Рабочая программа по ОБЖ для НПО

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОДОБРЕНА

Протокол заседания ПЦК

общеобразовательных дисциплин

от ___.___.20___ № _________


УТВЕРЖДЕНА

приказом ОГБПОУ

«Нерехтский политехнический техникум»

от ___.___.20____ № _____/_______



Департамент образования и науки Костромской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Нерехтский политехнический техникум»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Основы безопасности жизнедеятельности»

(ОП.05)


по профессии

08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

19.01.17 «Повар, кондитер»



Разработал: А.Н. Головцов

- преподаватель - организатор основ

безопасности жизнедеятельности



2014

Содержание


Стр.

1. Пояснительная записка 3

2. Рабочий тематический план 6

3. Содержание учебной дисциплины 10

4. Условия реализации учебной дисциплины 27

5. Информационное обеспечение обучения 27

6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 29


























Пояснительная записка


В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.

ОБЖ - это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека, основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), и на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

Рабочая программа дисциплины "Основы безопасность жизнедеятельности" предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня начального профессионального образования по специальностям: 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», 19.01.17 «Повар, кондитер».

Объем часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составляет:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;

самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся в объеме 35 часа.

Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она основана на представлении о целостности системы "человек - среда его обитания - применяемая техника". Основы безопасности жизнедеятельности обеспечивается охраной труда, техникой безопасности в производственной и бытовой сферах и охраной окружающей среды и предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Программа предусматривает подготовку студентов к поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности и предполагает формирование знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Реализация программы будет способствовать привитию студентам навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; выработке умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • развивать в себе духовные и физические качества, необходимые для военной службы;

  • вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.

В результате освоения дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Целью изучения дисциплины, входящей в цикл обще-профессиональных дисциплин, является получение выпускниками теоретических знаний и приобретение практических умений в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для: -организации безопасных условий жизнедеятельности; - участия в реализации мер по защите населения и производственного персонала технических объектов в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и при ликвидации их последствий.

Структура программы «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит из четырех разделов:

  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

  2. Государственная система обеспечения безопасности населения

  3. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

  4. Основы военной службы и обороны государства.

Логическая последовательность разделов и тем дает возможность студентам получить устойчивые знания: в области чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, основах военной службы. При изучении дисциплины необходимо учитывать знания, полученные студентами на других курсах. Методика изучения дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения.

При проведении занятий используются такие формы и методы обучения как лекции, дискуссии, ролевые игры, решение ситуационных задач, экскурсии, уроки с использованием ИКТ, работа с нормативной документацией, что позволит повысить интерес к изучению предмета.

Практические занятия проводятся по основным разделам дисциплины. На практических занятиях студенты приобретают навыки работы с нормативными документами, овладевают первоначальными знаниями и навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в профессиональной деятельности и в быту.

В рабочей программе отдельно выделяется самостоятельная работа студентов: определены время, тематика и ее виды. Темы, выносимые на самостоятельное изучение студентами, позволяют систематизировать, закрепить и расширить полученные теоретические знания и практические умения студентов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

В рабочей программе представлена система контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины. По каждому разделу программы предусмотрены: устный опрос, тестовые работы, контрольные работы, защита практических и самостоятельных работ.

В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе«, «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24 июля 1995 года N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Занятия по дисциплине проводятся в оборудованных кабинетах, оснащенных учебными и наглядными пособиями, стендами, техническими средствами обучения в соответствии с программой. Также предполагается наличие в образовательном учреждении спортивного зала.
По результатам изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» проводится обязательная итоговая аттестация: дифференцированный зачет.
Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма.


























Рабочий тематический план

учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»





№ п/п





Наименование разделов и тем

Макс. учеб.нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Само-

стоятель-

наяра-

бота

студента

Всего

Лабора-торные работы

Практи-

ческие

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

Контрольная работа

Входной контроль

1

1


Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

25

17

4

8

Глава 1

Обеспечение личной безопасности


Тема 1.1

Понятие опасности. Классификация опасностей

2

2

Тема 1.2

Автономное существование человека в природной среде

2

2

Тема 1.3

Правила поведения в условиях вынужденной автономии. Ориентирование на местности.

2

2

2

Глава 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Тема 2.1

Здоровье и здоровый образ жизни

6

2

4

Тема 2.2

Вредные привычки и их профилактика.

