• Преподавателю
  • ОБЖ
  • РОЛЬ РОТАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

РОЛЬ РОТАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ РОТАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ


Научный руководитель: д.пед.н., профессор З.М. Кузнецова

Учитель высшей квалификационной категории

СКОШ№68 Е. Б. Доценко

Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

Характерной особенностью учащихся вспомогательной школы является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведёт к усилению позно-тонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащихся, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах. Нередко у этих детей встречаются «стертые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке, особенно при выполнении сложных движений, требующих осмысления, словесного опосредования, регуляции со стороны коркового уровня. Этапы развития двигательных функций часто перекрывают друг друга, запаздывают, что сказывается в дальнейшем на развитии двигательных возможностей детей.

У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем. У них замечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает обоснованную тревогу: 90% школьников имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья, сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости (1385 случаев на 1000 детей), отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как миопия, сколиоз, остеохондроз шейного отдела позвоночника, вегетативная дистония, патология желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей (Э.М. Казин с соавт, 1999). Существенную роль в ухудшении здоровья играет нарушение осанки. Не являясь самостоятельным заболеванием, оно служит детерминантом патологии.

По исследованиям личных медицинских карточек учащихся СКОШ № 68 (апрель 2014г.) было выявлено:

РОЛЬ РОТАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Рис.1 Нарушение опорно-двигательного аппарата учащихся СКОШ №68 в разных возрастных группах

Как видно из диаграммы, к старшим классам увеличивается количество учащихся, страдающих нарушениями осанки и сколиозом. Сегодня в связи с увеличением учебной нагрузки в школе, увеличением доли настольных и малоподвижных игр в досуге необходимо принимать дополнительные меры по формированию и поддержанию правильной осанки ребенка.

Цель настоящей работы состоит в разработке методики коррекции осанки учащихся вспомогательной школы с /использованием скручивающих, вращательных движений (ротационной гимнастики) и определения места этой методики в комплексе мероприятий по восстановлению осанки.

Задачи исследования:

1. Установить принципы коррекции осанки путем использования ротационной гимнастики.

2. Оценить эффективность ротационной гимнастики по коррекции осанки.

Создана программа коррекции осанки с помощью ротационной гимнастики для уроков ЛФК в коррекционной школе. В основу программы положены принципы твист гимнастики, разработанные корейским учёным, профессором Пак Чже Ву. В человеческом теле присутствует система спиральной энергетической сети, которая играет ведущую роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Твист гимнастика, которую еще называют спиральной гимнастикой, представляет собой новую оздоровительную систему. Предназначение твист гимнастики - активизация спиральной энергетической сетевой системы тела, что само по себе является способом профилактики и лечения заболевания, позволяет сохранить и укрепить здоровье. (Подробнее в книге Пак Чже Ву « Твист гимнастика» М., Институт спиральных движений, 2003).

Разработанная нами программа является комплексной. Она реализуется

через занятия лечебной гимнастикой, утреннюю гимнастику, физкультминутки и твист гимнастику для глаз.

Ротационная гимнастика для уроков ЛФК представлена в форме:

- разработанных упражнений на скручивание с напряжением мягких тканей с полной амплитудой с ощущением сопротивления (до упора) до лёгкого болевого ощущения;

- подвижных игр;

- полосы препятствий;

На базе С(К)ОШ№68 ведётся апробация разработанной нами программы. Проведён семинар по ознакомлению педагогического коллектива с программой по коррекции осанки через ротационную гимнастику, обучающий тренинг среди учителей, работающих в экспериментальных классах. Учителя обеспечены методической базой по данной программе.

Занятия по лечебной гимнастике проводятся в специально оборудованном кабинете. Кабинет оснащён всем необходимым инвентарём.

Утренняя твист гимнастика проводится централизованно в малом спортивном зале, твист гимнастика для глаз по звонку ежедневно на третьем уроке и в группах продлённого дня, физкультминутки на каждом уроке.

В процессе физического воспитания детей-олигофренов необходимо руководствоваться тем, что активная двигательная деятельность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков - условие активного общего развития, то для детей-олигофренов физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой, основанное на пробуждении интереса, положительного отношения к ним, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы вспомогательной школы.

Таким образом, мы предполагаем, что ротационная гимнастика имеет значительное влияние на исправление нарушений осанки, улучшения состояния внутренних органов, кровоснабжения головного мозга и общего самочувствия учащихся.






5


© 2010-2022