Конспект урока Ураганы, бури, смерчи

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по ОБЖ

Аттестуемый педагог (ФИО) ________________ОПОКИНА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА_____________________________

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) класс 7_ «А»______________________

Тема урока « Ураганы, бури, смерчи» _______________________________________________________________________

Тема четверти «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий»

Цели урока:

Образовательные - обобщить знания учащихся по теме « Ураганы, бури, смерчи».

Воспитательные- развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.


Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.

Задачи:

Обучающие - закрепить понятия и характеристики опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений;

Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;

Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, физическая карта России, атласы, карточки с заданиями и тестами.

Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, математика.


Тип урока: обобщающий урок


Этап урока. Цели и задачи, методы и приёмы

Основное содержание

Оценка эксперта

  1. Организационный момент.

Цель:

-организация начала урока;

- мотивация учебной деятельности.

Цели учащихся:

-включиться в деловой ритм урока;

-сформулировать цель урока;

- определить значение материала урока в жизни;

- стимулировать познавательный интерес, преобразовать содержание обучения в личностно значимое.

Цели и задачи учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока;

-- посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты.

- подготовить учащихся к осознанному восприятию материала.

Методы организации работы:

Беседа с использованием проблемных вопросов, проблемных ситуаций.

Форма организации работы:

Фронтальная, коллективная

У: Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. Необычный потому, что к нам пришли на урок гости. Я надеюсь на вас, ребята, что вы будете активными, внимательными и любознательными.

У: Отчего бывает ветер? - « оттого, что деревья качаются!» Это смешной диалог из детской книжки может стать началом разговора о ветре, который бывает и слабым, и умеренным, и сильным. Одним словом разным. А если ветер очень сильный? Помните у А.С. Пушкина:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь, стаи туч,

Ты волнуешь сине море…?

Если ветер очень-очень сильный, то у него может быть сразу несколько названий.

У: Как можно назвать эти ветра?

Д: Ураганы, смерчи, бури

У: Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Д: Ураганы, бури, смерчи ( обобщение)

У: Молодцы!

У: К какой группе природных катастроф относятся ураганы, бури, смерчи?

Д: Метеорологической группе

У: А что такое метеорологическое явление?

Д: Природное явление, возникающее в атмосфере под воздействием различных природных факторов или сочетаний, способное оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики

У: Сегодня мы проведём итоговый урок по теме

«Ураганы, бури, смерчи».


  1. Опрос учащихся по теме прошлого урока.

Цель для учащихся:

-вспомнить материал.

Цели и задачи учителя:

- воспроизвести необходимые знания учащихся;

-оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации.

Методы организации работы:

Фронтальный опрос.

Форма организации работы: фронтальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока;

Успешные ответы учащихся, понимание ими связи вопросов с темой урока. При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задаёт наводящие вопросы.

Методы мотивирования учебной деятельности учащихся: похвала

Обобщение учебного материала с использованием компьютерной презентации ( показ слайдов)

У: Что такое ветер?

Д: Это движение, перемещение воздуха параллельно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное в зону низкого давления.

У: Как вы думаете, чем характеризуется ветер?

Д: Направлением, силой, скоростью

У: Как определяется сила ветра?

Д: По шкале Бофорта

У: Кто такой Бофорт?

Д: (небольшое сообщение о шкале Бофорта). Сила ветра измеряется в баллах.

Для того чтобы зрительно, по движению воздуха оценить силу ветра, в 1806 г. английский адмирал Френсис Бофорт ( 1774-1857) создал шкалу оценки скорости (силы) ветра для собственного пользования. Удобство этой шкалы в том, что она позволяет, по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра.

У: Какие виды ветров вы знаете?

Д: Бриз, буря, ураган, смерч

У: Дать определения этим явлениям

Д: Бриз (от лёгкого до сильного бриза) моряки называют ветер, имеющий скорость от 4 до 31 мили/час, в километрах до 50 км/час.

Буря- ветер, скорость которого достигает от 62 до 105 км/час. На море термину буря соответствует синоним - ветер, скорость которого составляет более115 км/час.

Ураган- атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/час, а в приземном слое до 200 км/час.

