Статья «Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию»

"Описание материала: Какие материалы можно провести с ребятами для формирования у них любви к родному краю, России? Что выбрать для каждого класса или каждой возрастной параллели, чтобы развить гордость за богатейшую культуру и науку нашей Родины. "Как спланировать КТД, позволяющие воспитать патриота Отечества? Эти вопросы всегда встают при разработке программ по патриотическому воспитанию Данный материал поможет особенно начинающим педагогам в подборе разнообразных по формам и содержанию меро...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования МР Стерлитамакский район




РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ

МОБУ СОШ с.Октябрьское

Гнездилов Н.А.


с.Октябрьское 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

Основная часть:

  1. Цель и задачи патриотического воспитания в МОБУ СОШ с.Октябрьское

  2. Организация патриотической работы в МОБУ СОШ с.Октябрьское.

  3. Принципы военно-патриотического воспитания.

  4. Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.

  5. Формы работы как условие создания педагогических ситуаций в системе военно-патриотического воспитания.

Заключение.

Список литературы





ВВЕДЕНИЕ.

«Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно и останется в сути своей такой же прежней святой нашей Русью, как и была»

Ф.М.Достоевский.

Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура - всё это создано большей частью ещё советскими специалистами, иными словами, это создано не нами. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Резкое расслоение общества, девальвация фундаментальных духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В результате чего произошли смена мироощущений и ценностных ориентаций общественного сознания, которые усилили отчуждение молодежи от института семьи, государства. У значительной части молодежи сформировано индиферентное отношение к понятиям человеческого достоинства, чести, гражданского долга, личной ответственности, что в свою очередь отрицательно сказалось на духовно-нравственном, психическом и физическом здоровье подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, а 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди призывной молодёжи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социально-экономическими причинами.

Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, в 2009 году составила около 30 процентов.

Следует заметить и то, что у молодежи все больше проявляется устойчивая тенденция падения престижа служения Родине, усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу, институт подготовки молодёжи к службе в армии фактически разрушен. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали её предметом насмешек.

Вместе с тем базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу по защите Отечества, является состояние его физического развития и здоровья.

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем защита интересов Отечества, а патриотизм наших людей рассматривается как основное и необходимое условие прогресса российского общества.

Что такое патриотизм? Патриотизм - это одно из самых глубоких человеческих чувств, вобравшее в себя за много веков, а может и тысячелетий, лучшие национальные традиции, моральные нормы, преданность идеалам своего народа, любовь к Родине, стремление служить её интересам, дальнейшему развитию, защищать её от любого агрессора. Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Это олицетворение и сопричастность с её историей, природой, достижениями. Проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно - нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования гражданственности.

В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин отметил: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Ни для кого не секрет, что сегодня особенно остро встала задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения. И кому как не педагогам браться за изучение вместе с детьми своей родословной, истории родного края, страны, воспитания гражданина, обладающего не только любовью к своему Отечеству, но и имеющего политическую культуру, критичное мышление.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Детство есть великая пора жизни, когда закладывается

основание всему будущему нравственного человека.

Н.В. Шелгунов

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу - в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Функции, осуществляемые системой военно-патриотического воспитания, определяют ее структуру. В организационном плане частями системы являются: учебный процесс, внеклассная работа, направлениями системы являются духовно - нравственная, историческая, патриотическая, воинская и физическая подготовка.

Задачи каждого направления реализуются в трех аспектах:

- приобщение к нравственности как первооснове человека, т.е. добру, любви, правде, истине и красоте;

- стимулирование главного в человеке - внутренней, собственной духовной работы ученика, осознающего смысл жизни и свое человеческое предназначение;

- побуждение к творчеству, творческому отношению к своему делу и окружающему миру.

Для успешного воспитания школьников в этом направлении разработана на основе государственной программе программа «Военно-патриотического воспитания в МОБУ СОШ с. Октябрьское».

Целью программы является: развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников на основе формирования патриотических чувств и сознания.

Задачи патриотической работы:

1. Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе, закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях по ОБЖ.

2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.

3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.

4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.

5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями г. Стерлитамака.

6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ.

7.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции.

8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими запаса, ветеранами войны и труда.

Организация патриотической работы в МОБУ СОШ с.Октябрьское.

Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.

1 группа - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами Российской армии, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

2 группа - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.

3 группа - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.

ПЛАН

военно-патриотического воспитания на 2012-2013 учебный год

Сентябрь

  • Месячник безопасности жизнедеятельности детей.

