• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Курсовая работа на тему ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЖ

Курсовая работа на тему ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»


Институт физической культуры и спорта


Кафедра безопасности жизнедеятельности и методики

обучения безопасности жизнедеятельности


ШЛЯХОВОЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ


ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЖ


(курсовая работа)


Направление подготовки - 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки - Безопасность жизнедеятельности

Форма обучения - очно-заочная








Оренбург 2015

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ …………...…..….............................………………………………..



4

1.1.Цели организации внеурочной работы по основам безопасности жизнедеятельности в школе……..…………………………………………….


4

  1. 1.2. Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности, основные показатели эффективности внеурочной работы по предмету ОБЖ......................................................................................................................

1.3. Формы организации внеурочной деятельности и их характеристика, методы внеурочной деятельности …………………………………………….


6

8

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ…....……..............................................................................


13

2.1. Особенности реализации внеурочной деятельности в МОАУ «СОШ № 56 им. Хана В. Д. г. Оренбурга» …….…………..………………………….

2.2. Результаты внеурочной деятельности по предмету ОБЖ……………


14

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………….

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………….

19

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

22

Приложение 1. Разработка военно-спортивной эстафеты для 5-6 классов……………………………………………………………………………

22







«Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

Хаббард Э.

ВВЕДЕНИЕ.

Мир, в котором мы живём, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоим его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумеем подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определённых правил поможет нам и в том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав её, сможем определить верные способы своего поведения.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни[17].

Целью предмета Основы безопасности жизнедеятельности является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» призван помочь:

- распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;

- определить способы защиты от них;

- приобретать навыки ликвидации последствий экстремальных ситуаций;

- умения оказывать помощь и взаимопомощь в случае необходимости.

Предмет ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий [ 16 ].

На мой взгляд, концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости - действовать»[4].

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ.

  1. Цели организации внеурочной работы по основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли, чувства. Именно на уроке и во внеурочной работе по предмету испытывается и развивается глубокий и многосторонний интерес к знаниям.

Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но развивать в нём потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь: добытое лично - добыто на всю жизнь[ 3].

Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.

При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД и медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения и др.[ 8]

Эффективными итоговыми массовыми формами организации учебной и внеклассной деятельности учащихся могут быть эстафеты, конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Внеклассная работа по ОБЖ решает такие задачи:

- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;

- расширение мировоззрения учеников;

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетики;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.

Важным фактором успешного выполнения этих задач является учёт психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста даёт возможность правильно определить содержание и форму внеклассной работы[6 ].

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность даёт учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность[11 ].

Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.[3 ]

1.2. Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности, основные показатели эффективности внеурочной работы по предмету ОБЖ.

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

  1. углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ИКТ. Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:

- общественно- полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;

- современность содержания и форм внеурочной деятельности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

-сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.

II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.

III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа[ 9 ].

Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:

- повышение качества знаний и умений школьников;

- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся:

- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; - повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;

- приобретение умений работы с различными источниками информации;

- повышение общего уровня культуры школьников[ 10].

1.3. Формы организации внеурочной деятельности и их характеристика, методы внеурочной деятельности.

Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеурочной работы по предмету ОБЖ.

Формы работы: систематические и эпизодические -

кружки; олимпиады по ОБЖ; факультативы; предметные недели; конкурсы; викторины; походы; экскурсии; проведение месячников по обучению населения в области ГОЧС; участие в различных социальных акциях; коллективные тематические просмотры фильмов; экскурсионные поездки; недели безопасности (ПБ, ПДД); городские мероприятия по курсу ОБЖ; тематические классные часы; тематические выставки по ПБ и ПДД; соревнования; дни здоровья; тематические родительские собрания[18].

Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности преподавателя. Но из-за масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. Формы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи.

Кружки. Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. Кружки по содержанию можно разделить на группы:

1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению предмета ОБЖ, привитие интереса к предмету.

2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определённым вопросам (первая медицинская помощь, ориентирование на местности и т.д.). 4. Кружки, посвящённые специальным вопросам ОБЖ, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела ОБЖ[ 23].

Факультативы. Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеурочные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеурочным - экскурсии, практические работы.

Факультативы должны способствовать решению следующих задач:

  1. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

  2. Привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека.

  3. Определение способов защиты от них, а также ликвидирование негативных последствий и оказание само- и взаимопомощи в случае проявления опасности.

  4. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  5. Воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике.

  6. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни.

  7. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим[23].

Олимпиады. Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов в области безопасности[23].

Проведение конференций по ОБЖ. Во внеурочной деятельности по ОБЖ уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов[24].

