- Преподавателю
- ОБЖ
- Способы активизации познавательной деятельности
Способы активизации познавательной деятельности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Обедина И.Н. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Способы активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ»
Проблема современной школы - снижение эффективности процесса обучения, и как следствие, потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность и многое другое.
Вместе с тем, не стоит забывать, что эффективность урока зависит не только от правильности организации деятельности учителя. Огромную роль в процессе обучения играет и обучаемый, а вернее его отношение к изучаемому предмету, желание познавать окружающий мир. Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя.
Именно на эту составляющую успеха деятельности учителя и ученика и хотелось бы обратить ваше внимание на примере изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности.
Общий подход к реализации программного комплекса «ОБЖ в школе» предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала. Поэтому при изучении программы ОБЖ 60-70% учебного времени отводится активным формам познавательной деятельности учащихся.
Стоит помнить, что способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках разнообразны, и их использование на принципах взаимодополнения и взаимозаменяемости позволяет активизировать процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения. Как показывает опыт практическая реализация программы ОБЖ, повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов. (Слайд №2)
Элементы предметно-практической деятельности целесообразно использовать на различных этапах урока:
1. для активизации знаний в начале урока;
-
для изучения материала по теме;
-
для закрепления материала;
-
для оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся.
(Слайд №3)
Для активизации знаний в начале урока можно использовать (ситуационные задачи, загадки). Рассмотрим на примере 5 класса по теме «Пожары» (Слайд №4)
Для изучения материала по теме (слайды, видео, проблемные задачи, исследовательские задания). К вашему вниманию представлены слайды для 5 класса по теме «Загрязнение окружающей среды». (Слайд №5)
Для закрепления материала (игры, тесты, конкурсы, практикум). Игра - викторина «Внимание, авария!» для 8 класса.
Цели: контроль знаний, умений и навыков учащихся по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, развитие у школьников навыков общения. (Слайд №6)
Для оценки уровня знаний, умений, навыков (тесты, кроссворды, ситуационные задачи, практические задания). Представлен кроссворд для учащихся 6 класса «Автономное существование человека в природных условиях». (Слайд №7)
1. Прибор для определения сторон света.
2. Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров.
3. Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар.
4. Сумка туриста.
Разгадав эти слова, участники узнают главное слово кроссворда - палатка.
Таким образом, на основе изложенного можно сделать определенные выводы:
-
В процессе учения школьник не может выступать только объектом. Формирование активной, деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.
-
Учитель как субъект учебной деятельности должен ориентировать ученика на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение.
-
Для повышения эффективности урока учитель может и должен использовать разнообразные способы активизации познавательной деятельности учащегося.
В целом, хочется отметить что предела для совершенства нет, поэтому резервы повышения эффективности урока поистине неисчерпаемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ. (задания - игры для повышения эффективности урока)
«Больше, больше, больше…»
За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на поставленные вопросы.
Вопросы первой команде:
-
Со скольки лет допускается тушить пожары? (18 лет)
-
Что такое горение? (превращение горючих веществ в продукты сгорания)
-
Что относится к горючим веществам? (дерево, бумага, бензин, керосин и т.д.)
-
Что значит ликвидировать пожар? (потушить его, не допустить повторного возгорания)
Вопросы второй команде:
-
Что относится к источнику воспламенения? (искра, костер, непогашенный окурок и т.д.)
-
Что значит локализовать пожар? (остановить его на путях распространения, не дать ему развиться дальше)
-
Как нужно двигаться во время лесного пожара? (под прямым углом к направлению распространения огня)
-
Перечислите на каких территориях в РФ наибольшее число лесных пожаров? (Республика Саха (Якутия), Амурская, Иркутская, Новосибирская, Читинская области, Красноярский край)
«3аморочки из бочки»
Команды по очереди достают бочонки с номерами вопросов. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, бочонок «Счастливый случай» дает 2 дополнительных балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к другой команде.
Вопросы:
-
Что такое лесной пожар?
-
Что такое подземный пожар?
-
Что такое верховой пожар?
-
Что такое огнетушитель?
-
Что такое низовой пожар?
-
Что такое ПБ?
Третий этап «Темная лошадка»
Участники должны определить, о каком виде пожара идет речь по карточкам.
«Ты - мне, я - тебе»
Команды по очереди предлагают друг другу тестовые задания. Отвечающая команда должна выбрать правильный вариант ответа (вопросы участники придумывают заранее)
«Гонка за лидером»
Вопросы первой команде:
1. Какой химический элемент необходим для горения? (Кислород.)
2. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории? ( лесной пожар)
3. Основные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров? (огонь, высокая температура)
-
90% виновником лесных пожаров является? (человек)
-
Какой вид пожара охватывает верхний полог? (верховой)
-
Сколько процентов от всех ЧС составляют лесные и торфяные пожары? (34%)
Вопросы второй команде:
1. К какому способу тушения пожаров относится тушение лесных пожаров с помощью авиации? (непосредственному)
2. Вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров? (задымление, выгорание кислорода)
3. Где может возникнуть пожар? (в доме, на предприятии, в лесах)
4. Что страдает в результате подземных пожаров? (корни растущих деревьев)
5. Как могут быть наказаны виновники пожара? (дисциплинарном, административном, уголовном порядке)
ЛИТЕРАТУРА
-
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2006 - 112с.
-
Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие/ Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». - СПб.: «КАРО»,2002. - 240с.
-
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2004. - 80с.
4. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») / авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 110с.
-
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176с.