  • Организация работы спортивных, «День бегуна» 4-11 классы.

  • Лекторий: «Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города» (1-7 классы).

  • Беседа: «Противопожарная безопасность».

  • Встреча с представителем противопожарной службы. (1-7 классы).

Октябрь


  • Лекторий: «Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту» (8-11 классы).

  • Литературная гостиная «Стихи военных лет».

Ноябрь


  • Посещение краеведческого музея.


Декабрь


  • Первоначальная постановка учащихся школы, достигших приписного возраста, на воинский учёт.

Январь - февраль

  • Месячник Дня Защитника Отечества. Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.

  • Военно-спортивная игра «Зарница» (6-7 класс)

  • Конкурс рисунков «Дети об Армии».

  • Конкурсная программа «А ну-ка, парни!» (9-10 класс)

  • Военно-спортивная игра «Зарничка».(3-4 класс)

  • Прохождение медицинского осмотра юношами приписного возраста в военкомате.

Март

  • Подготовка мероприятий ко Дню Победы:

  • Музыкально-литературная композиция о войне.

Апрель - май


  • Выпуск стенгазеты ко Дню Победы.



  • Спортивные соревнования, состязания посвящённые Дню Победы

  • Уроки мужества (все классы).

  • Митинг у обелиска павшим воинам с. Октябрьское 9 мая

  • Военно-полевые сборы.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории молодежи пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);

- принцип гуманизма (означает признание ценности человек как личности, его права, максимальное уважение );

- принцип сотрудничества (означает развитие умений жить в коллективе, решать творческие задачи, работать в команде);

- принцип здорового образа жизни (обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения);

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

-принцип преемственности, непрерывности;

- принцип духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации);

-принцип толерантности (обусловлен многонациональным составом народа Росси);

-принцип единства требований;

-принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции защиты Отечества.

Методологической основой военно-патриотического воспитания учащихся является учение о диалектике, которое раскрывает наиболее общие законы развития общества и мышления, способствует познанию закономерностей построения и применения педагогических влияний на конкретного человека, семью (социальную группу).

Ожидаемый результат. У школьников будут сформированы важнейшие социально значимые качества такие, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах , Отечеству.

Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением российского общества.

Мой основной принцип в работе с учащимися - «Исключительная самостоятельность, безукоризненная степень исполнительности, высочайший уровень ответственности и беззаветная любовь к Родине!». Так как именно в самостоятельной деятельности школьников, в системе собственных выборов проб и ошибок формируются прочные знания, умения и практические навыки, меняется отношение к окружающей действительности, постигается истина, достигается поставленная цель. В условиях специально разработанных и созданных мной, педагогических ситуаций («минная война», «военные ловушки», военизированные эстафеты, тактические учения и др.) у учащихся в полной мере проявляются и реализуются личностные и индивидуальные качества. Опыт показывает, что именно эти условия заключают в себе механизмы становления и самообразования позитивной личности. При конструировании педагогических ситуаций на протяжении многих лет использую как интерактивные методы, так и педагогические технологии, обеспечивающие целостность учебной деятельности, а именно:

  • технологию задачного подхода;

  • технологию учебного диалога (усвоение содержания в системе диалога, обеспечивающего общение, рефлексию, самореализацию);

  • технологию имитационных игр (имитация социально-ролевых игр; состязаний и др.);

В этих условиях приобретается личностный опыт школьника - индивида, осмысленный и осознанный опыт поведения в жизненной ситуации, который в дальнейшем позволяет принимать адекватные решения.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности школьников

Методы воспитания в отечественной педагогике достаточно разработаны, в связи с чем, мы за основу взяли классификацию методов разработанных в концепции воспитания академика И.П. Иванова.

Методы

Характеристика методов

Свойства методов

1.

Убеждения

Короткое разъяснение, рассказ-размышление,

убеждение на собственном опыте,

обсуждение собственного опыта и опыта других, спор, дискуссия, полемика.

Постановка подростка в позицию

полноправного участника процесса,

т.е. он не объект для применения

данных методов,

а субъект, сам принимает активное

участие в их использовании.

2.

Побуждения

Увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование, напоминание и др.

Формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству.

Разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют развитию всех сторон личности, становлению и развитию патриотической направленности личности.

3.

Приучения

Творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример.

На основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируются отношения к разным сторонам жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира. Воспитание личности через коллектив является сущностью социальной организацией детей.


