Методическая разработка раздела ЧС природного характера

Актуальность  темы. Защита населения от различного рода опасностей является одной из актуальных государственных задач, которая обусловлена сегодня все более частным проявлением опасных природных процессов на всей территории Земли. Перед лицом природной стихии наиболее уязвимыми становятся люди, не обладающие элементарными знаниями по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Этим обусловлен социальный заказ государства по обучению населения грамотному поведению при проявлении ра...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ » (ОБЖ 7 КЛАСС)







Разработал : преподаватель-организатор ОБЖ

Яшин Юрий Михайлович





г. Княгинино

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи раздела

  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

  6. Система знаний и система деятельности

  7. Поурочное планирование по разделу

  8. Разработка уроков

Список литературы







1. Пояснительная записка

Модернизация российского образования, в условиях перехода на образовательный стандарт второго поколения, предполагает не только масштабные структурные и организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. В полной мере это касается и Основ безопасности жизнедеятельности. На сегодняшний день предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занял свое достойное место среди основных и обязательных предметов, имеет нормативную правовую базу, разработанную учебно-методическую литературу.

За период существования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде.

Главной целью подготовки учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

- вооружение учащихся психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности.

Организация образовательного процесса должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо не только изучать, но и активно, целенаправленно вырабатывать у детей и молодежи практические навыки. Учащиеся должны приобрести не просто знания, а сумму компетентностей, которые сделают их жизнь безопасной, на сколько это возможно.

ОБЖ - не набор навыков и не перечень вопросов. Это перечень эффективных ответов на широкий спектр угроз - инновационная область стремительно развивающихся взаимосвязанных технологий, включающих законодательные и другие нормативно-правовые требования, которые невозможно изучать разрозненно в курсах разных предметов.

Предлагаемый Министерством образования и науки Российской Федерации проект стандарта второго поколения по основам безопасности жизнедеятельности вполне отвечает интересам населения страны и даст возможность с позиции гражданской ответственности решать задачи культуры безопасности, культуры здоровья, вести патриотическое и военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи, обеспечить деятельностный подход к обучению, как к процессу развития личности безопасного типа, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Деятельностный подход преподавания ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

2.Цели и задачи раздела

Актуальность темы. Защита населения от различного рода опасностей является одной из актуальных государственных задач, которая обусловлена сегодня все более частным проявлением опасных природных процессов на всей территории Земли. Перед лицом природной стихии наиболее уязвимыми становятся люди, не обладающие элементарными знаниями по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Этим обусловлен социальный заказ государства по обучению населения грамотному поведению при проявлении различного рода опасностей, который реализуется современной системой школьного образования и определяется основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 - 2025 гг.), ФГОС общего образования второго поколения. Раздел «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. 7 класс» призван обеспечить учащихся системой знаний о природоопасных явлениях. Эти знания позволяют учащимся: а) получить объективные представления o происхождении опасных природных явлений, о местах их распространения и масштабах разрушений; б) освоить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного характера; в) создать основу для формирования умений безопасного поведения, развития предметной компетентности по безопасности жизнедеятельности, способностей правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем предупреждать влияние различных видов опасностей на жизнь и здоровье человека.

В рамках образования по основам безопасности жизнедеятельности учащиеся овладевают знаниями о природных опасностях, которые могут вызываться природоопасными явлениями (природные процессы, которые являются результатом деятельности природных, природно-антропогенных и антропогенных факторов, представляющих как прямые опасности, так и сопряженные с ними (косвенные) опасности, способные нанести ущерб здоровью людей, материальным ценностям, и которые имеют место быть (случаться) в окружающей действительности (природе) и нанести ей урон). Это могут быть эндогенные и экзогенные литосферные явления, аномальные метеоявления, гидросферные, биосферные, космические и многие др. Знания о природных процессах являются научной и педагогической основой обучения и воспитания мировоззренческой триады «Природа - Человек - Общество». Знания носят выраженный межпредметный характер по информационно-содержательной, операционно-деятельностной стороне и логике их формирования с курсами географии, естествознания и другими дисциплинами и являются системообразующими: 1) для освоения знаний о ЧС природного характера; 2) для овладения умениями действовать в ЧС природного характера; 3) для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС природного характера; 4) для воспитания ценностного отношения к человеческой жизни.

Через изучение знаний о природоопасных явлениях идет реализация одного из важнейших принципов в обучении краеведческого принципа.

Знания о природоопасных явлениях имеют специальное (для познания целостности географической оболочки и картины мира), самостоятельное (дают учащимся знания о ЧС природного характера) и практическое значение по оцениванию природных опасностей и правильного поведения человека в ЧС и реализуются в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс" за счет часов федерального и регионального компонента с использованием модульного принципа и комплексного подхода, который позволяет более эффективно организовывать образовательный процесс в области безопасности жизнедеятельности; более полно использовать межпредметные связи при изучении природоопасных явлений в курсе ОБЖ.

На основе анализа ГОС (2004) и ФГОС основного общего образования второго поколения были выделены в модуле «Безопасность и защита личности в ЧС природного характера» с учетом уровней владения знаниями и умениями (знание - понимание, знание как действовать, знание как быть) предметные компетенции школьников. В их основу положена система знаний о природоопасных явлениях.

