- Преподавателю
- ОБЖ
- Технологическая карта урока Автономное существование в природе
Технологическая карта урока Автономное существование в природе
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лукоянов В.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области
«Калужский колледж питания и услуг»
Технологическая карта
урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
преподаватель-организатор ОБЖ ГАОУ СПО ККПУ Лукоянов Владимир Александрович
г. Калуга 2015 г
Учебный предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Курс: первый
Авторы учебника: Латчук В.Н, Марков В.В, Миронов С.К, Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. О-75 11кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений / - 13-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2013. - 302, [2] с.:ил.
ТЕМА:
Автономное существование человека в природе
Цель урока
-
Образовательная: На основе первичных знаний изучить способы выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
-
Развивающая: Развитие элементов творческой деятельности: интуиции, пространственного воображения, смекалки.
-
Воспитательная: Воспитывать у студентов уверенность в своих силах и подвести к выводу о неограниченных возможностях человеческого организма в экстремальных условиях.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
-приобретение практических умений в обеспечении жизнедеятельности в экстремальной ситуации;
- освоить новые приемы и методы выживания в условиях природной автономии;
- совершенствовать навыки в разработке алгоритмов поведения в экстремальной ситуации
Личностные:
- Формирование коммуникативной компетенции
- Осознание возможности самореализации, используя международные средства коммуникации в экстремальных ситуациях
- Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Формирование гражданской идентичности на основе мирового опыта поведения в экстремальной ситуации.
Регулятивные:
-Умение оценивать выбор наиболее эффективных способов жизнеобеспечения в конкретной ситуации.
-Владение основами самоконтроля при принятии решения в экстремальной ситуации.
-Умение работать в группе.
Познавательные:
- Умение анализировать сложившуюся ситуацию и планировать преодоление возникших трудностей;
- Умение использовать знаково - символические средства (знаки международной системы сигналов бедствия «Земля- воздух»).
Коммуникативные:
-умение организовывать учебную совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;
- умение эффективно использовать коммуникативные средства для преодоления трудностей экстремальной ситуации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы;
-воспитание уважительного отношения к мнению других.
Учебно-познавательные задачи
1.Поиск и систематизация учебного материала, отвечая на вопросы:
«Что нужно предпринять для сохранения жизни?»
«Как выжить?»
2.Исследование информации интернет сайтов с примерами выживания в экстремальных ситуациях.
3. Преобразование материала в виде алгоритма действий «Мне трудно, но я выживу и помогу другим»
Учебно-практические задачи
Развитие умений и навыков работы в группе на конечный результат;
Развитие умения выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы;
Развитие умения производить анализ выбранного решения и недостатков в его реализации.
Учебные ситуации
Ситуация - иллюстрация
Ситуация - общение
Ситуация - проблема
Ситуация - оценка
Основные понятия
Экстремальная ситуация
Автономное существование
Азимут
Аварийный запас
Экстремальная ситуация - внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию
Автономное существование - это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром
А́зимут -угол между направлением на север (в Южном полушарии - на юг) и направлением на какой-либо удалённый предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке.
Аварийный запас - это набор самых эффективных и простых средств выживания.
Организация пространства
Межпредметные связи
география, физика
Формы организации учебной деятельности
Работа со схемами и опорами
Самостоятельная работа
Фронтальный опрос
Работа в группах
Ресурсы
-УМК;
- карты, схемы, компас, часы;
- презентация в программе «Power Point», разработанная преподавателем к данному занятию
-Видеофильм
Характеристика этапов урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Время
мин
Цель этапа
ФОУД
Методы и приемы работы
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1-й этап. Мотивационный
1-2
Организовать деятельность студентов.
Ф
- сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность преподавателя;
- волевая направленность;
- требовательность и твердое намерение перейти к уроку при внимании к состоянию студентов;
- использование вопроса, побуждающего внимание студентов к теме урока;
- последовательность в предъявлении требований.
-Приветствие.
-Проверка готовности студентов и кабинета к уроку.
-Постановка условных вопросов.
-Нацеливание студентов на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения.
