанности часового

4


4

8.5

Строевая подготовка

4


4

8.6

Огневая подготовка

14


14

8.7

Тактическая подготовка

5


5

8.8

Физическая подготовка

5


5

ИГОГО:

74

32

42

* Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения учебных сборов.






Календарно-тематический план учебной программы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (10 класс)


№ п/п


Наименование раздела, темы и урока




Тип урока (Вид занятия)




Всего

количество

часов

Из них



Дата проведения занятия


Практические работы, ч.


Планир.

Фактич.

10А

10 Б

10А

10 Б


I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


13






1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возника­ющие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения


6






1.1

Правила поведения в условиях вынужденной ав­тономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

1





1.2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Комбинированный

1

1





1.3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Комбинированный

1






1.4

Правила поведения в условиях чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера

Комбинированный

1






1.5

Единая государственная система предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Комбинированный

1






1.6

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопас­ности

Комбинированный

1






2

Гражданская оборона - составная часть оборо­носпособности страны


7






2.1

Гражданская оборона, основные понятия и опре­деления, задачи гражданской обороны

Комбинированный

1






2.2

Современные средства поражения, их поражаю­щие факторы, мероприятия по защите населения

Комбинированный

1






2.3

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуа­циях военного и мирного времени

Комбинированный

1






2.4

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Комбинированный

1






2.5

Средства индивидуальной защиты

Урок ком­плексного примене­ния ЗУН учащимися

1

1





2.6

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Комбинированный

1






2.7

Организация гражданской обороны в общеобра­зовательном учреждении

Урок ком­плексного примене­ния ЗУН учащимися

1






II

Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни


10






3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний


3






3.1

Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Комбинированный

1






3.2

Основные инфекционные заболевания, их клас­сификация и профилактика

Комбинированный

2






4

Основы здорового образа жизни


7






4.1

Здоровый образ жизни и его составляющие

Урок ком­плексного примене­ния ЗУН учащимися

2






4.2

Биологические ритмы и их влияние на работо­способность человека

Комбинированный

2






4.3

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Комбинированный

1






4.4

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Комбинированный

2






III

Основы военной службы


11






5

Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества


5






5.1

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Комбинированный

1






5.2

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Комбинированный

2






5.3

Функции и основные задачи современных Во­оруженных Сил России, их роль и место в систе­ме обеспечения национальной безопасности страны

Комбинированный

1






5.4

Другие войска, их состав и предназначение

Комбинированный

1






6

Боевые традиции Вооруженных Сил России


3






6.1

Патриотизм и верность воинскому долгу - каче­ства защитника Отечества

Комбинированный

1






6.2

Памяти поколений - дни воинской славы России

Урок ком­плексного примене­ния ЗУН учащимися

1






6.3

Дружба, войсковое товарищество - основа бое­вой готовности частей и подразделений

Комбинированный

1






7

Символы воинской части


3






7.1

Боевое Знамя воинской части - символ воин­ской чести, доблести и славы

Комбинированный

1






7.2

Ордена - почетные награды за воинские отли­чия и заслуги в бою и военной службе

Комбинированный

1






7.3

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федера­ции

Комбинированный

1






8

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) *



40


39


8.1

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках


1






8.2

Размещение и быт военнослужащих


3

3





8.3

Суточный наряд, обязанности лиц суточного на­ряда


4

4





8.4

Организация караульной службы, обязанности часового


4

4





8.5

Строевая подготовка


4

4





8.6

Огневая подготовка


14

14





8.7

Тактическая подготовка


5

5





8.8

Физическая подготовка


5

5





Итого

74

42


* Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения учебных сборов.











































Содержание практической деятельности (КИМ)



Перечень проверочных работ

по курсу ОБЖ - 10 класс


№ п/п

Тема проверочной работы


Форма проведения

Время работы

№ урока п/п

1.

«Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»

Тестирование

15 мин.

7

2.

«Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны»

Тестирование

15 мин.

16

3.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Тестирование

15 мин.

23

4.

«Основы военной службы»

Тестирование

30 мин.

35






Практические работы по курсу ОБЖ - 10 класс

№ п/п

Тема практической работы


Место проведения

Время работы

№ урока п/п

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Практическое занятие. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существо­вания меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориенти­рования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения во­дой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.


Класс

Спортивная площадка


1

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Практическое занятие. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминоген­ной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.



Класс




2


Средства индивидуальной защиты

Отработка навыков пользования противогазом ГП-5


Класс


20 мин.


14

Учебные сборы


(практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) *

40 ч.



* Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения учебных сборов.































