- Преподавателю
- ОБЖ
- «Повышение эффективности уроков ОБЖ на основе реализации дидактических принципов обучения (принцип наглядности – использование аудиовизуальных средств)»
«Повышение эффективности уроков ОБЖ на основе реализации дидактических принципов обучения (принцип наглядности – использование аудиовизуальных средств)»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Повышение эффективности уроков ОБЖ на основе реализации дидактических принципов обучения (принцип наглядности - использование аудиовизуальных средств)»
Подготовила: преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №70
Иванова Н.Н.
-ВОРОНЕЖ 2013г-
Из теории педагогической науки известно, какое важное значение имеют дидактические принципы обучения, содержащие основные нормативные положения, которыми руководствуется педагог, чтобы процесс обучения был эффективным.
-
принцип связи теории обучения с жизнью;
-
принцип научности и посильной трудности в обучении;
-
принцип систематичности и последовательности;
-
принцип сознательности и активности;
-
принцип наглядности в обучении;
-
принцип прочности усвоения знаний;
-
принцип совместной учебной деятельности в обучении;
-
принцип положительного эмоционального фона в обучении.
(слайд)
Из перечисленных принципов обучения я бы хотела более подробно остановиться на принципе наглядности в обучении, т. как на мой взгляд в преподавании курса ОБЖ этот принцип является одним из важнейших условий успешности обучения. Как сказал Я.А. Коменский, который выдвинул «золотое правило» - все, что можно предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Наглядное обучение - это конкретные образы, непосредственно воспринимаемые ребенком. Наглядность делает обучение более доступным, более конкретным, развивает наблюдательность и мышление. В результате наблюдений у учащихся формируются новые представления. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления.
Принцип наглядности исходит из того факта, что успешным оказывается восприятие, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности. Принцип наглядности доносит идею быстрее, понятнее и ярче, чем любой другой способ познания. То, что человек воспринимает зрительно (визуалы), он воспринимает более полно, чем то, что он воспринимает на слух (аудиалы). Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс усвоения более доступным и понятным.
В некоторых классах я провела эксперимент, по выявлению визуалов, аудиалов и кинестетиков. Проанализировав я сделала вывод, что в обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные 4-6 уч-ся, так называемые «трансляторы» - это преимущественно визуалы или аудиалы, или кинестетики. При доминировании левого полушария головного мозга (нахождение сверху правой руки на плечах или в замке) характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению это люди теоретики. Доминирование правого полушария (левая рука находится сверху), предполагает конкретно-образное мышление, развитое воображение это люди практики. (слайд).
Для лиц выраженной визуальности восприятия важно развивать пространственное восприятие, которое характерно для военнослужащих любых специальностей. Их вероятные особенности:
-
мыслить в картинках;
-
создавать зрительные образы;
-
чувствовать форму и объем;
-
любить искусство: графику, живопись; легко читать карты, таблицы, диаграммы; запоминать с помощью картинок;
-
хорошо чувствовать цвет.
(слайд)
Такие свойства можно развивать в процессе обучения:
-
использовать при обучении необходимое количество наглядного материала;
-
придумывать разные схемы, символы;
-
рисовать картины, диаграммы;
-
зрительно представлять изучаемый предмет, объект, явление;
-
использовать пантомиму;
-
делать цветные пометки;
-
использовать компьютерную графику.
(слайд)
Кроме перечисленных приемов лицам с визуально-пространственным восприятием необходимо развивать профессиональную направленность в качестве штурманов, пилотов, космонавтов, водителей и т.п. Так, например, на занятиях по ориентированию на местности я выбираю полуоткрытый участок местности, чтобы на нем было как можно больше предметов, по признакам которых определяют стороны горизонта, что способствует развитию наблюдательности.
Показывая двигательные действия, на уроках по строевой подготовке, я предлагаю попробовать выполнить их. В этом смысле к наглядным средствам могут быть отнесены подготовительные упражнения, дающие мускульно-двигательные ощущения, необходимые для создания представления о динамике освоения приема, движения.
Принцип наглядности реализуется при условии, если он сочетается со словом и чувственным восприятием.
Используя средства наглядности, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
-
сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее. Если оно легко выполнимо и доступно в восприятии, то лучше рисовать непосредственно во время объяснения. Это помогает обучаемым следить за рассуждениями педагога и обобщать содержание в целом;
-
перед применением средств наглядности продумать порядок и методику их использования;
-
во время демонстрации средств наглядности темп объяснения замедлить, чтобы дать возможность учащимся лучше осмыслить содержание понятия или действия;
-
по ходу занятий учитель должен обобщить знания, полученные в результате восприятия или действия;
-
на занятиях следует сочетать различные средства наглядности: макеты, муляжи, тренажеры, модели, приборы, оборудованные окопы, траншеи, технику и вооружение;
-
необходимым условием эффективности применения аудиовизуальных средств является тщательное предварительное изучение учителем фильма. В ходе просмотра определяется порядок использования фильма: когда и какие пояснения давать к его отдельным эпизодам, на какие вопросы должны дать ответы обучаемые до просмотра фильма и после его демонстрации и т. п.
-
фильм не должен занимать большую часть времени занятия, заменять преподавателя.
(слайд)
В последнее время все шире применяются компьютерные технологии, но на уроках ОБЖ используются пока весьма редко по причине слабой обеспеченности школ хорошими компьютерами и явно недостаточного количества соответствующих компьютерных программ по курсу ОБЖ. Но все же на своих уроках я использую компьютерные технологии при изучении новых тем, практическом применении знаний и умений, но в основном применяю как вспомогательное средство для иллюстрации учебного материала. Компьютерные технологии помогают мне проводить нетрадиционные уроки: деловые игры, конкурсы, соревнования, театрализованные фантазии.
Сегодня компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельности и учителя и ученика.