Программа лекторской группы КБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждениеГимназия







Рабочая программа


по допризывной подготовке


Возраст обучающихся 15-18 лет

Срок реализации 2 года








СОСТАВИТЕЛЬ:

Преподаватель-организатор ОБЖ (допризывной подготовки)

1 категории

Медведева

Наталия Анатольевна













Нижняя Салда

2015 год

Пояснительная записка


Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».

Военно-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как, ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы.

Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально - психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

Направленность:

Программа имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

А также, программа имеет оздоровительную, реабилитационную направленность и позволяет учащимся проявить себя в разных видах деятельности, особенно в подготовке к взрослой самостоятельной жизни.

Реализация программы по допризывной подготовке может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • Духовно-нравственное направление.

  • Историко-краеведческое направление.

  • Гражданско-правовое направление.

  • Военно-патриотическое и военно-профессиональное направление;

  • Социально-патриотическое направление;

  • Физкультурно-спортивное направление.

Необходимость создания данной программы продиктована:

  • интересами детей и подростков,

  • потребностями семьи,

  • запросами социума,

  • наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля.

Новизна:

Состоит в том, что программа соединяет в себе занятия по комплексной доармейской подготовке, а также медицинскую, туристическую подготовку и занятия спортом.

Актуальность программы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине, стремление к её процветанию является основой могущества государства.

В последнее время в России происходят коренные изменения. С одной стороны, улучшается социально-политическое, экономическое положение страны; возрождается вера в силу Российской армии, русского оружия и русского солдата. С другой стороны, в сознании большинства людей широко распространяется равнодушие, эгоизм, агрессия, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как основных факторов формирования патриотизма.

В истории России патриотическому воспитанию молодёжи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах.

Высокий патриотизм россиян был отражен в девизах «За веру, царя и Отечество», «За нашу Советскую Родину», с которыми они шли в бой и побеждали. Воспитание современной молодёжи на примерах истории, приобщение её к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан.

Педагогическая целесообразность:

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель программы:

Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества, а также ориентировать подростков на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задачво внеурочной деятельности:

  • определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самосознания и создание условий для их реализации;

  • создание новой эффективности системы военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности в МОУГ, обеспечивающей оптимальные условия развития у подрастающего поколения верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

  • развитие учащихся 10-11-х классов МОУГ как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;

  • объединение усилий администрации школы, педагогического коллектива, родителей и общественности для целенаправленной подготовки юношей к военной и государственной службе, создать условия для повышения ее престижа;

  • утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;

  • формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;

  • воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в «горячих точках»;

  • содействие проведению мероприятий патриотической, гражданской, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у молодежи уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;

  • воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине;

  • повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;

  • проведение работы со СМИ и в сети Интернет по всестороннему освещению проблем в сфере военно-патриотического и гражданского воспитания в школе;

  • формирование позитивного отношения молодежи к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

  • внедрение современных форм, методов и средств воспитательной работы;

  • повышение профессионализма кадрового потенциала в области патриотического воспитания и формирования гражданственности;

  • социально-педагогическая поддержка учащихся в современных быстроменяющихся условиях;

  • воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;

  • привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Формы работы, используемые при реализации программы:

  • учебные занятия;

  • практические занятия;

  • внеклассные мероприятия: беседы, диспуты, викторины;

  • музейная работа;

  • военно-спортивные состязания;

  • походы;

  • встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.

Формы подведения итогов программы:

  • военно-полевые сборы;

  • военно-спортивные соревнования;

  • турслеты;

  • открытие комнаты памяти героям различных войн, проживавших в Нижней Салде.

Программа разработана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • примерной программы внеурочной деятельности (под.ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения);

  • образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия;

  • учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия по внеурочной деятельности;

  • утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету ОБЖ.

Рабочая программа по допризывной подготовке разработана в соответствии:

  • с положениями Конституции Российской Федерации;

  • Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

  • федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83);

  • федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:

  • ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

  • ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

  • ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

  • ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;

  • ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

  • ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

  • ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;

  • ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;

  • ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;

  • ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;

  • ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;

  • ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;

  • ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;

  • ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.

