- Преподавателю
- ОБЖ
- Интегрированный урок на тему: Ранения. От А. С. Пушкина до наших дней
Интегрированный урок на тему: Ранения. От А. С. Пушкина до наших дней
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Уробушкина Г.Ю. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технология интегрированного урока
Министерство образования Московской области
Филиал ГГТУ «Ликино - Дулёвский политехнический колледж»
Автор-составитель:
Уробушкина Галина Юрьевна - преподаватель - организатор ОБЖ
Тема: «Ранения. От А.С.Пушкина
до наших дней.»
Методическая разработка интегрированного
практико-ориентированного урока
Ликино-Дулево
План интегрированного урока
Курс: 1
Специальность: 151901 Технология машиностроения.
Учебные дисциплины: «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Охрана труда».
Преподаватели: Сабитова Динара Равильевна, Уробушкина Галина Юрьевна, Образцова Светлана Владимировна
Тип занятия: Урок объяснение нового материала.
Вид: интегрированный урок.
Форма учебной работы - Классно-урочная.
Тема: «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней».
Цели:
обучающие - рассказать о дуэли А.С.Пушкина, в результате которой он получил ранение, познакомить обучающихся с понятием «ранения», «виды огнестрельных ранений», рассказать о первой помощи при ранениях, защите от опасностей механического травмирования в процессе трудовой деятельности обучающихся.
развивающая - привить навыки использования материала, взятого из дополнительных источников, в целях расширения кругозора, привить навыки логического мышления, умения делать выводы.
воспитательная - привить навыки аккуратного ведения записей в тетрадях для более осмысленного изучения материала; умение отстаивать свою точку зрения в ходе ответов на вопросы; воспитание толерантности, ответственности за выполняемое задание.
Методическая цель: показать методику интегрирования содержания учебных дисциплин «Литература» и «Охрана труда» в материал учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методы: беседа, самостоятельная работа, применение информационных технологий, элементы проблемного обучения.
Средства: мультимедийный проектор; программа MS Power Point; электронная презентация по теме «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней», карточки - самостоятельная работа «Оказание ПМП при кровотечениях», карточки - самостоятельная работа «Виды ранений».
Информационная основа:
-
Тесты по ОБЖ, 10-11 класс, Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А., 2011
-
Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, СП. Миронова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008
-
Основы медицинских знаний/ Под ред. Ю.С. Тарасова. - В 2-х т.: Т.1. - Самара, 1996
-
Шишикин Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник. - М.: Канон, 2000
-
Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: МАНЭБ, 2001
-
Михаил Давидов Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга // «Урал» : Журнал. - 2006. - № 1
-
Профессор Марк Мирский, заведующий отделом истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН Рана Пушкина: К 170-летию гибели великого поэта // «Медицинский Вестник»: Газета. - 2007. - № 2 (387).
-
litem.ru/referati-sochineniya/duel-i-smert-pushkina
-
testsoch.info/duel-i-smert-pushkina/
-
0zd.ru/literatura/duel_i_smert_aleksandra_sergeevicha.html
-
myshared.ru/slide/326826/
-
studentu-vuza.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/lektsii/zaschita-ot-mehanicheskogo-travmirovaniya.html
-
xreferat.ru/8/19-1-zashita-cheloveka-ot-opasnosteiy-mehanicheskogo-travmirovaniya.html
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Организационный момент
Действия преподавателей
Метод
Действия студентов
Время, мин
1
Организационный момент
а) перед началом занятия настроить оборудование;
б) приветствие обучающихся;
в) контроль за посещаемостью (заполнение журнала);
г) проверка домашнего задания (самостоятельная работа «Оказание ПМП при кровотечениях»)
Беседа;
самостоятельная работа;
Отвечают на вопросы,
слушают преподавателя,
выполняют самостоятельную работу
7- 10 мин
2
Целеполагание и мотивация
Преподаватель ОБЖ: а)оглашается тема урока, объясняется присутствие трёх преподавателей;
б)задаётся вопрос: какое отношение имеет русский поэт А.С.Пушкин к теме «Ранения»?