Курение, алкоголь, наркотики и их влияние на здоровье, социальные последствия употребления.

2

2

Тема 2.3

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

2

2

Тема 2.4

Оказание первой медицинской помощи

6

2

4

Тема 2.5

Оказание первой медицинской помощи при травмах и ранениях

2

2

2

3

Контрольная работа по теме:

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

1

1


Раздел 2

Государственная система обеспечения безопасности населения

26

17

4

9

Глава 1

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях


Тема 1.1.

Понятие «Чрезвычайная ситуация». Классификация ЧС

2

2

Тема 1.2

Характеристика ЧС природного характера.

7

2


5

Тема 1.3

Характеристика ЧС техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных, химически-опасных объектах. Правила безопасного поведения.

2

2


Тема 1.4

Пожары и взрывы. Понятия и виды. Силы и средства пожаротушения и ликвидации ЧС.

2

2

Тема 1.5

Действия по сигналам ЧС. Правила поведения при получении сигналов о чрезвычайных ситуациях.

Правила эвакуации из учебных заведений согласно плану образовательного учреждения.

2

2

2

Тема 1.6

Чрезвычайные ситуации социального характера. Угроза террористического акта. Правила безопасного поведения.

6

2


4

Тема 1.7

Правила поведения в криминогенных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний.

2

2

2

Тема 1.8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

История создания предназначение.

2

2

2

Контрольная работа по теме: «Государственная система обеспечения безопасности населения»

1

1

Раздел 3

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

14

10

2

4

Глава 1

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны


Тема 1.1

Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи

2

2

Глава 2

Современные средства поражения. ОМП


Тема 2.1

Ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

Обычные средства поражения.

6

2


4

Тема 2.2

Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения.

2

2

Тема 2.3

Средства индивидуальной защиты. Порядок подбора. Выполнение нормативов

2

2

2

3

Контрольная работа по теме:

«Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны»

2

2


Раздел 4

Основы обороны государства и воинская обязанность

39

25

8

14

Глава 1

Вооруженные силы России - основа обороны Российской Федерации


Тема 1.1

История создания Вооруженных сил России

8

2

6

Тема 1.2

Организационная структура Вооруженных сил России

6

2

4

Глава 2

Воинская обязанность


Тема 2.1

Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета, обязательная, добровольная подготовка к военной службе, организация призыва на военную службу

2

2

Тема 2.2

Призыв на военную службу.

Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная служба.

2

2

Тема 2.3

Особенности военной службы

Общевоинские уставы

2

2

Тема 2.4


Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности для военнослужащих.

2

2



Тема 2.5

Воинские звания военнослужащих ВС РФ

Военная форма одежды.

2

2

2

Тема 2.6

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Взаимоотношения в воинском коллективе. Воинская дисциплина.

2

2


Тема 2.7

Вооружение и боевая техника Российской Армии и Флота


2

2


2

Глава 3

Военно-патриотическое воспитание


Тема 3.1

Боевые традиции, Символы воинской чести, воинские ритуалы.

2

2

2

Тема 3.2

Изучение примеров героизма Российских военнослужащих

6

2

2

4

Тема 3.3

Как стать офицером Российской Армии. Военные образовательные учреждения.

1

1

Дифференцированный зачет по разделам учебной дисциплины

2

2


Итого:

105

70





Содержание учебной дисциплины

«Основы безопасности жизнедеятельности»



Введение

Студент должен:

Знать: Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии.

Цель дисциплины ОБЖ - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Необходимо представлять научные задачи ОБЖ:

- теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавания и количественная оценка) опасностей;

- комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека;

- оптимизация условий деятельности и отдыха;

- реализация новых методов зашиты; - моделирование чрезвычайных ситуаций.

Практические задачи ОБЖ:

- выбор принципа зашиты;

- разборка и рациональное использование средств защиты человека и природной среды от негативных воздействий техногенных источников и стихийных явлений.

Контрольная работа (входной контроль):

Проверка качества знаний по ОБЖ.

РАЗДЕЛ 1


Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Глава 1 Обеспечение личной безопасности

Тема 1.1 Понятие опасности. Классификация опасностей.

Студент должен:

Знать: Понятие опасности (определение). Признаки опасности. Что является источником опасностей. Знать основную классификацию опасностей: по природе происхождения, по локализации, по вызываемым последствиям. Уметь их распознавать. Студент должен знать основные термины, что такое «реальная опасность, реализованная, происшествие, чрезвычайное происшествие (ЧП), Авария, Катастрофа , Стихийное бедствие, Чрезвычайная ситуация (ЧС), потенциальная опасность, вредный фактор».


