Методическая разработка «Безопасность-это важно»

В работе общеобразовательного учреждения одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков пожарной безопасности дома и на улице с помощью изучения Правил пожарной безопасности, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Внеклассные мероприятия по профилактике травматизма при пожаре – это способ актуализации знаний учащихся правил пожарной безопасности, а так же один из способов сближения педагога и обучающихся. Неформальное общение помогает п...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Безопасность-это важно»

Направление: Пожарная безопасность


Автор разработки: Алёна Ивановна Гайсина

преподаватель-организатор ОБЖ

Форма проведения: игра- соревнование

Пояснительная записка.

В работе общеобразовательного учреждения одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков пожарной безопасности дома и на улице с помощью изучения Правил пожарной безопасности, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Внеклассные мероприятия по профилактике травматизма при пожаре - это способ актуализации знаний учащихся правил пожарной безопасности, а так же один из способов сближения педагога и обучающихся. Неформальное общение помогает педагогу лучше узнать характеры учеников. Учащимся даётся установка: развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации, научиться её предвидеть, быть осторожным, внимательным и наблюдательным.

Возраст детей, на которых направлена разработка урока (мероприятия):

11-13лет

Количество участников: до 25 человек

Цель: пропаганда Правил пожарной безопасности среди детей младшего, среднего школьного возраста.

Задачи:

•образовательные:

закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный";

•развивающие:

прививать навыки осторожного обращения с огнем;

•воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

Условия проведения: аудитория, музыкальное оформление.

Ожидаемый результат:

- снижение травматизма вследствие нарушений правил пожарной безопасности;

- привитие культуры пожарной безопасности.

Методические советы на подготовительный период:

1) 7 учащихся заранее учат советы - памятки к выступлению, которые им дал учитель.

2) Накануне мероприятия в библиотеке берётся учителем литература по данной тематике, а именно: С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Кошкин дом", "Пожар"; Л. Толстой "Пожарные собаки", "Пожар"; Б. Житков "Пожар в море", "Дым", "Пожар"; Е. Пермяк "Как огонь воду замуж взял".

3) подготавливается раздаточный материал для конкурса № 3 и памятки о том, как вести себя на пожаре.

Методические советы организаторам и постановщикам:

  • мероприятие проводится в аудитории (кабинет);

  • для оформления аудитории используются рисунки на тему «Пожарная безопасность глазами детей»;

  • В качестве оформления можно использовать плакаты по пожарной безопасности, макет огнетушителя;

  • Дети заранее изготавливают разнообразные макеты по пожарной безопасности.

В результате ребятам будет приятно увидеть свою работу, а также осознать свою значимость в коллективе и участие по подготовке в организации мероприятия, что непременно создаст эмоциональный настрой на участие в самом мероприятии.

Методические советы на ближайшее воздействие: места для детей в аудитории стоит расположить таким образом, чтобы был замкнутый круг, что даст основание для сплочения коллектива и более открытого общения, чтобы все участники видели друг друга.

Оформление и оборудование:

  • плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;

  • индивидуальные памятки, книги о пожаре (выставка книг);

  • раздаточный материал с вопросами (конкурс № 3);

  • телефон и повязка (конкурс № 6);

  • ноутбук с записью звонка сирены (практическая работа);

  • ФЗ «О пожарной безопасности» (для демонстрации).

Структура мероприятия:

1.Организационный момент (3-5минуты)

2.Вводная часть (3-5минут)

3.Основная часть (20-25 минут)

4. Практическая часть (3 минуты)

5.Закрепление материала (3-5минут)

1.Организационный момент

Приветствие участников мероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.

2.Вводная часть

Вступительное слово Легенда о Прометее

Учитель: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди только- только расселились на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Пожалел людей титан Прометей и нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди жили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Огонь стал надежным помощником людей. Трудно представить такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.

3.Основная часть

Изложение теоретического материала учителем (рассказ, объяснение, конкурсная программа)

Что такое пожар?

Пожар (fire) - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Причины пожара

  • Неосторожность с огнем

  • Неосторожность при курении

  • Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

  • Детская шалость с огнем

  • Поджоги

Законодательство о пожарной безопасности: Федеральный закон №69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г.

Ответственность граждан

  • Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, ответственные квартиросъемщики или арендаторы, руководители предприятий, должностные лица в пределах их компетенции.

