- Преподавателю
- ОБЖ
- Урок ОБЖ в 6 классе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании
Урок ОБЖ в 6 классе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ленкина Е.В. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок ОБЖ в 6 классе
Тема урока: На необитаемом острове. (Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании).
Тип: комбинированный
Цель: закрепление и обобщения знаний, умений, навыков обеспечения выживания в условиях автономного существования.
Задачи:
Обучающие
-
Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.
-
Закрепить знания учащихся о безопасном поведении человека в природных условиях.
-
Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций
Развивающие
-
Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
-
Способствовать развитию коммуникативных компетенций
Воспитывающие
-
Способствовать формированию бережного отношения к родной природе
-
Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,
безопасного группового поведения.
Методы работы:
Формы:
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебники, технологическая карта- 5 штук, раздаточный материал (для костра, временного укрытия, сигналов бедствия, добычи воды и пищи): веточки, пластилин, «лапник», цветная бумага, проволока, увеличительное стекло, сухая трава, картон, клей, лоскутки ткани, листья, камешки, ракушки, зеленая веточка дерева, полиэтиленовый мешочек, иллюстрации животных, растений; таблички с названиями групп; для рефлексии: корзина, яблоки.
Схема расположения учащихся на уроках: парты стоят для групповой работы.
Ход урока
I. Оргмомент
-Здравствуйте, я всем вам говорю это слово, потому что желаю всем здоровья. А чтобы быть здоровым, нужно знать и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.
Беседа.
-
Давайте с вами вспомним, что человек должен уметь, чтобы обеспечить свое выживание?
-
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
-
Мы определили тему нашего занятия:
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. (Слайд №1)
-
Что такое автономное существование?
-
Какие виды автономии вы знаете?
-
Что такое вынужденная автономия? Я предлагаю вам практически применить свои знания.
-
Давайте вместе определим, чем мы будем сегодня заниматься на занятии?
-
Слайд №2. Наша задача: закрепить знания об обеспечении выживания человека в условиях автономного существования
II. Повторение изученного ранее материала
1. Беседа.
Предлагаю вам помочь знаменитому литературному герою… Кто это? Слайд №3 (Робинзон Крузо герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)
-
Итак, Робинзон Крузо попал на остров, ему необходимо выжить.
-
Ребята, вы поделены на группы, у каждой группы есть свое задание. Выполнив групповое задание, вы должны представить результат своей работы и прокомментировать его.
-
1 группа.
У вас есть на столе вот такая технологическая карта «Сигналы бедствия». Пользуясь данной картой выберите необходимые сигналы для нашей ситуации и помогите Р. К. подать сигнал бедствия с помощью подручного материала, который имеется у вас на столе.
2 группа.
Задача 2 группы заключается в том, чтобы помочь герою соорудить временное укрытие. У вас на столах имеется материал, с помощью которого вы изготовите макет временного жилища.
3 группа
Ребята, ваша группа обеспечивает питанием. Вам необходимо выбрать из предложенных иллюстраций растений и животных те, которые могут служить пищей.
4 группа
Без пищи человек может прожить около месяца, а вот без воды 3 дня. Четвертой группе нужно показать способы добычи воды.
5 группа
Чтобы приготовить пищу и обогреться, необходим огонь. Задача вашей группы: добыть огонь и развести костер.
Ребята, вам понятно задание в группах? (да) А я вам буду помогать.
Чтобы работа была эффективной, проведем физминутку и зарядимся бодростью и энергией. Ребята, кто хочет помочь мне. (Слайд №4 с музыкальным сопровождением)
2. Практическая работа. Выполнение заданий в группах
-
Ребята, начинаем нашу работу. Всем все понятно.На выполнение задания вам дается 10 минут.
(сказать детям, чтобы распределили, кто что делает, кто будет выступать и как)
III. Представление результата работы в группах Слайд 18
-
Ребята, работа в группах окончена. Сейчас каждая группа представит результат своей работы, которая поможет Р.К. выжить в условиях вынужденного автономного существования.
-
Слово 1 группе. (защита работы) Спасибо. Молодцы.
-
Предоставим слово 2 группе. (защита работы)
-
Свой результат покажет 3 группа. (защита работы)
-
Выступает 4 группа. Они покажут, как они будут добывать воду. (защита работы)
-
Как добыть огонь и развести костер покажет нам 5 группа. (защита работы)
Молодцы, ребята, все хорошо справились со своим заданием. У нас получилась поляна Робинзона Крузо на необитаемом острове.
IV. Подведение итога урока
Подведем итоги.
-
Кто помним, какова тема нашего урока?
-
Какие задачи вы ставили перед собой?
-
Мы их с вами выполнили.
Слайд 19
-
Спасибо вам за урок, ребята.
-
Рефлексия
Ребята, уходя с урока, заполните корзину для Робинзона.
