- Преподавателю
- ОБЖ
- Практическая топография Интегрированный элективный курс
Практическая топография Интегрированный элективный курс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устаева Ж.С. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59»
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № _____
от «___»_____________2012г.
Директор МБОУ «СОШ № 59»
__________
Составлена на основе сборника программ элективных курсов под редакцией Н.В. Болотниковой, программ для учащихся общеобразовательных школ п и основам безопасности жизнедеятельности о географии
Рассмотрено на
заседании ШМО
Протокол № ___
от «___»__________2012г.
Руководитель ШМО
__________
ПРИНЯТО
на педсовете
Протокол № ____
от «___»___________2012г.
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ»
на 2012 - 2013 учебный год
6 класс
Составитель: Устаева Ж.С.
учитель высшей
квалификационной категории
Рецензент:
________________________
Ижевск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Практическая топография» рассчитана на 34 часа. Предназначается для учащихся 6 класса. Данная интегрированная программа содержит материал по курсу «Физическая география» и по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за 6 класс. Содержание факультативного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы факультативного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности ( в городских условиях, при проведении походов ).
В походных условиях необходимы знания о выживании в экстремальных ситуациях, поэтому 12 часов курса отводятся разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека».
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека - это довольно обширная область знания, которая изучает различные аспекты безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях, возникающих в результате различных стихийных бедствий, а также при автономном существовании человека в экстремальных природно - климатических условиях. По данным ООН за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных явлений и катастроф погибло более 3 млн. человек. Стихия вынуждает человечество учиться выживанию. География позволяет учащимся получать систематизированное представление об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, а в интеграции с ОБЖ и медициной выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Необходимо воспитать у учащихся потребность предвидеть возможные жизненные ситуации; выработать навык правильного анализа и поведения в экстремальной ситуации, научить правильным и грамотным действиям в нестандартных условиях.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Знать/ понимать:
-
основные виды изображения земной коры;
-
классификацию карт и атласов;
-
существенные признаки топографической карты, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
-
способы определения масштаба, направлений и расстояний, географических координат;
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
-
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
2. Уметь:
-
определять на карте линии градусной сетки;
-
определять на топографической карте направления, расстояния;
-
определять по карте географические координаты;
-
определять стороны горизонта (ориентироваться) на местности по топографической карте;
-
определять абсолютные и относительные высоты;
-
определять объекты на топографической карте, используя условные знаки;
-
действовать при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
-
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
-
оказывать первую медицинскую помощь;
-
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем курса.
Всего часов
Лекции
Практич.
1
Что изучает картография и топография?
2
2
Топографическая карта.
5
4
3
Свойства географической карты.
6
4
4
Приемы самостоятельной работы с картой.
3
2
5
Экстремальные ситуации в природе, их разновидности.
3
6
Автономное существование человека в природе.
3
2
7
Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф
на территории России и Удмуртии.
7
4
8
Первая медицинская помощь. Общие принципы оказания первой медицинской помощи в условиях автономного существования.
4
2
Итого:
34
18