Урок по ОБЖ по теме Первая медицинская помощь

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5 класс

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Урок 1

Тема: № 9 «Первая помощь и правила ее оказания»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: познакомить детей с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приемами оказания первой медицинской помощи при травмах

Обучающие задачи: овладение приемами оказания первой медицинской помощи при различных травмах

Развивающие задачи: развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными электронными образовательными ресурсами; учить вычленять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы

Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

Оборудование:

  • рабочая тетрадь;

  • учебник по ОБЖ для 5 класса под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва: Просвещение, 2011;

  • брошюры Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения Министерства здравоохранения «Плохие шутки» (1981), «Берегите глаза детей» (1983);

  • ребус;

  • бинт, вата, пластырь;

  • бумага, цветные карандаши, листы с тестами;

  • электронные образовательные ресурсы по теме.

Этапы урока

Деятельность

Планируемы результаты

Учителя

Ученика

I. Организационный момент


II. Сообщение темы урока

Учитель: Разгадайте ребус и определите тему сегодняшнего урока.

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.

Дети: Здесь зашифровано слово «травма».

Возникает интерес к указанной теме.

Происходит направленность деятельности обучающихся на УУД:

-познавательных;

-коммуникативных; (развитие общение, анализ уведенного)

III. Знакомство с новым материалом

Учитель: Как вы думаете, что такое травма?

Учитель: Какие травмы вы можете назвать?

Учитель: Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять групп.

Учитель открывает на доске схему.

На доске:

Учитель: Об этих группах травм мы будем говорить сегодня и на следующем уроке. Начнем с первой группы - бытовые травмы. Как вы понимаете смысл этого выражения?

Учитель: Бытовой травматизм включает в себя повреждения и несчастные случаи, которые произошли дома или в детских учреждениях - яслях, детских садах, на детских площадках. Как вы думаете, какие травмы чаще всего случаются в быту?

Учитель: Начнем с самого легкого вида травм - с ушибов. Что это такое?

Учитель: Какой отличительный признак ушиба вы знаете?

Учитель: Правильно. Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь. Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся?

Учитель: Правильно. Лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную в холодной воде. Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него появилась сонливость и болит голова?

Учитель: Что делать в таком случае?

Учитель: Молодцы! Правильно рассуждаете. Следующие виды бытовых травм - ссадины, порезы. Кто из вас может объяснить, что это такое?

Учитель: Чем ссадина отличается от пореза?

Учитель: Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться? Послушаем рассказ.














Учитель: Какими средствами, находящимися в домашней аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Учитель: Если вы продезинфицировали ранку, но через некоторое время вокруг нее появляется краснота, значит, инфекция уже успела попасть внутрь. В таком случае надо обратиться к врачу.

Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?

Учитель: Главное - вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать, дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода.

Ни в коем случае не запрокидывайте голову.

Другие виды бытовых травм - вывихи, растяжения. В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение?

Учитель: У кого из вас было растяжение? Что делали взрослые?

Учитель: Правильно. Чем вывих отличается от растяжения?

Учитель: Вывих - более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.

Следующий вид бытовых травм - ожог. Как дома можно получить ожог?

Учитель: Правильно.

Дети: Травма - любое повреждение организма.

Дети: Царапины, ушибы, ожоги, переломы...

Дети: Это травмы, полученные дома, в быту.

Дети: Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, возможны и переломы, ожоги, электротравмы, отравления.

Дети: Это когда человек обо что-то ударился.

Дети: Синяк.

Дети: Приложить что-нибудь холодное.

Дети: Нет, не подойдет. Это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга.

Дети: Срочно обратиться к врачу.

Дети: Это когда содрана кожа, идет кровь.

Дети: Ссадина - более легкая травма, поверхностная, порез - более глубокая.

Рассказывают два заранее подготовленных ученика.

Дети: Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Даже самый обычный порез пальца может привести к неприятным последствиям, если рану вовремя и правильно не обработать. Дома у нас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств. Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.