Цели раздела: познакомить учащихся с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, научить правилам безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Задачи раздела:

Образовательные- рассмотреть понятия и характеристики опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений.

Развивающие- проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само-и взаимопомощи.

Воспитательные- воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.


3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями



Наше время - время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Учителю необходимо выполнить социальный заказ. Но как? Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка

Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения. Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей. Ученик подготовлен предыдущим обучением к усвоению нового учебного материала, к проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет появляется потребность в собственных исследованиях явлений, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Творчество - норма детского развития. В то же время, дети этого возраста импульсивны, эмоционально не устойчивы. не сдержаны. Для развития творческих способностей подростков важно признавать их умения и достижения.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

- умение дать общую характеристику чрезвычайных ситуаций природного характера, их классификацию;

- умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;

- коммуникативные и информационные умения;

- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

- способность к контролю и самоконтролю;

- знание последствий стихийных бедствий и мероприятий по защите населения, правил поведения во время стихийных бедствий.

5. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Использование информационных технологий на уроке

Педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

  • Актуальность применения ИТ в преподавании ОБЖ обусловлена развитием в процессе обучения творческих способностей учащихся с помощью применения различных компьютерных программ.

  • Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни практические работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают более высокую степень усвоения материала учащимися.

  • Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при применении новых информационных технологий может выступать в двух аспектах: 1) в присвоении учащимся готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных и экономичных умственных и практических действий для того, чтобы на основе их включиться в решение творческих задач; 2) в создании чего-то своего, индивидуального, того, что в обучении выражается в самостоятельном решении учеником теоретических и практических задач.

  • Современные компьютерные программы, возможности интернет-ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста учащихся.

  • Именно поэтому для развития творческих способностей учащихся в наступившем веке не обойтись без компьютерной поддержки. Использование компьютерных технологий на уроках ОБЖ выбрано мною, как одно из основных направлений для проведения творческих уроков.

  • Использование информационных технологий на уроках повышает запоминаемость учебного материала до 35-45 %;

  • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;

  • В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять несколько раз;

  • Информационные технологии экономят время преподавателя на уроке;

  • Компьютерные технологии повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, что способствует повышению производительности урока.


Этапы урока

Проверка

знаний

Изучение

нового

материала

Закрепление

изученного

Готовые

тесты из

электронных

учебников

Самостоятельно

изготовленные

тесты, кроссворды,

Готовые

уроки из

электронных

учебников

Видеофильмы

Самостоятельно

изготовленные

презентации

Готовые

тренажеры

из электронных

учебников

и электронных

лабораторий

Самостоятельно

изготовленные

тренажеры


Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу, подготовки выпускников, которые, помимо знаний, умений и навыков, адаптационных, мыслительных и коммуникативных способностей, владеют способами работы с информацией.

Научить учащихся собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты, анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем, обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем, применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и др. - одна из главных задач педагога, поставленных нашим временем.

Обучая учащихся ОБЖ, я понял, что учиться детям и учить их можно гораздо интереснее и эффективнее. Если раньше информацию учащиеся и преподаватели могли получать только из учебников, скудной методической литературы, местной библиотеки, немного по телевизору и, может быть, из журналов и газет, то сейчас перед ними открыты двери выставок, художественных музеев нашей страны и за рубежом, бесчисленное количество электронных учебников, научных статей, рефератов, можно, сидя за столом, принять участие в конференции, в конкурсе и так далее…Расширяется кругозор, круг общения, открываются огромные информационные просторы.

Сейчас в нашей школе есть постоянный выход в Интернет, но кроме этого я использую информацию, записанную заранее, и электронные энциклопедии, электронные учебники и многое другое. Так приобщаю учащихся к поиску полезной и интересной информации.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения".

Быстрое развитие информационных технологий в последнее время постоянно заставляет пересматривать формы проведения уроков ОБЖ, их структуру.

Для эффективного усвоения материала деятельность учащихся необходимо направлять в нужное русло, постоянно контролировать, менять их вид работы, иначе урок на компьютере станет для них таким же, как и изучение материала по учебнику. Не надо заблуждаться в том, что, увидев урок по ОБЖ на компьютере, ученики сразу начнут его с радостью изучать и запоминать. Ничего подобного не происходит. Правильно, что в настоящее время у детей очень высокий интерес к компьютерам. Поэтому и надо этот интерес умело использовать в обучении. Грамотное ведение урока ОБЖ с компьютерной поддержкой очень сильно повышает эффективность обучения.

Я часто провожу уроки ОБЖ в кабинете , поэтому постоянно имею возможность использовать компьютер в процессе обучения.

И делаю это по-разному:

  • При изучении нового материала использую информацию из различных сайтов.

  • Очень эффективен просмотр фотографий, схем, классификаций, которые не найдешь в учебнике.

  • Занимаю учащихся поиском ответов на ряд заданных вопросов.

  • Подключаю их к созданию мультимедийных презентаций с использованием сведений и фотографий с сайтов, с последующим их

показом на уроках.

  • Привлекаю учащихся к написанию собственных рефератов, на основе

обработки сведений из различных источников Интернета.

  • Использую интерактивные уроки.