Варианты тестовых заданий по курсу ОБЖ - 10 класс


ТЕСТ № I

«Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»

1. Выделите из ниже перечисленных группы ЧС природного характера:

1. Аварийные

2. Метеорологические

3. Гидрологические

4. Экологические

5. Массовые заболевания

2. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами

вынужденного автономного существования в природных условиях:

1. Потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств,

крупный лесной пожар

2. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут,

отсутствие средств связи

3. Потеря компаса и части продуктов питания

3. Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристской группы поисково- спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:

1. ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной

ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь

2. От ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте

3. ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, отмеченных в

маршруте

4. ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута

4. Готовясь к походу, необходимо правильно подобрать одежду. Каким ниже

перечисленным требованиям она должна соответствовать:

1. Одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев

2. Одежда должна быть из синтетических материалов

3. Одежда должна быть из однородного или камуфлированного материала, чистой и сухой



5. В солнечный полдень тень указывает направление на:

1. Север

2. Юг

3. Запад

4. Восток

6. По каким местным предметам можно определить стороны света:

1. Стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам,

таянию снега

2. Кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее

3. Полыньям на водоемах, в скорости ветра, направлению валяющихся на дороге спиленных

деревьев

7. Каковы требования к месту сооружения временного жилища:

1. Ровная возвышенная продуваемая площадка, рядом источник воды и достаточно топлива,

вблизи поляна для подачи сигналов бедствия

2. Место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне

воды

3. Недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод

8. При устройстве шалаша крышу следует накрывать:

1. Снизу вверх

2. Сверху вниз

3. Справа налево

4. Безразлично как

9. Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из

предложенных ниже:

1. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи

2. Очистка через фильтр из песка и материи

3. Добавление в воду марганцовки

4. Кипячение воды

10. Наиболее подходящие места для укрытия в здании при землетрясении:

1. Места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в

капитальных внутренних стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами,

дверные проемы

2. Места под подоконником, внутри шкафов, гардеробов, углы, образованные внутренними

перегородками

3. Вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и

встроенных шкафов

11. Причины образования селей:

1. Подвижки земной коры или землетрясения, естественный процесс разрушения гор,

извержение вулканов, хозяйственная деятельность человека

2. Наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях, лесные и торфяные пожары,

прямое воздействие солнечных лучей на ледники

3. Нарушение почвенного покрытия в результате хозяйственной деятельности человека,

отсутствие растительности на горных склонах, массовая миграция животных в осенне-

зимний период

12. Какие из стихийных бедствий относятся к ЧС геологического характера:

1. Оползни

2. Заторы

3. Бури

4. Извержения вулканов

5. Снежные лавины

13. Какие из стихийных бедствий относятся к ЧС метеорологического характера:

1. Ураганы

2. Цунами

3. Смерчи

4. Сели

5. Заторы

14. Какие из стихийных бедствий относятся к ЧС гидрологического характера:

1. Нагоны

2. Землетрясения

3. Наводнения

4. Снежные бури

15. Укажите основные параметры характеризующие землетрясения:

1. Их мощность

2. Их интенсивность

3. Способность к разрушению

4. Глубина __________очага

16. Какова максимальная бальность землетрясений, в классификации по

интенсивности колебаний грунта на поверхности:

1. 9 баллов

2. 11 баллов

3. 12 баллов

4. 6 баллов

5. 10 баллов

17. Какие из ниже перечисленных классификаций землетрясений действительно имеют

место:

1. По интенсивности колебаний грунта поверхности земли

2. По объему единовременных выбросов

3. По причине возникновения

4. По частоте повторения

5. По активности

18. Что называется землетрясением:

1. Подземные толчки и колебания земной поверхности,

вызванные геофизическими причинами

2. Активные процессы в недрах земли, вызванные геофизическими причинами

19. Где располагается очаг землетрясения:

1. В недрах земли

2. В земной коре или мантии

3. Очагом землетрясения является место разлома земной коры

20. Что называется тефрой:

1. Осевшие на землю вулканические породы

2. Магма

3. Потоки грязи

4. Лавовые потоки

5. Вулканические газы

21. На какие типы подразделяются вулканы по характеру деятельности:

1. Гавайский

2. Везувий

3. Камчатский

4. Курильский

5. Стромболи


22. По каким признакам производится классификация вулканов:

1. По условиям возникновения

2. По характеру деятельности

3. По интенсивности выбросов

4. По мощности

5. По степени активности

23. Может ли достигать скорость лавового потока 100 км\ч:

1. Да

2. Нет

24. Сколько из существующих вулканов считаются активными:

1. 800

2. 850

3. 900

4. 950

5. 500

25. Что называется оползнем:

1. Сходящие со склонов массы горных пород, в результате антропогенной деятельности