в)ставится цель: выяснить, можно ли было бы спасти А.С.Пушкина, если бы дуэль состоялась в наше время;
беседа
а) слушают преподавателя;
б) отвечают на вопросы
3 мин
3
Актуализация знаний
Преподаватель ОБЖ:
- о правилах оказания первой помощи;
- о практико-ориентированной части урока.
беседа
Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы
2мин
4
Создание проблемной ситуации № 1
Преподаватель ОБЖ:
а) задаётся вопрос:
- Ребята, а кто из вас может рассказать о дуэли Пушкина с Дантесом?
б) Передаёт слово преподавателю литературы.
Преподаватель литературы рассказывает:
а) что называется дуэлью;
б) была ли роковая дуэль Пушкина первой в его жизни;
в)причины и подробности роковой дуэли;
Беседа
Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;
10 мин
5
Создание проблемной ситуации № 2
Преподаватель ОБЖ
а) задаётся вопрос:
- Итак, А.С.Пушкин и Э.Дантес были ранены на дуэли. Давайте вспомним прошлое занятие: что такое рана?
- какие виды ранений бывают в зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета?
б)Осуществляется переход к огнестрельному ранению: даются основные понятия, в т.ч. раневой канал, и с его помощью под запись даются виды огнестрельного ранения.
Устный фронтальный опрос по изученному ранее материалу,
Запись нового материала под диктовку
а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;
б) работа по слайдам презентации;
в) записывают под диктовку новый материал - виды огнестрельных ранений;
г) конспектируют рассказ преподавателя.
5мин
6
Создание проблемной ситуации № 3
Преподаватель ОБЖ:
слово передаётся преподавателю литературы для более точного описания ранения Э.Дантеса.
Преподаватель литературы: о том, как стоял Э.Дантес перед выстрелом А.С.Пушкина и о нанесённом ему ранении.
Преподаватель ОБЖ:
- работа по таблице;
- вывод о ранении Э.Дантеса (огнестрельное, непроникающее, сочетанное ранение)
беседа,
работа по таблице,
вывод
а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;
б) слушают объяснение преподавателя;
в) работают по таблице;
г) делают вывод.
3мин
7
Создание проблемной ситуации № 4
Преподаватель ОБЖ:
слово передаётся преподавателю литературы для более точного описания ранения А.С..Пушкина.
Преподаватель литературы:
о ранении, нанесённом А.С.Пушкину Э.Дантесом.
Преподаватель ОБЖ:
- работа по таблице;
- вывод и запись в тетради о ранении А.С.Пушкина (огнестрельное, слепое, сочетанное проникающее ранение)
беседа,
работа по таблице,
вывод
а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;
б) слушают объяснение преподавателя;
в) работают по таблице;
г) делают вывод и записывают его в тетради.
5мин
8
Создание проблемной ситуации № 5
Преподаватель ОБЖ
задаёт вопросы:
а) давайте вспомним, какая первая помощь должна быть оказана при ранении?
б)почему ранение в живот и по сей день считается одним из сложнейших?
в) какую помощь можно было оказать А.С.Пушкину??
Устный фронтальный опрос,
беседа,
работа по слайдам презентации
а) Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;
б) слушают объяснение преподавателя;
в) делают вывод о несвоевременно оказанной помощи при ранении А.С.Пушкина.
15мин
9
Создание проблемной ситуации № 6
Преподаватель ОБЖ:
- Возвращаемся от Пушкина к нашим дням. Давайте посмотрим ещё раз на нашу схему. Какие из вышеперечисленных видов ранений могут встретиться на вашей будущей работе?
- передаёт слово преподавателю спец.дисциплин.
Преподаватель спец.дисциплин:
- постановка задачи: давайте попробуем разобраться, где вы, как будущие специалисты, можете столкнуться с опасностью механического травмирования в процессе вашей трудовой деятельности: (разновидности угрозы механического травмирования)
-Рассказ о средствах защиты от мханического травмирования на производстве: СИЗ и СКЗ: ограждения, предохранительные устройства, блокирующие, ограничительные и тормозные устройства, устройства автоматического контроля и сигнализации, устройства дистанционного управления, знаки безопасности;
- рассказ о службе Охраны труда.
