Урок в 8 классе Пожары и взрывы

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Токаревская средняя общеобразовательная школа №2



Урок "Пожары и взрывы"

в 8-м классе








подготовила преподователь-организатор ОБЖ

Бокина Людмила Борисовна







2015


Тема урока: "Пожары и взрывы"

Цель:изучить с обучающимися причины, классификацию, условия возникновения и возможные последствия пожаров и взрывов.

По окончании изучения темы, учащиеся должны:

а) знать:

правила безопасного поведения при пожарах и взрывах;

основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров и взрывов;

в) иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, мерах, принимаемых по защите от них населения.

Основное содержание урока.

1. Организационный момент.

- По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.

2. Показ презентации

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро- взрывоопасных объектах. Это предприятия, на которых в производственном процессе используются взрывчатые и легко воспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- взрывоопасных веществ.

К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыво- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газопроводы.

Понятие о пожаро-взрывоопасном объекте. Промышленные предприятия, относящиеся к пожаро- взрывоопасным объектам.

Общие сведения о взрыве. Классификация взрывов: подземные, наземные, воздушные, подводные и надводные. Механизм образования ударной волны при воздушном и наземном взрывах. Зоны действия взрыва: зона действия детонационной волны, зона действия воздушной ударной волны и ее подзоны. Действие взрыва на здания, сооружения и оборудование. Полные, сильные, средние и слабые разрушения при взрыве, характеристика разрушений.

Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре. Процесс горения, условия его возникновения и прекращения.

Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров: по внешним признакам горения (наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и закрытые) по месту возникновения.

Понятие об отдельных и массовых пожарах. Три стадии развития пожара: начальная, разгорание, завершающая. Условия, способствующие распространению пожара. Линейное и объемное распространение пожара.

Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях. Причины возникновения взрывов на взрывоопасных предприятиях, в жилых и общественных зданиях.

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей. Вторичные поражающие факторы пожара.

Основные и вторичные поражающие факторы взрыва. Действие поражающих факторов на людей. Характеристика поражения людей при взрывах.

Использование первичных средств пожаротушения при небольшом загорании; правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном здании в т.ч. при эвакуации через задымленный коридор при надвижении огненного вала.

Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры: если невозможно выйти к лестничной клетке (выходу); если есть балкон (лоджия).

Правила безопасного поведения при спасении пострадавших.

Правила безопасного поведения при взрыве в квартире, в т.ч. если человек оказался в завале и при этом получил травму или не имеет возможности выбраться.

Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда.

Паника во время пожара. Понятие о панике. Паническое бегство, как процесс вынужденной эвакуации. Механизм панического бегства. Предотвращение паники. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте, в т.ч. при отсутствии видимости.

Заключение. Повторить основные положения и проверить, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары и взрывы?

Что представляет собой взрыв? Какими особенностями он характеризуется?

Как классифицируются взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

Назовите зоны действия взрыва и дайте им характеристику.

Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?

Назовите группы возгораемости веществ и материалов. Дайте характеристику каждой группе.

Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.

Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?

Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях.

Назовите основные причины взрывов в жилых зданиях и на промышленных предприятиях.

Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте им характеристику.

Какие поражающие факторы взрыва вы знаете?

Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте им характеристику.

Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Как вы будете действовать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?

Чем характеризуются пожары в зданиях, где находится большое количество людей?

Чем опасна паника? Когда возникает паническое бегство?

Объясните механизм вынужденного движения людей. Назовите факторы опасности при вынужденной эвакуации.

- Кто виноват?

- Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия - источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории "не судьба". Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.

Учебные вопросы:

1. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

2. Общие сведения о взрыве.

3. Общие сведения о пожаре.

4. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

5. Основные поражающие факторы пожара и взрыва.

6. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

7. Пожары и паника.

3. Проверочный тест «Пожары и взрывы» (оценка)

4. Учебный тренажер (оценка)

5. Подведение итогов

Мы знаем с вами, что огонь бывает добрый, и бывает злой.

Без доброго огня обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен, и за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

Да, огонь бывает разный, бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотистый, огонь добрый, огонь злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны.

От безжалостного жара дни темны, поля черны.

Жители земного шара, граждане любой страны,

Злой огонь тушить должны.

6. Д/з: написать эссе на тему «Пожары и взрывы»

5


© 2010-2022