• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Модифицированная (авторизованная) программа ОБЖ с основами естествознания 10-11 класс для учащихся с нарушением интеллекта

Модифицированная (авторизованная) программа ОБЖ с основами естествознания 10-11 класс для учащихся с нарушением интеллекта

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №10 VIII вида

г. Белореченска (ГБС(К)ОУ школа №10 г. Белореченска)



Модифицированная (авторизованная) программа для учащихся коррекционных школ с нарушением интеллекта


«ОБЖ с основами естествознания»

для учащихся 10-11 классов.





Автор-составитель программы: Абгарьян Елена Александровна,

учитель географии и биологии

ГБС(К)ОУ школы №10 г. Белореченска



г. Белореченск

2014 год

Модифицированная (авторизованная) программа «ОБЖ с основами естествознания» для учащихся 10-11 классов разработана на основе авторских программ по ОБЖ для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ. Программа адаптирована для учащихся коррекционных школ с нарушением интеллекта.

Пояснительная записка

В современном мире, подверженном экологическим и социальным катаклизмам, самыми незащищенными являются дети, особенно, если они учащиеся коррекционной школы с нарушением интеллекта. Таким детям необходимо разъяснять, что безопасность и здоровый образ жизни - это не только комплекс знаний, а это стиль жизни, умения правильно найти выход из сложившейся жизненной ситуации. Ребёнок с нарушение интеллекта должен до автоматизма уметь выполнять команды по спасению в чрезвычайных условиях, так как для него любая ситуация может оказаться опасной для жизни. Нередко такой ребёнок не может сам себя обслужить, одеться, обуться, определить, какое действие ему дальше выполнить. Чем подробнее на уроке учитель разберет опасные ситуации с учащимся коррекционной школы, тем выше вероятность, что они их правильно выполнят. Подробное объяснение, систематическое повторение, заучивание номеров телефонов экстренных служб, а также проведение практических занятий позволят учащимся коррекционных школ с нарушение интеллекта максимально обезопасить себя, потому что вся их жизнь уже есть чрезвычайная ситуация.

В программе отражается комплексный спектр изучения предметов - естествознания и ОБЖ, учитывающие все требования к воспитанию «личности безопасного типа», которые используются для детей с нарушением интеллекта.

Актуальность - данной программы заключается в том, что изучение предмета ОБЖ направлено не только на изучение теоретической части предмета, но и на раскрытие практических навыков учащихся, умения в нужное время противостоять возникающим опасностям. Программа позволяет учащимся грамотно, до автоматизма, отработать навыки, которые позволили бы действовать правильно, а главное быстро в той ситуации, в которую может попасть учащийся коррекционной школы с нарушением интеллекта.

Новизна данной программы заключается в комплексном получении знаний по естествознанию и знаний по основам безопасности. В силу своего психофизического развития учащиеся с нарушение интеллекта необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться понимания самых простых правил поведения. Безусловно, это очень трудно для учащихся коррекционной школы, поэтому возникла необходимость построить программу по ОБЖ таким образом, чтобы она отображала множественные межпредметные связи с естествознанием и географией.

Цели данной программы:

  • формирование устойчивой мотивации к дальнейшей социализации учащихся с нарушение интеллекта;

  • повышение уровня познавательной активности учащихся к вопросам личной безопасности;

  • обеспечение устойчивых навыков распознавать и предвидеть опасные ситуации;

  • развитие потребности к сознательной практической деятельности в оказании первой помощи.

Программа расширена по своему практическому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы и практические занятия для учащихся коррекционной школы.


Задачи обучения

Обучающие:

  • Формировать представление о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

  • Научить использовать подручные средства для оказания первой доврачебной медицинской помощи;

  • Научить пользоваться полученными знаниями на практике.

Коррекционно-развивающие:

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

  • Развивать умения работать самостоятельно.

Воспитывающие:

  • Прививать уважение к окружающим, к близким, к самому себе;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Развивать патриотическое отношение к своей малой Родине, стране.

  • Сформировать навыки адаптации к условиям среды обитания, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ заключается в том, что она нацелена на возможность адаптироваться в окружающем обществе. Обучающиеся с нарушением интеллекта, могут в максимально возможной степени обезопасить себя, найти правильное решение и выход из сложившейся непростой ситуации.

Отработка и закрепление практических навыков на уроках ОБЖ, позволят учащимся оказать первую помощь не только себе и своим близким, но и быть полезными для окружающих. На реализацию некоторых тем уроков и практических занятий целесообразно пригласить школьную медицинскую сестру, школьного участкового инспектора, педагога-психолога, врача-нарколога, гинеколога, представителя МЧС, пожарной и газовой службы.

В реализации программы участвуют:

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для всех учащихся младшего, среднего и старшего звена.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 136 часов всего, из них по 68 часов в год (2 часа в неделю).


Форма и методы обучения:
  • Словесные: рассказ, беседа, объяснение, круглый стол, урок-игра, урок-ситуация;

  • Наглядные: презентации, иллюстрации, демонстрации;

  • Практические: практические занятия;

  • Повторение.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников:

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • применение практических навыков на практике;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды.

Косвенные:

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.


Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная;

  • практические занятия.


Используемое оборудование для организации учебной деятельности:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • карточки-задания.



Характеристика ожидаемых результатов обучения в 10 классе


В результате прохождения данной программы, обучающиеся должны знать:

  • Особенности города (поселка) как среды обитания человека, наличие в нем зон повышенной опасности.

  • Наиболее характерные для своего района чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, меры, правила поведения, принимаемые по защите населения.

  • Меры профилактики правил безопасного поведения дома, на улице, в школе.

  • План ГО и ЧС школы.

  • Чрезвычайные ситуации криминогенного характера, правила поведения в них.

  • Меры профилактики ПДД.

должны уметь:

  • Действовать по сигналу "Внимание всем!" и речевым информациям, передаваемым по сетям радио-телевизионного вещания в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф.

  • Действовать в возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для своего района.

  • Действовать в возможных аварийных ситуациях в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения.

  • Действовать в различных операциях и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правилах безопасного поведения.


Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие

навыки:

  • овладения основными способами ориентирования;

  • защиты при угрозе жизни и здоровья;

  • строгого выполнения инструкций по эвакуации в школе и дома;

Таблица тематического распределение часов в 10 классе.


№ п/п

Основные разделы, темы

Количество часов

Введение

2

Безопасность и защита человека.

36

2.1.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

10

2.2.

Опасности для человека в повседневной жизни.

26

2.2.1.

Опасности социального и криминогенного характера.

11

2.2.2.

Опасности в условиях ситуаций природного характера.

11

2.2.3.

Опасности в условиях ситуаций техногенного характера.

4

Техника безопасности учащихся

25

3.1.

Правила безопасного поведения учащихся в школе.

7

3.2.

Правила безопасного поведения учащихся дома.

7

3.3.

Правила безопасного поведения учащихся на улице. Правила дорожного движения.

7

3.4.

Правила безопасного поведения учащихся вблизи водоемов.

4

Повторение

5


Итого:

68 часов

Практические работы - 5


Содержание программы (10 класс)

Раздел 1. Введение (2 часа)

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «ОБЖ с основами естествознания».

Знакомство с программой, цели и задачи курса. Знакомство с учебно-тематическим планом.

Тема 2. Основные термины курса «ОБЖ с основами естествознания».

Характеристика определений «здоровье», «безопасность», «личная безопасность», «экстремальная ситуация», «стрессовая ситуация», «паника».

Раздел 2. Безопасность и защита человека (36 часов)

2.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях (10 часов)

Тема 3. Понятие «вынужденной автономии». Причины вынужденной автономии.

Характеристика понятия «выживание», «вынужденная автономия», ее причины, профилактика и подготовка к безопасному поведению в условиях автономии.

Тема 4. Компас, основные правила при работе с компасом. Ориентирование по Солнцу, звездам. Практическое занятие №1 «Как ориентироваться по компасу?»

Основное устройство компаса, его назначения, правила работы с компасом. Способы ориентирование по Солнцу, Полярной звезде. Отработка практических навыков ориентирования.

Тема 5. Способы ориентирования по мху, деревьям, муравейнику, и т.д.

Практическое занятие №2 «Как ориентироваться по природным признакам» (на примере пришкольной территории, парка).

Как ориентироваться по мху, ветвям и спилам деревьев, муравейнику и др. природным признакам? Отработка практических навыков ориентирования.

Тема 6. Способы добычи воды и питания.

Основные способы добычи воды, пищи. Съедобные и несъедобные ягоды. Предупреждение отравления растениями и грибами. Основные навыки охоты и рыбалки. Обеззараживание воды кипячением и дикими растениями.

Тема 7. Ночлег в лесу, как оборудовать временное жилье. Добыча огня.

Как организовать ночлег, как подобрать подходящий участок, как построить простой шалаш? Основные способы добычи огня.

Тема 8. Способы защиты от диких животных.

Как отогнать диких животных, какие подручные средства можно использовать?

Тема 9. Паника-враг вынужденной автономии в природных условиях.

Как, оказавшись в условиях вынужденной автономии, не паниковать? Психологические методы самовнушения. Паника - основной враг выживания и защиты жизни человека. Беседа с педагогом-психологом.

Тема 10. Как подать сигнал бедствия в условиях вынужденной автономии.

Характеристика понятия «сигнал бедствия». Значение сигнала бедствия, их виды. Умение подать сигнал бедствия.

Тема 11. Правила безопасности при активном отдыхе.

Как не заблудиться в лесу во время сбора ягод, грибов, при проведении туристических походов? Правила безопасности при проведении туристических походов, предотвращение травматизма, переохлаждения, отравления. Как одеться и какие продукты взять с собой в поход?

Тема 12. Обобщающий уроке по теме: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях».

Основные факторы и способы выживания в условиях вынужденной автономии: ориентирование, пища, вода, ночлег, огонь, защита жизни и здоровья, профилактика.