Но прежде ранку надо обработать - уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, иначе йод и зеленка вызовут боль, жжение и пощипывание.

Если из ранки течет кровь, то берут трехпроцентный раствор перекиси водорода. Чистую вату или марлю обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь, который удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывается сухими руками на сухую, предварительно обработанную кожу.

В домашней аптечке стоит иметь пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу.

Если сразу удалить занозу не удается, несколько минут подержите палец в ванночке с горячей водой. После этого распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом.

Если удалить занозу самостоятельно не получается, обратитесь к врачу.

Дети: Йодом, зеленкой, ватой, бинтом, перекисью водорода, пластырем.

Выслушиваются ответы детей.


Дети: Человек может споткнуться обо что-то, поскользнуться.


Дети: Накладывали тугую повязку и обращались к врачу.

Выслушиваются ответы детей.

Дети: Если нечаянно дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых.

Регулятивная УУД.

Целеполагание и самостоятельная постановка остановка задач

Обучающихся

Анализируют, почему эта темя является проблемной, идет развитие логическо-универсальных УУД

Личностные УУД: знание моральных норм, отношение к окружающей среде.

Регулятивная УУД:

-осознание материала, уровень усвоения материала

-прогнозирование результата урока

Коммуникативная УУД:

- умение сотрудничать

- постановка вопросов

-идентификация проблемы

Познавательные УУД:

-ориентация в соц. ролях человека

-логические выводы, учебные действия

-понимание материалов, смысловое чтение

-адекватные оценки уровня экологии

IV. Физкультминутка

V. Творческая работа

Учитель: Сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на партах, и нарисуйте любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подпишите советом, как избежать такой травмы.

Учитель: Итак, что вы нарисовали?

Проводится анализ работ. Учитель выбирает рисунки (без повторов) для выставки, прикрепляет их на доску под общим заголовком «Чтобы не было ожогов».

Дети работают 5 минут.

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Учитель: Сейчас я вам загадаю несколько загадок. Отгадав их, надо будет ответить на вопрос: что объединяет все эти предметы?

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

Учитель:

Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул.

Учитель:

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Учитель: Что объединяет эти предметы?

Учитель: Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними?

Учитель: Относится ли удар током к бытовым травмам? Почему?

Учитель: Об обращении с электроприборами мы с вами говорили достаточно много. Откройте рабочую тетрадь на странице 20 и вспомните, в каких случаях бытовой электроприбор может быть опасен.

Учитель: Как надо обращаться с электроприборами?

Учитель: Что делать, если кого-то ударило током?

Учитель: Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается?


Учитель: Следующий вид бытового травматизма - отравление. Чем можно отравиться?

Учитель: Общие правила оказания помощи при отравлениях прочитайте на странице 161 учебника. Сегодня вы узнаете, что делать, чтобы не отравиться обычным градусником.













Учитель: Что делать, если все-таки термометр разбился?

Учитель: У нас с вами остался еще один вид бытовых травм. Какую травму мы не рассмотрели?

Учитель: Оказать помощь при переломе может только врач. В результате чего можно получить перелом?

Учитель: Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. Но иногда кто-то может подтолкнуть не руками или ногами, а словами. Как это бывает?

Учитель рассказывает.

Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить, кто из них смелее. Всех обошел хозяин. Он открыл окно и встал на подоконник.

Все дальнейшее произошло так быстро, что никто не успел даже вскрикнуть. Открылась входная дверь - бабушка вернулась из булочной, сильный порыв ветра увлек открытую оконную раму - она вытолкнула мальчика. Через мгновение Кости на подоконнике уже не было...

Учитель: Как вы думаете, чем в большинстве случаев заканчиваются такие истории?

Учитель: Смелый ли человек Костя?

Учитель: Стоит ли повторять такой «героический» поступок?

Учитель: Послушайте один из советов, который дает нам Григорий Остер.

Если табуретку ты на стол поставишь

И поставишь сверху маленький свой стульчик,

А потом положишь стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный прямо к самой люстре.