При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.Настоящая рабочая программа направлена на соблюдение общих требований, которым должна соответствовать современная внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности:

  • Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение занятий и мероприятий на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

  • Реализация на занятиях и при проведении мероприятий в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

  • Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

  • Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

  • Связь с ранее полученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  • Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

  • Логичность и эмоциональность всех этапов внеурочной учебно-воспитательной деятельности.

  • Эффективное использование педагогических средств.

  • Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

  • Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

Формирование ключевых компетенций

Компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-воспитательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Ключевыми компетенциями настоящей рабочей программы являются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловая компетенция.

  • Общекультурная компетенция.

  • Учебно-познавательная компетенция

  • Информационная компетенция.

  • Коммуникативная компетенция.

  • Социально-трудовая компетенция

  • Компетенция личностного самосовершенствования

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД)

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД), на основе рабочей программы по допризывной подготовке предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;

  • знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития города Нижняя Салда;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

  • эстетическое сознание;

  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

  • знание основ здорового образа жизни и здоровесберегающих технологий;

  • знание правил поведения в различных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов военно-патриотической деятельности;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам;

  • адекватной позитивной самооценки;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временнớй перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Планируемые результаты освоениярабочей программы по допризывной подготовке.

В результате реализации программы ученик должен знать:

  • потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной, общественной и государственной безопасности;

  • что такое патриотизм и формы его проявления;

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;

  • культурно-исторические и краеведческие особенности развития города Нижняя Салда;

  • основы социально-критического мышления;

  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

  • основы здорового образа жизни;

  • правила поведения в различных ситуациях.

В результате реализации программы ученик должен уметь:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

  • проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну в поступках и делах;

  • эмоционально положительно принимать свою региональную идентичность;

  • уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим;

  • уважение ценности семьи,

  • с оптимизмом воспринимать окружающий мир;

  • давать позитивную моральную самооценку;

  • быть готовым и способным к выполнению норм и требований, прав и обязанностей гражданина;

  • вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • конструктивно разрешать конфликты;

  • устойчивый познавательный интерес к вопросам патриотизма и гражданственности;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • понимать и сопереживать чувствам других людей.


Тематический план

п\п

Тема

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

теория

практика

1.

Вводное занятие

1


1


Военно-историческое

прошлое России - 2 часа

2.

Войны первой половины 20 века

2




3.

Войны второй половины двадцатого века



2


Подготовка по основам

военной службы - 6 часов

4.

Общевойсковой устав

1


1


5.

Строевой устав

1


1


6.

Строевые приемы и движение без оружия.


1


1

7.

Выполнение воинского приветствия.


1


1

8.

История развития отечественного стрелкового оружия.

1




9.

Устройство автомата Калашникова, тактико-тех-ескаяхар-ка.

1




10.

Автомат Калашникова, устройство, решение огневой задачи.



1


11.

Ручные осколочные гранаты



1


Прикладная физическая

подготовка - 4 часа

12.

Кроссовая подготовка


2


2

13.

Игры с мячом


2


2

Основы медицинских знаний и правила

оказания первой медицинской помощи. - 6 часов

14.

Основы здорового образа жизни.

1


1


15.

Виды ран и общие виды оказания первой медицинской помощи.

1


1


16.

Способы остановки кровотечения.


1


1

17.

Способы оказания первой медицинской помощи при переломах


1


1

18.

Первая медицинская помощь в аварийных ситуациях

1


1


19.

Самолечение и выживание в экстремальной ситуации

1


1



п\п

Тема

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

теория

практика

Туристическая

подготовка - 6 часов

20.

Выживание в природных условиях.

1




21.

Туристское снаряжение

1




22.

Ориентирование на местности


1



23.

Топография


1



24.

Правила организации зимних походов



1


25.

Питание в походе



1


26.

Факторы риска и выживание



1


27.

Аварийное ориентирование




1

28.

Как правильно подать сигналы бедствия

1


1


29.

Обеспечение продуктами питания в аварийной ситуации

1


1


Итог реализации курса - 9 часов

30.

Военно-полевые сборы


9



31.