Ознакомление с новым материалом, беседа,
работа по слайдам презентации.
а) Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;
б) слушают объяснение преподавателя;
в) просматривают слайды презентации;
г) анализируют уви-
денное;
д) делают вывод о том, что на производстве требуется защита рабочего от воздействия на него вредных и опасных производственных факторов
15мин
10
Подведение итогов занятия,
закрепление новых знаний
Преподаватель ОБЖ: а)благодарит преподавателя спецдисциплин.
б) задаёт вопросы:
- Чем необычен сегодняшний урок?
- Какая тема сегодняшнего урока?
в)передаёт слово преподавателю литературы.
Преподаватель литературы: зачитывает стихотворение А.Дементьева «А мне приснился сон…»
Преподаватель ОБЖ
а)задаёт вопросы:
- Что нового вы узнали на данном уроке?
- Где можно эти знания применить на практике?
б) проводится работа по карточкам «Виды ранений»;
в) выставляются оценки за урок;
г) задаётся домашнее задание.
Беседа,
самостоятельная работа по карточкам, запись домашнего задания
а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;
б) слушают стихотворение А.Дементьева о дуэли А.С.Пушкина
в)выполняют работу по карточкам «Виды ранений»;
г) слушают итоги занятия;
д) уточняют домашнее задание.
10 мин
Сценарий урока
-
Организационный момент
а) перед началом занятия настроить оборудование;
б) приветствие обучающихся;
в) контроль за посещаемостью (заполнение журнала);
г) проверка домашнего задания:
Преподаватель ОБЖ: - На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Кровотечение. Их виды. Первая помощь при них» и начали изучать тему «Ранения». Сейчас я раздам вам карточки с заданиями по материалу прошлого урока. На выполнение этого задания у вас ровно 10 минут.
2. Целеполагание и мотивация
Преподаватель ОБЖ: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодняшний урок ОБЖ помогут мне провести для вас преподаватель литературы Динара Равильевна Сабитова и преподаватель спец. дисциплин Светлана Владимировна Образцова. Посмотрите на доску. Тема нашего сегодняшнего урока - «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней». А кто мне скажет, какое отношение имеет поэт Пушкин к теме «Ранения»?
- Правильно. Он умер от ранения, полученного на дуэли. Об этом мы и поговорим сегодня: о видах ранений, о том, какой диагноз поставили бы А.С.Пушкину врачи, об оказании первой помощи при ранениях, о том, можно ли было бы спасти поэта, если бы дуэль состоялась в наше время. А ещё о том, где вы можете столкнуться с механическим травмированием и как уберечься от него.
3. Основная часть урока.
Преподаватель ОБЖ: И сейчас я передаю слово преподавателю литературы Динаре Равильевне Сабитовой.
Преподаватель литературы: Итак, что же такое дуэль? Дуэлью принято называть поединок, проходящий по определённым правилам и имеющий целью защиту своей чести.
Правила дуэли были выработаны, в основном, во Франции, а оттуда распространились по всей Европе. Дуэль оставалась привилегией высших сословий. Сражались, как правило, на рапирах, шпагах, пистолетах. Обычай отвечать на оскорбление вызовом на дуэль пришёл в Россию вместе с западно-европейскими нововведениями Петра I Великого.
Была ли эта дуэль Пушкина первой в его жизни?
Нет. В кишинёвской ссылке Пушкин стрелялся с офицером генерального штаба Зубовым и командиром егерского полка Старовым.
Причиной поединка с Зубовым стало обидное высказывание Пушкина во время карточной игры. Будучи от природы человеком горячим и вспыльчивым, Пушкин, как свидетельствовали современники, в минуту опасности становился в высшей степени невозмутимым. Так было и на той дуэли. Когда Зубов выстрелил и промахнулся, Пушкин его спросил: "Вы удовлетворены?" Тот бросился к нему с объятиями. "Это излишне", - сказал Пушкин, и на этом дуэль закончилась.