  • Провожу тестирование на компьютере.

  • Этот список можно продолжать до бесконечности, придумывая день изо дня новые применения информационных технологий.

  • Теперь компьютер - лучший друг в изучении ОБЖ.

Сейчас я попытаюсь обосновать с научной точки зрения использование информационных технологий на своих уроках.

Дидактические принципы

Дидактические принципы - это основные требования к процессу обучения, определяющие его успешность, результативность. Использование компьютера и мультимедийных обучающих программ в учебном процессе сразу же удовлетворяет многим из этих требований.

Принцип активности (самостоятельности). Сейчас преобладает пассивное обучение. Не случайно самым ценным качеством преподавателя считается умение хорошо объяснять, а от учащегося требуется соблюдать дисциплину на уроке, внимательно слушать и запоминать, что говорит преподаватель, выполнять его указания.

Учебная деятельность должна быть творческим трудом, направленным на всестороннее саморазвитие личности учащегося. Самостоятельность учащихся - ключ к решению современных проблем общего образования. Цель и идеалы, к которым надо стремиться и постепенно подводить учащихся, это их самодеятельность в форме самообучения, самовоспитания. Одна из важных сторон компьютерного обучения - диалог обучаемого с компьютером.

Принцип самостоятельности в компьютерном обучении реализуется за счет поля самостоятельности в обучающей программе. Наиболее эффективные обучающие системы позволяют учащемуся выбрать свой путь решения, оценить его эффективность.

Принцип связи теории с практикой. Традиционное обучение является преимущественно теоретическим. Классно-урочная форма обучения незаметно подталкивает каждого педагога в отдельности и всю систему образования в целом к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. Если же вести обучение с помощью компьютера, оно приобретает практический уклон: диалоговый характер работы с компьютером, его вычислительные моделирующие возможности предрасполагают к обучению в форме решения задач и к тому же задач практической направленности. Моделирующие программы могут способствовать профессиональной ориентации учащихся, их экономическому и экологическому воспитанию. Вообще, происходящая бурная компьютерная революция в различных сферах жизни современного общества, изменения в стиле деятельности во многих традиционных областях науки и производства, требуют именно использование компьютерной техники в обучении практически по всем предметам.

Иллюстративные возможности компьютера в реализации принципа наглядности привлекают внимание к использованию компьютера в первую очередь. Создалось даже мнение, что иллюстративные аспекты обучающих программ преобладают над всеми остальными. Графические возможности дисплеев персональных компьютеров, мультимедийного проектора, а также современные технологии обработки и представления графической информации позволяют сделать компьютерное обучение очень наглядным. С помощью компьютерной графики можно увидеть такие явления и процессы, которые не могут быть увидены в действительности, тем более в условиях кабинета.

Применение компьютеров в обучении непосредственно связано с принципом сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Современное образование в чрезмерной степени коллективизировано, коллективные формы учебной работы продолжают доминировать. Один из путей достижения сбалансированности индивидуальных и коллективных форм обучения - внедрение компьютерных форм обучения, использование интерактивного характера работы с компьютером. Каждый ученик теперь может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Более глубокий и тонкий учет индивидуальных особенностей учащихся способна осуществлять компьютерная программа, с помощью которой ведется обучение.

Принцип эффективности обучения ставит вопрос о производительности труда преподавателя рациональном использовании времени на уроке. А это, в свою очередь, зависит от мастерства преподавателя, умений учащихся, уровня их умственного развития, информированности. Важным условием успешного обучения является интерес учеников к изучаемому предмету, ходу обучения и его результату. В последнее десятилетие действует очень настоятельный социальный заказ в отношении всего, что связано с компьютерами: в подготовке специалистов по компьютерам и их применению, в развитии компьютерных технологий, в распространении компьютерной грамотности - умению использовать компьютер для решения разнообразных прикладных задач в различных сферах профессиональной деятельности.

Такой интерес, вызываемый компьютером самим по себе, не может не проявляться в обучении, если в нем используется компьютер. Компьютерная технология повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Новое в организации учебного процесса с участием компьютера, само изменение характера работы учащегося на уроке способствует повышению интереса к учебе. В то же время, более тонкое использование возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией учащихся во время компьютерного обучения. Это и элементы игры, поощрения, и хорошая оценка, поставленная компьютером.

Использование информационных технологий на различных этапах урока

Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения. Поставлена задача использования компьютерных технологий на уроках. Составляю презентации к своим урокам и внеклассным мероприятиям. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Имеющееся необходимое наглядное обеспечение либо отсутствует, либо по тем или другим причинам не удовлетворяет учителя.

В этих случаях самостоятельно подготавливаю мультимедийное пособие к уроку по предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т.к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.

При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.

Урок - это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.




Виды уроков с использованием информационных технологий

Виды уроков

с использованием ИТ

Урок с объяснением нового материала

Урок закрепления

Урок решения

ситуативных задач

практическая

работа

Урок - игра

Урок -викторина

Урок контроля знаний


На уроках различного вида я использую информационные технологии.

1. Уроки с объяснением нового материала.