человека

2. Скользящие смещение масс горных пород вниз под влиянием силы тяжести

3. Смещение горных пород вниз по склону в результате природных явлений

26. Что относят к естественным причинам схода оползней:

1. Вырубка леса

2. Чрезмерный вынос грунта

3. Увеличение крутизны склонов

4. Подмыв оснований склонов речными и морскими водами

5. Сейсмогенные толчки

27. Какова бальность классификации цунами по масштабам их последствий:

1. 3 балла

2. 5 баллов

3. 8 баллов

28. Сколько в процентном отношении территории России находится в селеопасных зонах:

1. 5%

2. 20%

3. 35%

4. 50%

5. 65%

29. Какие выделяют классификации селей:

1. По объему единовременных выносов

2. По мощности

3. По частоте схода

4. На основе первопричин возникновения

5. По воздействию на сооружения

30. Его называют лавинным очагом:

1. Место образования лавины

2. Участок склона и его подножия, в пределах которого движется лавина

3. Участок подножия горы

31. Что относят к лавинообразующим факторам:

1. Крутизна склона

2. Высота старого снега

3. Прирост свежевыпавшего снега

4. Интенсивность снегопада

5. Плотность снега

32. Образуется ли лавина на склонах, крутизной 50 градусов:

1. Да

2. Нет

33. Что называется потенциальным периодом лавинообразования:

1. Интервал времени между зарождением и сходом лавины

2. Интервал времени между сходом последней лавины и зарождением следующей

3. Интервал времени между сходом первых и последних лавин

34. Какова классификация лавин по характеру движения в зависимости от строения лавинного очага:

1. Пластовые

2. Грунтовые

3. Лотковые

4. Осовые

5. Прыгающие

35. Какими факторами вызываются ЧС метеорологического характера:

1. Сильным дождем

2. Сильными морозами

3. Пыльными бурями

4. Селями

5. Низким уровнем воды



ОТВЕТЫ

1 -2, 3, 5

2 -1

3 -1

4 -1

5 -1

6 -1

7- 1

8 -1

9 -4

10 -1

11- 1

12 -1, 4

13 -1, 3

14 -1, 3

15 -2, 4

16 -3

17 -1, 3, 4

18 -1

19 -2

20 -1

21 -1, 2, 5

22 -1, 2, 5

23 -1

24 -3

25 -2

26 -3, 4, 5

27- 2

28 -2

29 -1, 2, 3, 4, 5

30- 2

31 -2, 3, 4, 5

32 -2

33- 3

34 -3, 4, 5

35 -1, 2, 3







ТЕСТ № II

«Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны»


1. В спасательных работах непосредственно могут принимать участие:

1. Войска гражданской обороны

2. Профессиональные спасатели

3. Сотрудники МЧС

4. Свидетели, способные оказать действенную помощь

5. Санитарные бригады

2. Ожоги могут быть термическими, химическими и радиационными. По степени

тяжести их можно классифицировать:

1. 1-й, 2-й, 3-й степени

2. 1-й, 2-й, 3А, 3Б, 4-й степени

3. 1-й, 2-й, 3-й, 4-й степени

4. 1-й, 2-й, 3А, 3Б, 4А, 4Б, 5-й степени

5. 1-й и 2-й группы

3. К средствам коллективной защиты относятся:

1. Убежища

2. Укрытия

3. Противогаз

4. Респиратор

5. ПРУ


4. Для обезвреживания капельножидких АОХВ применяют:

1. ИПП - 8

2. АИ - 2

3. ПТМ

4. КИХ - 5

5. Чем обеспечивают герметичность убежища:

1. Герметично-защитные двери

2. Прочные перекрытия

3. Подпор

6. Сколько входов (выходов) имеет убежище:

1. Один

2. Два

3. Три

4. Четыре

5. Пять

7. К медицинским средствам защиты относятся:

1. АИ - 2

2. ИПП - 8

3. ОП - 1

8. Что запрещается приносить в убежище:

1. Сильно пахнущие вещества

2. Принадлежности туалета

3. Продукты питания

4. Громоздкие вещи

5. Приводить животных

9. Убежища, вмещающие от 200 до 600 человек имеют:

1. Малую вместимость

2. Среднюю

3. Большую

10. Для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли применяют:

1. Противогаз

2. Респиратор

3. ИПП - 8

4. АИ - 2

11. К средствам индивидуальной защиты относятся:

1. Убежища

2. Укрытия

3. Противогаз

4. ПТМ

5. Ватно-марлевая повязка

12. Какие системы жизнеобеспечения имеются в убежище:

1. Воздухоснабжения

2. Герметизации

3. Энергоснабжения

4. Отопления

5. Канализации

13. Клапанная коробка - составная часть:

1. Противогаза

2. Респиратора

3. ПТМ

4. Л - 1

14. Назовите наиболее сильный поражающий фактор ядерного взрыва:

