Рабочая программа по дисциплине Охрана труда

Рабочая программа по дисциплине Охрана трудо для профессий среднего профессионального образования для профессии Технология общественного питания .Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО).Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО..В результате освоения дисципли...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Тверской области

ГБПОУ «Удомельский колледж»








Рассмотрено на заседании
методического совета

ГБПОУ

«Удомельский колледж»

Протокол №______
от_______________2015 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора ГБПОУ

«Удомельский колледж»

№_____от _________ 2015г.






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Охрана труда










2015г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: ГБПОУ "Удомельский колледж"

Разработчики: Коваль Светлана Викторовна - преподаватель



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Охрана труда

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО

Программа учебной дисциплины может быть использована по специальностям:

19.02.10 Технология продукции общественного питания

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: данная дисциплина «Охрана труда» входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

  • использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;

  • определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

  • применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

  • проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;

  • инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;

  • соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • законодательство в области охраны труда;

  • нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

  • правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

  • возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

  • действие токсических веществ на организм человека;

  • категорирование производств по взрыво-пожароопасности;

  • меры предупреждения пожаров и взрывов;

  • общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

  • основные причины возникновения пожаров и взрывов;

  • особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

  • порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

  • права и обязанности работников в области охраны труда;

  • виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

  • принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60часов;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


практические занятия

9

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


Подготовка реферата, презентаций, сообщений по темам, предложенным преподавателям.

Темы работ:

  1. Коллективный договор и соглашение, их роль в регулировании трудовых и связанных с ними отношений .

  2. Система организации работы и контроля по охране труда.

  3. Служба охраны труда на предприятии, ее основные задачи и функции.

  4. Профессиональный отбор, обучение, допуск к работам с повышенной опасностью и работам, для которых необходим профессиональный отбор.

  5. Рациональный режим труда и отдыха.

  6. Предупреждение и устранение стрессового состояния.

  7. Средства индивидуальной защиты.

  8. Классификация несчастных случаев и их расследование.

  9. Действие электрического тока на человека.

Самостоятельная работа по изучению дополнительной литературы по предмету.

Работа с интернетом, поиск необходимой информации по темам курса.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды. Защита от негативных факторов.

44


Тема 1.1.Основные понятия и терминология безопасности труда.

Содержание учебного материала

2


1

Содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специалиста. Основные понятия и терминология БТ. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Риск трудовой деятельности. Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия БТ. Основные задачи охраны труда.

2

Практические занятия:

Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда. вредные и опасные производственные факторы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой. Подготовить реферат по темам: « Риск трудовой деятельности», «Опасность производственной среды.»

2

Тема 1.2. Классификация негативных факторов.


Содержание учебного материала

2


1

Основные стадии идентификации негативных производственных факторов. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Наиболее типичные источники ОВПФ на производстве. Наиболее опасные и вредные виды работ.

2

Практические занятия:

Изучение условий труда на предприятиях общественного питания.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Составить схему классификации ОВПФ.

2

Тема 1.3. Физические негативные факторы. Способы защиты.

Содержание учебного материала

5


1

Источники и характеристика виброакустических колебаний. Защита от шума, вибраций.

Источники и характеристика электромагнитных излучений. Защита от ЭМИ.

Источники и характеристика ионизирующих излучений. Защита от радиации.

Электрический ток, воздействие на человека. Электробезопасность.

2

Практические занятия:

Эвакуация при получении сигнала оповещения о радиационной опасности.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Составить доклад по темам: Пути снижения влияния вибрации на работающих. . Методы измерения и борьбы с шумом.

4

Тема 1.4. Опасные механические факторы. Способы защиты.

Содержание учебного материала

4


1

Источники и характеристика опасных механических факторов. Защита от опасности механического травмирования.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой. Составить презентацию по теме: Профессиональный отбор, обучение, допуск к работам с повышенной опасностью и работам, для которых необходим профессиональный отбор. Средства индивидуальной защиты.

2

2

Тема 1.5. Химические негативные факторы. Способы защиты.

Содержание учебного материала

4


1

Классификация и воздействие вредных веществ на человека. Гигиеническое нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны. 4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой. Составить кроссворд по теме: Средства индивидуальной защиты.

2

Тема 1.6. Опасные факторы комплексного характера. Способы защиты.

Содержание учебного материала

4


1

Пожаровзрывоопасность. Пожарная защита на производственных объектах.

Герметичные систем, находящиеся под давлением. Обеспечение безопасности.

Статическое электричество. Защита статического электричества. Молниезащита зданий и сооружений

2

Практические занятия: «Пожарная профилактика». Приобретение навыков составления планов эвакуации на случай пожара и перспективных планов пожарной безопасности предприятий.

Приобретение навыков работы с санитарными нормами предприятий общественного питания.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой. Подготовить доклад по теме: Классификация несчастных случаев и их расследование.