На таких уроках основной акцент делается на возможность использования огромного количества наглядного материала, что очень важно на уроке ОБЖ. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Фотографии позволяют показать ученику реальность происходящих событий, их жизненную необходимость, практическую значимость. Яркие запоминающиеся схемы, которых нет в учебниках, нет на плакатах (их столько всё равно не нарисуешь) позволяют ученику лучше усвоить тему, выделить из неё главное. Видеозаписи чрезвычайных ситуаций дают возможность более детально изучить суть природного явления, а также действия учащихся в ЧС, которые не всегда есть возможность провести на уроке.

На этом этапе успешно используются мной материалы виртуальной школы «Кирилла и Мефодия» ,пособие TeachPro «ОБЖ». Но, преподаватель «не отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказать» материал вместо него может компьютер. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.

2. Закрепление нового материала.

Обычно закрепление материала происходит во второй части урока, после объяснения. Оно сопровождается различными вопросами, дополненными фотографиями. Удобно использовать мультимедийный проектор при работе с графиками, так как такой вид деятельности вызывает затруднения у ребят. Ученикам очень нравится разгадывать кроссворды, особенно на компьютере. Заполнение обобщающих таблиц, создание схем тоже способствует лучшему усвоению материала.

3. Уроки решения ситуативных задач.

Как порой бывает тяжело учащимся решать задачи целый урок! Один и тот же алгоритм накапливает усталость, уже не хочется думать и что-то понимать. Но стоит немного подумать, как сразу замечаешь широкие возможности новых информационных технологий. Во-первых, можно организовать моментальную проверку самостоятельно решённых задач, спроецировав их решение на доску. Во-вторых, можно придумать не совсем традиционные способы работы с задачей. Давайте попросим учащихся заполнить недостающие фрагменты решения задачи прямо на компьютере (или на карточке), а потом вместе с помощью проектора проверим на доске. Мы сразу видим, как оживились детские глаза. А потом усложним им задание - попросим найти ошибку в решении задачи! Вот тут уже ученикам придётся хорошенько подумать. А ещё можно попробовать по готовому решению сформулировать условие задачи. Необычность такого задания заинтересует любого.

4.Домашнее задание.

Во-первых, каждый учащийся может получить видеоклип, из которого он может смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом согласно пройденному на компьютерном уроке материалу. Во-вторых, желающим всегда предлагаю сделать презентацию нового материала или обобщение старого с помощью компьютерной программы PowerPoint.

В-третьих, новинки в области медицины, техники, военного дела, биографические сведения, открытия учащиеся всегда с удовольствием находят в сети Интернет и представляют для своих сверстников на уроке.

5. Тестовые и контрольные работы.

При проведении традиционной контрольной работы мы порой теряем самое важное - это своевременную работу над ошибками. Любой преподаватель может заметить, что, уходя после контрольной работы, ребята пытаются свериться ответами, спрашивают у преподавателя или одноклассников как решить не получившуюся задачу. А ответить всем невозможно. И уходят ученики с каким-то тревожным чувством с урока, с какой-то неопределённостью. Затем всё утихает. Наступает следующий урок, и половина учащихся даже позабудет, что была контрольная работа. Другая часть поинтересуется полученной оценкой. И лишь единицы из группы заинтересуются своими ошибками. Уже нет желания решать задачу заново или искать ошибки. А как было бы замечательно сразу же в конце урока проверить контрольную работу, по «свежим следам» разобрать решения задач. Но как это сделать, если времени мало? И тут на помощь приходит программа создания тестов, тестовых контрольных работ, которая моментально показывает ребятам результат. Каждый ученик видит, в каком вопросе он сделал ошибку, что сделал правильно, а что нет. Преподаватель тоже видит результат. И тут же проблема разрешается. Вслух звучат правильные ответы, недопонимание исчезает. Такая работа над ошибками более эффективна. Урок становится завершённым, сразу виден результат. Без современных технических средств такая проверка была бы невозможна.

6. Викторины.

Урок- викторину, как показывает мой опыт, очень полезно проводить на уроках обобщения знаний, особенно перед контрольными работами. Игровая форма заинтересовывает ребят, полностью, и душой, и мозгом окуная в научный мир. «Вся наша жизнь - игра». Поэтому, играя на уроке, ученики живут, и живут именно нашим уроком. Набранные в игре баллы зажигают команды. Учащиеся, сами того не замечая, мыслят, запоминают, повторяют. Им интересно, скучать и смотреть в окно некогда! Самое главное разворачивается на уроке! Урок-викторина удобен в использовании: автоматический подсчёт набранных командами баллов экономит драгоценное время. Важно преподавателю не полениться, подготовить викторину. А результат не заставит себя ждать. Его вы увидите на следующем уроке

7.Уроки-игры, путешествия.

Это чаще всего обобщающие уроки, проводимые в нетрадиционной форме. Их можно умело сочетать с углублением изучаемого материала, ведь путешествие у учащихся ассоциируется с новыми открытиями, или использованием уже изученного, как путешествие по родным местам. При проведении игровых уроков можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами. Такие уроки увеличат уважение к преподавателю и его предмету. И учение будет действительно с увлечением.

Возрастающая роль школы в обществе заставляет обратиться к основным положениям личностно-ориентированного обучения. Поэтому мне пришлось прочитать работы известных ученых И.С Якиманской, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, М.И.Махмутова и др.

