Интегрированный урок на тему: Ранения. От А. С. Пушкина до наших дней

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология интегрированного урока

Министерство образования Московской области

Филиал ГГТУ «Ликино - Дулёвский политехнический колледж»

Автор-составитель:

Уробушкина Галина Юрьевна - преподаватель - организатор ОБЖ

Тема: «Ранения. От А.С.Пушкина

до наших дней.»

Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Методическая разработка интегрированного

практико-ориентированного урока

Ликино-Дулево

План интегрированного урока


Курс: 1

Специальность: 151901 Технология машиностроения.

Учебные дисциплины: «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Охрана труда».

Преподаватели: Сабитова Динара Равильевна, Уробушкина Галина Юрьевна, Образцова Светлана Владимировна

Тип занятия: Урок объяснение нового материала.

Вид: интегрированный урок.

Форма учебной работы - Классно-урочная.

Тема: «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней».

Цели:

обучающие - рассказать о дуэли А.С.Пушкина, в результате которой он получил ранение, познакомить обучающихся с понятием «ранения», «виды огнестрельных ранений», рассказать о первой помощи при ранениях, защите от опасностей механического травмирования в процессе трудовой деятельности обучающихся.

развивающая - привить навыки использования материала, взятого из дополнительных источников, в целях расширения кругозора, привить навыки логического мышления, умения делать выводы.

воспитательная - привить навыки аккуратного ведения записей в тетрадях для более осмысленного изучения материала; умение отстаивать свою точку зрения в ходе ответов на вопросы; воспитание толерантности, ответственности за выполняемое задание.

Методическая цель: показать методику интегрирования содержания учебных дисциплин «Литература» и «Охрана труда» в материал учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методы: беседа, самостоятельная работа, применение информационных технологий, элементы проблемного обучения.

Средства: мультимедийный проектор; программа MS Power Point; электронная презентация по теме «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней», карточки - самостоятельная работа «Оказание ПМП при кровотечениях», карточки - самостоятельная работа «Виды ранений».

Информационная основа:

  1. Тесты по ОБЖ, 10-11 класс, Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А., 2011

  2. Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, СП. Миронова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008

  3. Основы медицинских знаний/ Под ред. Ю.С. Тарасова. - В 2-х т.: Т.1. - Самара, 1996

  4. Шишикин Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник. - М.: Канон, 2000

  5. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: МАНЭБ, 2001

  6. Михаил Давидов Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга // «Урал» : Журнал. - 2006. - № 1

  7. Профессор Марк Мирский, заведующий отделом истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН Рана Пушкина: К 170-летию гибели великого поэта // «Медицинский Вестник»: Газета. - 2007. - № 2 (387).

  8. litem.ru/referati-sochineniya/duel-i-smert-pushkina

  9. testsoch.info/duel-i-smert-pushkina/

  10. 0zd.ru/literatura/duel_i_smert_aleksandra_sergeevicha.html

  11. myshared.ru/slide/326826/

  12. studentu-vuza.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/lektsii/zaschita-ot-mehanicheskogo-travmirovaniya.html

  13. xreferat.ru/8/19-1-zashita-cheloveka-ot-opasnosteiy-mehanicheskogo-travmirovaniya.html


ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Организационный момент

Действия преподавателей

Метод

Действия студентов

Время, мин

1

Организационный момент

а) перед началом занятия настроить оборудование;

б) приветствие обучающихся;

в) контроль за посещаемостью (заполнение журнала);

г) проверка домашнего задания (самостоятельная работа «Оказание ПМП при кровотечениях»)

Беседа;

самостоятельная работа;

Отвечают на вопросы,


слушают преподавателя,


выполняют самостоятельную работу

7- 10 мин

2

Целеполагание и мотивация

Преподаватель ОБЖ: а)оглашается тема урока, объясняется присутствие трёх преподавателей;

б)задаётся вопрос: какое отношение имеет русский поэт А.С.Пушкин к теме «Ранения»?

в)ставится цель: выяснить, можно ли было бы спасти А.С.Пушкина, если бы дуэль состоялась в наше время;

беседа

а) слушают преподавателя;

б) отвечают на вопросы

3 мин

3

Актуализация знаний




Преподаватель ОБЖ:

- о правилах оказания первой помощи;

- о практико-ориентированной части урока.

