- Преподавателю
- ОБЖ
- Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе МБОУ СОШ № 65
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе МБОУ СОШ № 65
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимофеева Е.Н. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе МБОУ СОШ № 65 г. Челябинска на примере
физкультурно - оздоровительного компонента.
Под физкультурно-оздоровительной работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.
Педагогические усилия школы сконцентрированы на организацию работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, создание единого социокультурного пространства на территории школы. Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого-педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.
Условия для реализации концепции организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.
- этапность школьной системы по формированию здорового образа жизни с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
- обобщение и рефлексия имеющегося в школе опыта работы и разработка своей программы «Здоровье»;
- мониторинг здоровья школьников на каждом этапе становления и функционирования системы.
Организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе является программно-целевой подход к формированию политики оздоравливания школьников.
Стратегия развития физической культуры и спорта среди школьников
Стратегической целью развития физической культуры и спорта среди школьников, реализуемой в школьной воспитательно-образовательной среде на основе усилий педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, работников социальных служб и культуры, средств массовой информации и общественности, является смыслоопределяющая установка у подрастающего поколения на здоровье как жизненную ценность, развитие адаптационных механизмов, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с окружающим миром.
Стратегия действий направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления школьников, максимальное их вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом, участие в спортивно-массовых мероприятиях.
Стратегия предусматривает реализацию мероприятий, направленных на:
-
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни; -
формирование психолого-педагогических ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков основ здорового образа жизни и формированию здорового жизненного стиля; -
внедрение в воспитательно-образовательную среду школы современных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих формирование ценностей здорового образа жизни; -
развитие единой социокультурной среды как гаранта безопасного пространства жизни для ребенка и его семьи.
Принципы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.
1. Любое негативное поведение, образ жизни, привычки несовершеннолетних есть проблема, и она не может быть решена запретительными или карательными мерами. В основе всех допустимых способов ее решения лежат принципы убеждения, полноты информации, доброй воли, соблюдения личных прав, доступности и бесплатности занятий.
2. Каждый взрослый человек вправе распоряжаться собственным здоровьем по своему усмотрению. Именно потому, что выбор делает взрослый человек, подростки, не будучи взрослыми, не должны курить, употреблять алкоголь и наркотики.
3.Важнейшей является задача воспрепятствования приобщения несовершеннолетних к табакокурению, алкоголизму, наркомании.
4. Пропагандистскую работу осуществляют, по роду своей деятельности, прежде всего учителя физической культуры, ОБЖ и другие педагоги школы, работники МУЗ ЦРБ, а также все заинтересованные ведомства - институт социального партнерства.
Цели организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.
-
Формирование нового качества воспитательно-образовательного пространства школы, в котором физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность школьников выступает социальным процессом, базирующемся на принципах социального партнерства и объединяющем все здоровые интеллектуальные, нравственно-волевые, культурно-ценностные, мировоззренческие, профессиональные ресурсы. -
Пропаганда культуры досуга среди детей и подростков через организацию и участие в спортивно-массовых мероприятиях. -
Социализация детей и подростков на основе инициируемых в школьной среде экологичных моделей альтернативного поля устойчивой нравственной позиции и получения необходимого физического развития через приобщение к занятиям физической культурой и спортом. -
Формирование образа школы как территории здоровья в общественном сознании.
Задачи организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
-
всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков; -
пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы; -
организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков; -
создание условий для социализации личности подростка на ранней стадии его становления; -
осуществление мониторинга здоровья детей и подростков и оценка эффективности проводимых мероприятий;
Основные направления деятельности в области организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
По содержанию работы:
-
диагностическое; -
просветительское; -
профилактическое, -
реабилитационное; -
досуговая деятельность (занятость в спортивных секциях); -
спортивно-массовое.
По целевой группе:
-
ученики начальных классов; -
учащиеся второй и третьей образовательной ступени; -
ученики с ослабленным здоровьем; -
семья; -
педагогический коллектив.
Виды организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности:
-
мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти; -
пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, воспитательно-образовательную деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе; -
участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы; -
расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность; -
воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях; -
формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта; -
формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности; -
создание школьного пресс-центра и выпуск газеты «Здоровому - все здорово» для пропаганды спортивного досуга.
Технология деятельности по организации спортивно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе
При организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе необходимо соблюдение четырех условий:
-
учащиеся имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, в том числе и по вопросам здоровья; необходимо учить их самостоятельно добывать нужные сведения, анализировать и проверять их; -
развитие у детей и подростков чувств свободы и ответственности. Это достигается через их конструктивное взаимодействие с взрослыми. Отношения должны строится так, чтобы имелась возможность отвечать за последствия своего выбора; -
обеспечение всех без исключения детей психологической поддержкой в специальной работе по принятию себя и выбора своего (позитивного) жизненного стиля. -
привитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе 65 содержит несколько модулей:
-
уроки физической культуры; -
работа школьных спортивных секций; -
занятость обучающихся в спортивных секциях. -
участие в олимпиадном движении; -
спортивно-массовые мероприятия различного уровня; -
информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью.