Рабочая программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)»

Главная цель программы – подготовка учащихся 9 и 11 классов к сдаче ГИА по обществознанию в формате ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).                                                     Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».              Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематических планов для 9 ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

д. Сарафаново Чебаркульского района Челябинской области

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА

заместителем директора школы по ВР приказом директора школы № _______

Шалагиновой Р.Д..___________________ от «____» ___________ 2014 года

«____» ____________ 2014 года












Рабочая программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)»

для 9 класса основного общего образования и 11 класса среднего (полного) общего образования МОУ СОШ д. Сарафаново

.













Разработана Куренковым А.А.

учителем истории и обществознания

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка.

Направленность программы:

Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Экзаменационные работы по обществознанию как в 9, так и в 11 классе состоят из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ОГЭ и ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представ-ления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ и ЕГЭ.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.

Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.


Цели и задачи программы:

Главная цель программы - подготовка учащихся 9 и 11 классов к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

- подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» предлагается для учащихся 9 и 11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ОГЭ и ЕГЭ.


Общая характеристика рабочей программы:

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок, а также в соответствии с достаточно низким уровнем готовности обучающихся 9 класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию.

В основу программы положены следующие принципы:

- системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;

- практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;

- деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.

Главная содержательная линия курса - человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.

В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:

- общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;

- экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;

- политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;

- социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;

- духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.


Сроки реализации программы:

Курс рассчитан на 68 часаов при проведении 2 аудиторных занятий (по 1 часу в 9 и 11 классах, т.е. 34 часа на класс) в неделю в период с октября 2014 года по май 2015 года.


Особенностью программы является:

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества - духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной общей и средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» для учащихся 9 класса. Формы занятий: Основные формы проведения занятий курса - лекция и практикум.

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.

Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.

Ведущими методами изучения являются:

● речевая деятельность;

● практические умения для выполнения заданий различных видов ОГЭ и ЕГЭ.

Приёмы организации деятельности:

Интерактивные-

● лекция

● дискуссии

● мини-сочинение

Активные-

● семинар

● практическая работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ источников;

-написание эссе;

-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМы ОГЭ и ЕГЭ).


Форма подведения итогов:

-пробный экзамен по обществознанию в 9 классе (по КИМ ОГЭ) и в 11 классе (по КИМ ЕГЭ).


Содержание изучаемого курса в 9 и 11 классах:


Содержание изучаемого курса в 9 классе:

Содержание изучаемого курса в 11 классе:

Название темы

Часы

Название темы

Часы

Введение. Тема 1. Современное общество.

Тема 2. Человек среди людей. Тема 3. Экономическая сфера жизни. Тема 4. Политика и право. Тема 5. Духовная жизнь общества. Тема 6. Социальная жизнь общества. Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. Пробный экзамен по обществознанию. Итоговое занятие.

1

4

4

4

5

4

4

6


1

1

Тема 1. Основы философии.

Тема 2. Основы теории цивилизаций.

Тема 3. Основы культурологи.

Тема 4. Основы социологии.

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества.

Тема 6. Основы политологии. Государство.

Тема 7. Право.

Итоговое занятие.

3

5

3

5

6


6

5

1


Учебно-тематический план 9 класса

п/п


Название темы занятия.

Кол-во часов

Дата прове--дения

Приме-чания

Введение. 1 час.

1

ОГЭ как форма итоговой аттестации.

1



Тема 1. Современное общество. 4 часа.

2

Общество - динамичная саморазвивающаяся система.

1



3

На пути к современной цивилизации.

1



4

Глобальные проблемы современности.

1



5

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 2. Человек среди людей. 4 часа.

6

Человек. Индивид. Личность.

1



7

Личность и мораль. Потребности человека.

1



8

Многообразие малых групп.

1



9

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 4 часа.

10

Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение.

1



11

Право собственности. Потребитель и его права.

1



12

Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд.

1



13

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 4. Политика и право. 5 часов.