1. Ударная волна

2. Световое излучение

3. Радиоактивное заражение

4. Электромагнитный импульс

5. Проникающая радиация

15. При каких видах взрывов наиболее проявляются их поражающие факторы:

1. Высотных

2. Воздушных

3. Наземных

4. Надводных

5. Подземных (подводных)

16. К СДЯВ нервно-паралитического действия относятся:

1. Зарин

2. Ви Икс

3. Иприт

4. Фосген

5. Зоман

17. Искусственное дыхание нельзя делать пострадавшему при поражении:

1. Фосгеном

2. Синильной кислотой

3. Хлорцианом

4. Ипритом

5. Адамситом

18. Признаками применения бактериологического оружия являются:

1. Порошкообразные вещества

2. Капли жидкости

3. Скопление насекомых, грызунов

4. Глухой звук разрывов снарядов и бомб

5. Покраснение кожи, образование мелких пузырей

19. Микроорганизмы, способные жить и размножаться только в живых клетках - это:

1. Риккетсии

2. Вирусы

3. Микробы

4. Бактерии

20. Перечислите основные средства и способы защиты от поражающих факторов

ядерного взрыва:

1. Защитные сооружения

2. Складки местности

3. Средства индивидуальной защиты

4. Специальные медицинские препараты

5. Экранирование линий энергоснабжения и аппаратуры

21. Удаление радиоактивных веществ с зараженной поверхности называется:

1. Дезактивацией

2. Дегазацией

3. Дезинфекцией

4. Адсорбцией


22. В 1961 г. местная противопожарная оборона нашей страны была преобразована в гражданскую оборону, руководство которой осуществлялось:

1. Органами МВД

2. Комитетом обороны

3. Министерством обороны

4. Органами УВД

23. Интенсивность гамма-излучения ослабевает наиболее сильно при прохождении

через одинаковой толщины материал:

1. Древесину

2. Бетон

3. Грунт

4. Сталь

24. В зоне опасного заражения люди должны быть в укрытиях и убежищах:

1. В течение месяца

2. Несколько часов

3. Трое суток и более

4. В течение 24 часов

25. Комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических

мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных

болезней и ликвидацию очагов поражения, это:

1. Эпидемия

2. Эвакуация

3. Карантин

4. Санитарная обработка

26. С какого года ведется отсчет славным традициям войск ГО (год основания первой системы обороны):

1. 1932 г

2. 1918 г

3. 1945 г

4. 1963 г

27. Какие из вышеперечисленных групп относятся к современным обычным средствам поражения:

1. Зажигательное оружие

2. Высокоточное оружие

3. Вакуумное оружие

4. Обычные средства

5. Боеприпасы объемного взрыва

28. Что относится к высокоточному оружию:

1. Артиллерийские снаряды

2. Авиабомбы

3. Мины

4. Баллистические ракеты

29. Какие существуют основные современные средства оповещения:

1. Современная связь

2. Специальный транспорт

3. Колокола церквей

4. Телевидение

5. Радиосеть

30. Какие мероприятия включают в себя аварийно-спасательные работы:

1. Локализация и тушение пожаров

2. Уничтожение боеприпасов

3. Укрепление конструкций зданий

4. Локализация аварий в технологических сетях

5. Извлечение людей из под обломков

31. Какой сигнал подается при ЧС:

1. Внимание! Внимание!

2. Внимание, опасность

3. Внимание всем

4. Чрезвычайная опасность

5. Внимание, опасная ситуация

32. Руководители каких комиссий возглавляют штаб ГО школы:

1. Объектовой комиссии

2. Комиссии по оказанию ПМП

3. Эвакуационной комиссии

4. Комиссии по обслуживанию убежищ

5. Санитарной __________комиссии

33. Назовите основные способы эвакуации населения:

1. Пешеходный

2. Водный

3. Комбинированный

4. Транспортный

5. Одиночный

34. Кто является начальником ГО учебного заведения:

1. Учитель ОБЖ

2. Зам. Директора

3. Директор

4. Секретарь

5. Вожатый

35. Назовите группы СИЗ организма человека по характеру их воздействия:

1. Средства защиты кожи

2. Средства защиты слизистых оболочек

3. Средства защиты органов дыхания

4. Химические средства защиты

5. Медицинские средства защиты



ОТВЕТЫ

1- 1, 2, 5

2- 2, 3

3 -1, 2, 5

4 -1

5 -1

6 -2, 3

7 -1, 2

8 -1, 4, 5

9 -2

10 -1, 2

11- 3, 4, 5

12 -1, 3, 4, 5

13 -1

14 -1

15 -3

16 -1, 2, 5

17 -1

18 -1, 2, 3, 4

19 -2

20 -1, 2, 3, 4

21 -1

22 -3

23 -4

24 -3

25 -3

26 -2

27 -1, 2, 4, 5

28 -1, 2, 4

29- 1, 4, 5

30 -1, 5

31 -3

32 -1, 3

33 -1, 3, 4

34 -3

35 -1, 3, 5



ТЕСТ № III

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»


