Программа элективного курса по ОБЖ

Программа элективного курса разработана на основе примерной программы факультативных занятий «Пожарная безопасность» с учащимися 9-10 классов общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к письму Департамента образования от 27 апреля 2007г. №03-898), авторского элективного курса «Школа выживания» (Каинов, А.Н., Волгоград: Учитель, 2009г.) В процессе изучения данного курса уча­щиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремаль­ные...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»






Рассмотрено Согласовано : Принято Утверждаю:

на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом директор МБОУ «СОШ №5»:

__________цикла по УВР _______ совете № _____ Н.А. Вартанян

Руководитель:_____

__________________ __________________ от ____________ _________________








ПРОГРАММА


элективного курса


по основам безопасности жизнедеятельности


для 10 класса


Учитель: Курчанова Т.В.






















Новомосковск, 2014

Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана на основе примерной программы факультативных занятий «Пожарная безопасность» с учащимися 9-10 классов общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к письму Департамента образования от 27 апреля 2007г. №03-898), авторского элективного курса «Школа выживания» (Каинов, А.Н., Волгоград: Учитель, 2009г.)

Программа элективного курса рассчитана на 35 учебных часов.

В процессе изучения данного курса уча­щиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремаль­ные и чрезвычайные ситуации.

Курс "Школа выживания" является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуаци­ях в его содержание входят аспекты различных знаний из пред­метов естественнонаучного цикла.

Направление курса развивающее. Прежде всего, он ориен­тирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи :

  • воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответствен­ного отношения к личному здоровью как индивидуальной и об­щественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безо­пасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обес­печивающих безопасное поведение человека в условиях опас­ных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и со­циального характера в современных условиях жизнедеятельно­сти;

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвы­чайных ситуациях.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обуче­ния в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности лич­ности.

Применяемые методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основными формами контроля являются: текущий контроль, тематический, практические задания. Итогом работы по данному курсу является написание реферата по одной из тем.

Содержание курса

Раздел 1 Пожарная безопасность (10 часов)

Понятие о процессе горения и пожаре. Общие сведения о горении. Условия процесса горения. Понятие о пожаре. Классификация и причины пожаров. Динамика развития пожара. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению.

Последствия пожаров. Поражающие факторы пожара и их характеристики.

Пожароопасные свойства веществ и материалов. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Понятие о возгорании, самовозгорании, воспламенении и самовоспламенении веществ и материалов. Классификация строительных материалов по пожарной опасности. Огнестойкость строительных

конструкций. Огнестойкость зданий и сооружений.

Огнетушащие средства. Характеристика современных огнетушащих средств. Вода и ее свойства. Пенные огнетушащие средства. Инертные разбавители. Хладоны

(фреоны). Комбинированные составы. Порошковые огнетушащие средства.

Аэрозольные огнетушащие составы.

Способы прекращения горения. Основные способы прекращения горения и механизм их действия. Охлаждение зоны горения. Разбавление реагирующих веществ. Химическое

торможение реакции сгорания. Изоляция реагирующих веществ от зоны

сгорания.

Первичные средства пожаротушения. Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители.

Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.

Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Пожарные автомобили, их классификация и назначение. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные автомобили. Вспомогательные пожарные автомобили. Основное пожарно-техническое вооружение, используемое для тушения пожаров, и его характеристика. Средства

индивидуальной защиты органов дыхания.

Действия и правила безопасного поведения при пожарах.

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила

безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе,

подвале). Правила безопасного поведения при возгорании электроприборов (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер). Правила безопасного поведения при пожаре в образовательном учреждении. Правила безопасного поведения при пожаре во время проведения массовых мероприятий в образовательных учреждениях. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Правила безопасного поведения при возгорании одежды на человеке.

Лесные пожары. Причины возникновения лесных пожаров, их профилактика. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.

Организация деятельности Государственной противопожарной

службы в Российской Федерации. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. История развития пожарной охраны в России.

Законодательство об организации пожарной охраны. Организация

деятельности и структура государственной противопожарной службы.

Организация государственного пожарного надзора и его

административно-правовая деятельность.

Противопожарный режим в образовательных учреждениях и в

быту. Содержание территории. Режимные требования к содержанию

территории. Содержание зданий, сооружений, помещений. Режимные

требования к содержанию зданий и помещений в образовательных

учреждениях и в быту.