Тема 1.2Автономное существование человека в природной среде.

Студент должен:

Знать:Понятие автономного существования. Виды, Основные причины вынужденного автономного существования. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. Факторы выживания. Первоочередные действия в безлюдной местности.

Тема 1.3Правила поведения в условиях вынужденной автономии.

Ориентирование на местности

Практическая работа

Дидактические цели практической работы:

1.Обобщить, закрепить теоретические знания по вопросам: «Выживание в условиях автономного Существования». «Ориентирование на местности, оборудование временного жилья, разведение костра, добывания пищи и воды».

2.Сформировать практические умения и навыки: выживания в условиях автономного существования в природной среде. Освоение практических навыков ориентирование на местности, оборудование временного жилья, разведение костра, добывания пищи и воды.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

умение работать в группе. Умение выбрать верное решение в предложенных ситуациях.

Глава 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема 2.1Здоровье и здоровый образ жизни

Студент должен:

Знать:Здоровый образ жизни, основные понятия и определения. Критерии здоровья. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе его жизнедеятельности. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, пути обеспечения высокого уровня работоспособности.

Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека. Влияние биологического режима на уровне жизнедеятельности человека.
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Рациональное питание и его значение для здоровья человека. Гигиена питания
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость системного выполнения закаливающих процедур.

Питание - основные понятия и его роль в жизни человека.
Сбалансированное питание, раздельное питание, видовое питание, основные определения и подходы. Понятия о вегетарианском, диетическом, лечебном питании. Общая характеристика режима питания и его роль в обеспечении здоровья и работоспособности человека.
Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов.Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (технологический, культурный и материальный факторы). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Самостоятельная работа

Подготовка доклада по теме (внеаудиторно)

Тема 2.2 Вредные привычки и их профилактика. Курение, алкоголь, наркотики их влияние на здоровье, социальные последствия употребления.

Студент должен:

Знать:Факторы разрушающие здоровье. Меры профилактики.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.
Алкоголь, влияние на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности человека.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составляющие части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика вредных привычек.

Тема 2.3 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Студент должен:

Знать: Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями.

Тема 2.4 Оказание первой медицинской помощи

Студент должен:

Знать:Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях
Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности.
Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

Переохлаждение и обморожение, первая медицинская помощь при обморожении.
Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимация. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Первая медицинская помощь при производственных травмах.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.


Самостоятельная работа

Подготовка доклада по теме (внеаудиторно)

Тема 2.5 Оказание первой медицинской помощи

Практическая работа

Дидактические цели практической работы:

1 Обобщить, закрепить теоретические знания по темам: «Первая медицинская помощь при ранениях, переломах, кровотечениях». «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».«Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца»

2. Сформировать практические умения и навыки: своевременного и правильного оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечениях, переломах. Освоение практических навыков проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки: умение работать в группе. Умение выбрать верное решение в предложенных ситуациях.

Тема 3 Контрольная работа по теме:

«Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»


РАЗДЕЛ 2


Государственная система обеспечения безопасности населения


Глава 1 Правила поведения в условиях Чрезвычайных ситуациях

Тема 1.1 Понятие «Чрезвычайная ситуация» Классификация ЧС

Студент должен:

Знать: Понятие «Чрезвычайная ситуация».Общую характеристику опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения.
Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные, техногенные и социальные. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможные последствия, принимаемые меры по их предупреждению и снижению ущерба. Защита населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тема 1.2 Характеристика ЧС Природного характера

Студент должен:

Знать: Общую характеристику чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификацию основных чрезвычайных ситуаций природного характера. Причины и условия возникновения. Опасные природные явления. Основные источники чрезвычайных ситуаций природного характера, последствия. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера, Порядок выявления и оценки обстановки. ЧС природного характера характерные для региона проживания.

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по теме (внеаудиторно)

Тема 1.3 Характеристика ЧС техногенного характера.

Аварии на радиационно-опасных, химически-опасных объектах.

Правила безопасного поведения.

Студент должен:

Знать: Общую характеристику чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификацию основных чрезвычайных ситуацийнаи более часто встречающихся, аварии на химических объектах, аварии на объектах коммунального хозяйства, аварии на транспорте, аварии на гидротехнических сооружениях, аварии на пожаро - и взрывоопасных объектах.). Причины и условия возникновения.