1. Суточная энергетическая потребность организма зависят от суточных энергозатрат. Определите норму потребления энергии с пищевыми продуктами:

1. 14-17 лет - 2900 кКал для юношей

2. 14-17 лет - 3700 кКал для девушек

3. 14-17 лет - 3500 кКал для юношей

4. 14-17 лет - 2600 кКал для девушек

5. 14-17 лет - 2800 кКал и для юношей и для девушек

2. К вредным привычкам можно отнести:

1. Курение

2. Склероз

3. Токсикоманию

4. Наркоманию

5. Шизофрению

3. Какие из утверждений, по-вашему, верны:

1. Пища должна содержать питательные вещества в определенном соотношении

2. Чем больше присутствует в пище витаминов и минеральных веществ, тем она полезнее

3. Пища человека должна быть химически разнообразной

4. Без воды человек способен просуществовать более 10 дней

5. В день человеку необходимо более 2 литров жидкости

4. Вместе с пищей человеческий организм ежесуточно должен получать:

1. Белки

2. Воду

3. Сахар и соль

4. Минеральные вещества и углеводы

5. Растительные и животные жиры

5. Продолжительность приема пищи должна составлять:

1. Завтрак 15-20 минут

2. Зависит от времени суток

3. Обед 20 - 25 минут

4. Ужин 5 - 15 минут

5. Зависит от объема поглощаемой пищи

6. Какие условия необходимы для высокой продуктивности труда:

1. Побольше отдыхать

2. Требуются систематические упражнения, навыки

3. Необходимо чередование труда и отдыха

4. Отсутствие вредных привычек

5. Во всякий труд нужно входить постепенно

7. К заболеваниям, передающимся половым путем, относятся:

1. Гонорея

2. СПИД

3. Молочница

4. Сифилис

5. Трихомониоз

8. Здоровье это:

1. Способность организма противостоять эмоциональным и физическим стрессам

2. Гармоническое существование души и тела человека

3. Способность сохранять соответствующую полу и возрасту психофизиологическую

устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц

структурной и сенсорной информации

4. Когда ничего не болит

5. Состояние организма в определенный временной период

9. Мельчайшие организмы, способные расти и размножаться только в живых

организмах, - это:

1. Бактерии

2. Грибки

3. Вирусы

4. Токсины

10. Утомление, которое испытывает человек после трудового дня, можно снять с

помощью:

1. Длительного пассивного отдыха

2. Употребления специальных медикаментозных средств, кофе, чая

3. Рационального питания

4. Физических напряжений в любом виде спорта

11. К инфекциям дыхательных путей относятся:

1. Холера, полиомиелит, дизентерия

2. Малярия, чума, сыпной тиф

3. Грипп, ангина, дифтерия

4. Чесотка, сибирская язва, столбняк

12. Кровяная инфекция передается через:

1. Воздушно-капельный путь

2. Продукты питания, воду

3. Контактный путь

4. Укусы кровососущих насекомых

13. Невосприимчивость организма к действию болезнетворного микроба называется:

1. Иммунитетом

2. Дезинфекцией

3. Асептикой

4. Антисептиком

14. Палочкообразные одноклеточные бактерии - возбудители инфекционных

заболеваний - это:

1. Бациллы

2. Кокки

3. Спириллы

4. Вибриоллы

15. Сумма движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности- это:

1. Общественно-полезный труд

2. Двигательная активность

3. Физическая активность

4. Выносливость организма

16. На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим колебаниям, которые называются:

1. Биологическими

2. Режимом труда

3. Процессом отдыха

4. Работоспособностью

17. Витамин С (аскорбиновая кислота) способствует:

1. Повышению общей сопротивляемости организма

2. Сгоранию глюкозы и гликогена, дающих энергию мышцам

3. Нормальному течению окислительно-восстановительных реакций, происходящих в

организме

4. Процессу кровообращения

18. Алкоголизм это:

1. Эпизодическое употребление спиртных напитков

2. Значительное нарушение функций центральной нервной системы

3. Болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к алкоголю

4. Утрата количественного контроля над выпитым спиртным

19. К признакам наркотического опьянения галлюциногенными препаратами относятся:

1. Отсутствие аппетита, мучительная жажда, подавление деятельности сдерживающих и тормозящих центров