взаимное приветствие
Регулятивная:
- волевая саморегуляция (своевременное прибытие на урок, подготовка себя и рабочего места к уроку)
Личностная:
- смыслообразование (Я должен знать и уметь, мне это может потребоваться..)
Коммуникативная:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками
2-й этап.
Ориентировочный. Проверка домашнего задания.
Подготовка к работе на основном этапе.
12-13
- Проверить выполнение
домашнего задания;
- Мотивировать студентов к пробному учебному действию и его обоснованию при решении проблемной ситуации.
Ф - И
- выборочный индивидуальный
опрос;
- сообщение темы и цели в виде проблемного задания
- создание нестандартных ситуаций в использовании знаний;
- привлечение студентов к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных;
- создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы студентов.
-проверяет возможность мышления отвечающих студентов;
-сообщает тему изучения нового материала;
-формулирует вместе со студентами цели и задачи изучения нового материала;
-показывает практическую значимость изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;
-ставит перед студентами учебной проблемы.
Познавательная:
-структурирование знаний по предложенной тематике;
-оценка уровня знаний для решения проблемы.
Логическая:
-анализ учебного материала учебника и предложенных интернет сайтов;
- сравнение важности материала различных источников для решения проблемы;
-синтез материала для получения требуемого результата.
Регулятивная
--контроль и оценка
3-й этап.
Исполнительский
Моделирование
Конструирование нового способа действия.
Переход к этапу решения частных задач.
Применение общего способа действия для решения частных задач.
55
10
Организация изучения нового материала
Г
Постановка проблемной задачи в виде ситуации, в которой может оказаться человек. Пример из литературы.
Ознакомление с презентацией и видео материалами
Помогает студентам составить план деятельности, получения знаний. Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации.
Регулятивная
- планирование познавательной деятельности
Познавательная:
- постановка и формулирование проблемы;
Учебная:
- выбор наиболее эффективных способов решения проблемной ситуации
25
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Вопросно-ответное решение
Г
Распределение студентов на группы, использование технологической карты мыследеятельности -кластер.
Организует учебное исследование, определяет рабочие группы, определяет область деятельности каждой из рабочих групп.
Коммуникативная:
- сотрудничество в рабочей группе
Познавательная:
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, электронных пособиях, интернете;
- построение логической цепи рассуждения
10
Первичный контроль правильности выполнения учебного задания;
Сопоставление работы с эталоном для самооценки;
Рефлексия деятельности при решении проблемной задачи
Г
Определение задания для каждой рабочей группы, контроль деятельности.
Первичная оценка деятельности, определение направления дальнейшей работы.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Регулятивная
- контроль и коррекция в форме сравнения способа решения проблемы с заданным эталоном;
Познавательная:
- умение осознанно и произвольно высказывать точку зрения;
10
Коррекция деятельности рабочих групп с целью получения конечного результата
Г
Постановка проблемных вопросов каждой рабочей группе и поиск решения в сложившейся ситуации.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Регулятивная
- прогнозирование;
Коммуникативная:
- взаимодействие в рабочей группе в поиске эффективного решения
4-й этап.
Контроль на этапе окончания учебной темы.
12
Контроль.
Фиксация проведенной работы.
Определение пути дальнейшего изучения.
Фиксация решенных и нерешенных вопросов.
Определения пути дальнейшего изучения.
Обсуждение и оценка деятельности рабочих групп.
Домашнее задание
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность
Познавательная:
- умение структурировать знания;
- оценка процесса деятельности;
Регулятивная
- осознание того, что уже изучено и приобретены навыки и того что еще предстоит изучить
5-й этап.
Рефлексия
8
Организовать рефлексию своего участия в разрешении проблемы.
Ответ на поставленные вопросы:
Я изучил…
Я открыл для себя….
Я помог в решении проблемы…..
Мне еще необходимо….
Организует рефлексию студентов в решении проблемы
Коммуникативная:
- умение выражать свои мысли:
-умение оценивать свою учебную и общеполезную деятельность
Работа студентов активная познавательная
Характер самостоятельной работы студентов репродуктивный