беседа

Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы

2мин








4






Создание проблемной ситуации № 1








Преподаватель ОБЖ:

а) задаётся вопрос:

- Ребята, а кто из вас может рассказать о дуэли Пушкина с Дантесом?

б) Передаёт слово преподавателю литературы.


Преподаватель литературы рассказывает:

а) что называется дуэлью;

б) была ли роковая дуэль Пушкина первой в его жизни;

в)причины и подробности роковой дуэли;

Беседа



Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;


10 мин














5

Создание проблемной ситуации № 2

Преподаватель ОБЖ

а) задаётся вопрос:

- Итак, А.С.Пушкин и Э.Дантес были ранены на дуэли. Давайте вспомним прошлое занятие: что такое рана?

- какие виды ранений бывают в зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета?

б)Осуществляется переход к огнестрельному ранению: даются основные понятия, в т.ч. раневой канал, и с его помощью под запись даются виды огнестрельного ранения.


Устный фронтальный опрос по изученному ранее материалу,


Запись нового материала под диктовку


а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;

б) работа по слайдам презентации;

в) записывают под диктовку новый материал - виды огнестрельных ранений;

г) конспектируют рассказ преподавателя.

5мин








6

Создание проблемной ситуации № 3

Преподаватель ОБЖ:

слово передаётся преподавателю литературы для более точного описания ранения Э.Дантеса.

Преподаватель литературы: о том, как стоял Э.Дантес перед выстрелом А.С.Пушкина и о нанесённом ему ранении.

Преподаватель ОБЖ:

- работа по таблице;

- вывод о ранении Э.Дантеса (огнестрельное, непроникающее, сочетанное ранение)

беседа,

работа по таблице,

вывод

а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;

б) слушают объяснение преподавателя;

в) работают по таблице;

г) делают вывод.

3мин






7






Создание проблемной ситуации № 4

Преподаватель ОБЖ:

слово передаётся преподавателю литературы для более точного описания ранения А.С..Пушкина.

Преподаватель литературы:

о ранении, нанесённом А.С.Пушкину Э.Дантесом.

Преподаватель ОБЖ:

- работа по таблице;

- вывод и запись в тетради о ранении А.С.Пушкина (огнестрельное, слепое, сочетанное проникающее ранение)

беседа,

работа по таблице,

вывод


а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;

б) слушают объяснение преподавателя;

в) работают по таблице;

г) делают вывод и записывают его в тетради.

5мин




8

Создание проблемной ситуации № 5







Преподаватель ОБЖ

задаёт вопросы:

а) давайте вспомним, какая первая помощь должна быть оказана при ранении?

б)почему ранение в живот и по сей день считается одним из сложнейших?

в) какую помощь можно было оказать А.С.Пушкину??

Устный фронтальный опрос,

беседа,

работа по слайдам презентации


а) Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;

б) слушают объяснение преподавателя;

в) делают вывод о несвоевременно оказанной помощи при ранении А.С.Пушкина.

15мин
















9











Создание проблемной ситуации № 6

Преподаватель ОБЖ:

- Возвращаемся от Пушкина к нашим дням. Давайте посмотрим ещё раз на нашу схему. Какие из вышеперечисленных видов ранений могут встретиться на вашей будущей работе?

- передаёт слово преподавателю спец.дисциплин.

Преподаватель спец.дисциплин:

- постановка задачи: давайте попробуем разобраться, где вы, как будущие специалисты, можете столкнуться с опасностью механического травмирования в процессе вашей трудовой деятельности: (разновидности угрозы механического травмирования)

-Рассказ о средствах защиты от мханического травмирования на производстве: СИЗ и СКЗ: ограждения, предохранительные устройства, блокирующие, ограничительные и тормозные устройства, устройства автоматического контроля и сигнализации, устройства дистанционного управления, знаки безопасности;

- рассказ о службе Охраны труда.



Ознакомление с новым материалом, беседа,

работа по слайдам презентации.



а) Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;

б) слушают объяснение преподавателя;

в) просматривают слайды презентации;

г) анализируют уви-

денное;

д) делают вывод о том, что на производстве требуется защита рабочего от воздействия на него вредных и опасных производственных факторов








15мин








10








Подведение итогов занятия,

закрепление новых знаний


Преподаватель ОБЖ: а)благодарит преподавателя спецдисциплин.

б) задаёт вопросы:

- Чем необычен сегодняшний урок?

- Какая тема сегодняшнего урока?

в)передаёт слово преподавателю литературы.

Преподаватель литературы: зачитывает стихотворение А.Дементьева «А мне приснился сон…»

Преподаватель ОБЖ

а)задаёт вопросы:

- Что нового вы узнали на данном уроке?

- Где можно эти знания применить на практике?

б) проводится работа по карточкам «Виды ранений»;

в) выставляются оценки за урок;

г) задаётся домашнее задание.








Беседа,

самостоятельная работа по карточкам, запись домашнего задания


а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;

б) слушают стихотворение А.Дементьева о дуэли А.С.Пушкина

в)выполняют работу по карточкам «Виды ранений»;

г) слушают итоги занятия;

д) уточняют домашнее задание.








10 мин



Сценарий урока

  1. Организационный момент

а) перед началом занятия настроить оборудование;

б) приветствие обучающихся;

в) контроль за посещаемостью (заполнение журнала);

г) проверка домашнего задания:

Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Преподаватель ОБЖ: - На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Кровотечение. Их виды. Первая помощь при них» и начали изучать тему «Ранения». Сейчас я раздам вам карточки с заданиями по материалу прошлого урока. На выполнение этого задания у вас ровно 10 минут.

2. Целеполагание и мотивация

Преподаватель ОБЖ: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодняшний урок ОБЖ помогут мне провести для вас преподаватель литературы Динара Равильевна Сабитова и преподаватель спец. дисциплин Светлана Владимировна Образцова. Посмотрите на доску. Тема нашего сегодняшнего урока - «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней». А кто мне скажет, какое отношение имеет поэт Пушкин к теме «Ранения»?Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

- Правильно. Он умер от ранения, полученного на дуэли. Об этом мы и поговорим сегодня: о видах ранений, о том, какой диагноз поставили бы А.С.Пушкину врачи, об оказании первой помощи при ранениях, о том, можно ли было бы спасти поэта, если бы дуэль состоялась в наше время. А ещё о том, где вы можете столкнуться с механическим травмированием и как уберечься от него.

3. Основная часть урока.

Преподаватель ОБЖ: И сейчас я передаю слово преподавателю литературы Динаре Равильевне Сабитовой.

Преподаватель литературы: Итак, что же такое дуэль? Дуэлью принято называть поединок, проходящий по определённым правилам и имеющий целью защиту своей чести. Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Правила дуэли были выработаны, в основном, во Франции, а оттуда распространились по всей Европе. Дуэль оставалась привилегией высших сословий. Сражались, как правило, на рапирах, шпагах, пистолетах. Обычай отвечать на оскорбление вызовом на дуэль пришёл в Россию вместе с западно-европейскими нововведениями Петра I Великого.

Была ли эта дуэль Пушкина первой в его жизни?

Нет. В кишинёвской ссылке Пушкин стрелялся с офицером генерального штаба Зубовым и командиром егерского полка Старовым.

Причиной поединка с Зубовым стало обидное высказывание Пушкина во время карточной игры. Будучи от природы человеком горячим и вспыльчивым, Пушкин, как свидетельствовали современники, в минуту опасности становился в высшей степени невозмутимым. Так было и на той дуэли. Когда Зубов выстрелил и промахнулся, Пушкин его спросил: "Вы удовлетворены?" Тот бросился к нему с объятиями. "Это излишне", - сказал Пушкин, и на этом дуэль закончилась.

Конфликт со Старовым произошёл на танцевальном вечере. В разгар веселья, когда руководивший танцами полковник объявил русскую пляску, Пушкин велел оркестру играть мазурку, и музыканты его послушались. Старов потребовал от Пушкина извинений, но не получил их, и вызвал поэта на дуэль. Противники стреляли по два раза каждый, но безрезультатно - сильная метель не позволяла целиться. Стали обсуждать, что делать дальше. Пушкин при этом сказал: "Я всегда уважал вас, полковник, и поэтому принял ваш вызов". "И хорошо сделали, - ответил Старов. - Я должен сказать, что вы так же хорошо стоите под пулями, как пишите". Такой отзыв привёл Пушкина в восторг, а Старов тоже был удовлетворён, поскольку считал, что своим вызовом поставил молодого человека на место. Примирение было достигнуто.

