- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа элективных курсов Особенности ориентирования
Программа элективных курсов Особенности ориентирования
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кизиченко Ю.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лянторская средняя общеобразовательная школа №5
Рассмотрено Согласовано Утвеждаю
на заседании МО зам. директора директор школы
протокол №_____ Иванова Н.Н Емелева Л.Г
________________ ________________ ________________
«____»______2012 г. «____»______2012 «____»_______2012
ПРОГРАММА
элективных курсов для учащихся
9- 11 классов по физической культуре
в рамках предпрофильной подготовки
"Особенности ориентирования"
Автор-составитель: Кизиченко Ю.В.
учитель физической культуры
Кизиченко Ю.В.
2011-2012 учебный год
Программа элективных курсов по физической культуре
«Особенности ориентирования»
Пояснительная записка
Элективный курс «Особенности ориентирования» направлен на подготовку учащихся основам топографии и ориентированию. Тематика программы курса стыкуется с рядом школьных дисциплин: география, математика, физика, основы безопасности жизнедеятельности. Программа ориентирована на обучающихся, увлекающихся туризмом и содержит знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Включённый материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщённостью сгруппированных в неё знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы. Элективный курс рассчитан на 16 часов. Достаточно внимания уделяется самостоятельной, практической работе детей. Знания, умения и навыки, необходимые в ориентировании сгруппированы в несколько взаимосвязанных блоков таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Данная программа имеет практическую направленность и поможет в жизненных условиях определить своё местонахождение на карте и местности, оценить пройденный путь и проложить дальнейший маршрут среди ландшафтов. Изучение программы предполагает наличие у учащихся устойчивого интереса к выбранному предмету и намерение после окончания школы продолжить образование в области физической культуры и спорта.
Задачами программы элективного курса являются:
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений;
интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, целенаправленное освоение избранного вида спорта;
формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности учащихся
1.
Карта, её масштаб. Условные знаки топографических карт
6
Лекционно-практическая
2
Компас, работа с ним.
2
Лекционно-практическая
3.
Ориентирование карты. Азимут. Магнитное склонение.
4
Лекционно-практическая
4.
Маршрутная съёмка.
2
Лекционно-практическая
5.
Физическая подготовка
2
Практическая
ВСЕГО
16
Содержание программы
Тема 1. Карта, её масштаб. Условные знаки топографических карт.
Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Определение понятия «масштаб». Классификация и номенклатура карт. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования.
Тема 2 .Компас, работа с ним.
Марки компасов. Устройство компаса Андрианова. Применение компаса. Ориентирование по солнцу, звёздам, местным предметам. Тема З.Ориентированные карты. Азимут. Магнитное склонение.
Магнитные свойства земли. Истинный и магнитный полюса Земли. Магнитный меридиан, магнитное склонение, магнитные аномалии.
Определение понятия «азимут». Азимут прямой и обратный. Принципы прокладки азимута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы или схемы.
Движение по азимуту ночью в условиях ограниченной видимости. Особенности ориентирования в горах. Действие группы при потере ориентировки. Роль разведки. Обзорные точки.
Тема 4. Маршрутная съёмка.
Маршрутная и площадная съёмка местности. Протяжённость маршрута, площадь участка, полевая и камеральная работы. Способы проведения съёмки: прямых засечек, обратных засечек, съёмочного хода. Оборудование и снаряжение. Параметры контроля качества топографической съёмки местности.
Использование фотоматериалов для определения перевалов и прокладывания маршрутов. Составление высотного и временного графиков маршрута («временная лента»).
Тема 5. Физическая подготовка.
Методика развития выносливости. Нормативы для контроля за физической подготовленностью ориентировщика. Гигиеническая характеристика средств восстановления работоспособности. Самоконтроль.