Рабочая программа ОБЖ 2016 (10 класс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



подготовки граждан по разделу

"Основы военной службы"

в рамках учебного предмета

"Основы безопасности жизнедеятельности"

для государственных образовательных учреждений

среднего (полного) общего образования


10 КЛАСС















МБОУ «СОШ № 8»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Рабочая программа ОБЖ 2016 (10 класс)


Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № от 01.09.2015 г.

Руководитель МС

_________________


Утверждена приказом

УВК «школа-гимназия» № 8



№ от 10.09.2015 г.

Директор

_______________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


подготовки граждан по разделу "Основы военной службы"

в рамках учебного предмета

"Основы безопасности жизнедеятельности"

для государственных образовательных учреждений

среднего (полного) общего образования

10 класс


Учитель: Корчинский Леонид Александрович









2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии со следующими документами:

1.Сборник нормативных документов «Основы безопасности жизнедеятельности», федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план, «Просвещение», М.:2009 г.;

2.Базисный учебный план (2004г.);

3.Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе учителей» утвержденный 03.11.2009 г.

Рабочая программа по ОБЖ в 10 классе составлена в соответствии с учебным планом (1 час в неделю) в год 35 часов. Базовая программа принята с корректировкой и по своему содержанию ориентирована на Государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету ОБЖ на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А, Т., М.: Просвещение, 2006.. Изменение количества часов по разделам программы связано с имеющейся учебной и методической литературой. В программе увеличено количество занятий по тактической, строевой, огневой подготовке и уставам ВС, для более лучшего адаптирования к службе по призыву.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики построения курс

Программа обеспечена учебно-методическим комплексом, в который входят:

1.Основы безопасности жизнедеятельности. : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, - М.: Просвещение, 2014. - 351 стр с ил.

2. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности.

3.Поурочное планирование курса ОБЖ в 10 классе: Москва. Безопасность жизнедеятельности, URL: obg221spb.narod.ru/planning/planning_id_08.htm (дата обращения 26.08.10 г.)

Контроль знаний проводится в различных формах (контрольные работы, самостоятельные работы, проверочные работы по усмотрению учителя, тест контроль) позволяющих обеспечить дифференцированный подход к обучающимся.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.

Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Освоение знаний: о правилах безопасного поведения в повседневной жизни; гражданской обороне; профилактике инфекционных заболеваний; здоровом образе жизни; основах военной службы.

Овладение умениями: использовать полученные знания в повседневной жизни; предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; выполнять строевые приёмы; работать с учебником. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 N 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 - 11 классов введен раздел "Основы военной службы".

Раздел "Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.

В ходе изучения курса ОВС учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах, воинской чести, об основных воинских обязанностях.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Общероссийской общегосударственной организации ДОСААФ России в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).

Изучение ОВС в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • изучение истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • воспитание чувства продолжения боевых традиций Вооруженных Сил России;

  • развитие черт личности, необходимых при прохождении военной службы, бдительности в отношении охраны рубежей нашей Родины и актов терроризма;

  • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.):

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОВС, в соответствие с которыми, на изучение курса ОВС в 10 классе отводится по 35 часов в год (1 час в неделю). Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 40 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Примерная учебная программа подготовлена в виде продолжения непрерывного курса обучения в школе с учетом специфики Крымского региона.

Структурно программа курса ОВС состоит из 3 содержательных учебных модулей и семь разделов:

  • М=1. Основы безопасности личности, общества и государства:

  • раздел 1. Основы комплексной безопасности;

  • раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

  • М=2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

  • раздел 4. Основы здорового образа жизни;

  • раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

  • М=3. Обеспечение военной безопасности государства:

  • раздел 6. Основы обороны государства;

  • раздел 7. Основы военной службы

В программе реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Формы организации образовательного процесса - комбинированный урок, индивидуальные консультации; учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

технологии обучения - традиционная;

виды и формы контроля - тесты, зачеты.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса под редакцией А.Т. Смирнова. - М., Просвещение, 2014. - 351 стр. с ил. Данный учебник соответствует учебной программе.

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ


1. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе
является составной частью их подготовки к действительной военной службе
в Вооруженных Силах Российской Федерации, обязательным государственным предметом в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях и других типов средних учебных заведений.

Задачи подготовки граждан по основам военной службы до их призыва в Вооруженные Силы РФ заключаются в том, чтобы в процессе обучения они усвоили свои конституционные права, уяснили цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Российских Вооруженных Сил и других войск, освоили основы военного дела, приобрели необходимые практические навыки, физическую закалку и психологическую устойчивость и, будучи призванными на действительную военную службу в Вооруженные Силы России и другие войска, смогли безупречно выполнить свой конституционный долг по защите Отечества, успешно овладеть программой общевойсковой подготовки молодого пополнения, вверенным им вооружением и военной техникой.

2. На подготовку юношей и получение ими начальных знаний в
области обороны и их подготовка по основам военной службы в учебных
заведениях отводится 110 часов. Разработанная программа предусматривает
теоретические и практические занятия в 10-х классах (1 час в неделю).
Обучение в 10-х классах завершается 5-дневными учебными сборами по
40-часовой программе на базе воинских частей.

В 11-х классах (1 час в неделю) заканчивают изучение тем разделов: "Вооруженные Силы РФ", конституционные положения закона «О воинской обязанности и военной службе». Углубляют и закрепляют свои знания, полученные в 10-ом классе: основы медицинских знаний, защита без оружия - рукопашный бой, стрелковый спорт.