Формы работы как условия создания педагогических ситуаций

в системе военно-патриотического воспитания

Отечество, Родина, Россия… Что произошло с нами, с огромной страной в последние 15-20 лет? Почему стало немодным говорить об интернационализме? Почему служба в армии стала не почетной обязанностью, а как наказание. Разве все позабыли, что историю великой державы, за которую мы так были горды, делали рука об руку украинец и казах, грузин и белорус, русский и чеченец?! Почему россияне, которым всегда, в любые времена были дороги в первую очередь Родина, Отечество, Россия, в какой-то исторический миг либо стесняться святого, на мой взгляд для всех ее народов качества патриотизма, встали на позиции такого глухого и бессердечного национализма, что удивляется вся Европа?! Нестабильная экономическая и социальная обстановка перестроечного времени привела к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению многих, в том числе национальных противоречий. А они в свою очередь провоцируют поиск виноватых, которыми проще считать представителей других национальностей, другого слоя общества, другого города, улицы, школы. Криминальные группировки, разного рода националистические партии типа «скинхедов», даже фашистские организации, о которых в стране больше всего пострадавшей от его варварства, по идее, должно быть запрещено говорить - вот реалии сегодняшней социальной обстановки в молодежной среде. И здесь не до высоконравственного российского патриотизма с его святым долгом служения своему народу, Отечеству, уважительного, терпимого отношения к другим, а самый настоящий шовинизм с идеей господства сильного над слабым.

Неправда считают некоторые. Но педагоги сельских школ знают, что такая проблема существует. Она обозначена четко и ясно: воспитание в наше нестабильное время, вопреки всем экономическим и социальным трудностям, настоящего Патриота великой страны России! Человека, знающего полную драматизма и великих свершений историю родного Отечества, гордого за достижения известных соотечественников, за причастность к богатейшей в мире культуре, способного правильно оценить произошедшее и происходящее в стране, готового служить не правителям, а своему народу, на его благо и процветание, а если потребуется, защитить суверенитет и независимость государства. Ибо он -Россиянин!

Я отношусь к категории практиков. Поэтому, имея воспитательную проблему, всегда стараюсь найти те средства работы с подростками, которые позволяют приблизиться в плотную к ее решению, приемлемые и понятные для ребят, а главное, эффективные для достижения главной цели.

В настоящее время очень часто можно услышать в среде педагогов такое, что ребят очень трудно чем -либо увлечь, заинтересовать чем- либо, что они безынициативны. Я с такой постановкой вопроса не согласен.

При решения данных проблем очень многое зависит от самого учителя. Учитель должен сам быть образцом для ребят, иметь авторитет среди детей, четко обосновать и поставить проблему перед детьми.

Не все, но большинство, или хотя бы половина ребят пойдет навстречу учителю.

В начале работы не нужно делать все в приказном порядке. Это потом придет, по истечении некоторого времени На начальном этапе нужно больше доверять ребятам. это очень поднимает авторитет ребят которым ты доверяешь. и что самое удивительное, ребята которые являются в школе самыми непослушными становятся моими первыми помощниками .Хотя многие педагоги предупреждают что им нельзя доверять, они подведут. В моей практике такого еще не было В дальнейшей работе ребята будут заниматься более осознанно и им уже не нужно будет повторять просьбы о том что нужно сделать. На переменах ребята будут стремиться зайти к вам в класс и будут изъявлять и предлагать свою помощь. А сколько идей они мне предлагали!Только успевай отвечать, можем мы сделать это или нет и почему.

Приведу пример из своей проверенной практики.

В начале сентября собираю ребят и ставлю перед ними проблему. Думаете ли вы служить в армии? Хотите ли вы быть здоровыми и сильными? Что нужно для этого сделать?

Перед тем как ответить на поставленные вопросы предлагаю ребятам проверить свою физическую подготовку. Сказать что все ребята ринулись проверять свою физическую подготовку было бы неправдой. Ребята шли на это с неохотой, так как прекрасно знали свои физические возможности, а это вызывало их стеснение и даже возможно боязнь. Проверка показывала что их физическая подготовка слабая. Что будем делать? Объясняю ребятам что если начнем заниматься с октября месяца то ваша физическая подготовка к февралю-марту месяца улучшится намного. алее объясняю свои требования, порядок работы. Занятия проводил три раза в неделю. После начала занятий некоторые родители при встрече стали интересоваться где пропадают их дети. Чем они занимаются в школе? Через полгода посоветовавшись с ребятами и чтобы успокоить всех родителей составили план проведения вечера. Даже при составлении плана возникали такие дискуссии, такие идеи как лучше провести это мероприятие, что ребят приходилось останавливать. Была предложена ребятами очень хорошая идея пригласить на вечер не просто родителей, а именно пап. На вечер собралось пап более 20 человек .У одного из ребят папа не пришел, он отказался выступать. Ему было очень обидно, что его папа не пришел.

