- Преподавателю
- ОБЖ
- Правила пожарной безопасности в образовательном учреждении
Правила пожарной безопасности в образовательном учреждении
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалаев В.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Плавила пожарной безопасности в образовательном учреждении»
Категория учащихся класс.
Количество учащихся 24 человека.
Цели урока: 1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.
Задачи урока: дать первичные знания и практические навыки по действиям учащихся в случае пожарной опасности или возникновении возгорания в помещении школы.
ПЛАН УРОКА
№
Содержание урока
Учебное время(минуты)
теория
практика
итого
1.
Вводная часть урока
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело.
5
5
1.1.
Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, о первичных средствах тушения пожара, о защите здоровья и жизни.
2.
Основная часть урока.
2.1.
Огонь - друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь - символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь - враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить пожарную безопасность в школе и какие действия нужно предпринять в случае пожара. Остановимся, прежде всего, на так называемых режимных мероприятиях, которые не требуют больших материальных затрат, но именно их соблюдение позволит избежать пожара(слайд 2).
Нужно следить за тем, чтобы в здании и на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, старые наглядные пособия и принадлежности). Недопустимо пользоваться открытым огнем в самом здании и сжигать вблизи строений опавшие сухие листья.
Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электрические плитки и т. д.
В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количество, которое потребуется для проведения занятий на один день.
Необходимо строго запретить курение в помещениях школы. Небрежность при курении - одна из самых распространенных причин пожара. Остановимся на ней отдельно. Курящих у нас много и, увы, год от года их число растет. При этом снижается возрастной барьер курильщиков.
Интересные опыты были проведены в Новосибирске. Они показали, что максимальная температура тлеющей папиросы колеблется в пределах 300-420°С, время тления ее 4-8 минут. Сигарета в начальный момент имеет температуру 310-320°С, которая потом снижается до 240-260°С, время тления 26-30 минут. Вызвав тление горючего материала, например на матрас, сам окурок через некоторое время гаснет. Но образованный им очаг, может тлеть еще от 1 до 4 часов.
3
3
2.2.
Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар? ( слайд 3,4 )
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ ( слайд8 , слайд9 )
2
2
2.3.
-
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности:
соблюдать требования пожарной безопасности; -
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
-
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
-
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
-
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
-
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
2
2
2.4.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3
3
2.5.
Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так (видеофильм) необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ: так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы (слайды 11, 12).
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы ( слайд 13 )
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся учебные эвакуации (слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
- главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
- если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно - марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
- если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
- на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди ( слайд 14 )
5
5
2.6.
Первичные средства тушения пожара:
Горение можно прекратить тремя способами: удалить горючее вещество из зоны горения, прекратить доступ воздуха к горящему веществу или охладить его.
Вода - основное средство тушения пожара. Она имеет большую теплоемкость и обладает очень большой скрытой теплотой парообразования, т. е. обращаясь в пар, поглощает много тепла.
Но вода не всегда может быть использована для тушения огня. Ею нельзя тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), так как вода тяжелее их и опускается вниз, а горящая жидкость поднимается вверх.
Вода - хороший электропроводник, поэтому ее нельзя использовать для тушения электрических приборов или проводки, находящихся под напряжением. При попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание.
Еще один способ - изолировать очаг от доступа кислорода. Для этого достаточно накрыть горящий предмет плотной тканью или закидать землей.
Самый эффективный способ тушения с помощью огнетушителей. Они подразделяются на воздушно-пенные, аэрозольные и порошковые.
Химические пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов. Они просты по устройству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Область применения их почти безгранична, за исключением тушения электроустановок под напряжением.
Рассмотрим механизм образования химической пены. Заряд огнетушителя состоит из двух частей: щелочной и кислотной. При соединении щелочной и кислотной частей происходит химическая реакция с выделением диоксида углерода, который интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу.
Для приведения огнетушителя в действие поворачивают ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном и направляют струю пены в очаг горения. Дальность струи пены составляет 6 - 8 м.
Углекислотные огнетушители широко применяются в химических лабораториях, библиотеках, музеях и других помещениях. В качестве заряда в этих огнетушителях применяется сжиженная углекислота (диоксид углерода), находящаяся под давлением. Углекислота, как огнегасящее средство, имеет ряд достоинств. Она не оказывает на окружающие предметы какого-либо физического или химического воздействия, не проводит электрический ток, с успехом может применяться для тушения твердых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода.
Во время перехода углекислоты из сжиженной фазы в газообразную ее объем увеличивается в 400-500 раз, причем это сопровождается поглощением большого количества тепла из окружающей среды.
Для приведения в действие углекислотного огнетушителя необходимо взять рукоятку в руку, провернуть раструб к огню, поворотом маховичка против часовой стрелки до отказа открыть запорный вентиль, после чего направить снежную струю газа в очаг горения. При работе огнетушителя нельзя наклонять баллон в горизонтальное положение, так как при этом будут нарушены нормальные условия выхода углекислоты.
В настоящее время наибольшее распространение получают порошковые огнетушители. Они представляют собой баллоны, заполненные сухими порошками, которые, попав в зону огня, выделяют огнегасящие вещества.
Огнетушители порошковые используются при тушении пожаров и загорании легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, газов, древесины, электропроводки под напряжением, щелочных металлов и других веществ, способных к самовозгоранию.
Принцип работы порошкового огнетушителя: при нажатии на пусковой рычаг, порошок под действием давления рабочего газа выдавливается и через насадку выбрасывается на очаг загорания. В рабочем положении огнетушитель держать строго вертикально, не поворачивая его.
Практическая часть - порядок задействования огнетушителя:
Желающие могут продемонстрировать задействование огнетушителя(условно).
5
5
10
2.7.
Средства индивидуальной защиты при пожаре.
В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах - 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты ( слайд 23 )
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.
Практическая часть - надевание противогаза.
Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.
5
5
10
3.
Заключительная часть урока
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)
5
5
Оснащение урока: стенды, видеофильм, презентация, компьютер, проектор, экран, огнетушитель, прогивогаз.
Учитель ОБЖ Шалаев В.А. МАОУ «СОШ № 44»г. Перми.