2.2.Опасности для человека в повседневной жизни (26 часов)

2.2.1. Опасности социального и криминогенного характера (11 часов)

Тема 13. Понятие «опасная ситуация», виды и причины опасных ситуаций.

Характеристика понятия «опасная ситуация». Причины их возникновения. Виды опасных ситуаций. Как правильно отреагировать на возникшую опасную ситуацию?

Тема 14. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.

Как вести себя с незнакомыми людьми? Как правильно закончить не желаемый разговор, чтобы не вызвать агрессию? Голос и тон разговора.

Тема 15. Как защититься от нападения в подъезде, лифте, на улице?

Общие правила безопасного поведения в подъезде, лифте, на улице. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Основные приемы защиты в замкнутом помещении.

Тема16. Умение выбрать более безопасный маршрут передвижения, знание расположения отделений полиции, постов ГИБДД и др.

Обеспечение личной безопасности на улице. Знание своего города и его особенностей. Как правильно сформулировать обращение в отделение полиции, на пост ГИБДД?

Тема 17. Правила поведения в местах массового скопления населения: рынок, кинотеатр, стадион, супермаркет, вокзал и др.

Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте и в местах массового скопления населения.

Тема 18. Правила безопасности при покушении на жилище, имущество.

Правила безопасного поведения при проникновении посторонних в ваше жилище. Как незаметно вызвать полицию, позвать соседей, подать знак бедствия?

Тема 19. Способы самозащиты в жилище. Телефоны экстренных служб (полиции, скорой помощи, пожарной безопасности)

Практическое занятие №3 «Моделирование различных ситуации с целью отработать способы защиты жизни и жилища человека»

Основные способы защиты и самозащиты. Отработка практических навыков защиты и самозащиты.

Тема 20. Правила личной безопасности в условиях возможного взрыва при террористическом акте.

Характеристика понятия «террорист», «террористический акт». Как действовать при обнаружении взрывного предмета? Рекомендации по правилам безопасности при возникновении взрыва.

Тема 21. Правила личной безопасности в условиях захвата в заложники.

Характеристика понятия «заложник». Как вести себя в условиях захвата в заложники, чтобы не вызвать агрессию захватчиков?

Тема 22. Обобщающий урок по теме: «Опасности социального и криминогенного характера»

Обсуждение ситуаций социального и криминогенного характера. Повторение основных понятий, их определения, и характеристики. Беседа со школьным участковым.

2.2.2. Опасности в условиях ситуаций природного характера (11 часов)

Тема 23. Понятие «чрезвычайная ситуация природного характера», её виды характерные для данных мест, районов проживания (Краснодарский край, Белореченский район)

Характеристика понятия ««чрезвычайная ситуация природного характера». Общая характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций в районах проживания (Краснодарский край, Белореченский район).

Тема 24. Ураганы, причины возникновения, география распространения.

Определение понятия «ураган». Причины ураганов их оценка. Районы частого появления ураганов. Самые разрушительные ураганы когда - либо зафиксированные человеком.

Тема 25. Бора. Причины сильных ветров в крае, районе. Правила поведения при возникновении сильного ветра.

Характеристика понятия «бора», его причины «зарождения» в районе Новороссийска. Последствия сильных ветров в Краснодарском крае, Белореченском районе. Как вести себя, если оказался на улице в сильный ветер?

Тема 26. Наводнение, его причин. Районы, подверженные резкому подъему воды в реках края и района.

Определение понятия «наводнение». Причины сезонных наводнений на реках Кубань, Белая, Пшеха, Пшиш и др. Последствия внезапных наводнений и правила безопасности.

Тема 27. Правила поведения при возникновении ситуации резкого подъема воды в реках.

Причины резкого подъема воды в реках района. Правила безопасного поведения в местах резкого подъёма воды. Самые известные факты подъема воды в реках Белореченского района.

Тема 28. Обледенение и гололедица, их причины, последствия.

Определение понятия «обледенение», «гололедица». Причины таких явлений и последствия для хозяйственной деятельности человека.

Тема 29. Правила поведения при возникновении ситуации обледенения и гололедицы.

Правила поведения при возникновении ситуации обледенения и гололедицы. В какие службы обратиться, как вызвать помощь, как правильно двигаться по улице, чтобы не получить травму, какую правильно выбрать обувь?

Тема 30. Землетрясения, их причины, признаки и последствия.

Определение понятия «землетрясение», «очаг землетрясения». Основные причины и признаки землетрясения. Вулканизм. Цунами. Прибор для определения землетрясения. Последствия крупнейших землетрясений в истории человека. География землетрясений.

Тема 31. Правила поведения в школе, дома при возникновении землетрясения.

Как вести себя при возникновении признаков землетрясения? Как определить безопасное для себя место в школе и дома?

Тема 32. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Единая служба оповещения населения. МЧС.

Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Определение понятия «МЧС» и её значение. Основные телефоны службы спасения в городе Краснодаре и Белореченске. Беседа с представителем МЧС района.

Тема 33. Понятие «эвакуация». Знаки эвакуации.

Практическое занятие №4 «Правила эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации в школе». Определение понятия «эвакуация». Знаки эвакуации. План эвакуации в школе, организациях города. Отработка практических навыков правил эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации в школе.

