Урок на тему: Безопасность на воде

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Безопасность на водоемах»

Цели урока:

Образовательные:

познакомить обучающихся с наиболее часто встречающимися опасными ситуациями при отдыхе на водоёмах.

Развивающие:

развивать у обучающихся способность распознавать возможные опасности, самостоятельно мыслить и принимать решения, ответственность и внимание.

Воспитательные:

- формировать интерес к здоровому и безопасному образу жизни.

Тип урока: формирования новых знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока:

- аудиовизуальная информация в виде презентации;

- плакаты;

- видеоматериалы, демонстрационное оборудование.

Учебные вопросы:

  1. Правила безопасного поведения на воде.

  2. Безопасность на замёрзших водоёмах

Ход урока


  1. Орг. Момент -2мин

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний

Краткий опрос пройденного материала:

1. Назовите бытовые приборы, требующие особого внимания в обращении?

2. Как действовать в случае получения бытовой травмы?

3.Пречислите обще принятые правила безопасного поседения в быту( какие правила вы используете в семье?)

4.Какова непрерывная продолжительность работы за компьютером? В день?

5. Какие упражнения для снятия усталости вы знаете? Для глаз?

6. Какими правилами вы будете руководствоваться, если вас гроза застала на улице?

III. Мотивация и целеполагание

- познакомить с наиболее часто встречающимися опасными ситуациями при отдыхе на водоёмах;

- развивать способности распознавать возможные опасности, самостоятельно мыслить и принимать решения.

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков

  1. Правила безопасного поведения на воде

Многие современные города и населенные пункты расположены на берегах рек, озер или морей, во многих есть пруды, водохранилища и др.

С давних пор человек использовал воду рек и озер в своем хозяйстве и быту. Для бытовых нужд, особенно для питья и приготовления пищи, нужна чистая пресная вода.

Эта вода в процессе ее промышленного использования загрязняется различными химическими веществами, становится непригодной для использования человеком и сбрасывается в реки и озера, загрязняя их. Поэтому в черте города и вблизи него вниз по течению вода в реках непригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания.

Летом, в жаркую погоду лучший отдых - на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться.

Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается:

  1. в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено.

Есть и еще правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев.

  1. Дно водоема в месте купания должно быть пологим, ровным, плотным, лучше песчаным.

  2. Скорость течения воды не должна быть более 10 м/мин.

  3. Не следует купаться в местах с быстрым течением!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.

  4. Желательно, чтобы температура воды была не ниже +18 °С.

  5. Глубина водоема для неумеющих плавать
    не должна быть более 1,2 м.

  6. Если вы еще не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около берега.

  7. Никогда не купайтесь в одиночку. Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами.

  8. Не следует входить в воду вспотевшим и разгоряченным, сразу после приема солнечных ванн или
    после подвижных игр. Прежде чем войти в воду, необходимо охладиться, отдохнуть в тени. Не рекомендуется входить в воду сразу после приема пищи. Сделайте перерыв не менее 1 ч.

Правилами запрещается:

нырять и прыгать в воду в незнакомых местах;

заплывать за буйки;

выплывать на судовой ход и приближаться к судам;

устраивать в воде игры, связанные с захватами; далеко заплывать

на надувных матрасах или камерах.

Самый лучший способ чувствовать себя уверенно в воде - это научиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их к себе. После этого немедленно плыть к берегу.

Помните!

Необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.

  1. Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах.

Перемещаться по замерзшему водоему рискованно, тем более в одиночку.

Но в случае возникшей необходимости переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками.

Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

В пресном водоёме лёд образуется быстрее и толще, чем в солёном.

Помните!

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей - 15 см., для сооружения катка - 1 2см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый прозрачный лед, ровный лёд без трещин голубоватого оттенка; если лёд трещит, проваливается , играет под ногами, мутный лед все это признаки ненадёжности льда;

  • голубого или бирюзового цвета

Тонкий лёд находится:

  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед; в районе перекатов, на изгибах, в местах с сильных течением, в местах слияния рек.

  • Вокруг вмёрзших предметов возможно образование воздушных карманов.

  • У берегов лёд тонкий

  • В местах слива теплых вод или канализационных вод

Не рекомендуется передвигаться по льду:

1. при плохой видимости в туман, метель, сильный снегопад; 2.проруби, полыньи, трещины, лунки; 3.в период весеннего снеготаяния - лёд становится пористым, хрупким, покрывается талой водой, размягчается, приобретает беловатый оттенок.

Не допускайте скопления людей и груза в одном месте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Не проверяйте прочность льда - ударом ноги!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Перед выходом на лёд необходимо:

  1. Выбрать безопасное и удобное место для спуска с берега;

  2. После выхода на лёд следует постучать по нему палкой, если появилась вода. лёд играет под ногами , раздаётся характерный треск - необходимо немедленно вернуться на берег

  3. Прежде чем выйти на лёд убедиться в его прочности, использовать нахоженные тропы.

Предотвратить проламывание льда можно следующим способом:

Лечь на лёд, расставив широко ноги, опереться на палку, ест, и ползти к берегу. либо двигаться в обратном направлении приставными шагами.

Если вы провалились под лед:

НЕ паникуйте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;

сбросьте тяжёлые вещи, обувь, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь.

При наличии сильного течения согните ноги.

  • постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, то есть возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);

  • осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую;

  • постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);

на твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Главное правило пребывания в ледяной воде - чтобы голова оставалась над водой ( не дать погрузиться с головой под воду)

Категорически запрещается вставать и бежать поскольку можно снова провалиться под лёд

V. Рефлексия

1. Как определить степень безопасности водоёма?

2. Как определить толщину льда и его безопасность?

3. Что необходимо предпринять если Вы провалились под лёд?

Заслушать 1-2 обучающихся с обсуждением и дополнениями всей группы.

VI. Подведение итогов, задание на самоподготовку.

Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями.



© 2010-2022