Открытый урок на тему: Здоровый образ жизни и его составляющие

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Цели урока. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей здорового образа жизни.

Проверка домашнего задания. Блиц-опрос

1. Государственный санитарный … (надзор)

2.Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях (обсервация)

  1. Бытовое название вакцинации (прививка)

  2. Высушенные листья растения Nicotiana tabacum (табак)

  3. Тельца, образующиеся в крови человека в результате прививки (антитела)

  4. Способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного (иммунитет)

  5. Комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих - переносчиков возбудителей болезней (дезинсекция)

  6. Медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням (вакцина)

  7. Основной способ введения в организм вакцины (инъекция)

2. Ответьте на вопросы:

  • Что такое иммунитет?

  • Что является действующим механизмом в иммунитете?

  • Какие пути используются для укрепления иммунитета?

  • Что такое вакцинация и иммунизация?

  • Какие пути используются для выработки искусственного иммунитета организма?

  • Какие способы прививок существуют?

  • Что такое санитарно-гигиенические мероприятия?

  • Что является основой санитарно-гигиенических мероприятия

  • Назовите основные направления санитарно-гигиенических мероприятий в нашей стране.

  • Какие мероприятия включает в себя профилактика инфекционных заболеваний?

  • Что такое дезинсекция? Дезинфекция? Дератизация?

  • Что такое карантин и для чего он применяется?

  • Чем обсервация отличается от карантина и когда она применяется?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни - это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство - здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня.

Вопросы для активизации знаний.

  • Что такое здоровый образ жизни? Из каких составляющих он состоит?

  • Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание? Что вы понимаете под правильным питанием? Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов?

  • Попробуйте сформулировать понятие «культура питания».

Лекция. «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) - поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление же здоровья - мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».

ЗОЖ подразумевает, что поведение человека направлено на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, повседневная деятельность человека включает профилактику заболеваний, предотвращающую их возникновение и способствует активному образу жизни.

ЗОЖ зависит от:

- объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

-- конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести здоровый образ жизни в разных сферах: учебе, труде, семье и быту;

-- системы ценностных отношений, способствующих стремлению людей к ЗОЖ.

До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т.е. способность организма к адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни подразумевает правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и противостояние малоподвижному образу жизни. Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний, следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил. И если человек захочет вести здоровый образ жизни, то он в первую очередь должен понять важность изменения своего образа жизни. И тогда найдется недостающее время и необходимые материальные средства. Здоровый образ жизни включает в себя:

-- Регулярные физические нагрузки (физкультура, ходьба пешком, велосипедные прогулки, оздоровительное плавание, активный отдых и т.д.) Важна правильная организация нагрузок. Регулярные физические нагрузки связывают с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.

-- Правильное питание. Разумное питание помогает чувствовать себя и выглядеть лучше.

  • Отказ от алкоголя и курения, наркотиков.

  • Умение справляться со стрессом.

  • Знание основ предоставления первой доврачебной помощи.

  • Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости.

  • Потребительская информированность.

  • Защита окружающей среды.

  • Эффективное использование времени.

Здоровый образ жизни направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать глубоко стрессовых ситуаций.

При рассмотрении здорового образа жизни можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека.

Интеллектуальное самочувствие - это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах.

Физическое самочувствие - способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств.

Социальное самочувствие - способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми.

Духовное самочувствие - это способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.

Культура питания. Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности.

В последние годы благодаря возрастающей автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической pаботы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В cвязи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими заболеваниями. К их числу можно отнести атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

В развитых странах значительно изменился рацион питания: увеличилось потребление продуктов животного происхождения, cахара, рафинированных продуктов, содержащих гидрогенезированные жиры, сократилось потребление овощей и фруктов. Такой тип питания приводит к нарушению обмена веществ в организме человека и развитию ожирения. Но в тоже время в странах третьего мира преобладают болезни, связанные с недостаточным питанием, что приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов и даже дистрофии.

По определению академика А.А. Покровского, рациональное питание - это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей все необходимые организму вещества в должном, рациональном соотношении.

В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмерного потребления жиров и углеводов, в результате которого развивается ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным диабетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но существенный вред может принести и избыток в пище белков, солей.

Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообразные продукты - молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрукты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непременно должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка овощей и фруктов, необходима организму, т.к. содействует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, т.е. правильное распределение приемов ее в течение дня.

Таким образом, здоровое питание - это питание рациональное, сбалансированное и своевременное.

Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо организовать с учетом семи основных принципов.

  • Соблюдение соответствия между количеством потребляемой с пищей энергии (ее калорийностью) и расходом ее на внутренний обмен и мышечную работу.

  • Качественная полноценность пищевого рациона, т.е. необходимый его химический состав, обеспечивающий суточную норму в необходимых питательных веществах. Рацион должен быть сбалансирован по содержанию основных пищевых веществ, чтобы создать оптимальные условия для их усвоения и обмена веществ.

  • Разнообразие пищи за счет использования возможно большего ассортимента продуктов и различных способов приготовления. Только в этом случае организм получает все необходимые компоненты в оптимальных сочетаниях и количествах.

  • Пища должна быть хорошо приготовлена, обладать приятным вкусом и привлекательным внешним видом, вызывать аппетит, соответствовать вкусам и привычкам человека, т.к. полезна только еда с удовольствием, если же она не возбуждает аппетита, то и усваивается плохо.

  • Необходимость соблюдения определенного режима питания, который создает наилучшие условия для нормального пищеварения и усвоения организмом питательных веществ. При этом следует учитывать, что режим питания во многом зависит от климата и условий жизни.

  • Санитарная безупречность и безвредность пищи.

-Способность пищи вызывать чувство насыщения. Это достигается за счет ее объема, определенного содержания белков, жиров, углеводов, способа приготовления.

С этих позиций и следует рассматривать особенности приготовления блюд и рациона питания в целом.

Подведение итогов урока.


© 2010-2022