Конфликт со Старовым произошёл на танцевальном вечере. В разгар веселья, когда руководивший танцами полковник объявил русскую пляску, Пушкин велел оркестру играть мазурку, и музыканты его послушались. Старов потребовал от Пушкина извинений, но не получил их, и вызвал поэта на дуэль. Противники стреляли по два раза каждый, но безрезультатно - сильная метель не позволяла целиться. Стали обсуждать, что делать дальше. Пушкин при этом сказал: "Я всегда уважал вас, полковник, и поэтому принял ваш вызов". "И хорошо сделали, - ответил Старов. - Я должен сказать, что вы так же хорошо стоите под пулями, как пишите". Такой отзыв привёл Пушкина в восторг, а Старов тоже был удовлетворён, поскольку считал, что своим вызовом поставил молодого человека на место. Примирение было достигнуто.
Последняя дуэль Пушкина - поединок с Дантесом - стала для поэта роковой.
Француз, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился с Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 году. В глазах светского общества Дантес-Геккерн, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа (Пушкин не любил придворной жизни и не вызывал тёплых чувств у влиятельных светских людей). В светском обществе ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы; для разворачивания конфликта возникшая молва играла не меньшую, а то и бо́льшую роль, чем реальное положение дел.
4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца». Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой - сестре Натальи Николаевны. Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Однако конфликт не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где чрезвычайно резко характеризовал как отца, так и приёмного сына. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов; Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли.
Дуэль готовилась втайне от семьи и друзей. О ней знал лишь очень узкий круг лиц. Пушкин, во-первых, опасался, что при разглашении тайны поединку могут помешать его близкие друзья, а он жаждал удовлетворения, и, во-вторых, дуэли в России были запрещены указом Петра I от 14 января 1702 г. По закону все участники поединка, включая секундантов и даже врачей, подлежали суровому наказанию.
Рассказ о дуэли Пушкина с Дантесом
Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал «Кажется, у меня раздроблено бедро».
После слов Пушкина, что он хочет стрелять, Дантес возвратился на свое место, став боком и прикрыв грудь своею правою рукою. Полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем всё же продавила Дантесу два ребра.
Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.
Данзас с д'Аршиаком (секунданты) подозвали извозчиков и с помощью их разобрали находившийся там из тонких жердей забор, который мешал саням подъехать к тому месту, где лежал раненый Пушкин. Общими силами усадив его бережно в сани, Данэас приказал извозчику ехать шагом, а сам пошел пешком подле саней, вместе с д'Аршиаком.
Пушкин жил на Мойке в нижнем этаже дома Волконского. У подъезда Пушкин просил Данзаса выйти вперед, послать людей вынести его из кареты и, если жена его дома, то предупредить ее и сказать, что рана не опасна.
Домой возвратились в шесть часов. Камердинер взял его на руки и понес на лестницу. - Грустно тебе нести меня? - спросил у него Пушкин.
Бедная жена встретила его в передней и упала без чувств. Его внесли в кабинет; он сам велел подать себе чистое белье; разделся и лег на диван...
Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев. Днем 28 января весть о ранении горячо любимого народом поэта быстро разнеслась по столице. С раннего утра встревоженные горестною вестью люди начали стекаться на набережную Мойки, к дому поэта. Передняя и зала в квартире в течение всей болезни Александра Сергеевича постоянно были заполнены знакомыми Пушкину и совершенно незнакомыми людьми. Они были искренне взволнованы ранением поэта и беспрестанно спрашивали у докторов и ухаживающих о ходе болезни.
В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. Похоронили А.С. Пушкина на рассвете 6 февраля у стен Святогорского монастыря, на Псковщине.
Преподаватель ОБЖ: Итак, из рассказа Динары Равильевны мы узнали, что Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.
Давайте вспомним (вопросы учащимся):
- Что такое рана?
Раны - вызванные механическим воздействием повреждения тканей, сопровождающиеся нарушением целости кожи или слизистых оболочек.
Впервые в России описанием ранений и первой помощи при них занялся отечественный хирург и анатом Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.)
- Давайте вспомним предыдущий урок - какие виды ранений мы с вами уже изучили?? Внимание на доску.