Основные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера, последствия. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера, Порядок выявления и оценки обстановки. Актуальность проблемы по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера. ЧС техногенного характера характерные для региона проживания. Потенциально опасные объекты в регионе проживания.

Аварии на радиационно-опасных объектах. Причины возникновения. Факторы поражения. Потенциально-опасные радиационные объекты, их характеристики. Правила поведения в радиационных зонах. Радиационная защита и профилактика.

Сформировать умения и навыки, способы преодоления зоны заражения СДЯВ. Знать наиболее распространенные сильно-действующие ядовитые вещества их поражающую силу.

Правила безопасного поведения при выбросе аммиака, хлора, ртути и т.д.

Тема 1.4Пожары и взрывы. Понятия и виды

Студент должен:

Знать: Основные понятия пожаров. Классификация пожаров в зависимости от вида горящих веществ и материалов. Условия протекания и стадии пожара.

Основные понятия взрывов. Классификация взрывов по происхождению выделившейся энергии.

Причины возникновения пожаров и взрывов. Предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и взрывами. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность.

Обеспечение безопасности при возникновении загорания, пожара и взрывоопасной ситуации. Способы и средства борьбы с огнем. Виды огнетушителей. Действия при обнаружении пожара.

Тема 1.5 Действия по сигналам ЧС.

Студент должен:

При изучении данной темы студенты узнают, что такое оповещение, для чего оно необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также важность данных мероприятий.

Основные способы оповещения населения в условиях ЧС мирного времени. Сигнал «Внимание всем!». Примерные тексты сообщений.

Основные правила поведения при получения сигналов РСЧС, Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
Разработка планов и организация восстановительных работ. Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают следующие сигналы оповещения гражданской обороны: "Внимание всем", - предупреждает о непосредственной опасности.
"Радиационная опасность". Передается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. "Химическая тревога". Передается при угрозе или непосредственном обнаружении химического заражения.
Правила эвакуации из учебных заведений согласно плану образовательного учреждения.

Тема 1.6 Чрезвычайные ситуации социального характера. Угроза терроризма.

Правила безопасного поведения.

Студент должен:

Знать: Основные понятия: Терроризм, террористический акт. Угрозы террористического характера. Правила поведения при возможной опасности взрыва.

О том, что есть опасность взрыва, можно судить по следующим признакам:

  • неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома и т.д. (взрывное устройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, игрушке, бутылке, может находиться в обрезке трубы, молочном пакете, в любом свертке или ящике); ничего не трогать!

  • остатки различных материалов, нетипичных для данного места;

  • натянута проволока, шнур;

  • из-под машины свисают провода или изоляционная лента;

  • свежие царапины и грязь на стеклах, дверях и других предметах;

  • незнакомый запах там, где его никогда не было - например, суповой приправы (так пахнут некоторые взрывчатки);

  • выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;

  • у вашей квартиры следы свежих ремонтных работ (краска, штукатурка и др.) о которых вы не знаете;

  • чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшийся поблизости с вашим автомобилем, домом, квартирой.

Правилам поведения в случае захвата вас в заложники. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Поведение в толпе.

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по теме (внеаудиторно)

Тема 1.7 Правила поведения: в криминогенных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний.

Практическая работа

Дидактические цели практической работы:

1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам: «Правила

поведения в ситуациях криминогенного характера». «Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказания».

2. Сформировать практические умения и навыки: действий в ситуациях криминогенного характера, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья. Освоения знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

умение работать в группе, правильно формулировать свои мысли и делать выводы. Умение выбрать верное решение в предложенных ситуациях

Тема 1.8 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Студент должен:

Знать: Единая государственная система предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура,задачии принципы организации РСЧС, история ее создания, предназначения, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Режимы функционирования.

В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.


Контрольная работа по теме:»Государственная система обеспечения безопасности населения».

Раздел 3


Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны


Глава 1 Гражданская оборона

Тема 1.1 Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи.

Студент должен:

Знать:Историю создания гражданской обороны (ГО). . Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организацию гражданской обороны (ГО) в регионах РФ и на предприятиях. Порядок создания, обучения и оснащения формирований
ГО. Действия формирований ГО при возникновении ЧС военного времени, ликвидации их
последствий. ГО на экологически- и аварийноопасных объектах.

