- Преподавателю
- ОБЖ
- Обобщение опыта работы в ДОО
Обобщение опыта работы в ДОО
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордеева О.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обобщение опыта
« Взаимодействие с учатниками образовательного процессса, как условие формирования навыков безопасности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:
«Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни наших детей?»
В дошкольном возрасте закладывается фундамент. Все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Не следует забывать, что дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников, приемами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ в данных исследованиях не рассматривался.
Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Проблема, над которой я работаю - основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.
Обеспечение безопасности - тема, затрагивающая все стороны жизнидеятельности человека.
Вот почему возникла необходимость с дошкольного возраста готовить детей к различным жизненным ситуациям:
- обеспечение собственной безопасности в любых условиях;
- грамотное взаимодействие с природой на основе соблюдения экологических норм.
Я работаю по основной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, реализую дополнительные программы: опираюсь на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:
-
Ребёнок и его здоровье;
-
Ребёнок и другие люди;
-
Ребёнок дома;
-
Ребёнок и природа;
-
Ребёнок на улицах города.
Целью моей работы является: формирование основ безопасности жизнидеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
*способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника
*обучать детей самостоятельности и ответственности.
Здоровьесберегающие технологии.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
Одной из важнейших задач нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического и психического развития. Я использую в своей работе как традиционные так и нетрадиционные методы и способы оздоровления детей, посещающих детский сад. Основываясь на программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, работа ведется по нескольким направлениям:
*организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
*обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
* рациональное и сбалансированное питание;
*организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками, реализация системы закаливания;
*физкультурно-оздоровительная работа, формирование основ здорового образа жизни.
* использование здоровьесберегающих технологий;
*просветительская работа с родителями воспитанников ДОУ;
*организация коррекционной работы специалистами ДОУ и др.
Для решения этих задач в нашем учреждении разрабатывается индивидуальная программа «Охрана и укрепление здоровья детей».
Контроль санитарно-гигиенических условий в ДОУ осуществляется по СанПиН комиссией в составе: медицинской сестры, инспектора по охране труда, заведующего хозяйством, и отражается в актах проверок.
Для наиболее эффективной организации оздоровительной профилактической работы в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей.
Сравнительный анализ состояния здоровья воспитанников за период 2010-2013гг показал:
2010 -2011у.г.
58
2011 - 2012у.г.
64
2012 - 2013у.г.
73
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ
4 - 7%
3 - 5%
2 - 3%
ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1 - 2 %
-
-
ОСНОВНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ
20 - 66%
38 - 60%
50 - 68%
ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ
19
21,2
24
Заболеваемость детей, посещающих дошкольное учреждение, имеет тенденцию к снижению.
В своей работе с детьми я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
2. Динамические паузы применяю с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Длительность ее составляет 3-5 минут.
3. Подвижные и спортивные игры. Во время проведения игр на прогулке я стараюсь создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.
4. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна. Эту гимнастику провожу при открытых фрамугах 7-10 минут. В течение года можно использовать различные варианты гимнастики: разминка в постели игрового характера, пробежки по массажным дорожкам.
5. Пальчиковая гимнастика. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движения пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Занятия пальчиковой гимнастикой с детьми провожу каждый день в любое время, но не перед сном. Мелкую моторику у детей, посещающих группы комбинированного вида, развиваем в ходе следующих мероприятий: игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, игры и действия с игрушками и предметами:
- раскладывание пуговиц, палочек, зерен, камушек и т.д;
- нанизывание бус, колечек, застегивание и расстегивание
пуговиц, кнопок;
- игры с мозаикой, кубиками.
изобразительная деятельность:
- лепка из пластилина, раскрашивание картинок, обведение
контуров;
-штриховка, рисование карандашами;
- разнообразная работа с ножницами.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно.
6. Гимнастика для глаз. Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более что установленная длительность занятий - 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим я следую ряду рекомендаций. Прежде всего, в детском саду ограничиваю длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигается это при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не превышает 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий переключаю внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно предусматриваю 2-3-минутную физкультурную паузу.
7. Дыхательная гимнастика. Важное место в программе оздоровления принадлежит дыхательным упражнениям, которые способствуют повышению работоспособности, общему оздоровлению организма. Создав представление о грудном и брюшном дыхании, переходим к более сложному - обучению полному (смешанному типу) дыханию. Многочисленными научными исследованиями установлен широкий диапазон воздействия средств музыкально-ритмической дыхательной гимнастики на психические процессы и функциональное состояние организма ребенка. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика позволяет преодолеть монотонность и двигательное однообразие при выполнении дыхательных упражнений, а также снизить заболеваемость, что значительно повысит оздоровительную направленность процесса физического воспитания.
8. Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.