По мнению В.В.Серикова личностно-ориентированное обучение предполагает создание условий для полноценного раскрытия субъектов образовательного процесса. В образование включаются личностные функции: мотивирующая - в принятии и обосновании деятельности, коллизийная - в скрытых противоречиях действительности, критическая - в отношении к предлагаемым нормам и ценностям, рефлексивная - в построении внутренней картины мира, самореализующая - в стремлении к признанию.

Перечитывая труды ученых, я для себя выделил в качестве форм учебного взаимодействия с учащимися: общение - диалог ,игру ,учебную ситуацию, которые были апробированы на своих уроках и дали положительный результат.

Идеи личностно-ориентированного образования требуют рассмотрения некоторых дидактических и психологических категорий. Я выделил следующие: субъект, саморазвитие, целостность, диалог и игра как форма проявления личности. Личностный подход последовательно проявляется в целях и содержании образования, методов обучения, входящих в состав технологий, деятельности преподавания и учения.

Дидактика личностно - ориентированного обучения опирается на природу знания ,целостность образовательного процесса, коммуникативную природу бинарных методов обучения. Для себя я определил, что личностно- ориентированное образование - это система работы учителя и школы, направленная на максимальное раскрытие личности каждого учащегося учебный материал выступает не как самоцель, а как инструмент, создающий условия для полноценного развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Другим ведущим направлением в педагогической теории и практики ставящим своей задачей, наряду с другими, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся, выступает проблемное обучение.

Важнейшим требованием проблемного обучения является создание таких условий, при которых у детей возникает потребность в познании, в овладении способами человеческого познания и мышления. Центральным звеном проблемного обучения, основным условием развития мышления ученика является наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы.

Анализ проблемной ситуации показывает, что основное ее действие направлено на развитее мыслительных способностей, что же касается других компонентов познавательных способностей, то они, как и при развивающем обучении, целенаправленному развитию и анализу не подвергаются.

Учебный проект - это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, это одна из личностно - ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение различных задач.

Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп: исследовательский, информационный, творческий, ролевой (игровой), практико - ориентированный, монопроект, межпредметный, непосредственный, телекоммуникационный (скрытый).

Одним из приемов работы на уроках ОБЖ в 7 классе является работа по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы, как:

  1. Сбор, анализ и обобщение информаций из разных источников;

  2. Проведение исследования;

  3. Подготовка иллюстративного материала;

  4. Оформление материала для презентации или доклада.

Образовательные технологии критического мышления - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся.

Включение в учебный процесс работы по технологии критического мышления дает возможность личностного роста учащихся, развитие его индивидуальности, развитие мыслительной деятельности.

Основные стадии учебного действия - вызов - осмысление - рефлексия. Ее использование помогает включить в творческий процесс весь класс.

Игровые технологии я использую для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Они дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Целью игровых форм обучения является вовлечение учащихся в активную деятельность.

Для себя я сделал вывод, что игра включает в себя процессы планирования, организации и постепенного разрешения проблемных ситуаций, которые появляются в игре как бы самопроизвольно. И я вижу, как игра дарит ребятам озарение, интеллектуальное наслаждение, всплеск положительных эмоций.

Подготовка игр всегда занимает немало времени, зачастую приходится, пересмотрев много методической литературы, что - то придумывать самому. Но когда я вижу, как с такого урока учащиеся уходят радостные, эмоционально настроенные, то у меня возникает

чувство удовлетворения от проведенного урока.

6.СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система знаний включает в себя:

1.Общенаучные знания.

2.Знания других предметов.

3.Знания, учитывающие способности и интересы обучающихся, индивидуальность каждого ученика.

Познавательная деятельность:

1.Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность рассуждать дедуктивно, от общего к частному, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

2.Изучаемый в школе материал становится условием для построения и проверки своих гипотез. Меняется мышление, подросток уже может делать комбинированный анализ при помощи таких мыслительных операций как сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Порой возникают трудности при установлении причинно - следственных связей, так как абстрактное мышление еще находится в стадии становления. Для стимулирования творческого мышления подростков необходимо перед ними ставить проблемы и побуждать к поискам их решения.

Преобразующая деятельность является важным фактором в формировании личности. Эта деятельность расширяет взгляды подростков на свои возможности, улучшает окружающую жизнь, реализует естественную потребность подростка быть полезным обществу.

Общеучебная деятельность:

1.Организацией рабочего места ребенка должен заниматься учитель. Он следит за освещением, расстановкой парт, расположением доски, но организацией личного рабочего места занимается ученик.

2.Для успешной учебной деятельности ученик должен быть способным к самостоятельному поиску информации ( по учебнику, пособиям, в Интернете ). Вырабатывается умение сопоставлять и сравнивать, писать рефераты, конспектировать прочитанное.

3.Общение на уроке позволяет ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Оно направлено на формирование личности ученика. Культура общения на уроке предусматривает соблюдения принципов справедливости, тактичности, уважения, выдержанности.

Самоорганизующая деятельность:

1.Подростки готовы к самореализации, многие имеют собственную позицию, умеют ее отстаивать, умеют работать в группах, приходить путем обсуждения к общему решению, прислушиваться к чужому мнению.