Смерч - это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся до поверхности земли (воды) в виде гигантского рукава-хобота.

У: Что является причиной образования бурь, ураганов, смерчей?

Д: Причиной является образование в атмосфере циклонов.

У: Что же такое циклон?

Д: Сильное атмосферное возмущение, круговое движение воздуха с пониженным давлением.

У: Основным поражающим фактором всех возмущений является скоростной напор (порыв) воздушных масс

У: Молодцы ребята!

У: А какие последствия могут быть при ЧС метеорологического характера?

Сообщение о последствиях бурь, ураганов, смерчей

Доклад обучающихся (информация о смерче в Ивановской области)

Во второй половине дня 9 июня 1984 года в Московской, Калининской, Ярославской, Ивановской и Костромской областях отмечались смерчи, а также шквалы со скоростью до 22-27 м/с, в Горьковской, Рязанской, Кировской, Саратовской областях, Чувашской, Мордовской и Марийской АССР - шквалы со скоростью ветра до 30-40 м/с.

Наиболее сильный смерч наблюдался в Иваново. Около 15 ч 30 мин примерно по пути движения смерча прошло грозовое облако, из которого выпал град диаметром около 2 см. В 15 ч 45 мин появилось новое, очень темное облако с воронкообразным выступом, который, раскачиваясь из стороны в сторону, опускался к Земле. Почти коснувшись земли, воронка стала быстро расширяться и всасывать предметы, причем нижний конец ее неоднократно приподнимался и опускался. Было хорошо видно быстрое вращение воронки - "хобота" и выбрасывание предметов на некоторой высоте; слышен сильный свист и гул, подобно тому, какой создает реактивный самолет. Явление напоминало кипящий котел, внутри воронка светилась. От "хобота" отделялись "рукава", которые то удалялись от воронки, то приближались к ней. Материнское облако, из которого опустился "хобот", быстро перемещалось на север и в полосе шириной около 500 м смерч срывал крыши домов, ломал и вырывал деревья, столбы и опоры электропередачи; прочные деревянные дома, и особенно их кровли, разрушались; переворачивались тяжелые вагоны, приподнимались, многократно перевертывались и сносились в сторону автомашины, автобусы, троллейбусы и другие предметы.

( на слайде показ последствий ураганов, бурь, смерчей)

У: Перечислите неотложные действия при приближении урагана, смерча.

Д: Услышав сигнал «Внимание всем!» включить радиоприемник и прослушать сообщение;

б) Собрать в одном месте вещи первой необходимости;

в) Подготовить дом или квартиру к встрече со стихией;

г) Определить наиболее безопасное место в доме (квартире) и укрыться там;

д) Бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться на открытой местности (в поле, в лесу, на дороге);

е) После прекращения бури не торопитесь возвращаться к обыденной жизни. Соблюдайте осторожность!

У: Молодцы ребята!


  1. Межпредметная связь ( работа по атласу)

Работа в парах.

Цели для учащихся:

- на примере задач развивать логические мыслительные операции, познавательного интереса;

- осознание проблемы опасности стихийных ЧС;

- расширение кругозора

- развивать самостоятельность, воображение

Цели и задачи для учителя:

-познакомить учащихся с задачами;

-научить учащихся самостоятельно и быстро мыслить, работать в парах, преодолевать трудности;

Методы организации работы:

Индивидуальная работа.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- умеют быстро и правильно справиться с заданием;

- логично объяснить и показать на карте нужные места.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:

- активность в ответах на решение задачи;

-наличие уточняющих вопросов в сложных местах.


У: А теперь ребята, давайте проверим нашу память, быстроту реакции и воображение- применим знания географии и математики на уроке ОБЖ. У вас на партах карточки с задачами и атлас, вы будете работать в парах. Кто быстрей решит задачу поднимет руку.

Задача №1. В 1979 г. во Владивостоке бушевал тайфун « Ирвинг». Сначала он показал свой злобный нрав острову Хоккайдо. За какое время дошёл до Владивостока, если его скорость была 120 км/час? Расстояние до острова определите самостоятельно по карте.