При закаливании обязательно придерживаюсь определенных правил, первое из которых - постепенность. Учитывается состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка. В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: вода, воздух и солнце. Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно. Во время прогулки ребенок не должен быть пассивным. Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания. В качестве закаливающих процедур использую умывание, мытье рук по локоть, игры с водой, обливание. При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня.
Правила пожарной безопасности.
Пожар - страшное слово, символизирующее горе и боль. Неконтролируемое пламя не щадит никого: оно уничтожает имущество, квартиры, целые дома, уносит жизни родных и близких. Чтобы предотвратить страшную трагедию, порой достаточно знать правила обращения с огнем.
Незнание дошкольниками элементарных правил пожарной безопасности - одна из основных причин пожаров, в которых виновными остаются дети. Сотрудниками нашего детского сада постоянно ведется работа по распространению и популяризации знаний о правилах пожарной безопасности среди населения. Ведь огонь - страшная сила, и чтобы победить её, нужно иметь определенные знания и навыки. Научить ребят ориентироваться в опасности - это важная задача и родителей, и педагогов, и спасателей МЧС. Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада поставил перед собой
цель: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных и правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи:
-
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
-
Формирование представлений у дошкольников об опасных и вредных факторах, возникающих при пожаре, сознательное и ответственное
отношение в вопросах личной безопасности окружающих, навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях.
-
Информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
-
Внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе тематических и бесед «Добрый и злой огонь!», « Юный пожарный », «Пожарная безопасность дома», «Спички не тронь - в спичках огонь», «Труд пожарных», дидактических игр дети знакомятся с правилами пожарной безопасности, учатся осторожному обращению с огнём, узнают о профессии пожарного. У ребят формируется сознание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Недели и месячники пожарной безопасности, выставки детских рисунков, поделок, организованные в детском саду, составление памяток, практические занятия по тушению возгораний, оказание первой помощи при ожогах, встречи с работниками пожарной части помогают популяризировать тему пожарной безопасности.
Правила дорожного движения.
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают различные дорожные ситуации, тем самым закрепляются правила дорожного движения.
На занятиях по правилам дорожного движения: «Правила для пешеходов и пассажиров », «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», « Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика» и другие мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице, закрепляют представления: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности», различные виды транспорта: наземный, подземный, воздушный и водный, разбираем с детьми потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома.
В игровой форме формирую знания о дорожных знаках, их классификации, назначении. Знакомлю детей с работой ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, дети узнают о труде милиционера - регулировщика. Через сюжетно-ролевую игру «Автобус», расширяю круг правил поведения в общественном транспорте.
В нашем детском саду стали традиционными дни и недели ПДД. Составляю календарный план мероприятий, в который входят: родительские собрания, тематические выставки и занятия, целевые прогулки, встречи с ЮИД, автодискотека.
В результате проводимых мероприятий у детей формируется творческое воображение, и они сами могут разыгрывать инсценировки, организовывать сюжетно-ролевые игры и театрализованные представления.
На данном этапе закрепляются приобретённые знания детей о безопасности дорожного движения:
-
запрещающие и разрешающие знаки,
-
знаки сервиса,
-
сигналы светофора и их соответствие движениям регулировщика,
-
опасный перекрёсток и островок безопасности на нём,
-
место игр на улице и их виды,
-
правила поведения в общественном транспорте и многое другое.
Я считаю, что необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы уголка по обучению детей правилам дорожного движения.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. На родительских собраниях и в беседах родители знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Через собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в МБДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
Многие родители, имеющие свои автомобили, стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения.
В результате этой работы в 2010г. наше учреждение заняло 3 место на муниципальном этапе конкурса «Лучший методический кабинет ПДД». В 2011г. мы награждены дипломом первой степени на зональном этапе областного конкурса среди дошкольных учреждений «Мы с дорогою на Вы!».
Взаимосвязь педагогов с родителями.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения, образования, социально - экономической и экологической ситуации в стране. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт - интимно - личностную связь и изначальное единство с родными.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Я не оговорилась, да, детский сад, в одиночку педагогу к высокой результативности своей работы не прийти. Здесь нужна чёткая, отлаженная система взаимодействия педагогов между собой для достижения основной цели. Воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, у каждого своя роль. Свою же работу с родителями и педагогами по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляю в три этапа:
1) анкетирование и тестовые рисунки;
2) практические мероприятия (конкурсы, спортивные праздники и развлечения, тематические газеты, памятки);
3) тестовый рисунок.
Таким образом, безопасный образ жизни дошкольников возможен лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблемы, вести диалоги, познавать, делать открытия, удивляться.
Знакомить детей с основами безопасности, формировать навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а вот какими они будут, зависит только от нас - взрослых!