2.2.3. Опасности в условиях ситуаций техногенного характера (4 часа)

Тема 34. Понятие «чрезвычайная ситуация техногенного характера», её виды, основные причины.

Определение понятия «чрезвычайная ситуация техногенного характера». Основные причины техногенных чрезвычайных ситуаций на производстве, транспорте и др. Примеры крупнейших техногенных катастроф.

Тема 35. Аварии на химически опасных объектах и их последствия. (Химзавод, МЭЗ)

Почему аварии на химически объектах являются самыми опасными. История последствий для человека и хозяйства аварий на химических предприятиях страны. Химзавод и МЭЗ на территории Белореченского района.

Тема 36. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Эвакуация населения и сигналы оповещения при возникновении о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Способы оповещения населения.

Тема 37. Средства индивидуальной химической защиты населения.

Средства индивидуальной химической защиты населения, их предназначение и использование.

Раздел 3. Техника безопасности учащихся (25 часов)

3.1. Правила безопасного поведения учащихся в школе (7 часов)

Тема 38. Правила техники безопасности учащихся на перемене, в кабинете, столовой, библиотеке.

Основные правила поведения учащихся в школе во время перемены, в оборудованных классных кабинетах. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке, бережное отношение к учебной и художественной литературе.

Тема 39. Правила техники безопасности учащихся в столярной и швейной мастерских.

Основные правила техники безопасности учащихся в школьных мастерских при работе на станках, за швейной машиной, раздаточными инструментами для проведения практических работ. Правила техники безопасности при пожаре в столярной и швейной мастерских.

Тема 40. Правила техники безопасности учащихся в спортивном зале, на занятиях со спортивным инвентарем и тренажерами.

Основные правила техники безопасности учащихся в спортивном зале. Как правильно пользоваться спортивным инвентарем и тренажерами, чтобы предотвратить получение травм во время занятий на уроках и во внеурочное время.

Тема 41. Правила техники безопасности учащихся при проведении общешкольных, городских и краевых мероприятий.

Основные правила техники безопасности учащихся при проведении различных мероприятий: конкурсов, Новогодних утренников, фестивалей и спортивных соревнований разного уровня.

Тема 42. Правила техники безопасности учащихся при возникновении пожара.

Основные правила техники безопасности учащихся при возникновении пожара в школе.Беседа с представителем МЧС района.

Тема 43. Пути эвакуации.

Практическое занятие №5 «Правила эвакуации при возникновении пожара в школе». План эвакуации в школе. Отработка практических навыков правил эвакуации при возникновении пожара в школе.

Тема 44. Обобщающий урок по теме: «Правила безопасного поведения учащихся в школе».

Обобщение знаний по основным правилам техники безопасности учащихся в школе. Повторение основных понятий, их определения, и характеристики.

3.2. Правила безопасного поведения учащихся дома (7 часов)

Тема 45. Правила техники безопасности обращения с газовыми приборами (газовая плита, газовый котёл).

Чем опасна газовая плита и котёл? Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы не отравиться угарным газом?

Тема 46. Пожары в жилых помещениях, их причины и последствия.

Основные причины возникновения пожара в жилых помещениях. Меры предосторожности для исключения пожара. Что следует делать при возникновении пожара?

Тема 47. Правила техники безопасности при обращении с печным отоплением.

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать в помещении с печным отоплением? Правила пользования углем и дровами для предотвращения пожара в жилых помещениях.

Тема 48. Правила техники безопасности при обращении с электрическими приборами (электрической плита, бытовая техника и др.)

Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическими приборами: плитой, чайником, утюгом, настольной лампой и др. При каких условиях происходит поражение электрическим током?

Тема 49. Телевизор, компьютер, планшет, телефон - польза или вред?

Воздействие электромагнитных излучений на организм подростка. Последствия частой и продолжительной игры за монитором, с планшетом. Чем опасны долгие разговоры по телефону? Телевизор - друг или враг?

Тема 50. Правила техники безопасности обращения со средствами бытовой химии (стиральный порошок, чистящие и моющие средства)

Соблюдение правил техники безопасности в обращении с бытовой химией: стиральным порошком, средствами выведения пятен, концентрированными кондиционерами для белья и др. Как вести себя в случае отравления средствами бытовой химии?

Тема 51. Правила техники безопасности обращения с различными инструментами для хозяйственных работ дома и в огороде.

Соблюдение правил техники безопасности в обращении с молотком, топором; садовым инвентарем: лопатой, вилами, граблями и др.

Тема 52. Обобщающий урок по теме: «Правила безопасного поведения учащихся дома»

Обобщение знаний по основным темам правил безопасного поведения учащихся дома. Беседа с представителем МЧС района, представителем службы газа.

3.3.Правила безопасного поведения учащихся на улице. Правила дорожного движения (7 часов).

Тема 53. Участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водитель.

Определение понятий «пешеход», «пассажир», «водитель». Виды транспортных средств и их назначение. Что такое правила дорожного движения?

Тема 54. Правила безопасного поведения на дорогах.