Последняя дуэль Пушкина - поединок с Дантесом - стала для поэта роковой.

Француз, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился с Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 году. В глазах светского общества Дантес-Геккерн, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа (Пушкин не любил придворной жизни и не вызывал тёплых чувств у влиятельных светских людей). В светском обществе ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы; для разворачивания конфликта возникшая молва играла не меньшую, а то и бо́льшую роль, чем реальное положение дел. Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца». Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой - сестре Натальи Николаевны. Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Однако конфликт не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где чрезвычайно резко характеризовал как отца, так и приёмного сына. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов; Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли.

Дуэль готовилась втайне от семьи и друзей. О ней знал лишь очень узкий круг лиц. Пушкин, во-первых, опасался, что при разглашении тайны поединку могут помешать его близкие друзья, а он жаждал удовлетворения, и, во-вторых, дуэли в России были запрещены указом Петра I от 14 января 1702 г. По закону все участники поединка, включая секундантов и даже врачей, подлежали суровому наказанию.

Рассказ о дуэли Пушкина с Дантесом

Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал «Кажется, у меня раздроблено бедро».

После слов Пушкина, что он хочет стрелять, Дантес возвратился на свое место, став боком и прикрыв грудь своею правою рукою. Полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем всё же продавила Дантесу два ребра.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.

Данзас с д'Аршиаком (секунданты) подозвали извозчиков и с помощью их разобрали находившийся там из тонких жердей забор, который мешал саням подъехать к тому месту, где лежал раненый Пушкин. Общими силами усадив его бережно в сани, Данэас приказал извозчику ехать шагом, а сам пошел пешком подле саней, вместе с д'Аршиаком.

Пушкин жил на Мойке в нижнем этаже дома Волконского. У подъезда Пушкин просил Данзаса выйти вперед, послать людей вынести его из кареты и, если жена его дома, то предупредить ее и сказать, что рана не опасна.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Домой возвратились в шесть часов. Камердинер взял его на руки и понес на лестницу. - Грустно тебе нести меня? - спросил у него Пушкин.

Бедная жена встретила его в передней и упала без чувств. Его внесли в кабинет; он сам велел подать себе чистое белье; разделся и лег на диван...

Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев. Днем 28 января весть о ранении горячо любимого народом поэта быстро разнеслась по столице. С раннего утра встревоженные горестною вестью люди начали стекаться на набережную Мойки, к дому поэта. Передняя и зала в квартире в течение всей болезни Александра Сергеевича постоянно были заполнены знакомыми Пушкину и совершенно незнакомыми людьми. Они были искренне взволнованы ранением поэта и беспрестанно спрашивали у докторов и ухаживающих о ходе болезни.

В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. Похоронили А.С. Пушкина на рассвете 6 февраля у стен Святогорского монастыря, на Псковщине.

Преподаватель ОБЖ: Итак, из рассказа Динары Равильевны мы узнали, что Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.

Давайте вспомним (вопросы учащимся):

- Что такое рана?

Раны - вызванные механическим воздействием повреждения тканей, сопровождающиеся нарушением целости кожи или слизистых оболочек.

Впервые в России описанием ранений и первой помощи при них занялся отечественный хирург и анатом Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.)

- Давайте вспомним предыдущий урок - какие виды ранений мы с вами уже изучили?? Внимание на доску.

Опрос.

- Какие раны бывают в зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета?

В зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета, различают резаные, колотые, рубленые, укушенные, ушибленные.

Рана резаная- рана, нанесенная скользящим движением тонкого острого предмета; характеризуется преобладанием длины над глубиной, ровными параллельными краями

Колотая рана - от удара тонким острым предметом; характерна преобладанием глубины над длиной.

