• Преподавателю
  • ОБЖ
  • План-конспект урока ОБЖ для 9-го класса: «Вредная привычка: табакокурение»

План-конспект урока ОБЖ для 9-го класса: «Вредная привычка: табакокурение»

Курение учащихся  по нескольким причинам очень актуально: подросток начавший  ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курит всю жизнь; курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак, эмфизема легких); подростки - курильщики чаще страдают от кашля, дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки и других респираторных симптомов.      Для подростков всё, что произойдёт в будущем,  кажется чем-то очень далеким, и он живет сегодняшним днем, будучи ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект

урока ОБЖ для 9-го класса:

«Вредная привычка: табакокурение»,

учитель ОБЖ,

МБОУ «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское,

Кружалина Алексея Михайловича.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с одной из самых распространённых вредных привычек,

2. на конкретных примерах показать пагубность курения для молодого, растущего организма.

3. Продолжать развивать умения работы индивидуально и в группе, с текстом и фактами; уметь обосновывать выводы, делать обобщения, проводить сравнения.

Оборудование:

1. Фрагмент фильма «Сущность курения»

2. Анкета: «Курение и здоровье».

3. Ситуационные задания.

4. Плакат с рекламой сигарет «Пётр I».

5. Учебник ОБЖ для 9 класса (новая редакция), тетрадь.

Эпиграф урока:

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации»

О. де Бальзак.

Ход урока:

1. Вступительная часть.

Предварительно перед проведением урока среди учащихся проводится анкетирование по теме: «Курение и здоровье». В начале изучения материала о курении проводиться анализ ответов учащихся.

В своём вступительном слове учитель говорит о значимости и необходимости изучения данной темы.

2. Историческая справка.

Учащиеся знакомятся с историей приобщения к курению с помощью фрагмента видеофильма «Сущность курения».

После ознакомления с фрагментом видеофильма учитель акцентирует внимание учащихся, что курение - это вдыхание вместе с воздухом табачного дыма от тлеющей во рту сигареты; является наиболее распространённым в настоящее время способом потребления табачных изделий; само слово «курить» древнеславянского происхождения, было образованно при помощи суффикса «ити» от корневого слова «курь», означающего «дым», «смрад», «чад»; табак не только курят, но и нюхают и жуют.

3. Современное положение с курением в России.

В ходе объяснения учащиеся знакомятся со следующими фактами:

- число курильщиков в России выше, чем в развитых странах - курят 50-60% мужчин;

- курение убивает в 50 рал больше, чем СПИД;

- почти треть мужчин курят с 14-15 лет;

- 90% заболевших раком лёг кого - курильщики ( до 80% смертность};

- по способности вызывать зависимость никотин является самым сильным наркотиком,;

- при употреблении алкоголя 10 человек из 100 заболевает алкоголизмом, при употреблении кокаина и героина 90 из 100 развивается зависимость, при курении зависимость развивается у 9 из 10 человек.

4. Влияние рекламы табака на приобщение подростков к курению.

Учащимся задаётся вопрос: «Влияет ли реклама табака на приобщение подростков к курению?».

Учитель, выслушав и обсудив вместе с учащимися ответы, вывешивает плакат с рекламой сигарет. Вместе с учениками разбирается реклама сигарет по следующим вопросам:

- о чем говорит данная реклама?

- соответствует ли она тому, что в ней написано?

- кому выгодна реклама продажи сигарет?

- что привлекает в рекламе продажи сигарет ребят?

- что скрывается за красотой реклам.

Нужно обратить внимание на мелкий шрифт надписи в рекламе «Минздрав предупреждает, что курение опасно для вашего здоровья». Можно рассказать о ковбое Мальборо - «самом знаменитом курильщике в мире» - Уэйне Мак-Ларене, который рекламировал сигареты. Он умер в возрасте 52-х лет от рака легких. Причина - курение.

5. Мозговой штурм: «Какие проблемы возникают у подростка, который курит».

Алгоритм «мозгового штурма».

1. Каждый учащийся в течение нескольких минут должен записать в таблицу проблемы возникающие у подростка, если он курит.

2. Затем по кругу участники называют по одной проблеме.

3. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока участники будут называть проблемы.

4. Записываются все названные проблемы, присваивая им порядковые номера.

5. При необходимости путём обсуждения выбираются самые важные проблемы, путём обсуждения.

Какие проблемы возникают у подростка, который курит?


В настоящее время

Во взрослой жизни.

