• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок ОБЖ в 6 классе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Урок ОБЖ в 6 классе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Тема урока. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.Тип урока: комбинированный.Форма работы: групповая. Материал содержит подробный конспект урока и план-конспект, в котором отражена предполагаемая деятельность учителя и учеников на каждом этапе урока. Урок построен в форме игры «На необитаемом острове». Ребята самостоятельно при помощи технологических карт и подручного материала изготовят временное жилище, добудут пищу, воду, разведут костер.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОБЖ в 6 классе

Тема урока: На необитаемом острове. (Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании).

Тип: комбинированный

Цель: закрепление и обобщения знаний, умений, навыков обеспечения выживания в условиях автономного существования.

Задачи:

Обучающие

  • Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.

  • Закрепить знания учащихся о безопасном поведении человека в природных условиях.

  • Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций

Развивающие

  • Способствовать развитию навыков познавательной деятельности

  • Способствовать развитию коммуникативных компетенций

Воспитывающие

  • Способствовать формированию бережного отношения к родной природе

  • Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,

безопасного группового поведения.

Методы работы:

Формы:

Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебники, технологическая карта- 5 штук, раздаточный материал (для костра, временного укрытия, сигналов бедствия, добычи воды и пищи): веточки, пластилин, «лапник», цветная бумага, проволока, увеличительное стекло, сухая трава, картон, клей, лоскутки ткани, листья, камешки, ракушки, зеленая веточка дерева, полиэтиленовый мешочек, иллюстрации животных, растений; таблички с названиями групп; для рефлексии: корзина, яблоки.

Схема расположения учащихся на уроках: парты стоят для групповой работы.

Ход урока

I. Оргмомент

-Здравствуйте, я всем вам говорю это слово, потому что желаю всем здоровья. А чтобы быть здоровым, нужно знать и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.

Беседа.

  • Давайте с вами вспомним, что человек должен уметь, чтобы обеспечить свое выживание?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

  • Мы определили тему нашего занятия:

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. (Слайд №1)

  • Что такое автономное существование?

  • Какие виды автономии вы знаете?

  • Что такое вынужденная автономия? Я предлагаю вам практически применить свои знания.

  • Давайте вместе определим, чем мы будем сегодня заниматься на занятии?

  • Слайд №2. Наша задача: закрепить знания об обеспечении выживания человека в условиях автономного существования

II. Повторение изученного ранее материала

1. Беседа.

Предлагаю вам помочь знаменитому литературному герою… Кто это? Слайд №3 (Робинзон Крузо герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)

  • Итак, Робинзон Крузо попал на остров, ему необходимо выжить.

  • Ребята, вы поделены на группы, у каждой группы есть свое задание. Выполнив групповое задание, вы должны представить результат своей работы и прокомментировать его.

  • 1 группа.

У вас есть на столе вот такая технологическая карта «Сигналы бедствия». Пользуясь данной картой выберите необходимые сигналы для нашей ситуации и помогите Р. К. подать сигнал бедствия с помощью подручного материала, который имеется у вас на столе.

2 группа.

Задача 2 группы заключается в том, чтобы помочь герою соорудить временное укрытие. У вас на столах имеется материал, с помощью которого вы изготовите макет временного жилища.

3 группа

Ребята, ваша группа обеспечивает питанием. Вам необходимо выбрать из предложенных иллюстраций растений и животных те, которые могут служить пищей.

4 группа

Без пищи человек может прожить около месяца, а вот без воды 3 дня. Четвертой группе нужно показать способы добычи воды.

5 группа

Чтобы приготовить пищу и обогреться, необходим огонь. Задача вашей группы: добыть огонь и развести костер.

Ребята, вам понятно задание в группах? (да) А я вам буду помогать.

Чтобы работа была эффективной, проведем физминутку и зарядимся бодростью и энергией. Ребята, кто хочет помочь мне. (Слайд №4 с музыкальным сопровождением)

2. Практическая работа. Выполнение заданий в группах

  • Ребята, начинаем нашу работу. Всем все понятно.На выполнение задания вам дается 10 минут.

(сказать детям, чтобы распределили, кто что делает, кто будет выступать и как)

III. Представление результата работы в группах Слайд 18

  • Ребята, работа в группах окончена. Сейчас каждая группа представит результат своей работы, которая поможет Р.К. выжить в условиях вынужденного автономного существования.

  • Слово 1 группе. (защита работы) Спасибо. Молодцы.

  • Предоставим слово 2 группе. (защита работы)

  • Свой результат покажет 3 группа. (защита работы)

  • Выступает 4 группа. Они покажут, как они будут добывать воду. (защита работы)

  • Как добыть огонь и развести костер покажет нам 5 группа. (защита работы)

Молодцы, ребята, все хорошо справились со своим заданием. У нас получилась поляна Робинзона Крузо на необитаемом острове.

IV. Подведение итога урока

Подведем итоги.

  • Кто помним, какова тема нашего урока?

  • Какие задачи вы ставили перед собой?

  • Мы их с вами выполнили.