Рана рубленая - рана от удара тяжелым острым предметом; характеризуется большой глубиной, ровными краями

Ушибленная рана - от удара тяжёлым тупым предметом. Она неглубокая с неровными краями.

- Сразу же хочу задать вам вопрос: чем отличается ушибленная рана от ушиба? Или это одно и то же? Посмотрите на слайд.

- Правильно, ребята. Ушиб - это просто синяк, т.е. гематома, а ушибленная рана - с повреждением кожного покрова и кровотечением.

Вспоминаем дальше.

Рана укушенная- рана, нанесенная зубами животного или человека; характеризуется инфицированностью, неровными, раздавленными краями. Укушенные раны всегда загрязнены различными микроорганизмами, находящимися в полости рта животных и человека. При укусах больных бешенством животных возможно заражение человека. В ротовой полости - около 600 видов бактерий!Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Рана рваная - рана, возникшая под влиянием перерастяжения тканей; характеризуется неправильной формой краев, отслойкой или отрывом тканей, значительной зоной их повреждения.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

- Итак, мы вспомнили и повторили прошлый урок, а теперь переходим ко второй части нашей схемы. И поскольку речь сегодня у нас идёт о ранении, полученном А.С.Пушкиным на дуэли, то сейчас мы поговорим о том, что такое огнестрельное ранение и о его разновидностях.

Открываем свои тетради, записываем в них сегодняшнее число. Сегодня 18 сентября. И, продолжая тему «Ранения», записываем:

Ранение огнестрельное - ранение ранящим снарядом стрелкового оружия или боеприпаса взрывного действия.

- Посмотрите на схему. Какими бывают огнестрельные ранения? Они бывают сквозными или слепыми, сочетанными, проникающими или непроникающими. Но, прежде чем разобраться в них, я хочу познакомить вас с термином - раневой канал.

Раневой канал - это путь прохождения пули через тело человека.

И теперь, используя этот термин, давайте запишем, какие разновидности огнестрельных ранений бывают.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Ранение проникающее - ранение, при котором образовавшийся раневой канал сообщается с какой-либо полостью организма.

Ранение непроникающее - ранение, при котором образовавшийся раневой канал не сообщается с какой-либо полостью организма.

Ранение сквозное - ранение, при котором образовавшийся раневой канал имеет входное и выходное отверстия.

Ранение слепое - ранение, при котором образовавшийся раневой канал не имеет выходного отверстия.

Ранение сочетанное - ранение одиночным поражающим агентом двух и более органов или областей тела. Именно такое ранение было у Э.Дантеса. Я попрошу преподавателя литературы Динару Равильевну ещё раз напомнить нам, как и почему именно так был ранен на дуэли с Пушкиным Дантес.

Преподаватель литературы: После слов Пушкина, что он может произвести выстрел, Дантес возвратился на свое место к барьеру, став боком и прикрыв грудь своей правой рукой, в которой держал пистолет. Полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, сломав Дантесу два ребра.

Преподаватель ОБЖ: Спасибо, Динара Равильевна. Внимание, вопрос: какое ранение было у Э.Дантеса???

- правильно, у Э.Дантэса было огнестрельное непроникающее сочетанное ранение.

- А что мы с вами узнали сегодня о ранении А.С.Пушкина? Посмотрите на слайд. Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.

- Давайте теперь вместе ещё раз посмотрим на нижнюю часть таблицы, и разберёмся, какой диагноз поставили бы врачи Александру Сергеевичу Пушкину, если бы дуэль состоялась в наше время?Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Работа по схеме «Виды ранений» Делаем вывод и записываем в тетради предложение:

У А.С.Пушкина в результате дуэли с Э.Дантесом было огнестрельное слепое, сочетанное, проникающее ранение.

- Какова первая помощь при ранениях?

  1. остановка кровотечения;

  2. обезболивание;

  3. обработка раны;

  4. наложение стерильной повязки;

  5. обездвиживание повреждённой части тела подручными средствами;

  6. вызов скорой помощи или самостоятельная транспортировка пострадавшего в больницу.

Самыми страшными ранениями всегда считались ранения в живот. Они приводили к медленной и мучительной смерти по следующим причинам:

- внутреннее кровотечение;

- болевой шок:

- излитие содержимого кишечника в брюшную полость (перитонит);

- заражение крови (сепсис) из-за перитонита.