Как вести себя вблизи железнодорожного, автомобильного полотна.

Тема 55. Понятие «дорожно-транспортное происшествие», его причины.

Определение понятия «дорожно-транспортное происшествие (ДТП)», основные причины. Участники ДТП. Основные виды аварий автомобильного, железнодорожного, водного (морского и речного) и авиационного транспортов.

Тема 56. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге (основные дорожные знаки, пешеходный переход, светофор).

Соблюдение правил дорожно-транспортной безопасности при переходе улицы по пешеходному переходу, на знаки светофора. Как следует переходить дорогу в отсутствие дорожных знаков?

Тема 57. Правила безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте (городском и школьном автобусах)

Где следует ожидать общественный транспорт? Соблюдение правил поведения в салоне автобуса. С какой стороны нужно обходить автобус, чтобы перейти улицу?

Тема 58. Скутер. Велосипед. Последствия несоблюдения учащимися безопасного движения на дороге.

Соблюдение правил дорожно-транспортной безопасности при езде на скутере, велосипеде. Новые правила дорожного движения для скутера. Последствия несоблюдения учащимися безопасного движения на дороге.

Тема 59. Обобщающий урок по теме: «Правила безопасного поведения учащихся дороге»

Моделирование различных ситуаций, возникающих на дороге с учащимися. Обобщение теоретических знаний. Беседа с представителем ГИБДД.

3.4.Правила безопасного поведения учащихся вблизи водоёмов (4 часа)

Тема 60. Особенности состояния водоёмов в разное время года.

Характеристика состояния водоёмов зимой, весной, летом, осенью. Опасность, подстерегающая вблизи незнакомых водоёмов.

Тема 61. Правила безопасного поведения при купании в водоёме. Правила поведения на берегу рек, озер, морей.

Правила безопасного поведения при купании в водоёме. Причины несчастных случаев на воде.

Оказание помощи утопающему.

Тема 62. Правила безопасного поведения при движении по льду.

Соблюдение правил при вынужденном движении по льду. Оказание помощи утопающему зимой.

Тема 63. Обобщающий урок по теме: «Правила безопасного поведения учащихся на воде»

Обобщение теоретических знаний. Моделирование различных ситуаций, возникающих вблизи водоёмов. Беседа с представителем МЧС района.

Раздел 4. Повторение (4 часа)

Тема 64. Цели и задачи курса: «ОБЖ с основами естествознания»

Повторение целей и задач курса: «ОБЖ с основами естествознания». Какие новые определения вызвали затруднения в изучении.

Тема 65. Правила безопасного поведения учащихся в различных чрезвычайных ситуациях.

Повторение правил безопасного поведения учащихся в различных чрезвычайных ситуациях: природного и техногенного характера.

Тема 66. Правила безопасного поведения учащихся в школе.

Повторение правил безопасного поведения учащихся в школе: на перемене, в классе, в столярных и швейных мастерских, библиотеке, спортивном зале, столовой.

Тема 67. Правила безопасного поведения учащихся дома.

Повторение правил безопасного поведения учащихся дома при обращении с газовыми, электрическими приборами, печным отоплением.

Тема 68. Итоговый урок: «Правила безопасного поведения учащихся в период летних каникул»

Правила безопасного поведения учащихся в период летних каникул: в лесу, вблизи водоёмов, железнодорожных полотен. Соблюдение ПДД учащимися.

Характеристика ожидаемых результатов обучения в 11 классе


В результате прохождения данной программы, обучающиеся должны знать:

  • Основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на здоровье подростка.

  • Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм.

  • Вредные привычки, их влияние на здоровье.

  • Меры профилактики инфекционных болезней.

  • Меры уголовной ответственности при совершении правонарушений.

  • Состав домашней (медицинской) аптечки.

должны уметь:

  • Оказать первую доврачебную медицинской помощь при повреждении опорно-двигательной системы, ранениях, кровотечениях, ожогах и обморожениях.

  • Противодействовать вовлечению в распространение и употребление наркотиков, спайсов и др.

  • Оценить ответственность за совершение противоправных действий в отношении другого человека.

  • Правильно составить рацион питания, соблюдать режим сна и отдыха.

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие

навыки:

  • основными приемами оказания первой доврачебной медицинской помощи;

  • овладения навыками личной гигиены, закаливания организма.

Таблица тематического распределение часов в 11 классе


№ п/п

Основные разделы, темы

Количество часов

Введение

2

Уголовная ответственность несовершеннолетних

8

Основы здорового образа жизни

41

3.1.

Питание

7

3.2.

Физкультура и спорт

7

3.3.

Режим дня

3

3.4.

Сон

3

3.5.

Закаливание организма

3

3.6.

Болезни человека

6

3.7.

Вредные привычки, их влияние на здоровье

8

3.8

Личная гигиена

4

Оказание первой доврачебной медицинской помощи

14

4.1.

Травматизм и ранения

12

4.2.

Аптечка

2

Повторение

3


Итого:

68 часов

Практические занятия - 8


Содержание программы (11 класс)

Раздел 1. Введение (2 часа)

Тема 1. Цели, и задачи предмета «ОБЖ с основами естествознания» в 11 классе.

