- Преподавателю
- ОБЖ
- Внеклассное мероприятие по теме Пожарная безопасность
Внеклассное мероприятие по теме Пожарная безопасность
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котухова Н.М. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чернитовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Алгасовской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Внеклассное мероприятие
Автор:
Котухова Надежда Михайловна
Учитель ОБЖ
Учебно-воспитательные задачи:
I. Образовательные:
1.Содействовать формированию у детей понятия "пожарная безопасность";
2. Расширить представления об огне;
3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.
II. Развивающие:
Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.
III. Воспитательные:
Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
-
иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
-
иллюстрации пожарного оборудования.
Ход занятия
I. Вступительная беседа учителя.
Учитель: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате - колоссальные убытки. И самое главное-десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
II. Причины пожаров.
Учитель: Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же:
- Неосторожное обращение с огнем.
- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
- Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
Устранение пожара.
- Чем можно потушить пожар?
Игра «Добавь словечко»
Учитель: Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (ВОДОЙ).
- Недаром говорят: ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.
- А ещё чем можно?
- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
- Насыпь на очаг спасительный …
(ПЕСОК)
Если есть надо воспользоваться огнетушителем - пенным!
Учитель: Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.
ОЖОГИ:
1 степени-покраснение
2 степени-появляются пузыри
3, 4 степени-самые тяжёлые
III. Составление правил пожарной безопасности.
Учитель: Давайте, определим правила пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности:
-
Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
-
Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
-
Не суши бельё над плитой.
-
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).
Ученик: То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
Ученик: Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
Ученик: Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
Ученик: Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!
Ученик: Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
IV.Ритмическая пауза
Учитель: Предлагаю вам считалку
Очень веселую, так для разрядки.
На вопросы наши хором отвечайте.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой ... (Пожар.)
Раз, два, три, четыре -
У кого пожар ...? (В квартире.)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ...? (Утюг.)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ...? (Играл.)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ...? (Газом.)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ...? (Листву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ...? (Предметы.)
Помни каждый гражданин этот номер ... (Ноль один - 01.)
Дым увидел - не зевай и пожарных ... (Вызывай.)
V. Беседа о пожарных.
Загадка: С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)
Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)
Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)
А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)
Ученик: Кем быть?
Не хочу быть "новым русским".
Не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным -
В городе не будет бед!
Будут люди улыбаться
И спасибо говорить
А пожары и тревоги
Стороною обходить.
Ученик: Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём.
Ученик: Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!
Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.
VI. Конкурс "Позвони пожарному".
Дети с помощью телефонного аппарата "вызывают" пожарных.
- По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?
Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.
VII. Дидактические игры
а) Поспеши-ка, не зевай! Правильный ответ давай!
( Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры)
1. Красная корова всю солому поела. (Огонь)
2. От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)
3. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра)
4. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички)
5. Красный бык стоит, дрожит, черный - на него бежит. (Огонь и дым)
6. Черный дым валит в окно - очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
7. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая….(Спичка)
8. На полу ковер зажег, выпал на пол … (Уголек)
Загадка: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (огонь)
VIII. Беседа «Огонь - ваш друг или враг?»
Учитель:
- Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)
- Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?(Наверное, нет)
- Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)
Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.
- Что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)
Ученик:
Чтобы в ваш дом
Не пришла беда -
Будьте с огнём
Осторожны всегда!
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Ученик:
Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Учитель: Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.
Ученик: Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.
Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.
Ученик:
Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Учитель: При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.
IX. ИГРА. "Это я, это я, это все мои друзья. "
Ведущий:
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята:
Это - я, это - я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята:
Это - я, это - я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушел?
Ведущий:
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята:
Это - я, это - я, это все мои друзья!
Учитель: Ну, вот теперь я спокоен, вы знаете , что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.
X. Физкультминутка. Игра «Не ошибись»
Учитель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.)
Учитель: Молодцы, с заданием справились.
XI. Закрепление пройденного материала.
1) Скороговорки и пословицы.
1. Кто лучше проговорит скороговорку.
-
Уголек из печки скок и поджег половичок.
-
Шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
-
Уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.
2. Собери пословицу и объясни ее значение.
-
Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)
-
Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)
-
Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)
-
Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела.)
2) Вопросы на смекалку.
-
Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)
-
Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
-
У кого язык самый длинный? (у огня)
-
Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)
-
По чему утка плавает? (по воде)
-
Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)
-
Что портится быстрее всего? (настроение)
-
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
-
Что выше дерева и растет? (дым)
-
Рта нет, а пожирает? (огонь)
-
Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)
-
Что в руке не схватишь? (дым)
-
Какой огонь не жжет? (нарисованный)
-
Что на свете дороже всего? (здоровье)
-
Что сильнее всех на свете? (вода)
-
Без чего не может жить человек? (без имени)
3) Конкурс частушек.
Мы частушки вам поем,
Слушайте внимательно.
Когда пожар приходит в дом-
Беда тут обязательно.
Затопила мама печь,
Захотелось ей прилечь.
В это время Ваня встал
Уголечек в руки взял.
Уголек наш аленький,
А наш Ваня маленький.
Бросил Ваня уголек-
Дым квартиру заволок.
Загорелся наш домина,
Прибыла туда машина,
Поливает дом водой,
А наш Ваня чуть живой.
Что ж ты, Ваня, натворил?
Про огонь ты позабыл.
Мог бы дом сгореть дотла,
Коль машина б не пришла.
4) Что означают знаки?
Знак перечёркнутой сигареты "Запрещается курить". Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.
Знак перечёркнутой горящей спички "Запрещается пользоваться открытым огнём". Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.
Знак, где нарисован кран и перечёркнутый огонь "Запрещается тушить водой". Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.
Треугольный знак - огонь "Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества". Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.
XII. Подведение итогов мероприятия.
- Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?