- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцев А.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2011
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум
Разработчики:
Сорокина Вера Дмитириевна
Рассмотрена
на заседании Методического Совета ГОУ СПО ЗМТ
Протокол №_____
От «___»____________2011г
Рекомендована Экспертным советом при Администрации Кемеровской области
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. условия реализации программы учебной дисциплины
11
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовке и повышении квалификации) и профессиональной подготовке работников по профессиям ОК (016-94): 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей», 18522 «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов», 19203 «Тракторист» при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
44
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
9
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме.
12
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04. Безопасность жизнедеятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
1
1
Существующая законодательная и нормативно-техническая база по чрезвычайным ситуациям (ЧС). Термины и определения. Классификация и признаки чрезвычайных ситуаций.
2
2
Этапы развития чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Ее организация и основные задачи.
2
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера
Содержание учебного материала
1
1
Причины аварий и катастроф на объектах строительства. Фазы развития ЧС. Радиационно опасные объекты. Основные опасности при авариях на радиационно опасных объектах. Контроль радиационной обстановки. Химически опасные объекты, основные способы хранения и транспортировки сильно действующих ядовитых веществ, и характеристика. Последствия аварий при различных способах хранения сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) на ХОО. Очаг химического поражения.
2
2
Классификация и опасные факторы пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров. Взрывы различной природы и их основные характеристики. Профилактика возникновения взрывов и пожаров.
Стихийные бедствия, виды, причины их возникновения, последствия.
3
Практические занятия
1
1
Моделирование ситуаций при которых необходимы умения организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме: «Природные чрезвычайные ситуации Кузбасса. Техногенные чрезвычайные ситуации Кузбасса 2000-2010гг.»
Тема 1.3. Чрезвычайные ситуации военного времени
Содержание учебного материала
1
1
Условия возникновения военных конфликтов и степень их опасности в современном мире. Современные средства ведения военных действий. Ядерное оружие, его поражающие факторы, зоны разрушения. Воздействие радиации на технические средства. Возможные поражения людей при ядерном взрыве.
2
2
Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. Зоны заражения и очаги поражения
3
Бактериологическое оружие. Другие средства поражения.
Практические занятия
1
1
Моделирование ситуаций при которых необходимы умения предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и в быту. Расчет доз ионизирующего облучения в чрезвычайной ситуации на зараженной территории.
Тема 1.4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
1
1
Понятие об устойчивости промышленного объекта в ЧС. Сущность устойчивости функционирования объектов и систем. Факторы, определяющие устойчивость. Оценка фактической устойчивости объекта в условиях чрезвычайных ситуаций
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме: «Современные средства ведения военных действий. Сущность устойчивости функционирования объектов и систем химической промышленности г. Кемерово».
Тема 1.5. Назначение и задачи гражданской обороны на объектах экономики
Содержание учебного материала
1
1
Задачи системы гражданской обороны промышленного объекта. Силы и средства, обеспечивающие безопасность объектов. Функции и задачи служб гражданской обороны (ГО) в условиях чрезвычайных ситуаций на предприятиях экономики.
Службы оповещений и связи. Медицинская, транспортная, противорадиационная и противохимическая служба защиты.
2
Тема 1.6. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
1
1
Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация, оборудование и системы обеспечения убежищ, противорадиационные укрытия, требования к ним. Строительство противорадиационных укрытий и их санитарно-техническое оборудование. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
2
Практические занятия
1
1
Практико-ориентированный семинар: Разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Моделирование ситуаций в которых необходимо использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения, а также применять первичные средства пожаротушения.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме «Функции и задачи служб гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций на предприятиях экономики Кузбасса. Защитные сооружения гражданской обороны на объектах экономики и их роль в условиях чрезвычайных ситуаций» (на примере ГОУ СПО КПТК).
Тема 1.7. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
1
1
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Основные виды аварийных работ на объектах экономики в связи с повреждением их в результате ЧС.
Эвакуация из опасных районов в мирное и военное время. Эвакуационные мероприятия. Особенности, других неотложных работ в условиях радиоактивного, химического, бактериологического заражения, при взрывах, пожарах и других ЧС.
2
Практические занятия
1
1
Моделирование ситуации при которых необходимо предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту
Раздел 2. Основы военной службы
Тема 2.1. Вооруженные силы Российской Федерации
Содержание учебного материала
4
1
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск, их характеристика. Функции и основные задачи современных ВС РФ. Другие войска, их состав и предназначение
3
2
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в том числе и которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО.
3
Самостоятельная работа обучающихся
2
Поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме: «Виды вооруженных сил, рода войск и их характеристики. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. История военных наград и символов воинской чести». (ОК4, ОК5, ОК6, ОК7)
Тема 2.2. Воинская обязанность
Содержание учебного материала
4
1
Организация воинского учета. Подготовка граждан к военной службе. Медицинское свидетельствование. Призыв на военную службу.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме: «Цели и задачи организации воинского учета. Особенности прохождения воинской службы по призыву и контракту».