Результат выступления ребят превзошел все мои ожидания. Ребята которые в начале занятий не могли подтянуться и одного раза творили просто чудеса. Подтягивались от 15 до 30 раз, выполняли выход силой на обе руки одновременно по 10-15 раз, подъем переворотом от 20 до30 раз, выполняли упражнения с гирями: толчок двух гирь от груди одновременно, рывок гири одной рукой, выполнение различных кувырков на матах, неполная разборка и сборка автомата, выполняли письменные задания по знанию знаменательных исторических событий, уставов. После окончания вечера перед родителями был поставлен вопрос, нужны ли их детям такие занятия? Продолжать их или нет? Вопрос отпал сам собою, и родители больше не задавали вопросов о том, где находятся их дети.

При улучшении физической подготовке ребят у них появляется уверенность в себе, проявляется большой интерес к армии к традициям в армии, интерес к истории государства, проявляется доброжелательность, уважение друг к другу. Что немаловажно, так как в нашей школе учатся дети других национальностей. Становиться меньше проблем с успеваемостью. Они становятся более ответственными в своих поступках, к выполнению различных поручений.

Казалось бы, причем здесь физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание.

Начну с того что, занятия с ребятами дисциплинирует самого учителя, так как ребята не любят фальши, обмана со стороны учителя. Дети смотрят и видят, как учитель относится к своему делу. Мы немного недооцениваем своих ребят в данных вопросах. Учитель, если назначил время, то должен прийти обязательно и точно по времен, если хочешь, чтобы дети ходили к тебе на занятие. Опоздай или не приди 2-3 раза, и все: можешь идти к руководству и докладывать, что дети не хотят заниматься. К сожалению, такое происходит довольно часто в школах. Строгий подход к каждому из детей или к сформировавшимся группам во время тренировок, контроль за выполнением заданий. Ежемесячно проводить прикидки по проверке их подготовки и указывать им, на что они должны обратить больше внимания. Нужно доверять детям, доверие учителя дисциплинирует ребят. Они становятся более ответственными, хорошими помощниками в проведении различных мероприятий с более младшими школьниками.

Ребята, которые занимались спортом, по выходе из стен школы продолжали заниматься им и при учебе в других учебных заведениях и достигали хороших спортивных результатов. Становились чемпионами в различных видах спорта, чемпионами Республики среди учебных заведений, в которых они обучались.

Хорошая физическая подготовка способствует хорошей службе в армии. Почти каждый из ребят, которые занимались спортом в школе, присылали письма из рядов российской армии с благодарностью о хорошей физической подготовке. Кстати, первые благодарности в большинстве случаев были получены ребятами во время службы в рядах российской армии за хорошую физическую подготовку.

В этом учебном году также набрана группа ребят в составе 20 человек, которые стремятся улучшить свою физическую подготовку. Первые результаты уже есть. Ребята, которые не могли подтянуться даже одного раза, на данном этапе делают это по несколько раз. Я доверяю своим ребятам, хотя некоторые учителя подходили и предупреждали, что доверять некоторым ребятам нельзя. Пока мой подход к ребятам меня не подводит.

Дети, которые занимаются спортом, начинают с большим интересом слушать лекции о героизме наших воинов в Великой Отечественной войне, используя при этом материал местного школьного музея, привожу примеры героизма наших солдат из прочитанных книг, о героизме солдат, служащих в горячих точках, при этом делаю упор на то, что это почти ваши сверстники. Особенно поучителен пример, связанный с фильмом «Грозовые ворота», и хотя современную молодежь ругают, что они не патриоты своей родины, именно этот фильм наглядно показывает, что в большинстве своем современная молодежь с чувством огромного долга, патриотизма, интернационализма выполняют свой воинский долг.

