Рабочая программа по ОБЖ для 7 класса

Рабочая программа составлена на основании программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» В. Н. Латчука, С. К. Миронова, С. Н. Вангородского для учащихся общеобразовательного   7  класса с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Для реализации программного содержания используется: С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательны...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА


Логиновой Елены Викторовны


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ


Основы безопасности жизнедеятельности


для общеобразовательного 7 Б класса


на 2014-2015 учебный год














Барнаул, 2014





Содержание программы:



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематическое планирование

  3. Методическое обеспечение учебного курса

  4. Лист внесения изменений






































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» В. Н. Латчука, С. К. Миронова, С. Н. Вангородского для учащихся общеобразовательного 7 класса с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Для реализации программного содержания используется:

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /- М.: Дрофа, 2010.

Латчук В. Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 класс»: - М.: Дрофа, 2010.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Цель:

Реализация Государственного стандарта среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

- освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусматривает изучение тем о правилах и средствах оказания первой медицинской помощи.

Раздел III «Основы здорового образа жизни» знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, правилами профилактики травматизма.

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5-х классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями.

Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ « О безопасности », который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность - причина опасности - последствие опасности - действие.

Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности - это событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности - негативное изменение, вызванное причиной. Действие - это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.

При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока, который учитель может использовать для закрепления знаний по наиболее сложным темам.

Межпредметные связи: Природоведение.

Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

- формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;

- изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;

- ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;

- освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;

- понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

- формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;

- самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;

- формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.

Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные и электронные пособия.

Содержание программы

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (22 ч)

Землетрясения и их характеристика. Происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.

Вулканы и их характеристика. Причины извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, сели, обвалы, лавины и их характеристика. Происхождение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. Ураганы, бури, смерчи и их характеристика. Происхождение ураганов, смерчей, бурь, причины их возникновения. Меры по снижению потерь от последствий ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча. Наводнения и их характеристика. Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений. Цунами и их характеристика. Происхождение цунами, причины их

возникновения и последствия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и последствия. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение лесного пожара в лесу. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера. Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населенных пунктах и на промышленных предприятиях. Сигнал - «Внимание всем!» Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору, о чрезвычайных ситуациях мирного времени. Обучение правилам эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8ч)

Перевязочные средства. Характеристика перевязочного материала. Отработка навыков наложения повязок на верхнюю конечность. Отработка навыков наложения повязок на нижнюю конечность.

Первая медицинская помощь при переломах. Транспортная иммобилизация. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Основы здорового образа жизни (4ч)

Режим труда и отдыха необходимое условие жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления и содержание режима дня.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.

  • Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала.

  • Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.

  • Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Должны:

знать/понимать

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

уметь

- действовать при возникновении лесного пожара и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- оказывать первую медицинскую помощь при переломах, кровотечениях;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на природе;

- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.






Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

К-во часов

Из них

Дата

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

Экскурсии

Безопасность и защита человека в среде обитания

Правила безопасного поведения в ЧС природного характера

1

Чрезвычайные ситуации природного характера

1





2

Происхождение и оценка землетрясений

1





3

Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь от землетрясений

1





4

Правила безопасного поведения при землетрясении

1





5

Вулканы. Последствия извержения вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов

1





6

Оползни, сели

1





7

Обвалы, снежные лавины

1





8

Последствия оползней, селей, обвалов, лавин. Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов, лавин

1





9

Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей

1





10

Последствия ураганов, бурь, смерчей. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей.

1





11

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей

1





12

Происхождение и виды наводнений

1





13

Последствия наводнений. Меры по уменьшению ущерба от наводнений

1





14

Правила безопасного поведения при угрозе во время наводнений

1





15

Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами.

1





16

Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами

1





17

Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров.

1





18

Последствия лесных и торфяных пожаров. Предупреждение лесных и торфяных пожаров

1





19

Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении

1





Психологические основы выживания в опасных и ЧС

20

Человек и стихия.

1





21

Характер и темперамент

1





22

Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия

1





Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

23

Повязки. Общая характеристика

1





24

Приемы наложения повязок на голову, грудь, область живота

1





25

Отработка практических навыков наложения повязок на руку

1





26

Отработка практических навыков наложения повязок на ногу

1





27-28

Правила оказания первой медицинской помощи при переломах

2





29-30

Способы переноски пострадавших

2





Основы здорового образа жизни

31

Режим - необходимое условие здорового образа жизни

1





32

Умственная и физическая работоспособность

1





33-34

Профилактика переутомления и содержание режима дня

2





35

Резерв

1






Итого

35












Методическое обеспечение учебного курса

1. Материалы планирования и программы.

В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс.

2. Учебники.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/С. Н. Вангородский, М. М. Кузнецов, В. Н. Латчук В. Н. Марков.- М.: Дрофа, 2010.

3. Методические и учебно-методические пособия.

  • Дурнев Р. А., Смирнов А. Т., формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5-11 классы: методическое пособие.- М.: Дрофа, 2009

  • Латчук В. Н., Миронов С. К., Мишин Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие.- М.: Дрофа, 2006.

  • Латчук В.Н., Марков В.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 класс. Методическое пособие

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. Дидактические материалы

4. Учебные наглядные пособия

Таблицы и плакаты по основам безопасности жизнедеятельности (М.: Дрофа, 2005):

  • Доврачебная помощь;

  • Индивидуальные средства защиты;

  • ЧС природного и техногенного характера;

  • Правила антитеррористического поведения;

  • Аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;

  • Правила противопожарной безопасности;

  • Правила дорожного движения






Лист внесения изменений


© 2010-2022