2.Многие ученики умеют выделять проблемы, формулировать гипотезы, создавать план работы, заниматься поиском информации по теме, ставить достижимые цели, проявлять и развивать свои способности.



7. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В 7 КЛАССЕ

Раздел: «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях» - 32 ч.

ТЕМА 1. «Опасные ситуации и РСЧС» - 1 ч.

Урок 1. «Чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация и опасность»

  1. Опасные природные явления и стихийные бедствия на территории России.

  2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

ТЕМА 2. «Землетрясения» - 5 ч.

Урок 1. «Происхождение и причины землетрясений»

  1. Понятие землетрясения.

  2. Причины возникновения землетрясений и их классификация.

Урок 2. «Как оценивают землетрясения. Шкала Меркали и шкала Рихтера».

  1. Основные характеристики землетрясений.

  2. Шкала землетрясений.

Урок 3. «Последствия землетрясений и меры по уменьшению потерь от них»

  1. Последствия землетрясений.

  2. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений.

Урок 4. «Правила безопасного поведения при землетрясениях»

  1. Правила поведения при первых толчках.

  2. Правила поведения в здании во время землетрясения.

Урок 5. «Правила безопасного поведения при землетрясениях»

  1. Правила поведения после землетрясения.

ТЕМА 3. «Вулканы» - 2 ч.

Урок 1. «Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов».

  1. Происхождение и виды вулканов.

  2. Последствия извержения вулканов.

Урок 2. «Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Правила поведения при извержении».

  1. Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов.

  2. Правила поведения при извержении.

ТЕМА 4. «Обвалы, оползни и сели» - 7 ч.

Урок 1. «Оползни, их классификация и причины возникновения».

  1. Оползни. Причины возникновения.

  2. Классификация оползней.

Урок 2. «Сели (селевые потоки), причины их зарождения и виды».

  1. Сели (селевые потоки), их виды.

  2. Причины зарождения селей.

Урок 3. «Обвалы, их причины и разновидности».

  1. Обвалы, их причины.

  2. Характеристика обвалов.

Урок 4. «Снежные лавины, условия для возникновения лавин».

  1. Снежные лавины.

  2. Условия возникновения лавин.

Урок 5. «Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению потерь от них».

  1. Поражающие факторы обвалов, оползней, селей и лавин

  2. Последствия оползней, селей, обвалов и лавин и меры по уменьшению ущерба от них.

Урок 6. «Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, обвалов, селей и лавин».

  1. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и лавин

  2. Меры по снижению ущерба от них.

Урок 7. «Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, обвалов, селей и лавин».

  1. Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин.

ТЕМА 5. «Ураганы, бури, смерчи» - 5 ч.

Урок 1. «Происхождение и виды ураганов, бурь и смерчей».

  1. Основные понятия и классификация.

  2. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей.

Урок 2. «Последствия ураганов, бурь и смерчей».

  1. Поражающие факторы ураганов, бурь и смерчей.

  2. Последствия ураганов, бурь и смерчей.

Урок 3. «Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь и смерчей».

  1. Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей.

Урок 4. «Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей».

  1. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.

Урок 5. «Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей».

  1. Действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей.

ТЕМА 6. «Наводнения» - 4 ч.

Урок 1. «Происхождение и виды наводнений».

  1. Происхождение и типы наводнений.

  2. Классификация наводнений по масштабу.

Урок 2. «Последствия наводнений. Меры по уменьшению ущерба от наводнений».

  1. Поражающие факторы наводнений.

  2. Мероприятия по защите от наводнений.

Урок 3. «Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений».

  1. Меры по уменьшению ущерба от наводнений.

  2. Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений.

Урок 4. «Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений».

  1. Действия населения при угрозе и вовремя наводнений.

ТЕМА 7. «Цунами» - 2 ч.

Урок 1. «Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

  1. Происхождение и классификация цунами.

  2. Последствия цунами.

  3. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них.

Урок 2. «Правила безопасного поведения при цунами»

  1. Действия населения при угрозе цунами.

ТЕМА 8. «Лесные и торфяные пожары» - 4 ч.

Урок 1. «Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров, их последствия».

  1. Понятие лесных и торфяных пожаров.

  2. Классификация лесных и торфяных пожаров.

  3. Последствия лесных и торфяных пожаров.

Урок 2. «Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров, их последствия».

  1. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров.

Урок 3. «Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение».

  1. Предупреждение лесных и торфяных пожаров.

  2. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение.

Урок 4. «Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение».

  1. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение.

ТЕМА 9. «Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера» - 1 ч.

Урок 1. «Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Особенности поведения людей во время стихийного бедствия и после него».

  1. Человек и стихия. Характер и темперамент.

  2. Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия.

  3. Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия.

Урок 2. «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера» - урок обобщения и систематизации знаний.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 7 КЛАССЕ

Дата

урока

Тематические блоки, темы уроков

Примечание

Раздел 1. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Тема 1. Опасные ситуации и РСЧС

1

Чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация и опасность

Тема 2. Землетрясения

2

Происхождение и причины землетрясений

3

Как оценивают землетрясения. Шкала Меркали и шкала Рихтера.

4

Последствия землетрясений и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений

5

Правила безопасного поведения при землетрясениях

6

Правила безопасного поведения при землетрясениях


Тема 3. Вулканы

7

Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов.