С большим интересом проводятся различные диспуты. Например, во время проведения диспута с учащимися 10-11 классов на тему «Служба в Армии - это…» возникли жаркие споры, где особенно резки в суждениях были девушки. Но в общем ребята сделали выводы и обосновали, почему необходимо обязательно служить в Армии. Чтобы получился хороший диспут, учитель должен быть сам хорошо подготовлен к данной теме дискуссии. В противном случае скорее всего у него ничего не получится. С интересом ребята слушают лекции на темы: «История развития стрелкового оружия», «История развития ВМФ» и другие темы. Причем некоторые темы, по которым ребята хотят услышать сообщения, называются ими самими.

Благоприятно сказывается на военно-патриотическом воспитании занятия стрелковым спортом. При выполнении стрельб все делается строго по командам. Это прививает у ребят дисциплинированность, внимательность, исполнительность, что в дальнейшем при службе в армии им это пригодится. Огневая подготовка в армии одна из основных дисциплин. А здесь ребята получают начальные азы которые необходимы при стрельбе, приобретают необходимые навыки.

Считаю, что очень много полезного в воспитании патриотизма, интернационализма, своеобразного войскового товарищества, закрепления веры в то, что ребята должны защищать рубежи своей Родины, чтобы наша Родина была свободной, независимой, сильной державой, чтобы ребята почувствовали частично, что такое армия военные сборы с юношами 10 класса. Хотя девушки высказывают большое неудовольствие по этому поводу. Почему только ребята?, а девушки? Большинство ребят с достоинством переносят непривычные для них условия проживания и здесь можно увидеть кто чего стоит. На сборах ребята впервые стреляют из боевого оружия. От этого у ребят надолго остается множество впечатлений. Ребята впервые держат в руках настоящее боевое оружие. Проводятся занятия по строевой подготовке, что также дисциплинирует сплачивает ребят. После прохождения военных сборов ребята с большим интересом изучают основы военного дела.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не спрашивай, что твоя Родина может сделать

для тебя, - спроси, что ты можешь

сделать для своей Родины.

Джон Кеннеди

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Особо стоит отметить направление «Я и моё Отечество», предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, смотр строя и песни, операция «Забота», встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, военнослужащими Российской Армии, войнами-афганцами, военно-спортивная игра «Зарница» для 7-8 классов, военно-спортивная игра «Орленок» для 9-10 классов.

В течение всего года традиционно в школе проводятся тематические выставки «Дети войны», «Дорогами Афганистана», встречи с ветеранами войны и труда, демобилизованными воинами.

Формирование патриота начинается в начальной школе:

проводятся конкурсы рисунков, викторины, военно-спортивные игры, культурно-массовые мероприятия, посвященные вооруженным силам Российской Федерации.

Все мероприятия, проводимые в школе, нравятся обучающимся, год от года количество участников увеличивается. Как результат, растет количество учеников , которые не боятся служить в армии и готовы связать свою жизнь с вооруженными войсками Российской Федерации.

Считаю, что все проводимые в школе мною мероприятия способствуют:

-улучшению в большинстве своем дисциплины, успеваемости;

-уменьшению воздействия вредных привычек;

-осознанному убеждению в том, что служба в армии -это не только Конституционный долг но и почетная обязанность

-укреплению интернациональной дружбы

-воспитанию дружбы;

-улучшению коммуникабельности ребят.

Сложившаяся система военно-патриотического воспитания помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно - патриотической деятельности учеников и всего педагогического коллектива школы.

Очень хотелось чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат: воспитывать гражданина - патриота своей страны

Мне кажется, это удалось и я на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

«Государство - это я!» изрёк когда-то французский монарх. У нас в России государство - это мы. Будем мы - будет и государство Российское. А для этого - те, кто стоит у государственного руля, должны обеспечить нашу безопасную жизнедеятельность, чтобы каждый учащийся знал, что есть такая профессия - Родину защищать! и что этой профессией за него никто другой овладевать не будет.

Защита страны - наше кровное дело,

Здесь каждый обязан себя проявить.

Что сделали предки, отцы наши, деды,

Должны мы для наших детей сохранить.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.

2 Пашкович А.П. Как воспитать патриота/ А.П. Пашкович. - : СПб: КАРО, 2009

3 Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. - М.,1991.

4 Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. - сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - (Развитие и воспитание дошкольника).

5 Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.

6 Никитин, Н. Биография патриотизма / Н. Никитин / / Патриот. - 2003. № 34.

7 Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. - Москва: Учитель, 2008.

8 Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова - 2003. - №6. - С 3-7.

9 Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.

10 Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский - М.: Молодая гвардия, 1980.


© 2010-2022