Обозначение целей и задач предмета в 11 классе. Повторение основных понятий, изученных в 10 классе.

Тема 2. Основные понятия и термины предмета «ОБЖ с основами естествознания» в 11 классе.

Определения понятий «правонарушения», «личная гигиена», «здоровье» и т.д.

Раздел 2. Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 часов)

Тема 3. Понятия «ответственность», «наказание», его виды.

Определения понятий «ответственность», «наказание». Характеристика видов преступлений по степени тяжести. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Тема 4. Уголовная ответственность. Часто встречаемые виды наказания для несовершеннолетних.

С какого возраста наступает уголовная ответственность? Какие виды наказаний могут быть назначены несовершеннолетним преступникам.

Тема 5. Как не попасть в плохую компанию? Кража, последствия и наказание.

Ситуации, которые помогут учащимся избежать плохих компаний, связанных с криминалом. Характеристика понятия «кража», предметы кражи (деньги, телефон и др. имущество). Уличение в краже и наказания.

Тема 6. Хулиганство, его виды, наказание.

Характеристика понятия «хулиганство». Признаки отличия уголовно наказуемого хулиганства и мелкого хулиганства. Последствия наказания.

Тема 7. Вандализм.

Характеристика понятия «вандализм». Причины вандализма. Степень тяжести и последствия преступления.

Тема 8. Курение в общественном месте и распитие спиртных напитков несовершеннолетними.

Характеристика понятия «общественное место». Виды общественных мест. Последствия курения и распития спиртных напитков несовершеннолетними в общественном месте.

Тема 9. Распространение наркотиков. Как не стать наркоторговцем?

Ответственность за хранение, употребление и распространение наркотических веществ. Ситуации, которые помогут учащимся избежать компаний, распространяющих наркотики.

Тема 10. Повторение по теме: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Обобщение полученных знаний. Беседа со школьным участковым.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (41 час)

3.1. Питание (7 часов)

Тема 11. Основы правильного питания.

Характеристика понятия «питание», «пищеварение». Полноценное питания. Калорийность питания. Продукты животного и растительного происхождения.

Тема 12. Рацион питания, правила составления меню.

Характеристика понятия «рацион питания» «рациональное питание», «меню». Как составить полноценное меню на неделю.

Тема 13. Продукты, содержащие белки и их польза.

Продукты, содержащие белки животного происхождения: мясо, рыба, молоко, яйца и др.

Продукты, содержащие белки растительного происхождения: крупы, грибы, бобовые, орехи.

Значение белков для организма подростка. Последствия недостатка белков в организме.

Тема 14. Продукты, содержащие жиры и их польза.

Продукты, содержащие жиры животного происхождения: сливочное масло, маргарин, сало, рыбий жир. Продукты, содержащие жиры растительного происхождения: подсолнечное, оливковое, льняное и др. масла. Значение жиров для организма подростка. Последствия недостатка и избытка жиров в организме.

Тема 15. Продукты, содержащие углеводы и их польза.

Продукты, содержащие углеводы: хлеб, сахар, крупы, фрукты, овощи, ягоды, мёд. Значение углеводов для организма подростка. Последствия недостатка и избытка углеводов в организме.

Тема 16. Витамины, их значение, рациональное применение.

Определения понятия «витамины», его происхождение. Основные группы витаминов:A, B, С, D, E. Авитаминоз, его причины. Последствия неправильного употребление витаминов. Беседа со школьной медсестрой.

Тема 17. Переедание. Практическое занятие №1 «Составление правильного меню на целый день для учащегося школы»

Характеристика переедания и его последствия. Болезни, возникающие вследствие переедания. Отработка практического навыка составления меню для учащегося на весь день.

3.2. Физкультура и спорт (7 часов)

Тема 18. Значение уроков физической культуры в школе.

Значение физкультуры и спорта в нашей стране. Значение уроков физической культуры в школе.

Тема 19. Утренняя зарядка, её значение, правильное выполнение. Практическое занятие № 2 «Комплекс упражнений для утренней зарядки»

Что такое утренняя зарядка? Каково её значение. Техника правильного выполнения элементов утренней зарядки. Отработка практических навыков по составлению и выполнению упражнений на развитие различных групп мышц.

Тема 20. Моя любимая спортивная секция в школе, районе.

Знакомство с различными спортивными школами и секциями района, которые посещают учащиеся. Характеристика школьных спортивных секций, участие в различных спортивных мероприятиях района и края.

Тема 21. Значение физминуток на уроках, их виды. Моя любимая физминутка в школе.

Определения понятия «физминутка», виды физминуток, их значение. Какая физминутка самая веселая и интересная?

Тема 22. Олимпиада в Сочи-2014 - лучший способ пропаганды спорта.

История проведения в феврале 2014 г. Олимпиады в Сочи. Самые запоминающиеся моменты Олимпиады. Символы Олимпийских и Параолимпийских игр. Значение Олимпиады для нашей страны.