8

Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Правила поведения при извержении.

Тема 4. Обвалы, оползни и сели

9

Оползни, их классификация и причины возникновения.

10

Сели (селевые потоки), причины их зарождения и виды

11

Обвалы, их причины и разновидности

12

Снежные лавины, условия для возникновения лавин

13

Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению потерь от них

14

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, обвалов, селей и лавин


15

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, обвалов, селей и лавин


Тема 5. Ураганы, бури, смерчи

16

Происхождение и виды ураганов, бурь и смерчей.

17

Последствия ураганов, бурь и смерчей.

18

Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь и смерчей.

19

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей

20

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей


Тема 6. Наводнения

21

Происхождение и виды наводнений

22

Последствия наводнений. Меры по уменьшению ущерба от наводнений.

23

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений

24

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений


Тема 7. Цунами

25

Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них.

26

Правила безопасного поведения при цунами.

Тема 8. Лесные и торфяные пожары

27

Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров, их последствия.

28

Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров, их последствия.

29

Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение

30

Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение


Тема 9. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера

31

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Особенности поведения людей во время стихийного бедствия и после него.

32

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера - обобщение и систематизация знаний


Содержание раздела учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

1. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

1.1. Опасные ситуации и РСЧС

Опасные природные явления и стихийные бедствия на территории России. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

1.2. Землетрясения

Землетрясения и их характеристика. Происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.

1.3. Вулканы

Вулканы и их характеристика. Причины извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

1.4. Обвалы, оползни и сели

Оползни, сели, обвалы, лавины и их характеристика. Происхождение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

1.5. Ураганы, бури, смерчи

Ураганы, бури, смерчи и их характеристика. Происхождение ураганов, смерчей, бурь, причины их возникновения. Меры, принимаемые по снижению ущерба от последствий ураганов, бурь, смерчей. Заблаговременные предупредительные мероприятия. Оперативные защитные мероприятия. Оповещение населения о пути прохождения и времени подхода к различным районам бури, урагана, смерча.

Рекомендации населению при угрозе возникновения и во время ураганов, смерчей, бурь. Действия населения при получении сигнала о приближающейся опасности. Действия во время бурь, ураганов, смерчей.

1.6. Наводнения

Наводнения, их характеристика и последствия. Рекомендации населению при угрозе и во время наводнения. Меры по защите от наводнений.

1.7. Цунами

Цунами и их характеристика. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

1.8. Лесные и торфяные пожары

Лесные и торфяные пожары, их причины, возможные последствия. Правила безопасного поведения. Профилактика лесных и торфяных пожаров, меры противопожарной безопасности в лесу в пожароопасный сезон.

1.9. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия. Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия.

8.Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс


Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Задачи:

1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.

2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;

3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Тип урока: урок-соревнование

Форма урока: игра

Методы:

  • Наглядные

  • Репродуктивные, частично-поисковый

  • Словесные

  • Самостоятельные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение № 1).

Раздаточный материал: 6 наборов карточек с числами: 1,2, 3, 4, 5 и с числами 10, 20, 30, 40, 50 на листах разного цвета (Приложение № 2), кроссворды (приложение № 3).

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня вы примете участие в телепередаче «Своя игра» (слайд 1). Оценивать вашу работу будет компетентное жюри.

  1. Целеполагание и мотивация

Тема нашей игры: «ЧС природного характера». Всё первое полугодие вы узнавали, какие существуют чрезвычайные ситуации природного характера, каковы их особенности, действия людей при той или иной ситуации, а сегодня вы продемонстрируете свои знания. Постарайтесь определить цель и задачи нашего урока. (Слайд 2).

Жизнь - великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вести в ЧС природного характера, разве шансы на выживание увеличиваются?

Наш урок проводим под девизом (Слайд 3):

"Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть".

  1. Основной этап - обобщение, систематизация и контроль знаний

    1. Вопросы для актуализации (фронтальный опрос)

Прежде чем начать игру, давайте вместе вспомним:

  • Что же такое чрезвычайная ситуация?

(Ситуация опасная для здоровья и жизни. ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)

  • Какая организация занимается ЧС? МЧС.

  • Как расшифровывается МЧС?

Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

  • Кто возглавляет МЧС?

Владимир Пучков - министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Назначен на пост 21 мая 2012 г.

На начальном этапе развития человеческого общества ЧС были в основном природного происхождения, связанные со стихийными бедствиями, которые наводили ужас на человека.

Природная чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник природной ЧC (стихийное бедствие) - опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

  • Что называется опасным природным явлением?

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Опасное природное явление - событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Под стихийными бедствиями понимают природные явления (землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, пожары и др.), носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары).

  1. Подготовительный этап игры-соревнования

Мы начинаем игру. Вы разделились на пять команд, выбрали капитана команды и придумали название. Я попрошу капитанов представить команды.

Инструктаж: Игра будет проходить в 7 этапов. Первые пять по игровому полю (таблица), где вы будете выбирать и выполнять задания (слайд 8):

«Словарь» - дано определение, надо сказать к какому понятию (термину) оно относится;

«Тест» - задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа;

«Вопрос» - дать развёрнутый ответ на заданный вопрос;

«Величины измерения» - этот блок посвящен опасным природным явлениям, у которых определяется сила, выставляются баллы, созданы шкалы;

«Действия людей при ЧС природного характера» - как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации (повторение алгоритмов действий).