Основными функциями гражданской обороны. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций военного времени. Деятельность государства в области защиты населения. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций или максимально ослабить степень их воздействия, порядок оповещения и информирование населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
На предприятиях создаются добровольные формирования: противопожарные звенья, звено охраны общественного порядка, звено проведения АСДНР, обслуживания укрытий и убежищ, связи и т.д.
Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в

случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий.


Глава 2 Современные средства поражения. Оружие массового поражения

Тема 2.1 Ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства поражения.


Студент должен:

Знать:Понятие ядерного оружия, характеристики. Виды ядерных зарядов, конструкции и способы доставки, мощность. Характеристику поражающих факторов: , что из себя представляет ядерное оружие, как наиболее мощное оружие среди современных средств поражения, которое способно наносить большие потери живой силе и боевой технике, разрушать различные сооружения и железные дороги на обширных территориях.

Поражающие факторы ядерного оружия.

Понятие химического оружия, характеристики. История создания. Конструкции, способы доставки, по средствам и способам применения, по тактическому назначению и быстроте наступающего воздействия. Виды химических отравляющих веществ их характеристики. Поражающее воздействие на организм человека

Необходимо изучить, что из себя представляет химическое оружие. Основа его - это отравлявшие вещества (0В), представляющие собой ядовитые (токсичные) соединения, применяемые для снаряжения химических боеприпасов.

Классификация отравляющих веществ.

Понятие биологического оружия. История создания. . Конструкции, способы доставки, по средствам и способам применения, по тактическому назначению и быстроте наступающего воздействия. Виды и свойства основных бактериологических средств. Использование бактериологических средств.

Необходимо изучить воздействие бактериологического (биологического) оружия. Болезни вызываемые данным видом оружия К ним относятся:
- чума, острое инфекционное заболевание людей и животных;
- холера, острое инфекционное заболевание;
- сибирская язва, острое инфекционное заболевание;
- ботулизм, тяжелое заболевание, которое вызывается ботулиническим токсином;
- туляремия.

Уметь: Распознавать основные признаки бактериологического поражения. Правила поведения и действия населения в очаге бактериологического поражения.

Обычные средства поражения.

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по теме (внеаудиторно)

Тема 2.2 Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения


Студент должен:

Знать:Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, медицинские средства защиты. Порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты. Виды защитных инженерных сооружений. Правила поведения в них.

Тема 2.3 Средства индивидуальной защиты

Практическая работа


«Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, медицинские средства защиты. Порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты».

Дидактические цели практической работы:

1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам: «Порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты», «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера»,

2. Сформировать практические умения и навыки: получения и пользования средствами индивидуальной защиты. Освоения знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях военного времени.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

правильно формулировать свои мысли и делать выводы. Умение выбрать верное решение в предложенных ситуациях.

Тема 3 Контрольная работа по теме:

«Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».





РАЗДЕЛ 4


ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1 Вооруженные силы России - основа обороны Российской Федерации

Тема 1.1 История создания Вооруженных сил России


Студент должен:

Знать: Историю создания вооруженных сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по теме (внеаудиторно)

Тема 1.2 Организационная структура Вооруженных сил России


Студент должен:

Знать:Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Другие войска и их назначение.

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по теме (внеаудиторно)

Глава 2 Воинская обязанность

Тема 2.1.Основные понятия о воинской обязанности


Студент должен:

Знать: Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Тема 2.2 Призыв на военную службу. Прохождение военной службе по контракту. Альтернативная служба.


Студент должен:

Знать: Основные понятия о призыве на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Альтернативная служба. Основные условия прохождения альтернативнойгражданской службы. Требования предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Тема 2.3 Особенности военной службы. Общевоинские уставы


Студент должен:

Знать: Виды уставов Вооруженных сил Российской Федерации.

Устав Внутренней службы ВС РФ, его основные требования и содержание. Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воин­ских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организа­ций и военных образовательных учреждений профессионального образования («воинские части») Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются

соответ­ствующими положениями, наставлениями и руководствами.

Дисциплинарный устав ВС РФ, его основные требования и содержание. Настоящий Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, его основные требования и содержание.

Настоящий Устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Строевой устав ВС РФ, его основные требования и содержание.

Настоящий Устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Тема 2.4 Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности для военнослужащих.