И какую же первую помощь можно было оказать Пушкину?

- срочная перевязка (но рана уже инфицирована);

- холод на живот;

- нельзя пить и есть;

- срочная доставка в больницу.

Даже в современных условиях не всегда удаётся излечить человека с огнестрельным ранением живота. Только в 50% случаев в условиях современных клиник можно было бы излечить человека с таким ранением, как у Пушкина.

Преподаватель литературы: Но в тот роковой день помощь поэту оказана не была…

Преподаватель ОБЖ: Хочу напомнить вам, что тема нашего урока звучит так: «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней», и по-этому, ответив на вопрос о диагнозе, который поставили бы Пушкину врачи, если бы дуэль состоялась в наше время, возвращаемся в день сегодняшний. И я с удовольствием передаю слово преподавателю спец. дисциплин Светлане Владимировне Образцовой.

Преподаватель спец.дисциплин: Уважаемые студенты, давайте попробуем разобраться, где вы, как будущие специалисты, можете столкнуться с опасностью механического травмирования в процессе вашей трудовой деятельности.

1.Движущиеся машины, механизмыИнтегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

2 .Подвижные части производственного оборудования

3. Инструмент (фрезы ,сверла, протяжки, пилы и т.д)

4. Острые кромки заготовок, шероховатые поверхности и т.д.

Следовательно, на производстве требуется защита рабочего от воздействия на него вредных и опасных производственных факторов. Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Средства защиты от механического травмирования на производстве делятся на два основных вида:

  1. СИЗ (средства индивидуальной защиты)

  2. СКЗ (средства коллективной защиты)

Средства индивидуально защиты предназначены для защиты одного человека.

К ним относятся: Каски, страховочные пояса, маски, очки, рукавицы, перчатки, специализированная обувь и т.д.

Средства коллективной защиты предназначены для защиты от механического травмирования группы работающих.

Они подразделяются на :

1 ограждения (кожухи, козырьки, дверцы, щиты, барьеры и т.д)

Предназначены для предотвращения попадания человека в опасную зону. Применяются для изоляции движущихся частей машин, зон обработки станков, прессов, ударных элементов машин от рабочей зоны. Могут быть стационарными, подвижными, переносными. Изготавливаются из различных материалов: металла, пластмасс, дерева. Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Могут быть как сплошными, так и сетчатыми.

Вход в огражденную, опасную зону осуществляется через дверцы, снабженные устройствами блокировки.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Рабочая часть режущих инструментов (пил, фрез, ножевых головок и т.д.)

Должна закрываться автоматически действующими ограждениями, открывающимися во время прохождения обрабатываемого материала или инструмента только для его пропуска.

2. Предохранительные устройства.

Предназначены для автоматического отключения машины и оборудования при отклонении от нормального режима работы или при попадании человека в опасную зону. Они делятся на блокирующие и ограничительные.

Блокирующие.

Блокирующие устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону. По принципу действия блокирующие устройства могут быть механическими, электромеханическими, электромагнитными, фотоэлектрическими, радиационными.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Широко применяется фотоэлектрическая блокировка, основанная на принципе преобразования в электрический сигнал светового потока, падающего на фотоэлемент. Опасную зону ограждают световыми лучами. Пересечение человеком светового луча вызывает изменение фототока и приводит в действие механизмы защиты или отключения установки. При пересечении луча измерительно-командное устройство подает сигнал на реле, которое разрывает электрический контакт и отключает оборудование.

Ограничительные устройства - это элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение при перезагрузках. К таким элементами относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с приводом, фрикционные муфты, не передающие движения при больших крутящих моментах и т.п.

Тормозные устройства подразделяют на колоночные, дисковые, конические и клиновые. Тормоза могут быть ручные (ножные), полуавтоматическими и автоматические. Ручные приводятся в действие оператором оборудования, а автоматические - при превышении скорости движения механизмов машин или выхода за допустимые пределы иных параметров оборудования.

Устройства автоматического контроля и сигнализации.