Основание в гимназии комнаты памяти



4

5


итого

15

19

20

14



34 часа

34 часа





Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Организация образовательного процесса, режим и условия работы, цели и задачи подготовки молодежи к осознанному выбору профессии,служению отечеству. Демонстрация художественных и документальных фильмов на военно-патриотические темы.

  1. Военно-историческое прошлое России.

Войны 1 половины 20 века. Русско-японская война. Первая мировая война. Вторая мировая война. Изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, юных защитников Отечества. Изучение боевого пути воинских частей и соединений. Крупные сражения и боевые операции Великой Отечественной войны.

Локальные войны 2-ой половины 20-го века.

  1. Подготовка по основам военной службы

Общевойсковой устав. Строевой Устав ВС РФ. Строи подразделений в пешем порядке. Строевой смотр в подразделении.

Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строем. Повороты в движении. Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику. Развернутый строй отделения. Отдание чести в строю, на месте и в движении.

Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику. Развернутый строй отделения. Отдание чести в строю, на месте, и в движении. Выполнение воинского приветствия с оружием.

Автомат Калашникова. Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата. Назначение, устройство частей и механизмов автомата, принадлежностей и патронов.

Ручные осколочные гранаты. Назначение и боевые свойства гранат. Устройство ручной осколочной гранаты РГД-5. Устройство ручной осколочной гранаты Ф-1. Работа частей и механизмов гранат.

  1. Прикладная физическая подготовка

Развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентации, прикладных двигательных навыков. Совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости. Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.). Баскетбол. Волейбол. Футбол.

Контрольное упражнение на полосе препятствий. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения. Выполнение задания с противогазом в походном положении. Форма одежды - спортивная. Дистанция - 400 метров.

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Личная гигиена. Обувь, уход за ногами и обувью. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Предупреждение охлаждения и обморожения в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Транспортировка пострадавшего. Правила наложения давящей повязки и жгута. Практическая работа: индивидуальная подготовка при наличии таблицы и схемы по теме, ИПП, бинты, ножницы и жгут.

Первая медицинская помощь при травмах. Правила оказания первой медицинской помощи при переломе костей предплечья, костей стопы и голени. Практическая работа: индивидуальная подготовка при наличии подручных средств для изготовления или использования вместо шины ( доски, палки, куска фанеры, ветки, зонтика и др.), вата, бинт, полотенце, шарф, плакат .« Правила наложения шин ».

Режим физических нагрузок. Возможные травмы в походах. Организация доврачебной помощи. Лекарственные растения.

Первая медицинская помощь в аварийных условиях.

Первая доврачебная помощь. Способы транспортировки пострадавшего.

  1. Туристическая подготовка

Правила организации и проведения туристских походов. Подбор групп. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана и графика движения. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Устройство палатки. Правила укладки рюкзака. Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом. Азимут. Движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам.

Практические занятия. Поход. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направления по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутам на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Топография.Способы ориентирования. Ориентирование с помощью компаса и карты, без карты и компаса, по местным предметам. Организация соревнований по ориентированию. Оценка расстояний и времени. Определение расстояний шагами. Оценка расстояний глазомером и по слышимости звуков. Определение времени. Движение с использованием промежуточных ориентиров. Движение без четких ориентиров.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков, чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Прокладывание на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

Правила организации зимних походов.Требования к снаряжению. Организация бивака. Организация питания. Темп движения.

Питание в походе.Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Набор продуктов для многодневного похода. Правила приготовления еды на костре. Костровые принадлежности. Режим питания. Водно-солевой режим. Способы обеззараживания воды. Подготовка продуктов к походу.

Практическое занятие. Приготовление еды на костре. Расчет продуктов для многодневного похода.

Факторы риска: холод, жара, жажда, страх, переутомление, одиночество.Место аварии: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, пустыня, тайга, смешанные леса, лесостепь, степь.Факторы выживания: готовность к действию в аварийных ситуациях, воля к жизни, знание приемов самоспасения, навыки выживания.

Аварийное ориентирование.Самодельный компас. Ориентирование по звездам, солнцу, тени, солнцу и часам, по местным предметам. Умение выдержать заданный курс. Оценка расстояний.Практические занятия. Ориентирование на местности. Определение расстояния до заданной точки.