Студент должен:

Знать: Общие права и обязанности. Виды ответственности установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Основные требования - воинская дисциплина, её сущность и значение. Основные требования дисциплинарного устава. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы, определяемые Уголовным кодексом РФ.

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.


Тема 2.5 Особенности прохождения военной службы, воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.

Практическая работа

Дидактические цели практической работы:

1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам: «Воинские звания в вооруженных силах РФ». «Основные требования общевоинских уставов».

2. Сформировать практические умения и навыки:. Освоения знаний о вооруженных силах Российской Армии.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

правильно формулировать свои мысли и делать выводы. Умение работать с нормативными документами, выбрать верное решение в предложенных ситуациях.


Тема 2.6 Требования предъявляемые к морально этическим, физическим, психологическим и профессиональным качествам призывника, военнослужащего. Взаимоотношения в воинском коллективе.


Студент должен:

Знать: Основные требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Основными методами саморегуляции для поддержания психологической готовности. Факторы морально-психологического и психического свойства, определяющих поведение солдата. Правила проверенных на практике и обеспечивающих снятие психической напряженности и усталости Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Самовоспитание и самосовершенствование личности. Морально-этические качества военнослужащих. Психологическая классификация воинских должностей.


Тема 2.7 Вооружение и боевая техника Российской армии и флота

Практическая работа

Вооружение и боевая техника Российской армии и флота

Студент должен:

Знать: основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений.

Дидактические цели практической работы:

1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам: «Основные виды (единицы) вооружения Российской армии. Виды вооружения отделения, взвода.

2. Сформировать практические умения и навыки: Освоения знаний о вооружение Российской Армии, новых видах вооружения. Назначение автомата Калашникова его основные части и механизмы.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

правильно формулировать свои мысли и делать выводы. Умение работать с нормативными документами, выбрать верное решение в предложенных ситуациях.

Глава 3 Военно-патриотическое воспитание


Тема 3.1 Боевые традиции, символы воинской чести, воинские ритуалы.

Практическое занятие


Студент должен:

Знать: Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм, верность воинскому долгу, воинское товарищество - составляющие боевых традиций Российской Армии. Дни воинской славы России.
Символы воинской чести. Боевое Знамя части - символ чести, доблести и славы. Почетные награды за воинские отличия, заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных сил России.
При изучении данной темы необходимо обратить особое внимание на присягу, ритуалы Вооруженных Сил РФ, символ воинской чести - Знамя воинской части, дружбу, товарищество, боевые традиции и символы воинской славы ВС РФ. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Тема 3.2. Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских

воинов

Практическая работа


Примеры героизма и войскового товарищества Российских

воинов


Дидактические цели практической работы:

1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам: «Военно-патриотического воспитания».

Узнать примеры героизма и войскового товарищества Российских воинов».

2. Сформировать практические умения и навыки: работать с первоисточниками, другими печатными изданиями. Умение работать с нормативными документами.

3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки: правильно формулировать свои мысли и делать выводы, выбрать верное решение в предложенных ситуациях.

Самостоятельная работа

Подготовка докладов по теме (внеаудиторно)


Тема 3.3 Как стать офицером Российской Армии. Военные образовательные учреждения.


Студент должен:

Изучение основных видов военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.


Дифференцированный зачет по разделам учебной дисциплины.








Приложение практических работ

согласно тематическому плану по дисциплине

«Основы Безопасности жизнедеятельности»



по профессиям:

08.01.07«Мастер общестроительных работ»,

19.01.17 «Повар, кондитер»,

Перечень практических работ:


Наименование работы


Раздел, тема

Количество

часов

Правила поведения в условиях вынужденной автономии.

Ориентирование на местности.

Р томобильного транспорта» иьных ранениях"изниРоссийских воинов.енных действий в международном гуманитарном праве. ров и нач

Р-1 Т - 1.3.

2

Оказание первой медицинской помощи.

Р-1 Т - 2.5.

2

Действия по сигналам ЧС. Правила поведения при получении сигналов о ЧС.

Правила эвакуации из учебных заведений согласно плану образовательного учреждения

Р-2 Т- 1.5

2

Правила поведения в криминогенных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Р-2 Т-1.7

2

Средства индивидуальной защиты. Порядок подбора. Выполнение нормативов.

Р-3 Т-2.3

2

Особенности прохождения военной службы. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды военнослужащих.