По завершении «Мозгового штурма» заполненная таблица должна выглядеть примерно таким образом:

Примерный вариант ответов:

В настоящее время

Во взрослой жизни.

Проблемы с родителями

Где достать деньги на покупку сигарет.

Приходиться порой курить тайком

Некоторые девчонки осуждают курящих мальчиков. А если эта девчонка вам нравится?

Плохо пахнет от одежды, волос.

Не разрешают курить в школе, дома.

Приходится говорить родителям неправду, куда дел деньги

Проблемы со здоровьем.

Приходиться тратить деньги на покупку сигарет, следовательно, семья чего-то лишается.

Возникают ссоры с женой, родственниками из-за курения.

Плохой пример для детей.

Плохо пахнет от одежды, волос.

Не разрешают курить дома.

Раньше времени стареют, болеют, умирают.

6. Работа с ситуационными заданиями в группах. Учащимся предлагается группой обыграть ситуацию и затем представить её для всех остальных одноклассников.

Ситуация № 1.

Алексей и Виктор договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они увидели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили им попробовать покурить. Как им отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 2.

Людмила, Вика и Лена после школы решили зайти в кафе. Сели за столик. Людмила достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Вика не курит. Лена курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Вике? Как отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 3.

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о здоровье и самочувствии самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как сказать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы могли бы им дать?

7. Как бросить курить.

Марк Твен: «Нет ничего проще, чем бросить курить, Я делал это десятки раз».

Советы тем, кто решил бросить курить:

- наметьте дату, но, выбрав день, не ищите причин, чтобы это отложить;

- решите, как вы будете бросать курить: сразу или постепенно (например, каждый день выкуривать на две сигареты меньше или, сокращая каждые пять дней количество сигарет);

- перед тем как начать бросать курить, выкурите большее количество сигарет;

- не носите с собой сигареты;

- выкуривайте только половину сигареты;

- старайтесь заменить сигарету короткими прогулками;

- чаще посещайте общественные места, где запрещено курить:

- найдите себе партнёра, с которым вы вместе бросите курить;

- поспорьте с кем-нибудь, что вы бросили курить.

ВВ. Маяковский:

«Я счастлив! Я сегодня дышу как слон. Походка моя легка,

И ночь пронеслась как чудесный сон, без единого кашля и плевка

Я стал определённый весельчак и остряк. Ну, просто - душа общества.

Я порозовел и пополнел в лице, забыл и гриппы и кровать.

Граждане, вас интересует рецепт? Открывать или не открывать?

сообщаю: граждане я сегодня - бросил курить».

8) Подведение итогов урока.

В ходе обсуждения изученного на уроке на доске учащиеся должны записать:

- курение вредно для здоровья;

- при курении возникает зависимость, в результате чего трудно бросить курить;

- самый лучший способ отказа от курения - никогда не начинать курить.

9) Домашнее задание:

1. Нарисовать антирекламу продажи табачных изделии;

2. Ответить на вопрос: «Как, по-вашему, лучше называть эту вредную привычку: курение или никотиномания?

3. Придумать ситуацию, где вы отказываетесь от предложенной сигареты.

Анкета по теме: «Курение и здоровье».

1. Ваш пол:

а) мужской

б) женский

2. Как вы учитесь:

а) отлично

б) хорошо

в) удовлетворительно

г) неудовлетворительно

3. Курят ли ваши родные:

Отец: да нет изредка

Мать: да нет изредка

Брат: да нет изредка

Сестра: да нет изредка

Дедушка: да нет изредка

4. Курите ли вы:

а) да б) нет в) изредка г) на дискотеке

д) в школе е) в компании

5. В каком возрасте вы стали курить?

а) до 7 лет

б) 8-10 лет

в) 11-12 лет

г) 13-15 лет

д) 16-17 лет

6. Отметьте мотивы, по которым на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки?

а) от нечего делать

б) за компанию

в) успокаивает

г) для снятия напряжения

д) поднимает настроение

е) модно

ж) любопытство

з) хочется быть взрослым

и) помогает похудеть

к) просто так

л) затрудняюсь ответить

7. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

8. Совместимы ли спорт и курение?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

9. Пытались ли вы бросить курить?

а) да б) нет в) пытался (но безуспешно, бросил курить)

10. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения?

а) запретить продажу сигарет

б) запретить рекламу сигарет

в) ввести штрафы за курение в общественных местах.

г) получать достоверную информацию о вреде курения.

д) ваши предложения

© 2010-2022