Тема 23. Ими гордиться Россия (по страницам Олимпиады).

Призёры Олимпийских и Параолимпийских игр, прославившие нашу страну.

Тема 24. Олимпийцы, прославившие Кубань.

Призёры Олимпийских и Параолимпийских игр, прославившие Краснодарский край.

3.3.Режим дня (3 часа)

Тема 25. Понятие «режим дня учащегося», его значение и соблюдение.

Определения понятий «режим дня», «гигиена труда». Какое значение он имеет для учащихся? Почему его необходимо соблюдать учащимся коррекционной школы.

Тема 26. Режим труда и отдыха. Практическое занятие №3 «Составление режима дня для учащегося школы»

Определения понятия «рабочая неделя». Режим труда и отдыха, их чередование, соблюдение и значение. Отработка практических навыков по составлению и выполнению режима дня для учащегося школы.

Тема 27. Обобщающий урок по теме: «Режим дня»

Повторение и обобщение знаний по теме. Основные определения темы «Режим дня»

3.4. Сон (3 часа)

Тема 28. Что такое сон? Значение сна. Режим сна.

Определения понятия «сон». Продолжительность сна, его значение. Почему необходимо соблюдать режим сна?

Тема 29. Нарушение сна. Сновидения.

Причины и последствия нарушения сна. Определения понятия «сновидение». Факторы, влияющие на сновидения. Гигиена сна.

Тема 30. Обобщающий урок по теме: «Сон»

Повторение и обобщение знаний по теме. Самые запоминающиеся сновидения. Беседа со школьной медсестрой.

3.5. Закаливание организма (3 часа)

Тема 31. Понятие «закаливание», его виды и значение.

Определения понятия «закаливание». Виды закаливания. Что способствует закаливанию организма?

Тема 32. Как правильно закаливать организм без вреда для здоровья.

Соблюдение правил применения солнечных ванн, обтирания, обливания водой, купания.

Тема 33. Обобщающий урок по теме: «Закаливание организма»

Повторение и обобщение знаний по теме. Беседа со школьной медсестрой.

3.6. Болезни человека (6 часов)

Тема 34. Понятия «болезнь», «симптомы болезни», «профилактика болезней». Основные инфекционные заболевания: грипп, ОРВИ, ОРЗ, ангина, бронхит.

Определения понятий «болезнь», «симптомы болезни», «профилактика болезней». Основные признаки заболеваний: грипп, ОРВИ, ОРЗ, ангина, бронхит, осложнения, которые они дают на организм.

Тема 35. Причины инфекционные заболеваний, их связь с образом жизни.

Причины часто встречаемых инфекционных заболеваний. Флюорография и её значение.

Тема 36. Туберкулёз, причины заболевания, лечение и профилактика.

Почему туберкулёз одно из самых опасных заболеваний органов дыхания. Причины, симптомы, лечение. Основы профилактики заболевания.

Тема 37. Инфекционные заболевания, передаваемые половым путем.

Виды инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, лечение и профилактика. Последствия заболеваний, передаваемых половым путем на будущее поколение.

Тема 38. Понятие «ВИЧ-инфекци», «СПИД».

Определения понятий «ВИЧ-инфекция», «СПИД». Основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекции.

Тема 39. Обобщающий урок по теме: «Болезни человека»

Повторение и обобщение знаний по теме. Беседа со школьной медсестрой.

3.7. Вредные привычки, их влияние на здоровье (8 часов)

Тема 40. Понятие «вредные привычки», их профилактика.

Вредные привычки, из профилактика, социальные последствия.

Тема 41. Курение, его влияние на организм подростка.

Последствия курения на организм подростка. Профилактика курения в подростковой среде.

Тем 42. Курящие родители. Влияние пассивного курения на организм ребёнка, подростка.

Определения понятия «пассивный курильщик», его последствия на организм ребёнка, подростка курящими родителями.

Тема 43. Спайсы, их влияние и последствия на организм подростка.

Определения понятий «спайс», «курительные смеси» их состав и опасность. Последствия употребления спайсов.

Тема 44. Алкоголь, его влияние на организм подростка.

Влияние алкоголя на здоровье и поведение человека. Социальные последствия алкоголя.

Тема 45. Энергетические напитки - польза или вред?

Определения понятия «энергетические напитки», их состав и влияние на организм. Последствия употребления энергетических напитков.

Тема 46. Наркомания и токсикомания, их последствия.

Определения понятий «наркотики», «наркомания», «токсикомания» и их последствия. Умей сказать «НЕТ» наркотикам! Профилактика наркомании и токсикомании.

Тема 47. Обобщающий урок по теме: «Вредные привычки»

Повторение и обобщение знаний по теме. Беседа с наркологом.

3.8. Личная гигиена(4 часа)

Тема 48. Понятие «личная гигиена», виды личной гигиены.

Определения понятий «гигиена», «личная гигиена». Виды личной гигиены: за телом, волосами, зубами и др.

Тема 49. Основные правила ухода за кожей, зубами, волосами.

Как правильно ухаживать за кожей, зубами, волосами?

Тема 50. Гигиена одежды. Значение школьной и спортивной формы, сменной обуви.

