- Преподавателю
- ОБЖ
- Конспект урока Ураганы, бури, смерчи
Конспект урока Ураганы, бури, смерчи
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Опокина Л.В. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по ОБЖ
Аттестуемый педагог (ФИО) ________________ОПОКИНА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА_____________________________
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) класс 7_ «А»______________________
Тема урока « Ураганы, бури, смерчи» _______________________________________________________________________
Тема четверти «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий»
Цели урока:
Образовательные - обобщить знания учащихся по теме « Ураганы, бури, смерчи».
Воспитательные- развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.
Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Задачи:
Обучающие - закрепить понятия и характеристики опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений;
Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;
Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, физическая карта России, атласы, карточки с заданиями и тестами.
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, математика.
Тип урока: обобщающий урок
Этап урока. Цели и задачи, методы и приёмы
Основное содержание
Оценка эксперта
-
Организационный момент.
Цель:
-организация начала урока;
- мотивация учебной деятельности.
Цели учащихся:
-включиться в деловой ритм урока;
-сформулировать цель урока;
- определить значение материала урока в жизни;
- стимулировать познавательный интерес, преобразовать содержание обучения в личностно значимое.
Цели и задачи учителя:
- создать благоприятную психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока;
-- посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты.
- подготовить учащихся к осознанному восприятию материала.
Методы организации работы:
Беседа с использованием проблемных вопросов, проблемных ситуаций.
Форма организации работы:
Фронтальная, коллективная
У: Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. Необычный потому, что к нам пришли на урок гости. Я надеюсь на вас, ребята, что вы будете активными, внимательными и любознательными.
У: Отчего бывает ветер? - « оттого, что деревья качаются!» Это смешной диалог из детской книжки может стать началом разговора о ветре, который бывает и слабым, и умеренным, и сильным. Одним словом разным. А если ветер очень сильный? Помните у А.С. Пушкина:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь, стаи туч,
Ты волнуешь сине море…?
Если ветер очень-очень сильный, то у него может быть сразу несколько названий.
У: Как можно назвать эти ветра?
Д: Ураганы, смерчи, бури
У: Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Д: Ураганы, бури, смерчи ( обобщение)
У: Молодцы!
У: К какой группе природных катастроф относятся ураганы, бури, смерчи?
Д: Метеорологической группе
У: А что такое метеорологическое явление?
Д: Природное явление, возникающее в атмосфере под воздействием различных природных факторов или сочетаний, способное оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики
У: Сегодня мы проведём итоговый урок по теме
«Ураганы, бури, смерчи».
-
Опрос учащихся по теме прошлого урока.
Цель для учащихся:
-вспомнить материал.
Цели и задачи учителя:
- воспроизвести необходимые знания учащихся;
-оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации.
Методы организации работы:
Фронтальный опрос.
Форма организации работы: фронтальная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока;
Успешные ответы учащихся, понимание ими связи вопросов с темой урока. При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задаёт наводящие вопросы.
Методы мотивирования учебной деятельности учащихся: похвала
Обобщение учебного материала с использованием компьютерной презентации ( показ слайдов)
У: Что такое ветер?
Д: Это движение, перемещение воздуха параллельно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное в зону низкого давления.
У: Как вы думаете, чем характеризуется ветер?
Д: Направлением, силой, скоростью
У: Как определяется сила ветра?
Д: По шкале Бофорта
У: Кто такой Бофорт?
Д: (небольшое сообщение о шкале Бофорта). Сила ветра измеряется в баллах.
Для того чтобы зрительно, по движению воздуха оценить силу ветра, в 1806 г. английский адмирал Френсис Бофорт ( 1774-1857) создал шкалу оценки скорости (силы) ветра для собственного пользования. Удобство этой шкалы в том, что она позволяет, по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра.
У: Какие виды ветров вы знаете?
Д: Бриз, буря, ураган, смерч
У: Дать определения этим явлениям
Д: Бриз (от лёгкого до сильного бриза) моряки называют ветер, имеющий скорость от 4 до 31 мили/час, в километрах до 50 км/час.
Буря- ветер, скорость которого достигает от 62 до 105 км/час. На море термину буря соответствует синоним - ветер, скорость которого составляет более115 км/час.
