- Преподавателю
- ОБЖ
- Урок-тренинг по ОБЖ по теме «Это должен каждый знать»
Урок-тренинг по ОБЖ по теме «Это должен каждый знать»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чубенко С.В. |
Дата | 04.05.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема. «Это должен каждый знать!»
Цель: ознакомить учащихся с порядком действий населения в случае аварии на химически опасных объектах, со способами защиты от воздействия хлора, с приёмами оказания первой медицинской помощи в случае отравления хлором; помочь осознать ценность человеческой жизни и личную ответственность человека за свою судьбу; создать условия для слаженной коллективной работы, для развития умения слушать друг друга, развивать диалогическую, монологическую речь учащихся, творческие способности, умение выступать перед аудиторией.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: дерево ожидания, вырезанные из бумаги яблоки, нарисованные корзина и ведро, плакаты, телевизор, магнитофон, видеопрезентации, фильм…
Предварительная работа.
Задание группе корреспондентов: подготовить вопросы и взять интервью в МЧС г. Краматорска, обработать его и сделать презентацию.
Задание группе химиков: подготовить презентацию «Влияние хлора на организм человека».
Задание группе медиков: рассказать о симптомах и первой помощи при отравлении хлором, подготовить наглядный материал.
Задание группе «МЧС»: разыграть диалог о поведении при угрозе аварии с выбросом хлора.
Ход тренинга.
-
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие гости,
Дождались все прихода весны.
Вы проблемы свои отбросьте,
Улыбнитесь: вам рады мы!
День ГО у нас в школе проходит,
И наш дружный девятый класс
Тренинг очередной проводит,
Но для стольких гостей- первый раз.
2.Приветствие. После каждой фразы учителя ученики, к которым они относятся, встают, хором произносят «здравствуйте!» и садятся.
Здравствуйте те, кто родился весной.
Здравствуйте те, кто родился зимой,
Здравствуйте те, кто рожден в летний зной,
Те, кто родился осенней порой.
Здравствуйте те, кто умеет мечтать,
Здравствуйте те, кто не любит поспать,
Здравствуйте те, кто спортсмен и атлет,
Здравствуйте те, кто не любит конфет.
Здравствуйте те, кто к уроку готов,
Кто слышал о хлоре хоть несколько слов,
Кто хочет пополнить знаний багаж.
Итак, начинаем тренинг мы наш!
3.Правила работы .
Учитель. Вспомним правила работы на любом уроке, и на тренинге в частности.
Учащиеся произносят правила, которые потом вывешиваются на доску.
Приходить вовремя.
Быть доброжелательным.
Говорить по очереди.
Сберегать тайны.
Быть активным.
Не критиковать.
4.Знакомство.
Цель: познакомить гостей с учащимися класса, создать комфортную эмоциональную атмосферу, способствующую результативной работе
Учитель. Вот школа, где учится дружный наш класс. А что представляет каждый из вас?
(Показывает на доску, где висит рисунок школы, в каждом окошке - фото ученика).
(Учащиеся по очереди называют свое имя и любимое занятие. Все вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем и хором произносят: «Вот здорово!»)
5. Ожидание. Упражнение на ожидание " Почему я здесь?"
Цель: выяснить настроение участников, настроиться на работу.
Учитель. Тема, о которой мы сегодня будем говорить, звучит так: «Это должен каждый знать!» Что ждете вы от тренинга? Доверьте это яблочкам и прикрепите их на наше дерево ожиданий, озвучив написанное. Учащиеся получают бумажные яблочки и пишут на них свои ожидания от тренинга, подходят по очереди к дереву ожидания и прикрепляю на него яблочки, проговаривая написанное.
6. Презентация работы заранее объединенных групп.
Учитель. Цель нашего тренинга - повысить уровень информированности о хлоре, действиях населения при аварии с выбросом хлора, первой медицинской помощи при отравлении хлором. Обычно на этом этапе дается информация по теме, происходит объединение в группы, работа с предложенными заданиями и презентация работы. Но на этот раз в группы учащиеся объединились заранее,
Получено было ими задание,
Прибавилось немного им заботы,
Теперь увидим результат работы.
О хлоре должен каждый знать.
Попросим химиков о нем мы рассказать.
А).Химики рассказывают о хлоре. Инсценируют сочиненное ими стихотворение.
Кроха сын к отцу пришёл, и
И спросила кроха:
- Пап, что в хлоре хорошо,
а что в хлоре - плохо?
Папа снял свои очки
И, убрав газету, сыну смело заявил:
- В хлоре вреда нету!
Сын тогда с отцом заспорил:
-Как же так, что нет вреда!
Ведь когда утечка хлора -
Для людей это беда!
Легких тут же воспаленье,
В общем, смерть в одно мгновенье!
-Это, мой сынок, бывает,
Коль небрежен человек.
Хлор полезен очень людям,
Нам известен он не век.
Им отбеливают ткани
Не один десяток лет.
И в воде, что в нашем кране,
из-за хлора дряни нет.
В медицине инструменты
Обрабатывают им,
Много где хлор людям нужен,
Много где он применим.
В производстве пластикатов,
Каучука, проводов,
В изоляции для окон,
Чтоб избегнуть холодов.
Для посевов применим он.
В мире есть ведь вещества,
что убьют всех паразитов.
Это, сын мой, не молва!