2

Контрольная работа:

контрольная работа по разделу I

2

Раздел II. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности

14


Тема 2.1. Микроклимат помещений

Содержание учебного материала

5


1

Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой.

Климат и здоровье человека.

Терморегуляция организма человека.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.

2

Практические занятия:

Приобретение навыков работы с санитарными нормами предприятий торговли.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Подготовить сообщение по темам: «Климат и здоровье человека», «Терморегуляция организма человека»

2

Тема 2.2. Освещение

Содержание учебного материала

3


1

Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование.

Искусственные источники света.

Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий

2

Практические занятия : Выявление опасных зон технологического оборудования.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Подготовить сообщение по темам: «Факторы, определяющие зрительный комфорт», «Искусственные источники света, достоинства и недостатки»

2

Раздел III. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда

12

Тема 3.1. Психофизиологические основы безопасности труда

Содержание учебного материала

4


1

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

Виды и условия трудовой деятельности человека.

Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения.

Влияние алкоголя на безопасность труда.

Основные психологические причины травматизма

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Подготовить сообщение по темам: «Психологические причины опасных ситуаций и травматизма на производстве», « Как характер человека влияет на безопасность труда», «Влияние алкоголя на безопасность труда»

2

Тема 3.2. Эргономические основы безопасности труда

Содержание учебного материала

3


1

Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.

Организация рабочего места

2

Практические занятия:

Изучение условий труда на предприятиях общественного питания.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Подготовить реферат по теме : Профессиональный отбор, обучение, допуск к работам с повышенной опасностью и работам, для которых необходим профессиональный отбор.

2

Раздел IV. Управление безопасностью труда

16


Тема 4.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда

Содержание учебного материала

6



1

Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Органы управления БТ, надзора и контроля за ОТ.

Обучение, инструктаж и проверка знаний по ОТ.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по ОТ.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма.

Ответственность за нарушение требований по БТ.

2

Практические занятия:

Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев.

Составить примерную программу первичного инструктажа на рабочем месте для разных видов слесарных работ.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Составить примерную программу вводного инструктажа.

Составить примерную программу первичного инструктажа на рабочем месте для разных видов слесарных работ.

4

Тема 4.2. Экономические механизмы управления безопасностью труда

Содержание учебного материала

2


1

Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий и ОТ.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

2

Раздел V. Первая помощь пострадавшим

8

Тема 5.1. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим

Содержание учебного материала

2


1

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим

2

Практические занятия Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим

от несчастного случая

4


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами, основной и дополнительной литературой.

Подготовить сообщение по темам: "Первая помощь при вывихах, переломах и других видов травм", "Искусственное дыхание и массаж сердца", "Помощь при термических ожогах".

2

Дифференцированный зачет по курсу

2

Итого:

90


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета спецдисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

учебные столы,

рабочее место преподавателя,

учебно-наглядные пособия по темам,

плакаты по темам,

комплекты учебно-методических пособий по темам.

Технические средства обучения:

персональный компьютер,

проектор,

сканер,

компьютерные программы,

программное обеспечение,

комплект презентаций по темам.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительных источников, Интернет-ресурсов

Основные источники:

1. В.А. Девисилов "Охрана труда", М., "Форум - Инфра-М", 2009г.

2. Ефремов О.С. «Охрана труда от А до Я», Москва, 2009г.

3. Раздорожный А.А. «Охрана труда и производственная безопасность», Москва, ОИЦ «Академия», 2008

Дополнительные источники:

  1. Законодательные акты Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  • Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ

  • Федеральный закон от 17 июля 1990 г. № 181 « Об основах охраны труда в РФ»

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 - ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваний»

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № « О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490 - 1 « О коллективных договорах и соглашениях «

  • Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ.

  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ.

  • Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда ( Межотраслевые правила по охране труда, Отраслевые правила по охране труда, Правила безопасности ПБ, Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда, Строительные нормы и правила СНиП, Санитарные правила и нормы СанПиН.

Интернет-ресурсы:

  1. electrolibrary.info

  2. electricalschool.info

  3. Коллекция ЦОР

  4. ru.wikipedia.org/wiki/

  5. ai08.org/index.php/term

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

  • - законодательство в области охраны труда;

  • нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

  • - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

  • - правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

  • - возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

  • - действие токсических веществ на организм человека;

  • - категорирование производств по взрыво-пожароопасности;

  • - меры предупреждения пожаров и взрывов;

  • общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

  • основные причины возникновения пожаров и взрывов;

  • - особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

  • - порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

  • - предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

  • - права и обязанности работников в области охраны труда;

  • - виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

  • - правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • - возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

  • - принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • - средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.


Оценка устного опроса

Оценка тестирования

Оценка самостоятельных работ


Оценка выполнения практических работ

Умение:

- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

- использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;

- определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

- применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;

- инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;

- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.




Оценка выполнения практических работ


© 2010-2022