Ураган- атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/час, а в приземном слое до 200 км/час.
Смерч - это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся до поверхности земли (воды) в виде гигантского рукава-хобота.
У: Что является причиной образования бурь, ураганов, смерчей?
Д: Причиной является образование в атмосфере циклонов.
У: Что же такое циклон?
Д: Сильное атмосферное возмущение, круговое движение воздуха с пониженным давлением.
У: Основным поражающим фактором всех возмущений является скоростной напор (порыв) воздушных масс
У: Молодцы ребята!
У: А какие последствия могут быть при ЧС метеорологического характера?
Сообщение о последствиях бурь, ураганов, смерчей
Доклад обучающихся (информация о смерче в Ивановской области)
Во второй половине дня 9 июня 1984 года в Московской, Калининской, Ярославской, Ивановской и Костромской областях отмечались смерчи, а также шквалы со скоростью до 22-27 м/с, в Горьковской, Рязанской, Кировской, Саратовской областях, Чувашской, Мордовской и Марийской АССР - шквалы со скоростью ветра до 30-40 м/с.
Наиболее сильный смерч наблюдался в Иваново. Около 15 ч 30 мин примерно по пути движения смерча прошло грозовое облако, из которого выпал град диаметром около 2 см. В 15 ч 45 мин появилось новое, очень темное облако с воронкообразным выступом, который, раскачиваясь из стороны в сторону, опускался к Земле. Почти коснувшись земли, воронка стала быстро расширяться и всасывать предметы, причем нижний конец ее неоднократно приподнимался и опускался. Было хорошо видно быстрое вращение воронки - "хобота" и выбрасывание предметов на некоторой высоте; слышен сильный свист и гул, подобно тому, какой создает реактивный самолет. Явление напоминало кипящий котел, внутри воронка светилась. От "хобота" отделялись "рукава", которые то удалялись от воронки, то приближались к ней. Материнское облако, из которого опустился "хобот", быстро перемещалось на север и в полосе шириной около 500 м смерч срывал крыши домов, ломал и вырывал деревья, столбы и опоры электропередачи; прочные деревянные дома, и особенно их кровли, разрушались; переворачивались тяжелые вагоны, приподнимались, многократно перевертывались и сносились в сторону автомашины, автобусы, троллейбусы и другие предметы.
( на слайде показ последствий ураганов, бурь, смерчей)
У: Перечислите неотложные действия при приближении урагана, смерча.
Д: Услышав сигнал «Внимание всем!» включить радиоприемник и прослушать сообщение;
б) Собрать в одном месте вещи первой необходимости;
в) Подготовить дом или квартиру к встрече со стихией;
г) Определить наиболее безопасное место в доме (квартире) и укрыться там;
д) Бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться на открытой местности (в поле, в лесу, на дороге);
е) После прекращения бури не торопитесь возвращаться к обыденной жизни. Соблюдайте осторожность!
У: Молодцы ребята!
-
Межпредметная связь ( работа по атласу)
Работа в парах.
Цели для учащихся:
- на примере задач развивать логические мыслительные операции, познавательного интереса;
- осознание проблемы опасности стихийных ЧС;
- расширение кругозора
- развивать самостоятельность, воображение
Цели и задачи для учителя:
-познакомить учащихся с задачами;
-научить учащихся самостоятельно и быстро мыслить, работать в парах, преодолевать трудности;
Методы организации работы:
Индивидуальная работа.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:
- умеют быстро и правильно справиться с заданием;
- логично объяснить и показать на карте нужные места.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:
- активность в ответах на решение задачи;
-наличие уточняющих вопросов в сложных местах.
У: А теперь ребята, давайте проверим нашу память, быстроту реакции и воображение- применим знания географии и математики на уроке ОБЖ. У вас на партах карточки с задачами и атлас, вы будете работать в парах. Кто быстрей решит задачу поднимет руку.
Задача №1. В 1979 г. во Владивостоке бушевал тайфун « Ирвинг». Сначала он показал свой злобный нрав острову Хоккайдо. За какое время дошёл до Владивостока, если его скорость была 120 км/час? Расстояние до острова определите самостоятельно по карте.