А помнишь, папа,
На войне суровой,
Когда лилась повсюду кровь,
Атаку хлором применяли,
Чтоб люди гибли вновь и вновь!
Отец расстроился немного,
Былые вспомнив времена,
Людей от хлора гибло много,
Ведь мировая шла война.
Тогда отец промолвил тихо:
Запомни, сын, хлор вреден там,
Где пользуются им на лихо,
А не на благо, сын, всем нам.
Учитель. Спасибо, о хлоре от вас мы узнали.
Опасность он может для нас представлять.
Насколько спокойно можем мы спать,
Должны были корреспонденты узнать.
Б).Корреспонденты побывали в пожарной части, штабе ГО, брали интервью, фотографировали и теперь презентуют результаты работы.
( После выступления звучат слова песни «Любимый город может спать спокойно и видеть сны, и зеленеть среди весны»)
6. Руханка. Упражнение на активизацию.
Цель: содействовать позитивному настрою на выполнение дальнейшей работы.
Учащиеся встают в круг.
Учитель. Мы знаем, что хлор тяжелее воздуха, поэтому при сигнале «Внимание: хлор» - поднимайте руки вверх, чтобы оказаться как можно выше от зараженной местности. Аммиак, наоборот, легче воздуха и будет подниматься вверх, а вы должны присесть. Если в воздухе будут и хлор, и аммиак, вы стоите на месте и прикрываете рот и нос ладошками.
Учитель. Продолжим. Медики нам рассказать решились,
что делать, если хлором отравились.
В).Медики рассказывают о признаках отравления хлором и объясняют, как надо оказать первую помощь при отравлении хлором, демонстрируют, как правильно изготовить и надеть ватно-марлевую повязку.
(После выступления, пока готовится следующая группа, звучат слова песни « И дыхание станет ровней, и страданья отступят куда-то, лишь нагнутся к постели твоей люди в белых халатах, люди в белых халатах у постели склонились твоей»)
Г).Штаб МЧС. Подводя итог вышесказанному, показывают обобщающую сценку и фильм о действиях населения при аварии на химически опасном объекте.
Однажды в кабинете начальника штаба ГО фильтровальной станции раздался телефонный звонок:
- Это штаб ГО?
- Да! Здравствуйте! Чем могу помочь?
- Да какое помочь?! Я третью ночь не сплю! Вы что, не знаете, что в Близнецах на фильтровальной станции произошла утечка хлора? Там 250 тысяч человек погибло!
-Гражданочка! Успокойтесь! Главное - без паники! В Близнецах столько людей не живёт! Так чем же я вам всё-таки могу помочь?
- А если у нас хлор утечёт, как я об этом узнаю? Я же боюсь!
- Спокойствие! Только спокойствие! Мы вам сообщим.
-Но вы же моего адреса не знаете!
- А мы сирены включим, и электрические, и ручные, и гудки предприятий, и транспортных средств.
- Ну и что?
- А вы включите радио или телевизор, и вам скажут, что делать.
- Хорошо. Спасибо.
Но через несколько минут даму осенила новая мысль. И она стала лихорадочно набирать номер начальника эвакокомиссии города:
-Спасите! Помогите! По телевизору объявили об утечке хлора!
-Где? У нас?!
- Нет, в Близнецах. Так это ж совсем рядом!
- Гражданочка! Не волнуйтесь! Облако заражённого воздуха уползло по ветру в другую сторону.
-А если приползет обратно?
-Тогда мы вас эвакуируем.
-А как?
- Услышав сигнал об опасности, вы наденете противогаз или ватно-марлевую повязку, соберете документы, небольшой запас продуктов и воды и пойдёте в убежище.
- А мои шведские ковры? А моя любимая кошечка?
- Громоздкие вещи и домашних животных в убежище брать нельзя. Если хотите их спасти, подымите их на крышу.
-А как же я найду убежище?
-Вам помогут посты милиции или указатели.
- Ну, хорошо, спасибо.
Дама слегка успокоилась. Но через минуту уже звонила в горздравотдел:
- По-моему, я отравилась хлором! У меня боль в груди, учащённое дыхание, слезотечение...
- Все признаки депрессивного состояния. Но этого мало для поражённого хлором. А температура у вас повысилась?
-Нет.
-А судороги есть?
-Нет?
- Так что у вас, отёк лёгких?
-Нет.
- Значит, нет у вас никакого отравления! А если и есть, так в лёгкой форме, через трое-семеро суток будете здоровы.
-А если я всё-таки отравлюсь хлором?
-Тогда проинструктируйте своих близких, чтобы вас до приезда врача вынесли на свежий воздух, тепло укрыли и дали подышать парами спирта или водки.
-Хорошо, я сейчас побегу всех инструктировать!
7. Обратная связь.
Цель: определить надежды и ожидания участников от работы на тренинге.
Учитель. Если полученная в ходе тренинга информация оказалась интересной, полезной и может пригодиться, опустите ваше яблочко в корзину. Если вы считаете, что время провели впустую, опустите яблочко в мусорное ведро. Озвучьте ваши впечатления от тренинга.
8. Прощание. Учащиеся встают в круг, берутся за руки и хором произносят: «Пусть сегодня нам везет! Пусть нам завтра повезет! Пусть нам всем всегда везет!»
Звучит песня, посвященная МЧС. Гостям вручают календарики- обереги от чрезвычайных ситуаций.
Домашнее задание. Составить памятку «Осторожно: хлор!»