2. Заторможенность, неуклюжесть движений, покраснение глазных белков

3. Возбужденное состояние, свободное и раскованное поведение, возможная агрессивность

4. Заторможенное состояние, временное нарушение психической деятельности, галлюцинации

20. Перечислите компоненты здоровья:

1. Социальный

2. Экономический

3. Духовный

4. Физический

5. Психологический

21. Какое понятие определяется как - массовое распространение инфекционного

заболевания, вызванного общим источником инфекции:

1. Карантин

2. Пандемия

3. Эпидемия

4. Панзоотия

5. Обсервация

22. Какие существуют виды закаливания:

1. Воздушные ванны

2. Грязевые ванны

3. Солнечные ванны

4. Водные процедуры

5. Лечебные процедуры

23. Какие вы можете выделить виды иммунитета:

1. Повседневный

2. Приобретенный

3. Иммунитет крови

4. Врожденный

24. Выделите болезни, которые могут возникнуть при длительном употреблении

алкоголя:

1. Хронический гепатит

2. Цирроз печени

3. Камни в почках

4. Гипертония

5. Цинга

25. Выделите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур:

1. Систематичность

2. Разнообразие средств

3. Малое время для процедур

4. Индивидуальность

5. Постепенность

26. Что из ниже перечисленного является компонентами ЗОЖ:

1. Двигательная активность

2. Иммунитет

3. Личная гигиена

4. Медицинская помощь пострадавшим

5. Отказ от вредных привычек

27. Какие средства целесообразно применять с медицинской точки зрения для лечения инфекционных болезней:

1. Народные средства

2. Медикаментозные средства

3. Вакцины

4. Сыворотки

5. Закаливание



ОТВЕТЫ

1 -1, 4

2 -1, 3, 4

3 -1, 3, 5

4 -1, 2, 4, 5

5 -1, 3

6 -2, 3, 5

7 -1, 2, 4, 5

8 -3, 4

9 -3

10 -3

11- 3

12 -4

13 -1

14 -1

15 -2

16 -1

17 -1

18 -3

19 -4

20 -1, 3, 4

21 -3

22 -1, 3, 4

23 -2, 4

24 -1, 2, 4

25 -1, 2, 4, 5

26 -1, 3, 5

27 -2, 3, 4, 5




ТЕСТ № IV

«Основы военной службы»

1. Выделите из ниже перечисленных виды ВС РФ:

1. Морская пехота

2. Инженерно-технические войска

3. ВВС

4. Сухопутные войска

5. РВСН

2. Определите другие войска ВС РФ:

1. МЧС России

2. ВВ МВД России

3. Войска ГО

4. Ж\Д войска

5. Войска федерального агентства правительственной связи

3. Назовите рода ВС РФ:

1. Зенитно-ракетные войска

2. ВДВ

3. Тыл ВС РФ

4. Армейская авиация

5. Специальные войска

4. История военных реформ уходит в далекие времена. Определите, кто являлся

инициатором перехода русского войска к армии централизованного государства:

1. Петр 1

2. В. И. Ленин

3. князь Дмитрий Иванович (1359 - 1389)

4. Иван Грозный

5. А. В. Суворов

5. Установите, какой год считается годом победы русских воинов над немецкими

рыцарями на Чудском озере:

1. 1150 г

2. 1652 г

3. 1453 г

4. 1242 г

5. 1346 г

6. Какой орган государственной власти осуществляет руководство ВС РФ:

1. Государственная дума

2. Парламент

3. Министерство обороны

4. Генеральный штаб

5. Президент

7. Под чьим командованием русская эскадра одержала победу над турками у мыса

Тендра в 1790 г:

1. Петра 1

2. М. И. Кутузова

3. Ф. Апраксина

4. Ф. Ф. Ушакова

5. Л. Я. Неклюдов

8. Кто из ниже перечисленных внес существенный вклад в осуществление военной

реформы советской армии 1924 - 1925 г. г:

1. И. В. Сталин

2. Л. Троцкий

3. Г. К. Жуков

4. К. К. Рокоссовский

5. М. В. Фрунзе

9. Определите основные направления современной реформы ВС РФ:

1. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,

постановка в войска новых видов вооружения

2. Обязательное участие Российских вооруженных сил в международных миротворческих

операциях по поддержанию порядка

3. Полная отмена призыва на военную службу

4. Повышение социального статуса военнослужащих

5. Наращивания количества компактных частей и подразделений постоянной боевой

готовности

10. Что можно отнести к органам управления ВС РФ:

1. Командования

2. Штабы

3. Управления

4. Военные комиссариаты

5. Отделы и другие структуры


11. Назовите виды фронтовой авиации:

1. Бомбардировочная

2. Штурмовая

3. Дозорная

4. Истребительная

5. Разведывательная

12. Воздушно-десантные войска - это:

