- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кацай М.Д. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОБЖ для учащихся основного общего образования 8 класса составлена на основе документов:
-
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);
-
Примерная учебная программа основного общего образования по ОБЖ (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 г), (базовый уровень);
-
Авторская образовательная программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
-
Учебный план МБОУ Городищенская СОШ на 2015 - 2016 учебный год.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
11
1
Тема 1. Пожарная безопасность
3
2
Тема 2. Безопасность на дорогах
3
3
Тема 3. Безопасность на водоемах
3
4
Тема 4. Экология и безопасность
2
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность
12
5
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
9
6
Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного
3
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
12
7
Тема 7. Основы здорового образа жизни
8
8
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
Итого:
35
Содержание программы
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
-
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
-
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
-
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
-
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
-
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
-
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
-
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
-
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Кол - во часов
Тема урока
Элементы содержания
Домашнее задание
п
ф
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность (3 часа)
1
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Читать §1.1. Записать известные примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся в микрорайоне школы.
2
1
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
Ответить на вопросы §1.2 (с. 19). Из приведённых в §1.2 советов выбрать и записать требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности.
3
1
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Повторить §1.3. Продумать план своего поведения на случай возникновения пожара в школе.
Безопасность на дорогах (3 часа)
4
1
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
Причины дорожно-транспортного травматизма.
Читать §2.1.
5
1
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.
Ответить на вопросы §2.2 (с. 44). Из ПДД выбрать, зарисовать и записать названия знаков, регулирующих движение пешехода на дороге. Охарактеризовать сигналы светофора.
6
1
Водитель, формирование качеств безопасного водителя
Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Повторить §2.3. Из ПДД выбрать и записать основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.
Безопасность на водоёмах (3 часа)
7
1
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях
Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Читать §3.1. Письменно сформулировать правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.
8
1
Безопасный отдых у воды
Безопасный отдых у воды.
Ответить на вопросы §3.2 (с. 71). Письменно сформулировать правила личной безопасности на воде во время купания в различных водоёмах.
9
1
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Повторить §3.3. Ответить на вопросы на сс. 76-77 учебника.
Экология и безопасность (2 часа)
10
1
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Читать §4.1. Составить в тетради перечень промышленных объектов нашего города и их влияние на экологическую обстановку в районе вашего проживания.
11
1
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Мероприятия, проводимы по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Ответить на вопросы §4.2 (сс. 89-90).
Составить таблицу «Продукт/ Содержащиеся в нём витамины».
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (9 часов)
12
1
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
Повторить §5.1. Описать техногенную чрезвычайную ситуацию, имевшую место в нашем регионе (городе).
13
1
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Потенциальные опасности и действия в случае их наступления.
Читать §5.2. Записать причины появления лучевой болезни и существующие степени её проявления.
14
1
Обеспечение радиационной безопасности населения
Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Ответить на вопросы §5.3 (с. 112).
15
1
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы
Повторить §5.4. Выписать правила личной безопасности на случай возникновения химической аварии в нашем городе (районе проживания).
16
1
Обеспечение химической защиты населения
Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.
Читать §5.5. Оформить в тетради порядок действий в различных аварийных ситуациях.
17
1
Пожары на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия
Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Последствия пожаров на взрывоопасных объектах экономики.
Ответить на вопросы §5.6 (с. 130).
18
1
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Потенциальные опасности и равила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Повторить §5.7. Выполнить задание на с. 135 учебника.
19
1
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Гидродинамические аварии: характеристика, причины, последствия.
Читать §5.8. Ответить на вопросы на с. 140 учебника.
20
1
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
Выполнить задание на с. 145 учебника.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
21
1
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Речевая информация, передаваемая по радио, приёмнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. Поведение в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!».
Ответить на вопросы §6.1 (с. 149).
22
1
Эвакуация населения
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. Комплектование минимально необходимого набора документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Повторить §6.2. Выполнить задание на с. 156.
23
1
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Читать §6.3.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни (7 часов)
24
1
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Записать кратко своё понимание здоровья человека и указать критерии, по которым можно оценить его уровень.
25
1
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность.
Ответить на вопросы §7.2 (с. 171).
26
1
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Режим дня. Профилактика переутомления.
Повторить §7.3.
27
1
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Движение - естественная потребность организма.
Выполнить письменно задание §7.4 (с. 178).
28
1
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности.
Читать §7.5.
29
1
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Ответить на вопросы §7.6 (с. 189).
30
1
Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Средства и способы профилактики вредных привычек. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.
Подготовить сообщение о вредных привычках. Письменно выполнить задание §7.7 (с. 195). Читать §7.8.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)
31
1
Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение (практические занятия)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Повторить §8.1. Выполнить наложение повязок при ушибах лба, носа, подбородка, повязки на голову в виде «чепца».
32
1
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Ответить на вопросы §8.2. Перечислить в тетради признаки отравления хлором и аммиаком.
33
1
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Правила и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.
Читать §8.3. Записать определения травмы и перелома, основные признаки переломов.
34
1
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)
Правила и средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.
Выполнить задание на с. 218 учебника.
35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Список литературы.
--- Егорова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности (учебное пособие)2012 год
--- Компакт - диск ОБЖ
--- Смирнов А.Т ,Хренников Б.О ОБЖ 8 класс Москва Просвещение 2010.