Р-4 Т-2.5

2

Вооружение и боевая техника Российской Армии и Флота.

Назначение, основные части и механизмы автомата Калашникова. Порядок неполной сборки и разборки.

Р-4 Т-2.7

2

Боевые традиции, Символы воинской чести, Воинские ритуалы

Р-4 Т- 3.1

2

Примеров героизма российских воинов. Понятие героизма на основе самостоятельных работ студентов.

Р-4 Т-3.2

2




Приложение самостоятельных работ

согласно тематическому плану по дисциплине

«Основы Безопасности жизнедеятельности»

по профессиям:

08.01.07«Мастер общестроительных работ»,

19.01.17 «Повар, кондитер»,

Перечень самостоятельных работ:

Наименование работы

Раздел, тема

Количество

часов

Алкоголь, курение, наркотики и их влияние на здоровье человека (реферат)

Р-1 Т - 2.1.

4

Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечениях. (доклад).

Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах переломов. (доклад).

Р-1 Т - 2.4.

4

Чрезвычайные ситуации, природного характера характерные для региона проживания (доклад, презентация)Р томобильного транспорта» иьных ранениях"изниРоссийских воинов.енных действий в международном гуманитарном праве. ров и нач

Р-2 Т - 1.2.

5

Терроризм - одна из главных опасностей современного общества (реферат, презентация)

Экстремизм (реферат, презентация)

Р-2 Т-1.6

4

Ядерное оружие.

Химическое оружие.

Бактериологическое оружие.

Обычные средства поражения.

(реферат)

Р-3 Т- 2.1

4

История создания вооруженных сил РФ (реферат, презентация)

Р-4 Т -1.1.

6

Сухопутные войска.

Военно-морской Флот.

Военно-воздушные силы

(реферат)

Р-4 Т- 1.2

4

Примеров героизма Российских воинов. (доклад)

Р-4 Т-3.3

4




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной программы требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»;

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по числу обучающихся;

- учебный автомат АК-105, индивидуальные средства защиты, средства пожаротушения;

- программное обеспечение (MS Office, Консультант Плюс, учебные фильмы, презентации, Интернет);

- наглядные пособия: плакаты организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, текст Военной присяги, ордена России; воинские ритуалы; огневая подготовка; действия населения при стихийных бедствиях; действия населения при авариях и катастрофах; действия при пожаре; радиационная и химическая защита; средства защиты;

- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

- классная доска.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран).

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Смирнов, А. Т., Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса /ФГОС/. - М. : Просвещение, 2014г. - 351 с.

  2. Смирнов, А. Т., Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс [Текст] : учебник для учащихся 11 класса /ФГОС/ - М., Просвещение, 2014г. - 320 с.

  3. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М. : Дрофа; ДИК, 2009. - 320 с.

  4. Марков, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс [Текст] : учебник для учащихся 11 класса / В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов и др. - М. : Дрофа; ДИК, 2009. - 228 с.

  5. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Я. Ястребов; под редакцией Б. В. Карабухина. Изд. 3 -е. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. - 397 с.

  6. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник /Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко и др. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 176 с.

  7. М.И. Гоголев «Основы медицинских знаний учащихся», учебник для средних учебных заведений, М. Просвещение, 1991 г. 111 с.

Дополнительные источники:

  1. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности

  2. Бериев О.Г., Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - М.: Академцентр Дашков и Кº, 2010.

  3. Бондаренко В. Л., Грачев В. А., Денисова И. А., Гутенев В. В., Грачев В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под редакцией В.В.Денисова. - 2-е изд. - М.: МарТ, 2007.

  4. Гайсумов А.С., Паничев М.Г., Хроменкова Е.П. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Феникс, 2006.

  5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  6. Крючек Н.А., Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - Изд. 2-е, стер. - М.: Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО go-oborona.narod.ru.

  2. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ kbzhd.ru.

  3. Официальный сайт МЧС России: mchs.gov.ru.

  4. Портал Академии Гражданской защиты: amchs.ru/portal.

  5. Портал Правительства России: government.ru.

  6. Портал Президента России: kremlin.ru.

Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: rhbz.ru/main.html

13. «Учительский портал»: uchportal.ru

14. «Военно-информационный портал»: armyrus.ru








КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Устный опрос

Защита самостоятельных работ

Выполнение контрольной работы

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Устный опрос

Защита практической работы

Выполнение контрольной работы

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Выполнение контрольного

норматива

Защита практической работы

- применять первичные средства пожаротушения;

Устный опрос

Тестирование

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Устный опрос

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Устный опрос

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

Устный опрос

- оказывать первую помощь пострадавшим;

Защита практической работы

Выполнение контрольной работы

Защита самостоятельной работы

Знать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы влияющие на него.

Устный опрос

Тестирование

Решение ситуационных задач

Защита самостоятельной работы

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Защита практических работ

Устный опрос

Тестирование

- основные виды потенциальных опасностей природного, техногенного и социального происхождения и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Устный опрос

Тестирование

Решение ситуационных задач

Выполнение контрольной работы

- предназначение, структура и задачи РСЧС; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС;

Устный опрос

Тестирование

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; средства пожаротушения;

Устный опрос

Тестирование

Решение ситуационных задач

Выполнение контрольной работы

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

Устный опрос

Тестирование

Выполнение контрольной работы

- основы военной службы и обороны государства;

Устный опрос

Тестирование

Защита практической работы

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

Устный опрос

Тестирование

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО;

Устный опрос

Тестирование

Защита практической работы

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Устный опрос





Вопросу для подготовки к дифференцированному зачету

1.Основные цели и задачи изучения дисциплины ОБЖ. Содержание дисциплины. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии.

2.Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

3.Здоровье и здоровый образ жизни.

4.Факторы разрушающие здоровье.

5. Факторы укрепляющие здоровье

6.Понятие опасности. Классификация опасностей. Признаки опасности. Что является источником опасностей.

7.Основная классификацию опасностей: по природе происхождения, по локализации, по вызываемым последствиям.

8.Реальная опасность, реализованная, происшествие, чрезвычайное происшествие (ЧП), Авария, Катастрофа , Стихийное бедствие, Чрезвычайная ситуация (ЧС), потенциальная опасность, вредный фактор».

9.Автономное существование человека в природной среде. Виды, Основные причины автономного существования. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. Факторы выживания. Первоочередные действия в безлюдной местности.

10.Здоровье и здоровый образ жизни. Виды здоровья.

11.Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов.

12.Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Семья и ее значение в жизни человека.

13.Вредные привычки и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье, социальные последствия употребления алкоголя.

14.Оказание первой медицинской помощи при различных видах ран.

15.Ранения, их виды.

16.Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности.
17.Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

18. Переохлаждение и обморожение, первая медицинская помощь при обморожении.
19. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимация. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
20.Понятие «Чрезвычайная ситуация» Классификация ЧС

21.Характеристика ЧС Природного характера

22.Характеристика ЧС техногенного характера.Аварии на радиационно-опасных объектах.

23. Аварии на химически-опасных объектах. Правила безопасного поведения.

24.Пожары и взрывы. Понятия и виды

25.Причины возникновения пожаров и взрывов. Предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и взрывами. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность.

Обеспечение безопасности при возникновении загорания, пожара и взрывоопасной ситуации. Способы и средства борьбы с огнем. Виды огнетушителей. Действия при обнаружении пожара.

26.Действия по сигналам ЧС.

27.Правила эвакуации из учебных заведений согласно плану образовательного учреждения.

28.Угроза терроризма. Чрезвычайные ситуации социального характера

29.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) ее структура, задачии принципы организации РСЧС, история ее

30.Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи.

31.Структура органов управления Гражданской обороны. Структура и задачи гражданской обороны техникума.

32.Современные средства поражения. Оружие массового поражения

33.Ядерное оружие.

34.Химическое оружие.

35.Бактериологическое оружие.

36.Обычные средства поражения.

37.Оповещение и информирование населения об опасностях возникающих при чрезвычайных ситуациях военного времени. Инженерные сооружения ГО. Правила поведения в защитных сооружениях.

38.Средства индивидуальной защиты. Санитарная обработка в зонах заражения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

39.История создания Вооруженных сил России. Боевые традиции, символы воинской чести, воинские ритуалы.

40.Организационная структура Вооруженных сил России

41.Основные понятия о воинской обязанности.Призыв на военную службу. Прохождение военной службе по контракту. Альтернативная служба.

42. Особенности военной службы. Общевоинские уставы. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Форма одежды.

43.Требования предъявляемые к морально этическим, физическим, психологическим и профессиональным качествам призывника, военнослужащего. Взаимоотношения в воинском коллективе.

44. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота



© 2010-2022