Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Цели урока:

  • В предметном направлении:

  • дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.

  • В метапредметном направлении:

  • научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

  • В направлении личностного развития:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;

  • формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Задачи:



  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «ЧС природного характера».

  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  3. Плакаты и стенды «ЧС природного характера и действия при ЧС природного характера»


  1. Набор фильмов с ЧС природного характера

  2. Учебник ОБЖ, 7 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие с учащимися.

Психологический настрой учащихся на урок

Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

Беседует с учащимися об оболочках или сферах Земли.

Рассказывают о литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.

Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель предлагает посмотреть отрывки учебных фильмов по ЧС природного характера и задаёт вопросы, что это за явления, где они происходят и какую опасность они несут.

После разговора с учащимися называет тему урока

Учащиеся смотрят фильм, анализируют увиденное, обобщают, сравнивают, выявляют причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека

Изучение нового материала

Даёт определения (работа с учебником).

Знакомит с классификацией ЧС природного характера (просмотр презентации).

Работают с учебником.

Делают записи в рабочей тетради- определения и классификация.

Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель вместе с учащимися делает вывод и оценивает деятельность учеников на уроке. Выставляет оценки в журнал.

Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат своей деятельности.

Домашнее задание

Учитель просит подготовиться к ответу по определениям и классификации ЧС

Учащиеся записывают задание в дневник

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

  • словесные методы - беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;

  • наглядные методы - метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод;

  • инновационные методы - синектика (коллективная творческая деятельность);

  • метод самостоятельной работы по усвоению нового материала - конспектирование;

  • метод закрепления изученного материала - закрепляющая беседа.

Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения:

  • материальные - учебная литература, плакаты, учебное оборудование, технические средства обучения;

  • идеальные - вербальные и символьные заменители материальных объектов, усвоенные знания.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные - помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

Текст методической разработки

1.Организационный момент.

Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

2.Проверка Домашнего Задания - беседа с учащимися

Учитель: из курса географии вы должны помнить, что Земля - это небольшое космическое тело. Она состоит из нескольких оболочек, или сфер. Какие это сферы?

Учащиеся отвечают:

  • литосфера - земная кора и верхняя часть мантии;

  • атмосфера - самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками;

  • гидросфера - все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;

  • биосфера - это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог:

в этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.

Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.

Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.

Изучение нового материала

Работа с учебником - учащиеся читают параграф и выписывают определения.

Опасная ситуация - это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью, если не предпринимать соответствующих ситуации мер безопасности.

Стихийные бедствия - это опасные природные или природно-антропогенные явления или процессы , в результате которых может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Чрезвычайная ситуация природного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертв, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Просмотр презентации.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:

Геофизические - землетрясения, извержения вулканов.

Геологические - оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадки лёссовых пород, просадки (провалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические - бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), сильные снегопады, сильный гололёд , сильные морозы, сильные метели, сильная жара, сильные туманы, засухи, суховеи, заморозки.

Морские гидрологические - тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5баллов и более), сильные колебания уровня моря, ранний ледяной покров и прилипай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимые (труднопроходимые) льды.

Гидрологические - высокие уровни воды (наводнения), половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранние ледоставы.

Гидрогеологические - низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары - лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционная заболеваемость людей - единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемические вспышки опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных - единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями - прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.

Учащиеся производят запись в тетради.

Анализ и самоанализ урока. подведение итогов урока. рефлексия.

Мы познакомились с классификацией чрезвычайных ситуаций и должны понять, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле в её географической оболочке. Опасность же природных явлений для жизнедеятельности человека зависит от интенсивности их проявления и мощности в каждом конкретном случае, а также от готовности человека обеспечить свою безопасность в опасных природных ситуациях.

Затем идёт оценка и взаимооценка деятельности учащихся на уроке. Выставляются оценки в журнал.

Домашнее задание

Учитель просит учащихся записать в дневник домашнее задание: подготовится к опросу по классификации ЧС и определениям.

Приложение к методической разработке - презентация к уроку

«Чрезвычайные ситуации природного характера»

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Конспект урока: Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс


© 2010-2022