Опрос.
- Какие раны бывают в зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета?
В зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета, различают резаные, колотые, рубленые, укушенные, ушибленные.
Рана резаная- рана, нанесенная скользящим движением тонкого острого предмета; характеризуется преобладанием длины над глубиной, ровными параллельными краями
Колотая рана - от удара тонким острым предметом; характерна преобладанием глубины над длиной.
Рана рубленая - рана от удара тяжелым острым предметом; характеризуется большой глубиной, ровными краями
Ушибленная рана - от удара тяжёлым тупым предметом. Она неглубокая с неровными краями.
- Сразу же хочу задать вам вопрос: чем отличается ушибленная рана от ушиба? Или это одно и то же? Посмотрите на слайд.
- Правильно, ребята. Ушиб - это просто синяк, т.е. гематома, а ушибленная рана - с повреждением кожного покрова и кровотечением.
Вспоминаем дальше.
Рана укушенная- рана, нанесенная зубами животного или человека; характеризуется инфицированностью, неровными, раздавленными краями. Укушенные раны всегда загрязнены различными микроорганизмами, находящимися в полости рта животных и человека. При укусах больных бешенством животных возможно заражение человека. В ротовой полости - около 600 видов бактерий!
Рана рваная - рана, возникшая под влиянием перерастяжения тканей; характеризуется неправильной формой краев, отслойкой или отрывом тканей, значительной зоной их повреждения.
- Итак, мы вспомнили и повторили прошлый урок, а теперь переходим ко второй части нашей схемы. И поскольку речь сегодня у нас идёт о ранении, полученном А.С.Пушкиным на дуэли, то сейчас мы поговорим о том, что такое огнестрельное ранение и о его разновидностях.
Открываем свои тетради, записываем в них сегодняшнее число. Сегодня 18 сентября. И, продолжая тему «Ранения», записываем:
Ранение огнестрельное - ранение ранящим снарядом стрелкового оружия или боеприпаса взрывного действия.
- Посмотрите на схему. Какими бывают огнестрельные ранения? Они бывают сквозными или слепыми, сочетанными, проникающими или непроникающими. Но, прежде чем разобраться в них, я хочу познакомить вас с термином - раневой канал.
Раневой канал - это путь прохождения пули через тело человека.
И теперь, используя этот термин, давайте запишем, какие разновидности огнестрельных ранений бывают.
Ранение проникающее - ранение, при котором образовавшийся раневой канал сообщается с какой-либо полостью организма.
Ранение непроникающее - ранение, при котором образовавшийся раневой канал не сообщается с какой-либо полостью организма.
Ранение сквозное - ранение, при котором образовавшийся раневой канал имеет входное и выходное отверстия.
Ранение слепое - ранение, при котором образовавшийся раневой канал не имеет выходного отверстия.
Ранение сочетанное - ранение одиночным поражающим агентом двух и более органов или областей тела. Именно такое ранение было у Э.Дантеса. Я попрошу преподавателя литературы Динару Равильевну ещё раз напомнить нам, как и почему именно так был ранен на дуэли с Пушкиным Дантес.
Преподаватель литературы: После слов Пушкина, что он может произвести выстрел, Дантес возвратился на свое место к барьеру, став боком и прикрыв грудь своей правой рукой, в которой держал пистолет. Полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, сломав Дантесу два ребра.
Преподаватель ОБЖ: Спасибо, Динара Равильевна. Внимание, вопрос: какое ранение было у Э.Дантеса???
- правильно, у Э.Дантэса было огнестрельное непроникающее сочетанное ранение.
- А что мы с вами узнали сегодня о ранении А.С.Пушкина? Посмотрите на слайд. Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.
- Давайте теперь вместе ещё раз посмотрим на нижнюю часть таблицы, и разберёмся, какой диагноз поставили бы врачи Александру Сергеевичу Пушкину, если бы дуэль состоялась в наше время?
Работа по схеме «Виды ранений» Делаем вывод и записываем в тетради предложение:
У А.С.Пушкина в результате дуэли с Э.Дантесом было огнестрельное слепое, сочетанное, проникающее ранение.