14

Основы Конституционного строя РФ.

1



15

Участие граждан в политике и управлении.

1



16

Трудовое и семейное законодательство.

1



17

Административное и уголовное законодательство.

1



18

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 5. Духовная жизнь общества. 4 часа

19

Формы и разновидности культуры.

1



20

Искусство. Культурные нормы.

1



21

Образование. Наука. Религия.

1



22

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 6. Социальная жизнь общества. 4 часа

23

Социальная структура. Социальная стратификация.

1



24

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения.

1



25

Конфликты в обществе. Семья.

1



26

Решение тренировочных заданий.

1



Практикум. Структура экзаменационной работы.

Особенности выполнения заданий различных типов. - 6 час.

27-28

Решение заданий части А.

2



29-30

Решение заданий части В.

2



31-32

Решение заданий части С.

2



33

Пробный экзамен по обществознанию.

1



34

Итоговое занятие.

1



п/п


Название темы занятия.

Кол-во часов

Дата прове--дения

Приме-чания


Тема 1. Основы философии. 3 часа.

1

Философия, её разделы и роль в обществе.

1



2

История философии, её основные проблемы.

1



3

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 2. Основы теории цивилизаций. 5 часов.

4

Формационный и цивилизационный подходы к истории.

1



5

Цивилизации.древности, средневековья и нового времени.

1



6

Современные цивилизации.

1



7

Глобальные проблемы современности.

1



8

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 3. Основы культурологии. 3 часа.

9

Основы теории культуры. Компоненты культуры.

1



10

Компоненты духовной жизни общества.

1



11

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 4. Основы социологии. 5 часов.

12

Предмет и методы социологии.

1



13

Социальная структура. Стратификация общества.

1



14

Понятие и теории личности. Социальный конфликт.

1



15

Нации и межнациональные отношения.

1



16

Решение тренировочных заданий.

1




Тема 5. Экономическая сфера жизни. 6 часов.

17

Экономика. Основные экономические системы.

1



18

Факторы современного производства.

1



19

Переходная экономика. Деньги. Инфляция.

1



20

Государство и экономика. Налоги и налогообложение.

1



21

Рынок труда. Доходы населения.

1



22

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 6. Основы политологии. Государство. 6 часов.

23

Политика. Государство, его признаки и функции.

1



24

Форма государства. Механизм (аппарат) государства.

1



25

Система разделения властей. Демократия, её формы и признаки.

1



26

Власть и политика. Политические партии.

1



27

Политика и общественное сознание.

1



28

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 7. Право. 5 часов.

29

Теория права. Основы конституционного права.

1



30

Основы правового положения человека и гражданина.

1



31

Основы гражданского, семейного и трудового права.

1



32

Основы уголовного, административного и муниципального права.

1



33

Решение тренировочных заданий.

1



34

Итоговое занятие.

1



Учебно-тематический план 11 класса

Уровень подготовки учащихся:


Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

● исследование реальных связей и зависимостей;

● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

● владение навыками редактирования текста;

● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

● формулирование полученных результатов;

● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

Предполагаемые результаты:

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:

- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:

работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

Список литературы для 9 класса:


1. Обществознание 8-9 кл./ Под ред. А. Ф. Никитина. - М.,2008

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. - М.., 2008

3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2008

4. Введение в обществознание: 8-9 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2007

5. Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл./Гос. Унив. - Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова - В 2-х книгах. М.:Вита - Пресс,2007

6. ГИА 2009 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.

8. Конституция РФ.- М.,2007

9. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. - М., 2007.

10. Автономов Введение в экономику. - М.: Вита - Пресс, 2008

11. Сборник кодексов РФ. - М.,2009

12. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ:Астрель, 2009

13. Мухаев Р. Т. Политология. И - М.,2008

14. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. - М., 2009


Список литературы для 11 класса:


Основная литература:

  1. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

  2. А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2008.

  3. И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007.

  4. Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2008, 2009.


Дополнительная литература:

  1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.

  2. П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.






© 2010-2022