Слайд 19

  • Спасибо вам за урок, ребята.

  • Рефлексия

Ребята, уходя с урока, заполните корзину для Робинзона.

Красные яблоки - понравилось, побольше бы таких уроков.

Яблоко с червячком - понравилось, но всё

Огрызок яблока - не понравилось.

План-конспект урока.

Тема: Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Учитель: Ленкина Елена Викторовна.

Место работы: МБОУ СОШ №14 города Белово.

Должность: учитель.

Предмет: основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 6 «Б»

Базовый учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс, «Просвещение», 2012 г.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление и обобщения знаний, умений, навыков обеспечения выживания в условиях автономного существования.

Задачи:

Образовательная:

  • Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.

  • Закрепить знания учащихся о безопасном поведении человека в природных условиях.

  • Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций

Развивающая:

  • Способствовать развитию навыков познавательной деятельности

  • Способствовать развитию коммуникативных компетенций

Воспитательная:

  • Способствовать формированию бережного отношения к родной природе

  • Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,

безопасного группового поведения.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебники, технологическая карта - 5 штук, раздаточный материал (для костра, временного укрытия, сигналов бедствия, добычи воды и пищи): веточки, пластилин, «лапник», цветная бумага, проволока, увеличительное стекло, сухая трава, картон, клей, лоскутки ткани, листья, камешки, ракушки, зеленая веточка дерева, полиэтиленовый мешочек; иллюстрации животных, растений; таблички с названиями групп; для рефлексии: корзина, яблоки.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод «мозгового штурма», вопросная техника

Этапы урока

Задачи этапов урока

Деятельность учителя

Формы организации деятельности обучающихся

Средства, материалы, используемые на уроке

Время

1

Самоопределение к деятельности

(организация начала урока)

Включить обучающихся в учебную деятельность;

Определить содержательные рамки урока

Настраивает на урок

Фронтальная

Слайд №1

2 мин

2

Актуализация знаний

1) Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия и решения ситуативных задач.

2) Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, необходимые и достаточные для восприятия и решения ситуативных задач.

Организует опрос по теоретическому материалу и работу по решению ситуативных задач

Фронтальная

Слайд № 2,3

5 мин

3

Постановка учебной задачи

1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания.

Организует обсуждение

Групповая (индивидуальная для групп)

Слайд № 4

(Слайд №5-17- физминутка)

7мин

4

Обобщение и систематизация способов действия

1) Организовать коммуникативное взаимодействие групп и класса в целом;

Организует работу, наблюдает за ходом групповой работы, организует межгрупповую коммуникацию.

Групповая

Слайд №18

10-12

мин

5

Информация о домашнем задании

Объясняет задание

Индивидуальная

Карточки

1 мин

6

Рефлексивно-оценочный

1)Подвести итоги

Организует работу

Индивидуальная

Слайд № 10

3 мин




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Сигналы бедствия»

(Группа №1)



Ситуативная задача

С необитаемого острова Робинзону Крузо необходимо подать сигнал бедствия.

Алгоритм выполнения задания

  1. Выберите из предложенных сигналов бедствия тот сигнал, который будет видно с высоты, используя подручные средства.

  2. Приклейте предметы на лист бумаги.

  3. Расскажите, как называется данный сигнал (SOS) и что он обозначает.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Временное укрытие»

(Группа №2)



Ситуативная задача

Помогите Робинзону Крузо укрыться от зноя, ливневых дождей, холода.

Алгоритм выполнения задания

  1. Рассмотрите этапы сооружения временного укрытия на фотографиях.

  2. Изготовьте шалаш из веток, лапника, сухой травы, используйте для крепления проволоку, пластилин.

  3. Расскажите, как вы его делали, почему начинали укладывать лапник снизу вверх?






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Обеспечение питания»

(Группа №3)



Ситуативная задача

На острове много различных растение и животных, но не все они съедобные. Какие растения и животные Робинзон Крузо сможет использовать в пищу?

Алгоритм выполнения задания

  1. Рассмотрите рисунки растений и животных.

  2. Выберите из предложенных растений и животных съедобные и наклейте на рисунок корзины.

  3. Расскажите о том, какие растения и животные будут пищей для героя, почему именно эти?






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Как добыть воду»

(Группа №4)



Ситуативная задача

Без пищи человек может прожить около месяца, а вот без воды 3 дня. Помогите Робинзону на необитаемом острове добыть воды.

Алгоритм выполнения задания

  1. Используя предложенный материал, покажите способы добычи воды.

  2. Расскажите об этом способе.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Как добыть огонь и развести костер»

(Группа №5)



Ситуативная задача

Робинзону Крузо для выживания необходимо приготовить пищу, обогреться, отпугнуть животных, насекомых, подать сигнал бедствия. В этом может помочь огонь. Помогите герою добыть огонь и развести костер.

Алгоритм выполнения задания

  1. Используйте для добычи огня предложенный материал.

  2. Покажите способ его добычи.

  3. Изготовьте из материала костер.

  4. Расскажите, как называется костер, для чего он служит.






© 2010-2022