Основные правила ухода за одеждой и обувью. Значение школьной и спортивной формы. Почему нужна в школе сменная обувь?

Тема 51. Обобщающий урок по теме: «Личная гигиена»

Повторение и обобщение знаний по теме. Беседа со школьной медсестрой.

Раздел 4.Оказание первой доврачебной медицинской помощи (14 часов)

4.1. Травматизм и ранения (12 часов)

Тема 52. Определение понятий «травма», «рана». Виды ран.

Определение понятий «травма», «рана». Причины и виды травматизма, ранений.

Тема 53. Практическое занятие №4 «Способы наложения стерильной повязки»

Перевязочные материалы и их значения. Отработка практических навыков наложения стерильной повязки.

Тема 54. Определение понятий «ушиб», «растяжение», «вывих», «перелом», их причины.

Определение понятий «ушиб», «растяжение», «вывих», «перелом», их причины. Самые часто встречаемые виды травм в школе.

Тема 55. Значение подручных средств для оказания первой медицинской помощи.

Практическое занятие №5 «Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и переломах»

Виды подручных средств для оказания первой медицинской помощи в школе и дома. Отработка практического навыка оказания первой доврачебной медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и переломах.

Тема 56. Определение понятия «кровотечение», его виды.

Определение понятия «кровотечение». Виды кровотечения: артериальное, венозное, их отличительные характеристики.

Тема 57. Практическое занятие №6 «Способы остановка кровотечения. Наложение повязки, жгута»

Отработка практических навыков остановки кровотечения. Правила наложения стерильной повязки и жгута. Беседа со школьной медсестрой.

Тема 58. Определение понятия «отравление», их виды.

Виды отравлений, встречаемые дома, на отдыхе, их причины. Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при пищевом отравлении. Отравление бытовой химией, угарным газом, лекарствами.

Тема 59. Определение понятия «ожог», «обморожение», их виды.

Степени ожогов и обморожений, основные причины.

Тема 60. Практическое занятие №7 «Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при ожогах и обморожениях»

Отработка практических навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи при ожогах и обморожениях. Беседа со школьной медсестрой.

Тема 61. Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при остановке дыхания.

Практическое занятие №8 «Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при остановке дыхания»

Основные причины остановки дыхания. Отработка практических навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи при остановке дыхания. Беседа со школьной медсестрой.

Тема 62. Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при утоплении.

Определение понятия «утопление», основные причины. Какие способы первой доврачебной медицинской помощи применяют при утоплении. Беседа со школьной медсестрой.

Тема 63. Укусы животных и насекомых, основные признаки и последствия. Способы оказания первой помощи.

Причины и последствия укусов животных и насекомых. Отработка практических навыков оказания первой помощи при укусах различного характера. Своевременность обращения в медицинское учреждение.

4.2.Аптечка (2 часа)

Тема 64. Медицинская (домашняя) аптечка, её наполнение и правила пользования.

Состав медицинской (домашней) аптечки. Как правильно пользоваться аптечкой? Какие лекарства необходимо иметь дома?

Тема 65. Обобщающий урок-игра «Один дома»

Моделирование ситуаций, в которых могут оказаться дети с нарушением интеллекта. Способы оказания первой помощи в домашних условиях.

Раздел 5. Повторение (3 часа)

Тема 66. Повторение по теме: «Основные понятия и термины курса «ОБЖ с основами естествознания»

Основные определения, с которыми познакомились за год, их характеристики.

Тема 67. Повторение по теме: «Оказание первой доврачебной медицинской помощи»

Отработка всех практических навыков оказание первой доврачебной медицинской помощи, изученных на уроках.

Тема 68. Итоговый урок: «Правила безопасного поведения учащихся в период летних каникул»

Моделирование ситуаций, в которых могут оказаться дети с нарушением интеллекта в период летних каникул. Предупреждение и профилактика правил безопасного поведения учащихся в период летних каникул.





































Используемая учебно-методическая литература:


  1. Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2010

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы. Москва «Просвещение», 2009 .

  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. М.: Просвещение, 2012.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Н. Ланчук, В.В.Марков, К.С.Миронов, С.Н.Вангородский. М.: Дрофа , 2013.

  5. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебн.для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996.

  6. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебн.для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1997.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н. Ланчук, В.В.Марков М.: Дрофа, 2011.

  8. Нечаев М.П., Севостьянов А.М. Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах. Методическое пособие. И.:УЦ Перспектива, 2010.

  9. Памятка населению при действии в чрезвычайных ситуациях. г.Краснодар, 2003 год.

  10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т.: Перевод с англ./Под ред. Р.Сопера - М.: Мир, 1993.






Абгарьян Елена Александровна, научные основы преподавания ОБЖ,

Россия, Краснодарский край, город Белореченск,

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №10 VIII вида г. Белореченска (ГБС(К)ОУ школа №10 г. Белореченска)

2014 год, 19 страниц.

352630, Россия, Краснодарский край, город Белореченск,

ул.Заречная, д.42, тел. 8(918)316-39-14.





© 2010-2022