Способы активизации познавательной деятельности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Способы активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ»

Проблема современной школы - снижение эффективности процесса обучения, и как следствие, потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность и многое другое.

Вместе с тем, не стоит забывать, что эффективность урока зависит не только от правильности организации деятельности учителя. Огромную роль в процессе обучения играет и обучаемый, а вернее его отношение к изучаемому предмету, желание познавать окружающий мир. Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя.

Именно на эту составляющую успеха деятельности учителя и ученика и хотелось бы обратить ваше внимание на примере изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности.

Общий подход к реализации программного комплекса «ОБЖ в школе» предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала. Поэтому при изучении программы ОБЖ 60-70% учебного времени отводится активным формам познавательной деятельности учащихся.

Стоит помнить, что способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках разнообразны, и их использование на принципах взаимодополнения и взаимозаменяемости позволяет активизировать процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения. Как показывает опыт практическая реализация программы ОБЖ, повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов. (Слайд №2)

Элементы предметно-практической деятельности целесообразно использовать на различных этапах урока:

1. для активизации знаний в начале урока;

  1. для изучения материала по теме;

  2. для закрепления материала;

  3. для оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся.

(Слайд №3)

Для активизации знаний в начале урока можно использовать (ситуационные задачи, загадки). Рассмотрим на примере 5 класса по теме «Пожары» (Слайд №4)

Для изучения материала по теме (слайды, видео, проблемные задачи, исследовательские задания). К вашему вниманию представлены слайды для 5 класса по теме «Загрязнение окружающей среды». (Слайд №5)

Для закрепления материала (игры, тесты, конкурсы, практикум). Игра - викторина «Внимание, авария!» для 8 класса.

Цели: контроль знаний, умений и навыков уча­щихся по правилам безопасного поведения в чрез­вычайных ситуациях техногенного характера, раз­витие у школьников навыков общения. (Слайд №6)

Для оценки уровня знаний, умений, навыков (тесты, кроссворды, ситуационные задачи, практические задания). Представлен кроссворд для учащихся 6 класса «Автономное существование человека в природных условиях». (Слайд №7)

Способы активизации познавательной деятельности

1. Прибор для определения сторон света.

2. Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров.

3. Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар.

4. Сумка туриста.

Разгадав эти слова, участники узнают главное слово кроссворда - палатка.

Таким образом, на основе изложенного можно сделать определенные выводы:

  1. В процессе учения школьник не может выступать только объектом. Формирование активной, деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

  2. Учитель как субъект учебной деятельности должен ориентировать ученика на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение.

  3. Для повышения эффективности урока учитель может и должен использовать разнообразные способы активизации познавательной деятельности учащегося.

В целом, хочется отметить что предела для совершенства нет, поэтому резервы повышения эффективности урока поистине неисчерпаемы.


ПРИЛОЖЕНИЕ. (задания - игры для повышения эффективности урока)

«Больше, больше, больше…»

За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на поставленные вопросы.

Вопросы первой команде:

  1. Со скольки лет допускается тушить пожары? (18 лет)

  2. Что такое горение? (превращение горючих веществ в продукты сгорания)

  3. Что относится к горючим веществам? (дерево, бумага, бензин, керосин и т.д.)

  4. Что значит ликвидировать пожар? (потушить его, не допустить повторного возгорания)

Вопросы второй команде:

  1. Что относится к источнику воспламенения? (искра, костер, непогашенный окурок и т.д.)

  2. Что значит локализовать пожар? (остановить его на путях распространения, не дать ему развиться дальше)

  3. Как нужно двигаться во время лесного пожара? (под прямым углом к направлению распространения огня)

  4. Перечислите на каких территориях в РФ наибольшее число лесных пожаров? (Республика Саха (Якутия), Амурская, Иркутская, Новосибирская, Читинская области, Красноярский край)

«3аморочки из бочки»

Команды по очереди достают бочонки с номерами вопросов. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, бочонок «Счастливый случай» дает 2 дополнительных балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к другой команде.

Вопросы:

  1. Что такое лесной пожар?

  2. Что такое подземный пожар?

  3. Что такое верховой пожар?

  4. Что такое огнетушитель?

  5. Что такое низовой пожар?

  6. Что такое ПБ?

Третий этап «Темная лошадка»

Участники должны определить, о каком виде пожара идет речь по карточкам.

«Ты - мне, я - тебе»

Команды по очереди предлагают друг другу тестовые задания. Отвечающая команда должна выбрать правильный вариант ответа (вопросы участники придумывают заранее)

«Гонка за лидером»

Вопросы первой команде:

1. Какой химический элемент необходим для горения? (Кислород.)

2. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории? ( лесной пожар)

3. Основные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров? (огонь, высокая температура)

  1. 90% виновником лесных пожаров является? (человек)

  2. Какой вид пожара охватывает верхний полог? (верховой)

  3. Сколько процентов от всех ЧС составляют лесные и торфяные пожары? (34%)

Вопросы второй команде:

1. К какому способу тушения пожаров относится тушение лесных пожаров с помощью авиации? (непосредственному)

2. Вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров? (задымление, выгорание кислорода)

3. Где может возникнуть пожар? (в доме, на предприятии, в лесах)

4. Что страдает в результате подземных пожаров? (корни растущих деревьев)

5. Как могут быть наказаны виновники пожара? (дисциплинарном, административном, уголовном порядке)



ЛИТЕРАТУРА


  1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2006 - 112с.

  2. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие/ Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». - СПб.: «КАРО»,2002. - 240с.

  3. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2004. - 80с.

4. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») / авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 110с.

  1. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176с.


© 2010-2022