Каждый этап будет начинаться с жеребьёвки, которая определит очередность участия команд. Вопросы разной степени трудности (от 10 до 50). Выбираете вопрос, отвечаете на него и получаете карточку с соответствующим количеством баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос передаётся другой команде (по желанию).

6-й этап - презентация ваших буклетов (домашнее задание). На 7-м этапе нужно будет разгадать кроссворды.

В конце игры определяется победитель.

  1. Игровой этап

Все команды готовы. Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с цифрой (жеребьёвка). Очерёдность определена, начинаем игру.

Этап 1. «Словарь»

10. Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде - это… (наводнение)

20. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли - это … (землетрясение)

30. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах - это … (обвал)

40. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории - это… (лесной пожар)

50. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой - это … (извержение вулкана).

Этап 2. «Тест»

10. Бывают низовые и верховые, сильные, средние и слабые:

а) ураганы б) лесные пожары в) землетрясения

20. Одним из признаков о приближении цунами является:

а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;

б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;

в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.

30. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

а) взрывная волна и разброс обломков;

б) водяные и грязекаменные потоки;

в) резкие колебания температуры;

г) тучи пепла и газов («палящая туча»).

40. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 120 м/с, - это:

а) тайфун; б) шторм; в) торнадо; г) ураган.

50. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;

б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;

в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.



Этап 3. «Вопрос»

10. Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС? (Эвакуация).

20. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (При наводнении).

30. В каких районах на территории России часто происходят извержение вулканов? (На Камчатке и Курильских островах).

40. Где действие цунами не опасно? (В открытом океане).

50. Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее? (Низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

Этап 4 «Величины измерения»

10. Ветер со скоростью до 20 м/с называется:

а) ураган б) бриз в) буря г) циклон

20. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из учёных создал шкалу силы ветра:

а) Рихтер б) Бофорт в) Ломоносов г) Менделеев

30. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (по шкале Меркали)

40. Землетрясения, какой силы начинают ощущать люди? (3-4 балла)

50. При землетрясениях какой силы наблюдаются тотальные разрушения, происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений. ( При землетрясении в 12 баллов).

Этап 5. «Действия людей при ЧС ситуации природного характера»

10. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега. Каким образом человек может определить, где верх, а где низ?

(Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта).

20. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) открыть окна и двери на нижнем этаже;

б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

30. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в дверном проеме;

б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;

в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.

40. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:

а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;

б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;

в) укрыться за большим камнем.

50. Что необходимо сделать при внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице?

(Отойти подальше от зданий и сооружений, найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава), лечь на дно и плотно прижаться к земле, закрыв голову руками).

Этап 6. Буклет

После жеребьёвки каждая команда представляет (демонстрирует) свой буклет об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и отдаёт жюри для оценивания (от 10 до 50 баллов).

Этап 7. Разгадай кроссворд

За каждое угаданное слово - 10 баллов.

  1. Методическая разработка раздела ЧС природного характера

По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень).

2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).

3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина).

4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение).

По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).

2.

Методическая разработка раздела ЧС природного характера

По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера). 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган). 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение). 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон).

По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).


  1. Заключительный этап

А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды. Пока жюри подводит итоги нашей игры, кто желает рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера»?

Слово жюри. Выявляется команда победитель. Награждение (вручение грамот).

  1. Рефлексия

Давайте вспомним, какова была цель нашего урока: обобщить и проверить знания по теме «ЧС природного характера». Достигнута ли она?

Помните:

  • Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!

  • Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!


  1. Домашнее задание

Для тех, кто не совсем доволен результатами игры, составить тест по теме «ЧС природного характера» из 5-7 вопросов.

Благодарю за урок!



























Приложение № 2

10

1

20

2

30

3

40

4

50

5

Приложение № 3

Разгадай кроссворд 1

Методическая разработка раздела ЧС природного характера

По горизонтали:

1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Обвал массы снега на горных склонах. 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море.

По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.

Разгадай кроссворд 2

Методическая разработка раздела ЧС природного характера

По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли. 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек. 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов. 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.

По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений изд-во: «Дрофа», 2012.

2.Горбачев С.В. Формирование системы знаний о природных опасностях на основе решения ситуационных задач в курсе ОБЖ. изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012.

3.Инновационные педагогические технологии в образовательной области ОБЖ ( под общ. ред. В.Г.Пинченко.-Н.Новгород: НИРО, 2011.).

4.Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие.- М.:Центр педагогического образования, 2007.

5.Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа курса « Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений М. «Дрофа», 2010.

6.Материалы методической лаборатории « Современные образовательные технологи : технология развития критического мышления» http: // simora. ru /.

7.Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий авт.-сост. Л.А.Тетушкина. - Волгоград: Учитель, 2009.

8.festival.1 september. ru-фестиваль педагогических идей « Открытый урок».

9.uchitelu.net/ medi- материалы для проведения уроков и мероприятий по ОБЖ.

© 2010-2022