1. Род войск, предназначенный для боевых действий в тылу врага

2. Вид ВС, предназначенный, для боевых действий в тылу противника

3. Вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой

противником, с применением специальной военной техники

13. Какие из приведенных ниже войск не входят в состав ВС РФ:

1. Пограничные войска, войска гражданской обороны, железнодорожные войска, войска

Федерального агентства правительственной связи и информации

2. Инженерные войска, войска связи, войска радиационной, химической и биологической

защиты

3. Специальные, автомобильные, дорожные, трубопроводные, радиотехнические войска

14. Выделите основные задачи современных ВС РФ:

1. Обеспечение ядерного сдерживания в интересах как ядерной, так и обычной

крупномасштабной или региональной войны

2. Отражение агрессии в локальной войне

3. Поддержание конституционного строя

4. Осуществление союзнических обязательств

5. Защита от воздушно-космического нападения

15. Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском

коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, - это:

1. Войсковое товарищество

2. Воинский коллективизм

3. Воинский долг

16. Особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к ВС РФ, - это:

1. Боевое Знамя воинской части

2. Специальная грамота командования о присвоении воинской части гвардейского звания

3. Государственная награда воинской части за боевые заслуги

17. Военная служба исполняется гражданами:

1. В ВС РФ, пограничных войсках и войсках ГО

2. В ВС РФ, других войсках, органах и формированиях

3. Только в ВС РФ

18. Граждане РФ проходят военную службу:

1. По призыву и по контракту

2. Только в добровольном порядке

3. Только по призыву, по достижению определенного возраста

19. Какую ответственность несут военнослужащие за проступки, связанные с

нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести:

1. Дисциплинарную

2. Уголовную

3. Административную

20. На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут

налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены:

1. В Дисциплинарном уставе ВС РФ

2. В Уголовном кодексе РФ

3. В Гражданском кодексе РФ

ОТВЕТЫ


1 -3, 4, 5

2- 2, 3, 4

3 -1, 4, 5

4 -4

5 -4

6 -3

7 -4

8 -5

9 -1, 4, 5

10- 2

11- 1, 4, 5

12 -3

13- 1

14- 1, 2, 4, 5

15 -1

16- 1

17- 2

18- 3

19 -1

20 -1




Тематика рефератов для учащихся по курсу ОБЖ - 10 класс


5,45-мм автомат Калашникова и ручной пулемёт Калашникова.
Российская Армия.
Атомная бомба.
Атомная энергетика и атомное оружие.
Атомное оружие.
Атомные электростанции и их опасность.
Бактериологическое оружие и защита от него. Сибирская язва.
Безопасная жизнедеятельность человека.
Безопасность движения автотранспорта.
Безопасность при работе за компьютером.
Биологическое и химическое оружие.
Биологическое оружие.
Борьба с преступностью.
Бытовые и военные яды.
В поисках идеального оружия.
Ваша безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Радиационная опасность.
Виды стихийных бедствий и методы борьбы с ними.

Влияние радиоактивных веществ на организм человека.
Военно-воздушные силы РФ.
Военное судостроение России.
Военные реформы 1862-74 годов в России Техническое перевооружение армии и флота всесословная воинская повинность Изменение системы военного управления.
Вооруженные силы РФ на современном этапе.

Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России.
Выживание в экстремальных ситуациях.
Выживание при пожаре в самолете.

ГО Правила поведения и действия населения в очагах поражения.
ГО Правила поведения и действия населения при производственных авариях и стихийных бедствиях.
Горячие точки на Земле.
Гражданская оборона.
Действие населения при землетрясениях.
Действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны. Денежное довольствие военнослужащих проходящих службу по контракту.
Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений в части и подразделении.
Дорожно-транспортные происшествия.
Задачи гражданской обороны.
Зажигательные смеси состав средства применения и доставки.
Законодательство РФ о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Защита в чрезвычайных ситуациях.
Защитные мероприятия ГО.
История развития БТР.
История развития и выдающиеся конструкторы российского оружия.
История российской гражданской обороны.
Классификация коллективных средств защиты и правила поведения людей в убежищах.
Крылатые ракеты национальное оружие России.
Кто будет защищать тебя Родина?
Лазеры Основы устройства и применения их в военной технике.
Мое поведение при пожаре.
Мотострелковые войска ВС РФ.
Наводнения конца XX в.
НАТО военно-политическое объединение.
Огнетушители.
Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях переломах и ожогах Оповещение о чрезвычайных ситуациях.