С юношами допризывного возраста, не прошедшими обучения начальным знаниям в области обороны и по основам военной службы в образовательных учреждениях, не аттестованными в них по этой подготовке или получившие неудовлетворительные итоговые оценки по окончании учебных заведений, допризывная подготовка проводится в учебных пунктах военных комиссариатов.

3. Допризывная подготовка проводится на теоретических, практических, комплексных и контрольных занятиях.

Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения темы, требования устава, наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные знания на других занятиях и при прохождении действительной военной службы.

Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов, решения стрелковых и других задач с использованием оружия, приборов, снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов, преодоление полосы препятствий, рукопашного боя, при отработке учебных вопросов, по тактической, строевой подготовке и уставов.

Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов программы. Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной физической нагрузки.

Комплексные занятия проводятся в форме игр на местности, эстафет, соревнований.

Контрольные занятия проводятся, как правило, в конце первого года обучения 10-го класса, на учебных сборах после их окончания, и на завершающем этапе обучения в 11-х классах.

На контрольных занятиях учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют нормативы, упражнения, задачи, определяемые преподавателями по основам военной службы.

4. Планирование подготовки учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных заведениях, учебных сборах в воинской части осуществляется в соответствии с требованиями учебной Программы. Оно должно обеспечивать полное выполнение программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими предметами обучения.

В каждом учебном заведении составляется понедельный план прохождения занятий на полугодие или учебный год. В расписании занятий учебного заведения указываются учебные часы, отведенные на этот предмет. Для проведения каждого занятия составляется план-конспект или план урока. В плане-конспекте (плане урока) занятия отображаются: тема, метод проведения, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, распределение учебного времени, материальное обеспечение и ход занятия (при необходимости краткое содержание учебных вопросов).

В целях обеспечения более организованного проведения занятия и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс, учебная группа именуется взводом и делится на отделения. Из числа учащихся приказом директора учебного заведения назначаются командиры взводов и отделений.

Занятия по начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы начинаются с построения взвода (класса) в двух-шереножном строю и доклада командира взвода руководителю занятий о наличии и отсутствии учащихся и готовности к занятию.

Приняв рапорт, руководитель занятия подходит к середине строя и здоровается с учащимися: «Здравствуйте, товарищи!" Учащиеся отвечают на приветствие громко четко и согласовано: «Здравия желаем, товарищ майор» (преподаватель, инструктор)!"

На занятиях постоянно должны поддерживаться порядок и организованность. При обращении преподавателя к обучаемому, последний встает, принимает положение «смирно», представляется «учащийся такой-то» (называет фамилию). Если преподаватель занятия обращается к обучаемому по фамилии, последний отвечает: «Я». Получив разрешение сесть, обучаемый говорит: «Есть» и быстро, без шума садится. При обращении к преподавателю обучаемый поднимает руку и, получив разрешение, встает, принимает положение «смирно», представляется и задает вопрос.

После окончания занятия (урока) командир взвода, с разрешения преподавателя занятия подает команду: «Смирно» или «Встать, смирно». Преподаватель занятия говорит: «До свидания, товарищи», обучаемые согласованно отвечают:"До свидания, товарищ майор" (преподаватель).

Ношение военной формы одежды преподавателями - офицерами запаса и в отставке при проведении занятий рекомендуется.

Обучаемые обязаны прибывать на занятия подготовленными и одетыми по установленной в учебном заведении форме одежды. Форма одежды на очередное занятие устанавливается преподавателем.

5. Годовая или итоговая оценки по начальным знаниям в области обороны и подготовки к военной службе, выставляются на основании общей оценки, полученной на учебных сборах, годовой оценки, полученной за учебный год.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении №11 Приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ от 3 мая 2001 г. №203/1936.

Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

После изучения всей программы обучения подготовки граждан РФ к военной службе, в учебных заведениях проводятся контрольные занятия в целях определения уровня знаний и практических навыков учащихся с выставлением итоговых оценок.

На этом занятии каждый учащийся по заданию преподавателя отвечает на один учебный теоретический вопрос из разделов программы и выполняет два практических действия(прием, норматив). Кроме того, все юноши выполняют одиночные строевые приемы без оружия. При этом оценка за практические действия имеет определяющее значение.

Итоговая оценка за окончание учебы в 11-ом классе выставляется из годовой оценки и оценки, полученной за учебные сборы.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

Теория

Контроль

Модуль 1.

Основы безопасности личности, общества и государства

12

11

1

1

Основы комплексной безопасности

5

5

1.1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

2

2


1.2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2

2


1.3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

1

1


2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

1


2.1

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

1


3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

6

5

1

3.1

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

2

2


3.2

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

1

1


3.3

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

1

1


3.4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Уголовная ответственность за участие в террористи-ческой и экстремистской деятельности.

2

1

1

Модуль 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3

2

1

Основы здорового образа жизни

3

2

1

4.1

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

1

1


4.2

Здоровый образ жизни и его составляющие

2

1

1

Модуль 3

Обеспечение военной безопасности государства

20


2

У1

Основы обороны государства

10

9

1

6.1

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

4

4


6.2

Вооружённые Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества

1

1


6.3

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

4

3

1

6.4

Боевые традиции Вооружённых Сил России

1

1


У11

Основы военной службы

10

9

1

7.1

Размещение и быт военнослужащих

1

1


7.2

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

1

1


7.3

Организация караульной службы

2

2


7.4

Огневая подготовка

2

2


7.5

Тактическая подготовка

2

1

1

7.6

Строевая подготовка

2

2


Всего

35

31

4


© 2010-2022