Режимные мероприятия при эксплуатации систем отопления,

вентиляции и кондиционирования воздуха. Основные причины пожаров от

электрического тока. Требования правил пожарной безопасности к

электроустановкам.

Противопожарные мероприятия при проведении строительно-монтажных

работ. Противопожарные мероприятия при проведении огневых работ.

Противопожарный режим при хранении веществ и материалов.

Раздел 2 Автономное существование (15 часов)

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана дей­ствия.

Ориентирование на местности с помощью компаса, опре­деление азимута, ориентирование по звездам, по природным яв­лениям. Определение времени суток. Подача сигналов бедствия.

Оборудование жилища. Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года.

Добывание огня. Способы добывания огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Боеприпасы и порох». Виды костров, разведение огня, поддержание огня.

Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах.

Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.

Добывание еды в тундре, лесу. Приготовление пищи без кухонной посуды.

Добывание еды в степи, лесостепи, приготовление пищи.

Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.

Оказание первой медицинской помощи и самопомощи. Транспортировка пострадавших.

Лекарственные растения и способы их применения. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 3 Чрезвычайные ситуации природного характера (4 часа)

Природные ЧС геофизического и геологического характера и правила безопасности при них.

Природные ЧС метеорологического и гидрологического характера и правила безопасности при них.

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.

Раздел 4 Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (4 часа)

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влия­ние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости чело­века к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содер­жание. Место идеомоторной тренировки при обучении прави­лам поведения в жизнеопасных ситуациях. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содер­жание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

№ п/п

Наименование раздела /Тема урока

№ урока в разделе

Примечание

Раздел 1 Пожарная безопасность (9 часов).

1

Понятие о процессе горения и пожаре.

1

2

Пожароопасные свойства веществ и

материалов.

2

3

Огнетушащие средства.

3

4

Способы прекращения горения.

4

5

Первичные средства пожаротушения.

5

6

Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

6

7

Действия и правила безопасного поведения

при пожарах.

7

8

Лесные пожары. Причины возникновения лесных пожаров, их профилактика. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.

8

9

Организация деятельности Государственной

противопожарной службы в Российской Федерации.

9

10

Основы обеспечения противопожарной защиты в образовательных учреждениях и в быту.

10

Раздел 2 Автономное существование (17 часов)

11

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования.


12

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана дей­ствия.


13

Ориентирование на местности с помощью компаса, опре­деление азимута


14

Ориентирование по звездам, по природным яв­лениям.


15

Определение времени суток.


16

Подача сигналов бедствия.


17

Оборудование жилища. Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года.


18

Добывание огня. Способы добывания огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Боеприпасы и порох».


19

Виды костров, разведение огня, поддержание огня.


20

Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах.


21

Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.


22

Добывание еды в тундре, лесу. Приготовление пищи без кухонной посуды.


23

Добывание еды в степи, лесостепи, приготовление пищи.


24

Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.


25

Оказание первой медицинской помощи и самопомощи.


26

Транспортировка пострадавших.


27

Лекарственные растения и способы их применения. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.


Раздел 3 Чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа)

28

Природные ЧС геофизического и геологического характера и правила безопасности при них.


29

Природные ЧС метеорологического и гидрологического характера и правила безопасности при них.

2

30

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.

3

Раздел 4 Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (4 часа)

31

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влия­ние стресса на поведение человека


32

Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости чело­века к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.


33

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содер­жание. Место идеомоторной тренировки при обучении прави­лам поведения в жизнеопасных ситуациях.


34

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содер­жание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.


35

Итоговое занятие.


Используемая литература

  1. Волович, В.Г. Академия выживания / В.Г. Волович.- М.: Толк,1995.

  2. Голиков , В.Е., Учебное пособие по темам основ безопасности жизнедеятельности для VII классов средней школы / В.Е. Голиков, В.И.Четвериков, Ф.П. Конельский и др. - Тула, 1995.

  3. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. - М.: Зеркало,1994.

  4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А.Т. Алтунина. - М.: Воениздат,1982.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: сборник элективных курсов / авт.- сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова, Е.Г. Хаустова.- Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Петров, С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С. В. Петров, В. Г. Бубнов. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.

  7. Скрипник, Л. Ю. Пожарная безопасность в школе : методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. - М. : Айрис-пресс, 2004.

  8. Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

  9. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.


© 2010-2022