Задача №2. В 1968 году советские учёные проводили испытание ядерного оружия на военном полигоне на острове Новая Земля. До какого города ( региона) могло бы дойти радиоактивное облако за трое суток при северо-восточном ветре и скорости 25 км/час?
У: Кто справился с заданием и готов ответить у доски? Давайте проверим ваши решения. Молодцы!
4. Индивидуальная работа. Контроль знаний, тестирование
- подведение итогов урока.
Цели для учащихся:
- ответить на вопросы теста;
- осуществить взаимопроверку;
получить хорошую оценку.
Цели для учителя:
- выполнить тестовую работу;
- обобщить и закрепить знания учащихся;
- контроль и самопроверка знаний;
- установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы.
Методы организации работы:
Тестирование.
Формы организации работы: индивидуальная
Критерии, позволяющие определить степень усвоения материала:
Правильность выполнения теста, хорошие оценки за эту работу.
Возможные пути реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила материал:
-при выполнении работы учитель оказывает помощь;
В случае выявления ошибок при проверке, проводится коррекция знаний на следующем уроке.
У: У вас на столах лежат карточки с тестовым заданием. Подчеркните букву правильного варианта ответов и проведите взаимопроверку
Первый вариант:
1. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра?
а) Рихтер; б) Бофорт; в) Ломоносов; г) Менделеев.
2. Ветер скоростью до 20 км/час называется:
а) циклон; б) шторм; в) бриз.
3. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
а) ветра и воды; б) воды и атмосферного давления; в) атмосферного давления и ветра; г) ветра и верхнего слоя земли.
4. Сильный мало масштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 400 км/час:
а) циклон; б) ураган; в) буря; г) смерч.
5. Лучшая защита от смерча:
а) будка на автобусной остановке; б) мосты, большие деревья; в) подвальные помещения, подземные сооружения.
Второй вариант:
1. Область пониженного давления в атмосфере - это:
а) смерч; б) циклон; в) буря.
2. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 100 км/час:
а) ураган; б) шторм; в) торнадо.
3. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча, что это за прибор:
а) утюг; б) пылесос; в) холодильник; г) газовая плита.
4. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:
а) закрыть все окна и двери; б) включить телевизор, радиоприемник и выслушать рекомендации; в) выйти из здания и укрыться под ближайшим деревом.
5.Относительно безопасным естественным
укрытием на улице во время урагана является:
а) овраг; б) крупные камни; в) линии электропередач.
У: Напоминаю вам критерии оценивания теста. Так как правильным является только один вариант ответа, поэтому
за 5 «+»- оценка «5»; за 4 «+»- оценка «4»; за «+»- оценка «3»
У: Молодцы! Справились с заданием
5.Обобщение знаний.
Групповая работа.
Цель дл учащихся:
- ответить на вопросы учителя;
- обобщить знания по теме метеорологические ЧС.
Цели и задачи для учителя:
- продолжить формирование знаний, умений и навыков учащихся, помочь их им систематизировать, обобщить и закрепить;
- установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы.
Методы организации работы:
Фронтальная беседа.
Формы организации работы: групповая
Критерии, позволяющие определить степень усвоения материала:
Правильность ответов на вопросы учителя.
Возможные пути выявлений пробелов у учащихся в изученном материале. В случае выявления ошибок, проводится коррекция знаний на следующем уроке.
У: В завершении нашего урока давайте пройдем «Лабиринт Знаний». Отвечайте «да», если утверждение верно или «нет», если неверно с помощью сигнальных карточек ( да- зелёный цвет); ( нет- красный цвет)
Показ слайда № 12
У: Молодцы, ребята!
6.Задание на дом
Цели для учащихся:
- выполнение творческого задания;
- в процессе деятельности расширить знания о метеорологических ЧС
Цели и задачи для учителя:
- объяснить особенности выполнения домашнего задания.
- мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками.
Критерии успешного выполнения творческих заданий:
- наличие стихотворений и сказок;
- наличие творческих названий
У: Выполнить творческое задание. Написать стихи, сказку об опасных метеорологических явлениях.
У: Ребята, на сигнальных карточках напишите, с каким настроением вы уходите с урока?
СПАСИБО ЗА УРОК!