Как правильно подать сигналы бедствия.Радиотехнические средства аварийной сигнализации. Пиротехнические сигнальные средства. Сигнальное зеркало. Звуковая сигнализация. Азбука Морзе. Сигнальный костер. Свеча. Бутылочная почта. Кодовая таблица. Передача сигналов бедствия с помощью известных приемов.

Обеспечение продуктами питания в аварийной ситуации. Съедобные дикорастущие растения. Ядовитые растения. Рыбалка и рыболовные снасти. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты питания.Поиск растений, пригодных в пищу. Приготовление блюд.

  1. Военно-полевые сборы

Участие в городских военно-полевых сборах.

  1. Основание в гимназии комнаты памяти

Поиск материалов о земляках - участниках войн. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн.Учет и хранение собранных документов, предметов, материалов; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. Развитие детского самоуправления.








Методическое обеспечение программы

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в самых разнообразных формах - от экскурсий до поисковых и научных исследований. Посещая занятия по программе допризывной подготовки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря дифференцированному подходу, глубже изучается материал. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Концепция и программа настоящего курса разработана в качестве основы реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевой идеей программы является положение о том, что в обеспечении личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет даже не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности его жизни и патриотизма.

Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

Ознакомление с опасностями, угрожающими в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приёмов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные и коллективные риски.

Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

Освоение данного курса позволит приобрести необходимые знания об опасностях, угрожающих жизни и здоровью человека, либо его окружающих, в том числе об опасных ситуациях, характерных для Уральского региона, а также навыки в оказании первой медицинской помощи, в расширении понимания своих прав и обязанностей, что нередко так же помогает человеку преодолеть опасности.

Для реализации рабочей программы подопризывной подготовки целесообразно использовать следующие методические принципы:

  • Личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;

  • Коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе работы группы;

  • Деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

  • Поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу "от простого к сложному", выводит учащихся к свободному владению материалом;

  • Принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Данный курс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь, с предметами таких областей, как информатика, филология (в частности литература), история.

Данная рабочая программа направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы МОУГ в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию Государственного стандарта образования и способствует:

  • формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

  • эффективному личностному и познавательному развитию учащегося;

  • сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

  • реализации личностно-ориентированной педагогики, где учащийся субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

  • формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

  • ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.





Материально-техническое обеспечение программы.


№п\п

Оборудование

Необходимо

В наличии

Помещения:

1.

Кабинет для теоретических занятий

1

1

2.

Спортивный зал

1

2

3.

Оборудованная спортивная площадка

1

1

4.

Раздевалка

2

4

5.

Тир

1

0

Инструменты и оборудование на группу:

1.

Пневматическая винтовка

4

0

2.

Автомат Калашникова

2

0

3.

Фотоаппарат

1

1

4.

Музыкальный центр

1

1

5.

Ручные гранаты

10

0

6.

Костюм химзащиты

5

1

7.

Противогазы

10

7

Туристское снаряжение:

1.

Палатка

5

0

2.

Рюкзак

7

0

3.

Спальный мешок

10

0

4.

Котёл

2

0

5.

Аптечка

1

1

6.

Карабин

15

0

7.

Секундомер

1

1

8.

Компас

5

0

9.

Мяч

3

3

10.

Гантели

10

0





Список использованной литературы


  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

  • Инструкции по технике безопасности.

  • Бароненко В.А. Основы здорового образа жизни. [Текст] / В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт. - Екатеринбург, 1999

  • Лубышева Л .И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни [Текст] /Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич // Матер, междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». - СПб НИИФК, 1994.
    -С. 145-151

  • Вангородский С.Н., Кузнецов М.И. Основы безопасности Жизнедеятельности. М.: Дрофа , 2004г. Рекомендован МО РФ. Культура безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. Екатеринбург: 2008г

  • Понкратьева Н.В. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы / Н.В. Понкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. - М.: Мысль, 1989.

  • Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

  • Тихвинский СВ. Роль физического воспитания в здоровье подростка. [Текст] / СБ. Тихвинский - Л: Педагогика.

  • Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции / Б.Н. Чумаков- М: Новая школа, 1997

© 2010-2022