- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05. Безопасность жизнедеятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05. Безопасность жизнедеятельности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юнусова Л.Н. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО СТПТ
_____________ В.К. Ягодкин
« 01» сентября 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Профессиональный цикл
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
Самара, 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 359 от 15 апреля 2010 года, зарегистрирован Министерством юстиции (рег. № 17244 от 17.05.10 г.), в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 27 августа 2009года.
Одобрена на заседании ПЦК преподавателей
общепрофессиональных дисциплин и физической культуры
Протокол № ___ от «___» августа 2011г.
Председатель ПЦК __________________________
Организация-разработчик
ГОУ СПО Самарский техникум промышленных технологий
Разработчик Юнусова Л.Н., преподаватель ГОУ СПО СТПТ
Экспертизу выполнил (а)
Маринцева М.Н., методист ГОУ СПО СТПТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности (далее программа УД) - является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки ГОУ СПО Самарского техникума промышленных технологий по специальности СПО 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании специалистов всех уровней, в том числе и специалистов среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности;
- в профессиональной подготовке - для выработки умений распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания; умений определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние трудового коллектива и экологическую безопасность населения; формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл
Общепрофессиональные дисциплины
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую доврачебную помощь.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Вариативная часть не предусмотрена.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК 1.2.Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК 2.1. Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
ПК 2.2. Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
ПК 2.3. Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
ПК 3.1. Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности.
ПК 3.2. Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и кабельных линий.
ПК 3.3. Участвовать в проектировании электрических сетей.
ПК 4.1. Организовывать работу производственного подразделения.
ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.
ПК 4.3. Участвовать в расчетах основных технико-экономических показателей.
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов, в том числе лабораторно-практических занятий - 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
68
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
48
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
Виды самостоятельных работ:
Реферат
Конспект-отчёт
Выписки из текста и составление опорных таблиц
Подготовка презентаций
Подготовка тезисов устного сообщения
Анализ конкретных ситуаций (АКС)
Практическая работа
8
5
4
6
3
1
7
Итоговая аттестация
дифференцированный зачёт
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объём часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
и организация защиты населения
26
Тема 1.1.
Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени
Содержание учебного материала
2
1,2
Актуальность изучения дисциплины БЖ, цели и задачи дисциплины, основные теоретические положения и понятия. Общая характеристика и классификация ЧС природного и техногенного характера, их возможные последствия. Чрезвычайные ситуации военного времени. Основные принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
-
Организация получения и использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) в чрезвычайных ситуациях.
-
Организация эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.
-
Отработка навыков в планировании и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
-
Организация и проведение расчёта по строительству и оборудованию быстровозводимого убежища (БВУ).
-
Расчёт и оценка убежища по вместимости.
12
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
История и перспективы развития науки Безопасность жизнедеятельности.
-
Эвакуация населения в условиях ЧС.
-
Единая государственная система защиты населения и территорий в ЧС (РСЧС).
-
Прогнозирование ЧС, аварий и катастроф.
-
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности.
-
Оказание первой медицинской помощи (ПМП) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
-
Модели поведения населения при возникновении ЧС.
-
МЧС России - федеральный орган управления в области ГО и защиты населения от ЧС.
8
Тема 1.2.
Обеспечение устойчивости и функционирования объектов экономики
Содержание учебного материала
2
1, 2
Обеспечение устойчивости и организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях ЧС. Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы и к восстановлению нарушенного производства.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Определение и оценка устойчивости объекта экономики в ЧС.
-
Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы и к восстановлению нарушенного производства.
2
Раздел 2.
Основы военной службы
70
Тема 2.1.
Основы обороны государства и особенности
военной службы
Содержание учебного материала
31
1, 2
I
История создания Вооружённых Сил Российской Федерации. Проблемы обеспечения военной безопасности государства. Национальная безопасность и национальные интересы России. Терроризм как угроза национальной безопасности РФ. Действия населения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники. Международное гуманитарное право (МГП). Военные аспекты МГП. Актуальные проблемы и перспективы Международного гуманитарного права. Конституция Российской Федерации о военной службе. Основные понятия обороны государства. Федеральный Закон «Об обороне» и организация обороны государства.
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе». Основные понятия о воинской обязанности. Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Войска, не входящие в виды ВС РФ. Специальные войска ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих». Воинская дисциплина и ответственность.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Действия населения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники.
-
Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, в Федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».
-
Виды и рода Вооружённых Сил РФ, их предназначение и особенности прохождения военной службы.
-
Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему.
8
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Порядок прохождения военной службы.
-
Участие Вооружённых Сил РФ в миротворческих операциях.
-
Боевое Знамя воинской части.
-
Терроризм как основная социальная опасность современности.
-
Международные правила поведения военнослужащего в бою.