Если осторожно будешь подниматься

И беды в дороге если не случится,

То довольно скоро можешь оказаться

В первой же ближайшей от тебя больнице,

В гипсе руки, ноги, в бинте поясница.

Как вы думаете, для чего Остер сочинил такой «совет»?

Дети: Пылесос.


Дети: Утюг.

Дети: Телевизор.

Дети: Это электроприборы.

Дети: Удар током.

Дети: Относится, так как эти приборы находятся дома.

Дети: Когда розетки «вылезают» из стены, провода повреждены.

Выслушиваются ответы детей.

Дети: Отключить неисправный прибор, оттащить пострадавшего.

Дети: Нельзя. Надо взять какой-нибудь предмет, обязательно сухой, который не проводит ток, - деревянную палку, книгу - и сбросить с человека провода, а затем вызвать скорую помощь.

Дети: Несвежими продуктами, ядовитыми грибами, лекарствами, предметами бытовой химии, газом.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Ученик 1: Один из самых опасных предметов в аптечке - термометр! О том, что ртуть ядовита, знают все. Знают, но часто недооценивают ее опасность. Сама по себе металлическая ртуть не так опасна, как ее пары. А испаряется она довольно быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям центральной нервной системы.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение.

Опасность отравления ртутью возможна, если разбился термометр и капли ртути разбежались по паркету, забились в щели.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по всему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволочки.

Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающуюся баночку и сдать в специальную службу при СЭС (санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение, где была пролита ртуть.

Кроме термометра, ртуть можно найти в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в люминесцентных лампах (лампах дневного света).

Выслушиваются ответы детей.

Дети: Перелом.

Дети: В результате падения.




Дети: Человек разбивается насмерть или остается инвалидом. Если этаж невысокий, то ломает руки, ноги.

Дети: Такие поступки говорят не о смелости.

Дети: Нет.




Дети: Чтобы предостеречь детей от шалостей, которые могут привести нас в больницу.

VII. Закрепление пройденного материала

Учитель: О каких травмах мы говорили на уроке?

Учитель: Проверим, знаете ли вы, как справляться с некоторыми такими травмами. Для этого ответьте на вопросы теста.

Дети: О бытовых.

1. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:

а) приложить что-нибудь холодное;

б) наложить повязку;

в) срочно обратиться к врачу.

2. Для того чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться:

а) своими руками;

б) деревянной ручкой от щетки;

в) железной линейкой.

3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге:

а) баночка с кремом;

б) холодная вода;

в) йод или зеленка.

4. Собрать пролитую ртуть можно:

а) пылесосом;

б) медной фольгой;

в) веником.

5. Какие действия ты можешь производить с телевизором:

а) нажимать кнопки переключения каналов;

б) заменить детали;

в) открыть заднюю крышку и разобраться, почему исчез звук.

Ответы: 1 - а; 2 - б; 3 - б; 4 - б; 5 - а.

Регулятивная УУД:

-предварительное прогнозирование результата и уровня усвоения знаний по теме

-оценивание своей работы по анализу и синтезу темы, как осознание детьми освоенной темы

Коммуникативная УУД:

Владение верной речью, общением

VIII. Итог урока

Учитель: Что такое травма?

Учитель: Посмотрите на нашу таблицу. Какие виды травматизма вы можете назвать?

Учитель: Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?

Учитель: Перечислите бытовые травмы.

Учитель: Из-за чего дети получают травмы?

Учитель: Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?

Учитель: Молодцы! Вы хорошо работали на уроке. В следующий раз мы продолжим разговор о травматизме и о том, как уберечься от травм.

Дети: Любое повреждение организма.

Дети: Бытовой, уличный, школьный, спортивный, производственный.

Дети: Бытовым.

Дети: Ушибы, ссадины, порезы, вывихи, переломы, ожоги, отравления.

Дети: Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.

Выслушиваются ответы учащихся.

IХ. Домашнее задание

Учитель: Дома прочитайте текст в учебнике на страницах 156-160.


© 2010-2022