Устройства контроля - это приборы для измерения давлений, температуры, статических и динамических нагрузок и других параметров, характеризующих работу оборудования машин. Эффективность их использования значительно повышается при объединении с системами сигнализации (звуковыми, световыми, цветовыми, знаковыми или комбинированными).

Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Устройства дистанционного управления наиболее надежно решают проблему обеспечения безопасности, так как позволяют осуществлять управление работой оборудования с участков за пределами опасной зоны.

Знаки безопасности

Они могут быть предупреждающими, предписывающими и указательными, и отличаются друг от друга цветом и формой. Вид знаков строго регламентирован.

Сигнальная разметка

Применяется в местах опасности и препятствий, выполняется на поверхности строительных конструкций, элементов зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, машин, механизмов и т.д.

Знаки производственной безопасности (могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми)Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

делятся на:

Предписывающие

Цвет синий, форма - круг, на знаке рисунок

Указательные

Цвет - синий, форма - квадрат, на знаке - рисунок

Эвакуационные, медицинского и санитарного назначения

Цвет - зеленый, форма - квадрат или прямоугольник, на знаке - рисунок

Цвет - красный, форма - круг, на знаке - рисунок

Предупреждающие

Цвет - желтый, форма - треугольник, на знаке рисунок

Запрещающие

Цвет - красный, форма-круг, на знаке рисунок, перечеркнутый по диагонали

Пожарной безопасности

Цвет-красный, форма -квадрат, на знаке -рисунок

Сигнальные цвета применяются для обозначения:

- поверхностей, конструкций, приспособлений, узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т.д., являющихся источниками опасности для людей;

- защитных устройств, ограждений блокировок и т.д.;

- пожарной техники, средств противопожарной защиты и их элементов и т.д.Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Служба, занимающаяся на предприятии защитой работников от опасных и вредных производственных факторов, возникающих в процессе трудовой деятельности, сохранением их жизни и здоровья называется службой Охраны труда.

Интегрированный урок на тему: Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней.

Преподаватель ОБЖ: Спасибо, Светлана Владимировна.





4. Подведение итогов урока.

Преподаватель ОБЖ:

- Чем был необычен сегодняшний урок?

- Давайте вспомним, какова была тема сегодняшнего нашего урока???

- Если бы Александр Сергеевич Пушкин не погиб на дуэли, он мог бы написать ещё множестве нетленных произведений. Но произошло так, как произошло.

Многие поэты и писатели посвятили А.С.Пушкину свои стихи. Есть стихотворение нашего поэта-современника Андрея Дементьева «А мне приснился сон…». И сейчас я снова предоставляю слово преподавателю литературы Сабитовой Д.Р.

Преподаватель литературы:

А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН

А. Дементьев

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен

Сергеем Соболевским...

Его любимый друг

С достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость.

Да шум великосветский,

Что так ему постыл.

К несчастью, Соболевский

В тот год в Европах жил.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Все было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали.

Она была в вуали, -

В серебряной пыли.

Он вышел поклониться,

Сказать - пускай не ждут.

Могло все измениться

В те несколько минут.

К несчастью, Натали

Была так близорука,

Что, не узнав супруга,

Растаяла вдали.



А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Под дуло пистолета,

Не опуская глаз,

Шагнул вперед Данзас

И заслонил поэта.

И слышал только лес,

Что говорит он другу...

И опускает руку

Несбывшийся Дантес.

К несчастью, пленник чести

Так поступить не смел.

Остался он на месте.

И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Преподаватель ОБЖ: - что нового вы узнали сегодня на уроке?? (о дуэли Пушкина, о видах огнестрельных ранений, о первой помощи при ранениях, о том, можно ли было спасти Пушкина, если бы дуэль состоялась в наше время, о том, где вы, как будущие специалисты, можете столкнуться с опасностью механического травмирования в процессе вашей трудовой деятельности)

- а сейчас маленькая самостоятельная работа. Перед вами на столах лежат незаполненные таблички - «Виды ранений». Берите ручки, подписывайте листочки и заполняйте таблицу. На эту работу вам 5 минут.

- Запишите домашнее задание - выучить конспект лекции.

- Оценки за сегодняшний урок:

- Всем спасибо. Урок окончен.







© 2010-2022