Задача №2. В 1968 году советские учёные проводили испытание ядерного оружия на военном полигоне на острове Новая Земля. До какого города ( региона) могло бы дойти радиоактивное облако за трое суток при северо-восточном ветре и скорости 25 км/час?

У: Кто справился с заданием и готов ответить у доски? Давайте проверим ваши решения. Молодцы!

4. Индивидуальная работа. Контроль знаний, тестирование

- подведение итогов урока.

Цели для учащихся:

- ответить на вопросы теста;

- осуществить взаимопроверку;

получить хорошую оценку.

Цели для учителя:

- выполнить тестовую работу;

- обобщить и закрепить знания учащихся;

- контроль и самопроверка знаний;

- установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы.

Методы организации работы:

Тестирование.

Формы организации работы: индивидуальная

Критерии, позволяющие определить степень усвоения материала:

Правильность выполнения теста, хорошие оценки за эту работу.

Возможные пути реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила материал:

-при выполнении работы учитель оказывает помощь;

В случае выявления ошибок при проверке, проводится коррекция знаний на следующем уроке.


У: У вас на столах лежат карточки с тестовым заданием. Подчеркните букву правильного варианта ответов и проведите взаимопроверку

Первый вариант:

1. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра?

а) Рихтер; б) Бофорт; в) Ломоносов; г) Менделеев.

2. Ветер скоростью до 20 км/час называется:

а) циклон; б) шторм; в) бриз.

3. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:

а) ветра и воды; б) воды и атмосферного давления; в) атмосферного давления и ветра; г) ветра и верхнего слоя земли.

4. Сильный мало масштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 400 км/час:

а) циклон; б) ураган; в) буря; г) смерч.

5. Лучшая защита от смерча:

а) будка на автобусной остановке; б) мосты, большие деревья; в) подвальные помещения, подземные сооружения.

Второй вариант:

1. Область пониженного давления в атмосфере - это:

а) смерч; б) циклон; в) буря.

2. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 100 км/час:

а) ураган; б) шторм; в) торнадо.

3. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча, что это за прибор:

а) утюг; б) пылесос; в) холодильник; г) газовая плита.

4. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:

а) закрыть все окна и двери; б) включить телевизор, радиоприемник и выслушать рекомендации; в) выйти из здания и укрыться под ближайшим деревом.

5.Относительно безопасным естественным

укрытием на улице во время урагана является:

а) овраг; б) крупные камни; в) линии электропередач.

У: Напоминаю вам критерии оценивания теста. Так как правильным является только один вариант ответа, поэтому

за 5 «+»- оценка «5»; за 4 «+»- оценка «4»; за «+»- оценка «3»

У: Молодцы! Справились с заданием

5.Обобщение знаний.

Групповая работа.

Цель дл учащихся:

- ответить на вопросы учителя;

- обобщить знания по теме метеорологические ЧС.

Цели и задачи для учителя:

- продолжить формирование знаний, умений и навыков учащихся, помочь их им систематизировать, обобщить и закрепить;

- установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы.

Методы организации работы:

Фронтальная беседа.

Формы организации работы: групповая

Критерии, позволяющие определить степень усвоения материала:

Правильность ответов на вопросы учителя.

Возможные пути выявлений пробелов у учащихся в изученном материале. В случае выявления ошибок, проводится коррекция знаний на следующем уроке.

У: В завершении нашего урока давайте пройдем «Лабиринт Знаний». Отвечайте «да», если утверждение верно или «нет», если неверно с помощью сигнальных карточек ( да- зелёный цвет); ( нет- красный цвет)

Показ слайда № 12

У: Молодцы, ребята!

6.Задание на дом

Цели для учащихся:

- выполнение творческого задания;

- в процессе деятельности расширить знания о метеорологических ЧС

Цели и задачи для учителя:

- объяснить особенности выполнения домашнего задания.

- мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками.

Критерии успешного выполнения творческих заданий:

- наличие стихотворений и сказок;

- наличие творческих названий

У: Выполнить творческое задание. Написать стихи, сказку об опасных метеорологических явлениях.

У: Ребята, на сигнальных карточках напишите, с каким настроением вы уходите с урока?

СПАСИБО ЗА УРОК!


© 2010-2022