  • За нарушение требований пожарной безопасности граждане могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Граждане имеют право на:

  • защиту их жизни и здоровья и имущества в случае пожара;

  • возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке установленном законодательством;

  • участие в установлении причин пожара, нанесенного ущерба их здоровью и имуществу;

  • на получение информации по вопросам пожарной безопасности;

  • участие в обеспечении пожарной безопасности.

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;

  • иметь в помещениях и строениях первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь;

  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

  • выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Что советуют пожарные:

Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что, ты должен предпринять?
- Сразу спички те отнять!

Раскалился, если вдруг,
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из розетки.
Знает каждый гражданин
Телефон пожарных - 01.

Учитель раздаёт заранее напечатанные памятки ребятам

Памятка. Как вести себя на пожаре

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "01" или попроси об этом соседей.

  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Предоставляется слово учащимся, которые заранее подготовились к выступлению

Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»
1ученик:

Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
Но может много сделать зла.

2 ученик:

Сам костер не разжигай
И другим не позволяй:
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.

3 ученик:

Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый -
Наш надежный старший друг.

4 ученик:

Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.

5 ученик:

Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!

6 ученик:

Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.

7 ученик:

Говорим огонь наш друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров-
И от дома куча дров.

Учитель обращает внимание ребят на то, что детские писатели в своём творчестве отражают проблему пожарной безопасности, далее знакомит с представленными названиями книг и их авторов, а также по окончании мероприятия рекомендует взять книгу для прочтения:

Выставка книг:

  • С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Кошкин дом", "Пожар";

  • Л. Толстой "Пожарные собаки", "Пожар";

  • Б. Житков "Пожар в море", "Дым", "Пожар";

  • Е. Пермяк "Как огонь воду замуж взял".

Далее предлагается участие в конкурсах. Участие детей в конкурсе № 1, 2 в форме фронтального опроса:

Конкурс № 1. Составьте новые слова, используя буквы слова "огнетушитель"

На доске учитель заранее записал слово «ОГНЕТУШИТЕЛЬ»

Ключ: Ель гон гот нет туш уши шут енот гель гнет гони лего лето нить ноги тело тент тень(и) тонет тушь(и) шить шути отель тушит шутит нетель шинель

Конкурс № 2. "Отгадай загадку"

Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется.

- Я не сам по себе,
А сильнее всего
И страшнее всего.
И все любят меня и
Все губят меня.

- В бумажном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.

Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.

(Дым, огонь, спички, свеча)

- Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его: (водой)

- Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять)

Следующий конкурс рекомендуется организовать в форме индивидуального ответа. Количество отвечающих равно количеству предложенных вопросов:

Конкурс № 3. "Вопрос-ответ"

  1. Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?

  2. Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?

  3. Может ли загореться искусственная елка?

  4. Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?

Ребятам предлагается вспомнить пословицы и поговорки на тему пожар и пожарная безопасность:

Конкурс № 5. "Пословицы и поговорки"

- От искры пожар рождается.

- В огне и железо плавко.

- Огонь не вода, схватит - всплывешь.

- С огнем не шути - сгореть можно.

- Искру туши до пожара - беду отводи до удара.

- Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.

Практический конкурс. Целесообразно задействовать всех детей, путём жеребьёвки для участия в конкурсе «6а», «6б»:

Конкурс № 6.
а) Набрать номер телефона пожарной службы «01» с завязанными глазами.
б) «Два сапога - пара». Играющим связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно и сообща.

По завершении мероприятия учитель предлагает ребятам принять участие в учебной эвакуации из помещения. Оговаривается порядок действий, включается сирена.

4. Практическая часть

Практическая отработка навыков «Эвакуация при пожаре»
Учитель: Что такое эвакуация? (Выход из опасной зоны, когда звучат 3 коротких, 1 длинный звонок. Это сигнал о возникновении пожара)
Сейчас будем эвакуироваться. Постройтесь быстро в коридоре, без паники, не толкайте друг друга. Запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас. При эвакуации очень важно не потерять никого. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

После возвращения участников мероприятия в аудиторию учитель завершает данное мероприятие словами:

5. Подведение итогов

Делаются выводы по содержанию мероприятия, его проведению.

Учитель в заключение произносит следующие слова:

Пожарное дело - для крепких парней,
Пожарное дело - спасение людей,
Пожарное дело - отвага и честь,
Пожарное дело - так было и есть!

Использованная литература:

nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/03/28/vneklassnoe-meropriyatie-po-pozharnoy-bezopasnosti

pedsovet.su/load/207-1-0-11523

mchs.gov.ru/document/234629

© 2010-2022