- Преподавателю
- ОБЖ
- Мастер-класс «Добрая дорога в детский сад»
Мастер-класс «Добрая дорога в детский сад»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Файзрахманова Г.Н. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Представленный мастер - класс «Добрая дорога в детский сад» предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В марте 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой провозгласила период 2011 - 2020 г.г. «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Официальный старт реализации этой международной программы как в России, так и в других странах-участницах дан 11 мая 2011 года. Официальный символ «Десятилетия» - ромб желтого цвета.
На дорогах России ежегодно погибает около тысячи детей и подростков в возрасте до 16 лет. Более 20 тысяч получают травмы и ранения. При этом, по мировой статистике здравоохранения, более 5 процентов, травмированных в дорожно - транспортных происшествиях детей остаются пожизненными инвалидами.
Поэтому, в современных условиях при интенсивном росте количества транспорта профилактика детского дорожно - транспортного травматизма должна быть приоритетной.
Первым учителем, который в силах помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатели детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда соблюдают их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без расчета на детей. Следовательно, главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог, и получить желаемый результат.
Предложенная программа - попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Необходимым условием успешного обучения правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы в дошкольных учреждениях. Надо заметить, что в этом безвозмездно оказывает помощь Госавтоинспекция Республики Татарстан.
Существующая в настоящее время система формирования навыков безопасного поведения на дорогах и воспитания законопослушного поведения граждан не соответствует современной реальности.
Безусловно, в продаже имеется огромное количество различных изданий учебной и художественной литературы, дидактических игр и дисков по безопасности дорожного движения. Однако, есть и такие, которые носят бессистемный характер, не соответствуют целям образовательного процесса и зачастую содержат множество ошибок.
Методическим обеспечением образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в нашей республике занимается Государственное учреждение «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей». В марте 2013 года мы в этом центре мы прошли обучение по программе повышения квалификации «Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного движения на дорогах» и итоговую комиссию, где защитили проект.
Социальная острота проблемы на сегодняшний день диктует нам необходимость разработки и внедрения новых программ профилактических мероприятий по предотвращению количества ДТП не только с участием детей, но и со всеми участниками дорожного движения.
Основные направления работы по программе:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Есть уверенность в том, что данная программа, представляющая собой актуальный и систематизированный материал по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, окажет помощь воспитателям в их нелегком труде.
Мастер - класс «Добрая дорога в детский сад» актуальна и эффективна тем, что мы затрагиваем довольно серьезную проблему организации работы в дошкольных образовательных учреждениях по подготовке детей к безопасному поведению на улицах и дорогах. Важно учитывать возраст дошколят. Они с первого дня посещения детского сада становятся непосредственными участниками дорожного движения. Мы обязаны защитить и сохранить жизнь малышей! Пусть их путь будет добрым!
Учебно- тематический план
(в рамках реализации образовательной области «Безопасность»)
«Добрая дорога в детский сад»
Цель: повышение уровня теоретической и методической подготовки воспитателей к процессу обучения детей правилам дорожного движения, выработке положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Категория слушателей: воспитатели ДОУ.
Срок обучения: 36 часов.
Режим занятий: 4 академических часа в день.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
- овладение базовыми правилами безопасного поведения на дороге;
- анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- развитие творческих способностей;
- умение формировать устойчивый познавательный интерес у детей к соблюдению ПДД.
- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
№
п/п
Наименование разделов
Всего часов
В том числе
Лекции
Практические, семинарские занятия
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
ЧАСТЬ I
Введение.
«Давайте познакомимся!».
Актуальность и практическая значимость курса.
Понятие «безопасность дорожного движения».
Заполнение учетных анкет
4
Видеолекция
Деловая игра
Вопросы для обсуждения
2
Особенности детей дошкольного возраста; их учет при обучении ПДД.
1
Видеолекция
3
Правила дорожного движения. Общие положения.
1
Видеолекция
4
5
5.1
5.2
6
7
8
9
Основные понятия и термины, применяемые при обучении детей правилам безопасного участия в дорожном движении.
Правила дорожного движения. Общие термины и понятия.
Дорожные знаки и сигналы светофора.
Решение задач.
Совместная деятельность ГАИ с образовательными учреждениями по обеспечению безопасности на дорогах.
Основные принципы обеспечения БДД.
Детский дорожно - транспортный травматизм: аналитический обзор ситуации в России.
Советы психолога
1
1
2
1
1
1
1
3
Видеолекция
Видеолекция с
презентацией
Видеолекция
Видеолекция
Видеолекция
Видеолекция
Семинар
Практика
1
2
3
4
ЧАСТЬ II
Методические основы изучения ПДД в ДОУ
Цели и задачи изучения ПДД в ДОУ.
Модели обучения в детском саду.
Организационно - педагогические требования к организации работы по обучению детей ПДД
1
1
1
2
Видеолекция
Видеолекция
Видеолекция
Видеолекция
Практика
5
5.1
5.2
6
7
8
8.1
8.2
Формы занятий по обучению ПДД.
Организация различных форм занятий по обучению ПДД.
Методика анализа урочных и внеурочных занятий.
Использование дидактических средств обучения на анализе урочных и внеурочных занятий.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД.
ИТОГ.
Подведение итогов
Составление планов - конспектов занятий по ПДД.
2
2
4
2
4
Видеолекция
Видеолекция
Видеолекция
с презентацией
Видеолекция
Диск «Материалы мастер-класса»
Практика
Практика
Выездное занятие
Практика
Материально - техническое обеспечение
Хорошо освещенное помещение (музыкальный зал), проектор, магнитная доска, макеты транспорта, светофора, дорожных знаков и др.; раздаточный материал, учебно - методический материал; Правила дорожного движения.
Литература
Учебно - методическая
1. Алексеев А.П. Правила дорожного движения (ПДД) с иллюстрациями. - М.:Изд-во «Эксмо», 2008.-112с.
2. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. - 144 с.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, - 94 с.
4.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, - 48 с.
5.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 - 64 с.
6 Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 - 55 с.
7.Новиковская О. Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет.-М., Изд-во «Паритет», 2006.-208с.
8.Финкель А.М. Изучаем ПДД легко и быстро.- М., Изд-во «Эксмо-Пресс», 2007.-168с.
А также печатные и видеоматериалы, представленные сотрудниками ГУ «Научного центра безопасности жизнедеятельности детей».
9