Сигналы оповещения ГО и действия населения по ним.
Организация и несение караульной службы.
Организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

Организация казацкого войска ВС РФ.
Оружие массового поражения.
Основные принципы создания группировок войск для сражения принятия решения командованием и организации управления.
Основные самолеты дальней военно-транспортной и фронтовой авиации. Военно-воздушных сил Российской Федерации.
Особенности ведения АСДНР.
Очаги ядерного и химического поражения.
Патриотизм-источник духовных сил воина.
Перечень радиационно-опасных объектов Москвы.
Перечень радиационно-опасных объектов России.
Пистолет Макарова.
Пистолет-пулемет Дектярёва.
Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Подготовка войск специального назначения в России.
Пожарная безопасность.
Полномочия государственных органов власти и местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Поражающие факторы ядерного оружия и способы защиты от него.

Правила приема в военно-учебные заведения.
Приборы радиационной и химической разведки.
Применение лазеров в военном деле.
Психотропные боевые отравляющие вещества.
Радиационная обстановка в России.

Ракетные войска стратегического назначения России.
Роль и функции структур МЧС.
Сильнодействующие ядовитые вещества СДЯВ.
Современные средства поражения и характер их воздействия на промышленные объекты радиоэлектронную аппаратуру и людей.
Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения.
Способы защиты населения при радиоктивном заражении.
Средства индивидуальной защиты.

Средства коллективной защиты.
Стихийные бедствия и действия населения по ликвидации их последствий. Токсичные вещества общеядовитого действия.
Традиции русского военного этикета Воинские ритуалы.
Третья мировая война?
Химическое оружие и проблемы его уничтожения в России.
Чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации мирного времени.
Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.
Электробезопасность на производстве.
Электромагнитный импульс ядерного взрыва и защита от него радиоэлектронных средств.
Ядерная угроза. Ядерное оружие и его поражающие факторы.





Критерии оценки по курсу ОБЖ - 10 класс


Оценка тестовых заданий учащихся

1. Оценка «2» (неудовлетворительно) - от 0 до 35 % правильных ответов

2. Оценка «3» (удовлетворительно) - от 36% до 55 % правильных ответов

3. Оценка «4» (хорошо) - от 56% до 75% правильных ответов

4. Оценка «5» (отлично) - от 76% до 100 % правильных ответов


Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

*Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

*Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня, как по объему, так и глубине.



























Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

(Приложение 1)



Перечень учебно-методического обеспечения


Реализация рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

Учебная литература для учащихся:

  • учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева «Основы безопасности жизнедеятельности», издательство «Просвещение», 2004 -2011 год, г. Москва;

  • учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», издательство «Просвещение», 2004-2011 год, г. Москва;

Учебно-методические пособия для учителя:

  • программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» / под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2008.


  • учебника для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева «Основы безопасности жизнедеятельности», издательство «Просвещение», 2010 год, г. Москва;

  • учебника для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», издательство «Просвещение», 2010 год, г.Москва;

  • Учебно-методические материалы для преподавателей - организаторов Основ

Безопасности Жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. Шигаев А.В.;

Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2006.


  • ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

  • Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об обра­зовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: офици­альное издание. - М., 1998-2007

  • Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Список литературы.


1. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998 №1236);

2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

3. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

4. Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

5. Примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

6. Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1 - 11 классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т.Смирнов (изд-во «Просвещение», 2008);

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно подробно представлен «Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

8. Концепция образования по "Основам безопасности жизнедеятельности"// Основы безопасности жизни. - 2003. - №3. - С. 23−30, №8. - С. 50−53.

9. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.:Дрофа, 2003. - 80 с.

10. Методика преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.- М.: Просвещение, 2000. - 96 с.

11.Тупикин Е. И. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый кон­троль качества знаний старшеклассников: 10-11 кл. / Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов. - М.: Просвещение, 2002.

12.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об обра­зовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: офици­альное издание. - М., 1998-2007

13. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин,

B. А. Васнев. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

14. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», М.: Просвещение, 2007.

15. Учебно-методические материалы для преподавателей - организаторов Основ

Безопасности Жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. Шигаев А.В.;

Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2006. - 101 с.


16. ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.


ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

http://www.uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

4students.ru/search.asp?id_subject=20 - Рефераты по безопасности жизнедеятельности

сайт Минобрнауки РФ

http: // mon.gov.ru/.





















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»





Рассмотрена и одобрена на заседании

научно-методического объединения

Председатель МО_______

Утверждена

Директор МБОУ «Лицей №1»

р.п. Чамзинка

Республики Мордовия
__________/Туленин Н.Н./

/Сатункина В.П. /

«___»__________2015г. «__» __________ 2015г.








Рабочая программа

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

в 10 классе на 2015-2016 учебный год







количество часов в неделю - 1

методическое объединение учителей «Физической культуры»

Павлинов Евгений Юрьевич



© 2010-2022