Устный журнал. Проведение устных журналов по основам безопасности жизнедеятельности призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма, способствующая популяризации курса ОБЖ. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности[24].

Викторины и игры по ОБЖ. Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения курса ОБЖ. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников[24].

Предметная неделя по ОБЖ. Неделя ОБЖ в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д. Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у учащихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии, связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОЧС, ГИБДД и др.) воспитание любви к своей Родине. В предметную неделю включают следующие мероприятия:

- подготовку и оформление плана проведения недели;

- подготовку и проведение дня ОБЖ в каждом классе;

- конкурс рефератов по ОБЖ;

- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;

- проведение экскурсий в музеи, в учреждения, связанные с безопасностью, в специализированные ВУЗы[24].

Школьные издания по ОБЖ. Трудно себе представить внеурочную работу по ОБЖ без выпуска плакатов или стенных газет. Такие издания различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии»[23].

Школьные музеи. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учёта и хранения фондов, связь с общественностью и др. [23]

Особенность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях. В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Каждый учитель должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учётом реально существующих в том, или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом[25].

Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определён, прежде всего, спецификой изучаемого материала.

Методы организации внеурочной работы:

Работа на природе: экскурсии, походы, наблюдения, соревнования.

Работа с литературой: подготовка рефератов, подготовка докладов, выпуск стенгазет и плакатов и др.

Игровая деятельность: олимпиады, деловые игры, викторины, конкурсы и др. [6]

Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам знаний в области курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: наблюдения, работа со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др.

Но при работе с любыми источниками информации по курсу ОБЖ важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть, как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеурочной работы [18].

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Таким образом, реализация требований ФГОС, основных образовательных программ общего образования и программ внеурочной деятельности, обеспечит формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности и усвоение азов обеспечения комплексной безопасности общества и государства.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации[14, 15].

Что может вызвать интерес у обучающихся к предмету ОБЖ? Наверное, в первую очередь это личность педагога. Его профессионально-личностные качества, целеустремленность, умение ориентироваться в учебном материале, умеющий использовать современные образовательные технологии, формы и методы обучения, постоянно повышающий свою профессиональную компетентность. Интерес - это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. Интере́с - эмоциональное проявление познавательных потребностей человека[ 6 ].

2.1. Особенности реализации внеурочной деятельности

в МОАУ «СОШ № 56 им. Хана В. Д. г. Оренбурга».

С 2013 года в МОАУ «СОШ №56 им. Хана В. Д. города Оренбурга» в соответствии с требованиями ФГОС были определены основные направления внеурочной деятельности:

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности (кружковая работа) для среднего и старшего звена школы:

  1. Краеведческое направление;

  2. Гражданско-патриотическое;

  3. Спортивно-оздоровительное направление;

  4. Научно-познавательное;

  5. Художественно-эстетическое;

  6. Военно-патриотическое;

  7. Социокультурное направление.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Для реализации педагогической деятельности по формированию у обучающихся интереса к предмету ОБЖ в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность[22 ].

Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня для среднего и старшего школьного возраста.

Начав свою педагогическую деятельность в 2006 году по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» я столкнулся с такой проблемой, как отсутствие у ребят интереса к предмету и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся воспринимали урок ОБЖ как факультативное занятие и не считали нужным проявлять познавательный интерес по предмету. Из-за отсутствия квалифицированного педагога по курсу ОБЖ, предмет вёлся учителями-предметниками, к обучающимся предъявлялись различные требования по усвоению материала. Не на всех уроках дети приобретали практические навыки безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера, не велась внеурочная деятельность по предмету, в образовательном процессе, что естественно не отвечало потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.

Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, понимание важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности и натолкнуло меня на выбор данной темы.

Цель моей педагогической деятельности:

Формирование интереса у обучающихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» через различные виды внеурочной деятельности.

Задачи:

- создать условия для формирования у обучающихся интереса к предмету ОБЖ;

- использовать разнообразные формы внеурочной деятельности для формирования интереса к предмету и мотивации познавательной деятельности;

- воспитание осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Этапы моей работы над темой:

  1. Изучение содержания и специфики преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», повышение квалификации по предмету, участие в семинарах, посещение педагогических объединений преподавателей ОБЖ города.

  2. Определение основных направлений внеурочной деятельности по формированию интереса и мотивации.

Планируемый результат моей работы:

  1. Повышение интереса у обучающихся к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  2. Диагностика для определения уровня интереса к предмету.

Сроки реализации: 2014-2016 учебный год.


  1. Результаты внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.