- Какова первая помощь при ранениях?
-
остановка кровотечения;
-
обезболивание;
-
обработка раны;
-
наложение стерильной повязки;
-
обездвиживание повреждённой части тела подручными средствами;
-
вызов скорой помощи или самостоятельная транспортировка пострадавшего в больницу.
Самыми страшными ранениями всегда считались ранения в живот. Они приводили к медленной и мучительной смерти по следующим причинам:
- внутреннее кровотечение;
- болевой шок:
- излитие содержимого кишечника в брюшную полость (перитонит);
- заражение крови (сепсис) из-за перитонита.
И какую же первую помощь можно было оказать Пушкину?
- срочная перевязка (но рана уже инфицирована);
- холод на живот;
- нельзя пить и есть;
- срочная доставка в больницу.
Даже в современных условиях не всегда удаётся излечить человека с огнестрельным ранением живота. Только в 50% случаев в условиях современных клиник можно было бы излечить человека с таким ранением, как у Пушкина.
Преподаватель литературы: Но в тот роковой день помощь поэту оказана не была…
Преподаватель ОБЖ: Хочу напомнить вам, что тема нашего урока звучит так: «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней», и по-этому, ответив на вопрос о диагнозе, который поставили бы Пушкину врачи, если бы дуэль состоялась в наше время, возвращаемся в день сегодняшний. И я с удовольствием передаю слово преподавателю спец. дисциплин Светлане Владимировне Образцовой.
Преподаватель спец.дисциплин: Уважаемые студенты, давайте попробуем разобраться, где вы, как будущие специалисты, можете столкнуться с опасностью механического травмирования в процессе вашей трудовой деятельности.
1.Движущиеся машины, механизмы
2 .Подвижные части производственного оборудования
3. Инструмент (фрезы ,сверла, протяжки, пилы и т.д)
4. Острые кромки заготовок, шероховатые поверхности и т.д.
Следовательно, на производстве требуется защита рабочего от воздействия на него вредных и опасных производственных факторов.
Средства защиты от механического травмирования на производстве делятся на два основных вида:
-
СИЗ (средства индивидуальной защиты)
-
СКЗ (средства коллективной защиты)
Средства индивидуально защиты предназначены для защиты одного человека.
К ним относятся: Каски, страховочные пояса, маски, очки, рукавицы, перчатки, специализированная обувь и т.д.
Средства коллективной защиты предназначены для защиты от механического травмирования группы работающих.
Они подразделяются на :
1 ограждения (кожухи, козырьки, дверцы, щиты, барьеры и т.д)
Предназначены для предотвращения попадания человека в опасную зону. Применяются для изоляции движущихся частей машин, зон обработки станков, прессов, ударных элементов машин от рабочей зоны. Могут быть стационарными, подвижными, переносными. Изготавливаются из различных материалов: металла, пластмасс, дерева.
Могут быть как сплошными, так и сетчатыми.
Вход в огражденную, опасную зону осуществляется через дверцы, снабженные устройствами блокировки.
Рабочая часть режущих инструментов (пил, фрез, ножевых головок и т.д.)
Должна закрываться автоматически действующими ограждениями, открывающимися во время прохождения обрабатываемого материала или инструмента только для его пропуска.
2. Предохранительные устройства.
Предназначены для автоматического отключения машины и оборудования при отклонении от нормального режима работы или при попадании человека в опасную зону. Они делятся на блокирующие и ограничительные.
Блокирующие.
Блокирующие устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону. По принципу действия блокирующие устройства могут быть механическими, электромеханическими, электромагнитными, фотоэлектрическими, радиационными.
Широко применяется фотоэлектрическая блокировка, основанная на принципе преобразования в электрический сигнал светового потока, падающего на фотоэлемент. Опасную зону ограждают световыми лучами. Пересечение человеком светового луча вызывает изменение фототока и приводит в действие механизмы защиты или отключения установки. При пересечении луча измерительно-командное устройство подает сигнал на реле, которое разрывает электрический контакт и отключает оборудование.
