• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок ОБЖ Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы и символы воинской чести

Урок ОБЖ Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы и символы воинской чести

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская разработка преподавателя - организатора ОБЖ МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский Шнякина Е.А.

Урок ОБЖ в 10 классе

Тема урока: Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуалы и символы воинской чести.

Цель урока:

формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.

Задачи урока:

- Обучающая - рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»

- Развивающая - пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.

- Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.

Оборудование и наглядные пособия:

- Презентация к уроку.

- Компьютер.

- Мультимедийный проектор

- Проекционный экран.

Раздаточный материал.

Видеролик «Принятие присяги»

Видеофильм - клип к песне Олега Газманова «Офицеры»

Технология, применяемая на уроке: технология проблемного обучения

Ход урока:

Мотивационный этап урока. выход на тему урока и целеполагание.

- Здравствуйте! Рад Вас видеть на уроке здоровыми, в хорошем настроении. Предлагаю послушать песню и посмотреть видеоролик из кинофильма «Офицеры». и ответить на вопрос :

- Почему сегодняшний урок я начал с этой песни?

Вы правы, мы будем говорить о Вооруженных Силах Российской Федерации..

Запишите посередине слово « Родина»

Подберите ассоциации к этому слову, сравните с моими: армия, зашита, отечество, патриотизм, традиции, долг, честь,

Сформулируем тему урока. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации . Символы воинской чести.

Определите цель и задачи урока, сравните со слайдом презентации.
Этап открытия нового знания

1) Выход на проблему

- Все ли ребята служат в армии сегодня?

Сформулируйте 2-3 положения ЗА и 2-3 положения Против.

Запишите проблему урока:

Надо ли служить в армии сегодня? Чему может научить армия?

2) Разработка проблемы ( работа в группах)

Чтобы решить данную проблему, обратимся к теории

1 группа

Прочитайте фрагмент параграфа учебника, дайте определение традициям и назовите важнейшие

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несением воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.

Традиции связаны с историей данного войскового коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями героическими событиями или определенным укладом армейского быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.

Важнейшими боевыми традициями Вооруженных сил являются:

  • Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;

  • Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

  • Верность Военной присяге, воинскому долгу;

  • Боевое товарищество;

  • Неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, постоянное поддержание боевой готовности, уверенность в своих силах.

2 группа

Какие ценности нужны воину. Прочитайте фрагмент параграфа, выделите неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

Долг - нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством.

В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности, чувство долга принимает различные формы. По отношению к Отечеству эта обязанность выражается в гражданском долге; по отношению к вооруженной защите страны - в воинском долге.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства,

З группа

Прочитайте фрагмент ФЗ «О статусе военнослужащих» и сформулируйте суть воинского долга

«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации», - отмечается в законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;

- строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;

- дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности вооружение и военную технику, быть готовым к применению
вооружения и военной техники, беречь военное имущество;

- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Учитель Вывод 1.

Главная традиция ВС РФ - защита Отечества.

Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому.

Вооруженные Сиды любого государства имеют свои боевые традиции. Есть они и в ВС РФ. Это преданность своей Родине, верность присяге и воинскому долгу, войсковое товарищество.

Посмотрите на выписанные даты и иллюстрации и назовите события, связанные с этими историческими датами?

1242- Ледовое побоище.

1380- Куликовская битва.

1709- Полтавская битва.

1812 -Отечественная война, Бородинское сражение

1941-1945- Великая Отечественная война.

Учитель Вывод 2.Проходит время, меняется наше общество, меняются Вооруженные Силы, вооружение, но боевые традиции остаются. Какая основная традиция Российской Армии?

Правильно! Защита своего Отечества!

Беседа с учениками:

- Какие ритуалы ВС РФ вы знаете? (Присяга)

- Что такое присяга?

- Как проходит ритуал привидения к присяге?.

Учитель: Знаете ли вы, что первый устав был создан в 1647 году царем Алексеем Михайловичем. Церемония принятия клятвы на верность Государю Российскому с целованием креста.

При Петре Первом воинская присяга перешла в ранг закона. Торжественная клятва включала триединое наполнение - Родина, Государь, вера Православная

Предлагаю посмотреть видео о т ом, как принимают присягу современные военнослужащие.

? К чему обязывает присяга.

Еще один ритуал в ВС РФ - вручение Боевого знамени .

Учитель Вывод 3.Присягает человек 1 раз и на всю жизнь.

Из описания некоторых подвигов российских воинов мы видим, мы видим, как мужественно солдаты защищают свое Боевое Знамя

-- Как вы думаете почему?

- Что олицетворяет собой Боевое Знамя?

Боевое знамя- принято считать основным символом воинской чести! Воинская честь - это внутреннее нравственное качество и убеждение воина, воинского коллектива, характеризующего его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Боевое знамя воинской части - есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения воинской части, его истории и заслуг, а также определяющий принадлежность к ВС РФ.

Боевое знамя воинской части -символ воинской чести , доблести и славы. Оно служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях воинской части по защите Отечества.

Каждый военнослужащий, увидев Боевое знамя, отдает честь флагу.

При утрате Боевого знамени - командир воинской части и военнослужащие виновные в этом позоре подлежат суду, а воинская часть расформировывается.

Ученикам предлагается объяснить, как они понимают слова из Устава воинского времен Петра1.

- «обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, что от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, в обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным пока жив следовать буду.»

- «кто знамя свое или штандарт до последнего часа своей жизни не оборонит, оный не достоин, чтобы имя солдата иметь»

- «все воинские корабли российские не должны ни перед кем опускать флаги и вымпелы под страхом лишения живота своего.»

Можно ли считать эти слова актуальными?

Ни один музей мира не имеет ни одного флага ВМФ, России, взятого в бою.

- Из истории

в 17 веке царь Александр Михайлович утвердил бело-сине- красный воинский флаг с двуглавым орлом символом власти, силы, единства

-при Петре1 на белом поле были нашиты царские вензеля

-в Советской Армии БЗ появилось как награда в1918г.единый образец был принят в1926г., который был изменен в1942г. Оно состояло из полотнища красного цвета, древка и шнура с кистями. С одной стороны надпись «За нашу Советскую Родину» ,с другой наименование воинской части.

С августа 1991 года вернулся триколор.

Красная, как кровь, полоса обозначала человеческий мир.
Синяя - мир небесный.

А белая - божественный.

Именно так когда-то представляли себе устройство мира древние русичи.
И именно эти цвета присутствуют на нашем государственном флаге.
Но можно и по-другому объяснить присутствие трех цветов в нашем флаге.

Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси. Все, что считалось красивым, называли красным. Все, что было честным, справедливым, делалось по правде, называлось белым. (А злоба, зависть, жестокость - наоборот, черными. ) Синий же цвет - это не только цвет неба, но и цвет воды - рек, озер, морей. А их на территории нашей страны великое множество.

Этап решения проблемы Рефлексия

Заключительная беседа:

Давайте ответим на проблемный вопрос урока. Поднимите руки, есть ли в ваших семьях те, кто воевал во время Великой Отечественной войны?

Кто служил или служит в армии?

Домашнее задание: приготовить рассказ о своей семье и об отношении семьи к службе в армии

Рефлексия:

Учитель О себе.

Клип на стихи Газманова «Офицеры»

© 2010-2022