В своей работе я руководствуюсь основными педагогическими принципами:

  • Ученик - это, прежде всего, Человек и относиться к нему надо как к равному;

  • Вселять в ребёнка веру в себя, стимулировать к самосовершенствованию, предлагать руку помощи там, где это необходимо;

  • Радоваться успехам своих учеников;

  • Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

  • Не искать лёгкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

Как учитель ОБЖ для формирования интереса к предмету в школе веду работу по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое направление;

  • Военно-патриотическое направление;

  • Спортивно-оздоровительная деятельность;

  • Познавательная деятельность;

  • Проблемно-ценностное общение[20, 21 ].

Результаты внеурочной деятельности на уровне округа и города, так же являются показателем интереса к предмету, учащиеся с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Есть и высокие показатели учащихся в различных направлениях внеурочной деятельности (Приложение №1). Работа по теме проекта продолжается.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (второго поколения) предмет «Основы Безопасности Жизнедеятельности» в полной школе будет являться одним из трёх обязательных предметов. И главная цель данного курса - дать возможность учащимся получить знания и навыки в области обеспечения безопасности личности, а также сохранения и укрепления своего здоровья[15].

Одним из доступных и эффективных путей повышения мотивации и интереса к предмету ОБЖ, является организация внеурочной деятельности.

Внеурочная работа в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей, она представляет систему организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, являющихся составляющим звеном воспитательной работы школы. Внеурочная работа направлена на физическое и духовное становление личности ребёнка[ 5].

Если проводить внеурочную работу в соответствии с методикой проведения основных форм, то повышается интерес учащихся в процессе обучения ОБЖ.

Внеурочная работа должна иметь, с одной стороны, высокую педагогическую культуру организации свободного времени детей, а с другой - формировать у подростов индивидуальную личностную культуру, способствовать интенсивному включению их в насыщенную по своим темпам и ритмам жизнь современного общества[1, 2].

В конечном итоге, какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения.

Как писал К.Д. Ушинский: «Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам»[ 12].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулкина, Е. М. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Юный исследователь" / Е. М. Абдулкина // Завуч начальной школы. - 2011. - № 8. - С. 3-32.

  2. Белобородова, О. Г. Программа внеурочной деятельности в начальной школе / О. Г. Белобородова // Справочник классного руководителя. - 2011. - № 9. - С. 44-55.

  3. Боровик, В. Г. О взаимодействии образовательных учреждений общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся / В. Г. Боровик // Администратор образования. - 2011. - № 21. - С. 68-77.

  4. Брагуца, А.В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 10. - С. 76-79.

  5. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55.

  6. Буданова, О. В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе / О. В. Буданова // Завуч начальной школы. - 20011. - № 6. - С. 3-14.

  7. Власенко, И. Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России" / И. Г. Власенко // Завуч начальной школы. - 2011. - № 8. - С 80-97.

  8. Внеурочная деятельность по предмету.

Режим доступа:[kubrak.mptl.ru/p13aa1.html].

  1. Горбунова, Т. С. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных стандартах / Т. С. Горбунова, О. А. Колядинцева, И. Ю. Акентьева // Методист. - 2010. - № 8. - С. 4-7.

  2. Дейч, Б.А. Становление и развитие внеурочной работы в России: региональный аспект: монография / Б.А. Дейч, И.Ю. Юрочкина - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 287 с.

  3. Методические материалы внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования // Администратор образования. - 2011. - № 13. - С. 21.

  4. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся. Режим доступа:[openclass.ru/pages/221595]

  5. Модель организации внеурочной деятельности на ступени

начального общего образования. Режим доступа:[sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html].

  1. Науменко, Ю. В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования: Примерное положение о внеурочной деятельности школьников / Ю. В. Науменко // Методист. - 2011. - № 10. - С. 31-34.

  2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 // Методист. - 2011. - № 9. - С. 22-27.

  3. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109.

  4. Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс. Режим доступа:[openclass.ru/node/200953].

  5. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22.

  6. Салангина, Н. Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н. Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - № 2. - С. 50-53.

  7. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77.

  8. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий. Режим доступа:[festival.1september.ru/articles/534738/]

  9. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12.

  10. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии / П. В. Степанов, И. В. Степанова // Завуч начальной школы. - 2011. № 6. - С. 15-19.

  11. Степанов, П. В. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе / П. В. Степанов, И. В. Степанова // Завуч начальной школы. - 2011. - № 6. С. 20-35.

  12. Шмелькова, Л. В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности / Л. В. Шмелькова, Д. А. Бурункин // Управление начальной школой. - 2011. - № 12. - С. 5-11.

21


© 2010-2022