-
Подготовка военных кадров для Вооружённых Сил РФ.
-
Боевые традиции Вооружённых Сил РФ.
-
Воинские символы и ритуалы ВС РФ.
-
Военная форма и знаки различия военнослужащих ВС РФ.
9
Тема 2.2.
Радиационная, химическая и биологическая защита
Содержание учебного материала
9
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Действия личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.
-
Определение потерь личного состава при преодолении зон возможного радиоактивного заражения.
-
Проведение химического контроля с использованием ВПХР.
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Оружие массового поражения (ОМП).
-
Современные обычные средства поражения и их поражающие факторы.
-
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.
3
Тема 2.3. Общевоинские уставы
Вооружённых
Сил РФ
Содержание учебного материала
9
1,2
Л Лабораторные работы
-
А Практические занятия:
-
Военнослужащие ВС РФ и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний распорядок.
-
Несение караульной службы, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Воинская дисциплина и ответственность.
-
Положение Боевого Знамени в строю.
-
Обязанности лиц суточного наряда, его состав и вооружение.
-
Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге.
-
Дисциплинарные взыскания.
5
Тема 2.4.
Строевая
подготовка
Содержание учебного материала
8
1,2
Лабораторные работы
Практические занятия:
-
Строевая подготовка. Строевая стойка и повороты на месте. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.
-
Строевая подготовка. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
-
Строевая подготовка. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй.
6
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
-
Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй.
2
Тема 2.5.
Огневая
подготовка
Содержание учебного материала
13
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
1. Устройство и предназначение основных частей и механизмов АК-74М.
-
2. Выполнение норматива по неполной разборке и сборке АК-74М.
-
3. Требования безопасности при проведении стрельб. Позиции при стрельбе из пневматической винтовки. Оценки показателей по огневой подготовке.
-
4. Выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки.
-
5. Выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки.
10
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Общие требования к безопасности военной службы.
-
Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке.
-
Правила стрельбы из пневматического оружия.
3
Раздел 3.
Основы медицинских знаний
6
Тема 3.1. Общие правила оказания первой
медицинской помощи при различных заболеваниях и травмах
Содержание учебного материала
1
1, 2
Общие правила оказания ПМП при ожогах, поражении электрическим током и при синдроме длительного сдавливания.
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
-
Отработка навыков оказания ПМП при кровотечениях.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Основные типовые повязки.
-
Медицинская аптечка и правила её использования.
2
Итоговое занятие. Дифференцированный зачёт
1
Всего:
102
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Безопасности жизнедеятельности - имеется; лаборатория - имеется.
Оборудование учебного кабинета:
- стол письменный;
- кресло на газлифте;
- столы ученические;
- стулья ученические;
- доска ДП классная;
- шкаф-стеллаж;
- платяной шкаф;
- стенд «Уголок гражданской защиты»;
- стенды «Информация», «В помощь выпускнику», «Гражданская оборона»;
- портрет Президента РФ В.В. Путина;
- аптечка «Тандем» для оказания ПМП - 1 шт.;
- огнетушитель порошковый - 1шт.
Технические средства обучения:
- компьютер, оснащённый лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа-проектор;
- принтер;
- колонки активные;
- экран на штативе;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- аптечка для защитных сооружений на 400-600 человек - 1 шт;
- аптечка для защитных сооружений на 100-150 человек -1 шт.;
- индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11 - 20 шт.;
- газодымозащитный комплект ГДЗК - 1 шт.;
- носилки плащевые - 2 шт.;
- комплект ОЗК - 1 шт.,
- прибор химической разведки ВПХР - 1 шт.;
- пневматические винтовки МР-512 - 3 шт.
- макеты автомата АКМ - 5 шт.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / А.Т. Смирнов, М.А. Шахраманьян, Н.А. Крючек и др. - 2-е изд. - М. : Дрофа, 2007.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
2. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
3. Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ
4. Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ
5. Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
6. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
7. Федеральный Закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ
8. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
9. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
10. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
11. Семейный Кодекс РФ (действующая редакция).
12. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ. - М.: «Феникс», 2010.
13. Первая помощь при травмах и заболеваниях/ Демичев С.В. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2011.
Интернет-ресурсы:
mchs.gov.ru - сайт МЧС РФ.
mvd.ru - сайт МВД РФ.
mil.ru - сайт Минобороны РФ.
fsb.ru - сайт ФСБ РФ.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
-применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую доврачебную помощь.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- реферат
- тестирование
- конспект-отчёт
- выписки из текста и составление
опорных таблиц
- подготовка презентаций
- проекты
- подготовка тезисов устного
сообщения
- аналитическая обработка текста
- анализ конкретных ситуаций (АКС)
- исследовательская работа
- творческие работы
- моделирование ситуации
- практическая работа
- беседа
- семинар
- коллоквиум
8