Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по ОБЖ для учащихся основного общего образования 8 класса составлена на основе документов:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);

  • Примерная учебная программа основного общего образования по ОБЖ (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 г), (базовый уровень);

  • Авторская образовательная программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).

  • Учебный план МБОУ Городищенская СОШ на 2015 - 2016 учебный год.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих задач:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

Учебно-тематический план.


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов


Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

11

1

Тема 1. Пожарная безопасность

3

2

Тема 2. Безопасность на дорогах

3

3

Тема 3. Безопасность на водоемах

3

4

Тема 4. Экология и безопасность

2


Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность

12

5

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

9

6

Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного

3


Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

7

Тема 7. Основы здорового образа жизни

8

8

Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4


Итого:

35



Содержание программы

Раздел I.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)

  1. Пожарная безопасность. (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  1. Безопасность на дорогах. (3 часа)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

  1. Безопасность на водоемах. (3 часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

  1. Экология и безопасность. (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  1. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Раздел III.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)

  1. Основы здорового образа жизни. (8 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

  1. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Кол - во часов

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

п

ф

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность (3 часа)

1

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Читать §1.1. Записать известные примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся в микрорайоне школы.

2

1

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.

Ответить на вопросы §1.2 (с. 19). Из приведённых в §1.2 советов выбрать и записать требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности.

3

1

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Повторить §1.3. Продумать план своего поведения на случай возникновения пожара в школе.

Безопасность на дорогах (3 часа)

4

1

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей

Причины дорожно-транспортного травматизма.

Читать §2.1.

5

1

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Ответить на вопросы §2.2 (с. 44). Из ПДД выбрать, зарисовать и записать названия знаков, регулирующих движение пешехода на дороге. Охарактеризовать сигналы светофора.

6

1

Водитель, формирование качеств безопасного водителя

Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Повторить §2.3. Из ПДД выбрать и записать основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.

Безопасность на водоёмах (3 часа)

7

1

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Читать §3.1. Письменно сформулировать правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

8

1

Безопасный отдых у воды

Безопасный отдых у воды.

Ответить на вопросы §3.2 (с. 71). Письменно сформулировать правила личной безопасности на воде во время купания в различных водоёмах.

9

1

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Повторить §3.3. Ответить на вопросы на сс. 76-77 учебника.

Экология и безопасность (2 часа)

10

1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.

Читать §4.1. Составить в тетради перечень промышленных объектов нашего города и их влияние на экологическую обстановку в районе вашего проживания.

11

1

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Мероприятия, проводимы по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Ответить на вопросы §4.2 (сс. 89-90).

Составить таблицу «Продукт/ Содержащиеся в нём витамины».

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (9 часов)

12

1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.

Повторить §5.1. Описать техногенную чрезвычайную ситуацию, имевшую место в нашем регионе (городе).

13

1

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Потенциальные опасности и действия в случае их наступления.

Читать §5.2. Записать причины появления лучевой болезни и существующие степени её проявления.

14

1

Обеспечение радиационной безопасности населения

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Ответить на вопросы §5.3 (с. 112).

15

1

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы

Повторить §5.4. Выписать правила личной безопасности на случай возникновения химической аварии в нашем городе (районе проживания).

16

1

Обеспечение химической защиты населения

Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.

Читать §5.5. Оформить в тетради порядок действий в различных аварийных ситуациях.

17

1

Пожары на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Последствия пожаров на взрывоопасных объектах экономики.

Ответить на вопросы §5.6 (с. 130).

18

1

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Потенциальные опасности и равила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Повторить §5.7. Выполнить задание на с. 135 учебника.

19

1

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Гидродинамические аварии: характеристика, причины, последствия.

Читать §5.8. Ответить на вопросы на с. 140 учебника.

20

1

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Выполнить задание на с. 145 учебника.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

21

1

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Речевая информация, передаваемая по радио, приёмнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. Поведение в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!».

Ответить на вопросы §6.1 (с. 149).

22

1

Эвакуация населения

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. Комплектование минимально необходимого набора документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Повторить §6.2. Выполнить задание на с. 156.

23

1

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Читать §6.3.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни (7 часов)

24

1

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Записать кратко своё понимание здоровья человека и указать критерии, по которым можно оценить его уровень.

25

1

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность.

Ответить на вопросы §7.2 (с. 171).

26

1

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Режим дня. Профилактика переутомления.

Повторить §7.3.

27

1

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Движение - естественная потребность организма.

Выполнить письменно задание §7.4 (с. 178).

28

1

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности.

Читать §7.5.

29

1

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Ответить на вопросы §7.6 (с. 189).

30

1

Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Средства и способы профилактики вредных привычек. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.

Подготовить сообщение о вредных привычках. Письменно выполнить задание §7.7 (с. 195). Читать §7.8.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

31

1

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение (практические занятия)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Повторить §8.1. Выполнить наложение повязок при ушибах лба, носа, подбородка, повязки на голову в виде «чепца».

32

1

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Ответить на вопросы §8.2. Перечислить в тетради признаки отравления хлором и аммиаком.

33

1

Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Правила и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.

Читать §8.3. Записать определения травмы и перелома, основные признаки переломов.

34

1

Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)

Правила и средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Выполнить задание на с. 218 учебника.

35


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Список литературы.

--- Егорова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности (учебное пособие)2012 год

--- Компакт - диск ОБЖ

--- Смирнов А.Т ,Хренников Б.О ОБЖ 8 класс Москва Просвещение 2010.



© 2010-2022