Ограничительные устройства - это элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение при перезагрузках. К таким элементами относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с приводом, фрикционные муфты, не передающие движения при больших крутящих моментах и т.п.
Тормозные устройства подразделяют на колоночные, дисковые, конические и клиновые. Тормоза могут быть ручные (ножные), полуавтоматическими и автоматические. Ручные приводятся в действие оператором оборудования, а автоматические - при превышении скорости движения механизмов машин или выхода за допустимые пределы иных параметров оборудования.
Устройства автоматического контроля и сигнализации.
Устройства контроля - это приборы для измерения давлений, температуры, статических и динамических нагрузок и других параметров, характеризующих работу оборудования машин. Эффективность их использования значительно повышается при объединении с системами сигнализации (звуковыми, световыми, цветовыми, знаковыми или комбинированными).
Устройства дистанционного управления наиболее надежно решают проблему обеспечения безопасности, так как позволяют осуществлять управление работой оборудования с участков за пределами опасной зоны.
Знаки безопасности
Они могут быть предупреждающими, предписывающими и указательными, и отличаются друг от друга цветом и формой. Вид знаков строго регламентирован.
Сигнальная разметка
Применяется в местах опасности и препятствий, выполняется на поверхности строительных конструкций, элементов зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, машин, механизмов и т.д.
Знаки производственной безопасности (могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми)
делятся на:
Предписывающие
Цвет синий, форма - круг, на знаке рисунок
Указательные
Цвет - синий, форма - квадрат, на знаке - рисунок
Эвакуационные, медицинского и санитарного назначения
Цвет - зеленый, форма - квадрат или прямоугольник, на знаке - рисунок
Цвет - красный, форма - круг, на знаке - рисунок
Предупреждающие
Цвет - желтый, форма - треугольник, на знаке рисунок
Запрещающие
Цвет - красный, форма-круг, на знаке рисунок, перечеркнутый по диагонали
Пожарной безопасности
Цвет-красный, форма -квадрат, на знаке -рисунок
Сигнальные цвета применяются для обозначения:
- поверхностей, конструкций, приспособлений, узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т.д., являющихся источниками опасности для людей;
- защитных устройств, ограждений блокировок и т.д.;
- пожарной техники, средств противопожарной защиты и их элементов и т.д.
Служба, занимающаяся на предприятии защитой работников от опасных и вредных производственных факторов, возникающих в процессе трудовой деятельности, сохранением их жизни и здоровья называется службой Охраны труда.
Преподаватель ОБЖ: Спасибо, Светлана Владимировна.
4. Подведение итогов урока.
Преподаватель ОБЖ:
- Чем был необычен сегодняшний урок?
- Давайте вспомним, какова была тема сегодняшнего нашего урока???
- Если бы Александр Сергеевич Пушкин не погиб на дуэли, он мог бы написать ещё множестве нетленных произведений. Но произошло так, как произошло.
Многие поэты и писатели посвятили А.С.Пушкину свои стихи. Есть стихотворение нашего поэта-современника Андрея Дементьева «А мне приснился сон…». И сейчас я снова предоставляю слово преподавателю литературы Сабитовой Д.Р.
Преподаватель литературы:
А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН
А. Дементьев
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен
Сергеем Соболевским...
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль и ярость.
Да шум великосветский,
Что так ему постыл.
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.
Все было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали, -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло все измениться
В те несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу...
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте.
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.
Преподаватель ОБЖ: - что нового вы узнали сегодня на уроке?? (о дуэли Пушкина, о видах огнестрельных ранений, о первой помощи при ранениях, о том, можно ли было спасти Пушкина, если бы дуэль состоялась в наше время, о том, где вы, как будущие специалисты, можете столкнуться с опасностью механического травмирования в процессе вашей трудовой деятельности)
- а сейчас маленькая самостоятельная работа. Перед вами на столах лежат незаполненные таблички - «Виды ранений». Берите ручки, подписывайте листочки и заполняйте таблицу. На эту работу вам 5 минут.
- Запишите домашнее задание - выучить конспект лекции.
- Оценки за сегодняшний урок:
- Всем спасибо. Урок окончен.