Тема 2.3 Особенности военной службы
Содержание учебного материала
4
1
Правовые основы военной службы. Управление Вооруженными силами РФ. Общевоинские уставы ВС. Военная присяга. Прохождение военной службы по приказу и по контракту. Увольнение с воинской службы. Запас ВС. Военные сборы. Статус военнослужащих.
2
Практические занятия
2
1
Моделирование ситуаций в которых необходимы умения ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии.
Моделирование ситуаций в которых необходимы умения применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией.
Тема 2.4. Боевые традиции и символы воинской чести
Содержание учебного материала
2
1
Боевые традиции ВС. Боевое знамя как символ воинской чести. Военные ордена. Ритуалы ВС. Международная деятельность ВС России, военное сотрудничество.
2
Практические занятия
2
1
Моделирование ситуаций в которых необходимо применять владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1. Негативное воздействие вредных привычек на организм человека
Содержание учебного материала
1
1
Табачный дым, его компоненты. Влияние курения табака на состояние здоровья человека.
Другие вредные привычки (наркотики, алкоголизм).
2
Тема 3.2. Первая медицинская помощь
Содержание учебного материала
1
2
1
Первая медицинская помощь, основные понятия и термины. Первая помощь пострадавшим от механических повреждений. Первая помощь пострадавшим от химических и тепловых поражений. Первая помощь пострадавшим от действия электрического тока, обморожения и отравления. Основы реанимации.
Практические занятия
1
1
Оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Поиск и анализ актуальных материалов в Интернет-ресурсах по теме: «Оказание первой помощи при ранениях. Оказание первой помощи при отравлениях. Подбор средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи»
Всего:
44
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
плакаты к разделу 1,2,3;
видеоматериалы к разделу 1,2,3.
Технические средства обучения:
телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, дискис материалами профильного содержания.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учрежд. / А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. - 4-е изд., исправ. и перераб. - М.:АСТ,2006. - 384 с. - [Рекомендовано МО РФ]
-
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учрежд. / А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. - 4-е изд., исправ. и перераб. - М.:АСТ,2006. - 320 с. - [Рекомендовано МО РФ]
Дополнительные источники:
1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для сред. проф.образ. / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Г.В.Гуськов - 5-е изд.,стер. - М.: ИЦ «Академия»,2006. - 176 с. - [Допущено МО РФ]
2. Варющенко, С.Б. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст]: учебник для сред. проф. образ. / С.Б. Варющенко, В.С. Гостев, Н.М. Киршин. - М.:Академия,2006. - 320 с - [Допущено МО РФ]
Периодические издания и Интернет - ресурсы:
-
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : науч-метод. и информ.журн. / Учредитель коллектив редакции журнала. - 1996. - М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2005-Ежемес.
2. Безопасность жизнедеятельности - allbzhd.ru
3. БЖД - lpmaps.com
4. Безопасность.Образование.Человек [Электронный ресурс]:информационный портал ОБЖ и БЖД: все о безопасности жизнедеятельности. - Режим доступа: bezopasnost.edu66.ru
5. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: электронный учебник для учебных заведений СПО / В.Ю.Микрюков. - М.:КноРус, 2010. - 1 CD - диск, 12 см.
6. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебный мультимедийный компьютерный курс. - Саратов : Диполь: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2007. - 1 CD-ROM-диск, 12 см.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знание принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России
- экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
- экспертная оценка в процессе защиты самостоятельных работ
Знание основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
-оценка выполнения практических работ
Знание основ военной службы и обороны государства
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
-оценка выполнения самостоятельной работы
Знание задач и основных мероприятий гражданской обороны
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
Знание способов защиты населения от оружия массового поражения
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
-оценка выполнения практических работ
Знание мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
-оценка выполнения практических работ
Знание организации и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач
Знание основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО
-оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
-оценка выполнения самостоятельной работы
Знание области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач
Знание порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач
Умение организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
-оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач.
-экспертная оценка наблюдения во время выполнения практических работ
Умение предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту
-экспертная оценка уровня усвоения по результатам решения тестовых заданий, ситуативных задач
Умение использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения
-экспертная оценка наблюдения во время выполнения практических работ.
-оценка результатов выполнения практических работ
Умение применять первичные средства пожаротушения
-экспертная оценка наблюдения за ходом выполнения и оценка результатов выполнения практических работ
Умение ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии
-экспертная оценка уровня знаний по результатам проведения семинара
Применение профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией
-экспертная оценка уровня знаний по результатам проведения семинара
Владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
-экспертная оценка уровня знаний по результатам проведения семинара
Умение оказывать первую помощь пострадавшим
-самоанализ сформированности умений оказания первой помощи