Красные яблоки - понравилось, побольше бы таких уроков.
Яблоко с червячком - понравилось, но всё
Огрызок яблока - не понравилось.
План-конспект урока.
Тема: Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Учитель: Ленкина Елена Викторовна.
Место работы: МБОУ СОШ №14 города Белово.
Должность: учитель.
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности.
Класс: 6 «Б»
Базовый учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс, «Просвещение», 2012 г.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепление и обобщения знаний, умений, навыков обеспечения выживания в условиях автономного существования.
Задачи:
Образовательная:
-
Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.
-
Закрепить знания учащихся о безопасном поведении человека в природных условиях.
-
Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций
Развивающая:
-
Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
-
Способствовать развитию коммуникативных компетенций
Воспитательная:
-
Способствовать формированию бережного отношения к родной природе
-
Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,
безопасного группового поведения.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебники, технологическая карта - 5 штук, раздаточный материал (для костра, временного укрытия, сигналов бедствия, добычи воды и пищи): веточки, пластилин, «лапник», цветная бумага, проволока, увеличительное стекло, сухая трава, картон, клей, лоскутки ткани, листья, камешки, ракушки, зеленая веточка дерева, полиэтиленовый мешочек; иллюстрации животных, растений; таблички с названиями групп; для рефлексии: корзина, яблоки.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод «мозгового штурма», вопросная техника
№
Этапы урока
Задачи этапов урока
Деятельность учителя
Формы организации деятельности обучающихся
Средства, материалы, используемые на уроке
Время
1
Самоопределение к деятельности
(организация начала урока)
Включить обучающихся в учебную деятельность;
Определить содержательные рамки урока
Настраивает на урок
Фронтальная
Слайд №1
2 мин
2
Актуализация знаний
1) Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия и решения ситуативных задач.
2) Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, необходимые и достаточные для восприятия и решения ситуативных задач.
Организует опрос по теоретическому материалу и работу по решению ситуативных задач
Фронтальная
Слайд № 2,3
5 мин
3
Постановка учебной задачи
1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания.
Организует обсуждение
Групповая (индивидуальная для групп)
Слайд № 4
(Слайд №5-17- физминутка)
7мин
4
Обобщение и систематизация способов действия
1) Организовать коммуникативное взаимодействие групп и класса в целом;
Организует работу, наблюдает за ходом групповой работы, организует межгрупповую коммуникацию.
Групповая
Слайд №18
10-12
мин
5
Информация о домашнем задании
Объясняет задание
Индивидуальная
Карточки
1 мин
6
Рефлексивно-оценочный
1)Подвести итоги
Организует работу
Индивидуальная
Слайд № 10
3 мин
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Сигналы бедствия»
(Группа №1)
Ситуативная задача
С необитаемого острова Робинзону Крузо необходимо подать сигнал бедствия.
Алгоритм выполнения задания
-
Выберите из предложенных сигналов бедствия тот сигнал, который будет видно с высоты, используя подручные средства.
-
Приклейте предметы на лист бумаги.
-
Расскажите, как называется данный сигнал (SOS) и что он обозначает.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Временное укрытие»
(Группа №2)
Ситуативная задача
Помогите Робинзону Крузо укрыться от зноя, ливневых дождей, холода.
Алгоритм выполнения задания
-
Рассмотрите этапы сооружения временного укрытия на фотографиях.
-
Изготовьте шалаш из веток, лапника, сухой травы, используйте для крепления проволоку, пластилин.
-
Расскажите, как вы его делали, почему начинали укладывать лапник снизу вверх?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Обеспечение питания»
(Группа №3)
Ситуативная задача
На острове много различных растение и животных, но не все они съедобные. Какие растения и животные Робинзон Крузо сможет использовать в пищу?
Алгоритм выполнения задания
-
Рассмотрите рисунки растений и животных.
-
Выберите из предложенных растений и животных съедобные и наклейте на рисунок корзины.
-
Расскажите о том, какие растения и животные будут пищей для героя, почему именно эти?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Как добыть воду»
(Группа №4)
Ситуативная задача
Без пищи человек может прожить около месяца, а вот без воды 3 дня. Помогите Робинзону на необитаемом острове добыть воды.
Алгоритм выполнения задания
-
Используя предложенный материал, покажите способы добычи воды.
-
Расскажите об этом способе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Как добыть огонь и развести костер»
(Группа №5)
Ситуативная задача
Робинзону Крузо для выживания необходимо приготовить пищу, обогреться, отпугнуть животных, насекомых, подать сигнал бедствия. В этом может помочь огонь. Помогите герою добыть огонь и развести костер.
Алгоритм выполнения задания
-
Используйте для добычи огня предложенный материал.
-
Покажите способ его добычи.
-
Изготовьте из материала костер.
-
Расскажите, как называется костер, для чего он служит.