- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа элективного курса по ОБЖ
Программа элективного курса по ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курчанова Т.В. |
Дата | 14.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено Согласовано : Принято Утверждаю:
на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом директор МБОУ «СОШ №5»:
__________цикла по УВР _______ совете № _____ Н.А. Вартанян
Руководитель:_____
__________________ __________________ от ____________ _________________
ПРОГРАММА
элективного курса
по основам безопасности жизнедеятельности
для 10 класса
Учитель: Курчанова Т.В.
Новомосковск, 2014
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана на основе примерной программы факультативных занятий «Пожарная безопасность» с учащимися 9-10 классов общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к письму Департамента образования от 27 апреля 2007г. №03-898), авторского элективного курса «Школа выживания» (Каинов, А.Н., Волгоград: Учитель, 2009г.)
Программа элективного курса рассчитана на 35 учебных часов.
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации.
Курс "Школа выживания" является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла.
Направление курса развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.
В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи :
-
воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
-
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
-
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Применяемые методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основными формами контроля являются: текущий контроль, тематический, практические задания. Итогом работы по данному курсу является написание реферата по одной из тем.
Содержание курса
Раздел 1 Пожарная безопасность (10 часов)
Понятие о процессе горения и пожаре. Общие сведения о горении. Условия процесса горения. Понятие о пожаре. Классификация и причины пожаров. Динамика развития пожара. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению.
Последствия пожаров. Поражающие факторы пожара и их характеристики.
Пожароопасные свойства веществ и материалов. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Понятие о возгорании, самовозгорании, воспламенении и самовоспламенении веществ и материалов. Классификация строительных материалов по пожарной опасности. Огнестойкость строительных
конструкций. Огнестойкость зданий и сооружений.
Огнетушащие средства. Характеристика современных огнетушащих средств. Вода и ее свойства. Пенные огнетушащие средства. Инертные разбавители. Хладоны
(фреоны). Комбинированные составы. Порошковые огнетушащие средства.
Аэрозольные огнетушащие составы.
Способы прекращения горения. Основные способы прекращения горения и механизм их действия. Охлаждение зоны горения. Разбавление реагирующих веществ. Химическое
торможение реакции сгорания. Изоляция реагирующих веществ от зоны
сгорания.
Первичные средства пожаротушения. Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители.
Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Пожарные автомобили, их классификация и назначение. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные автомобили. Вспомогательные пожарные автомобили. Основное пожарно-техническое вооружение, используемое для тушения пожаров, и его характеристика. Средства
индивидуальной защиты органов дыхания.
Действия и правила безопасного поведения при пожарах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила
безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе,
подвале). Правила безопасного поведения при возгорании электроприборов (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер). Правила безопасного поведения при пожаре в образовательном учреждении. Правила безопасного поведения при пожаре во время проведения массовых мероприятий в образовательных учреждениях. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Правила безопасного поведения при возгорании одежды на человеке.
Лесные пожары. Причины возникновения лесных пожаров, их профилактика. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Организация деятельности Государственной противопожарной
службы в Российской Федерации. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. История развития пожарной охраны в России.
Законодательство об организации пожарной охраны. Организация
деятельности и структура государственной противопожарной службы.
Организация государственного пожарного надзора и его
административно-правовая деятельность.
Противопожарный режим в образовательных учреждениях и в
быту. Содержание территории. Режимные требования к содержанию
территории. Содержание зданий, сооружений, помещений. Режимные
требования к содержанию зданий и помещений в образовательных
учреждениях и в быту.
Режимные мероприятия при эксплуатации систем отопления,
вентиляции и кондиционирования воздуха. Основные причины пожаров от
электрического тока. Требования правил пожарной безопасности к
электроустановкам.
Противопожарные мероприятия при проведении строительно-монтажных
работ. Противопожарные мероприятия при проведении огневых работ.
Противопожарный режим при хранении веществ и материалов.
Раздел 2 Автономное существование (15 часов)
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.
Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям. Определение времени суток. Подача сигналов бедствия.
Оборудование жилища. Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года.
Добывание огня. Способы добывания огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Боеприпасы и порох». Виды костров, разведение огня, поддержание огня.
Питание в условиях автономного существования в различных регионах.
Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.
Добывание еды в тундре, лесу. Приготовление пищи без кухонной посуды.
Добывание еды в степи, лесостепи, приготовление пищи.
Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.
Оказание первой медицинской помощи и самопомощи. Транспортировка пострадавших.
Лекарственные растения и способы их применения. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Раздел 3 Чрезвычайные ситуации природного характера (4 часа)
Природные ЧС геофизического и геологического характера и правила безопасности при них.
Природные ЧС метеорологического и гидрологического характера и правила безопасности при них.
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел 4 Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (4 часа)
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
№ п/п
Наименование раздела /Тема урока
№ урока в разделе
Примечание
Раздел 1 Пожарная безопасность (9 часов).
1
Понятие о процессе горения и пожаре.
1
2
Пожароопасные свойства веществ и
материалов.
2
3
Огнетушащие средства.
3
4
Способы прекращения горения.
4
5
Первичные средства пожаротушения.
5
6
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
6
7
Действия и правила безопасного поведения
при пожарах.
7
8
Лесные пожары. Причины возникновения лесных пожаров, их профилактика. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
8
9
Организация деятельности Государственной
противопожарной службы в Российской Федерации.
9
10
Основы обеспечения противопожарной защиты в образовательных учреждениях и в быту.
10
Раздел 2 Автономное существование (17 часов)
11
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
12
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.
13
Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута
14
Ориентирование по звездам, по природным явлениям.
15
Определение времени суток.
16
Подача сигналов бедствия.
17
Оборудование жилища. Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года.
18
Добывание огня. Способы добывания огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Боеприпасы и порох».
19
Виды костров, разведение огня, поддержание огня.
20
Питание в условиях автономного существования в различных регионах.
21
Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.
22
Добывание еды в тундре, лесу. Приготовление пищи без кухонной посуды.
23
Добывание еды в степи, лесостепи, приготовление пищи.
24
Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.
25
Оказание первой медицинской помощи и самопомощи.
26
Транспортировка пострадавших.
27
Лекарственные растения и способы их применения. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Раздел 3 Чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа)
28
Природные ЧС геофизического и геологического характера и правила безопасности при них.
29
Природные ЧС метеорологического и гидрологического характера и правила безопасности при них.
2
30
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
3
Раздел 4 Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (4 часа)
31
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека
32
Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
33
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
34
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
35
Итоговое занятие.
Используемая литература
-
Волович, В.Г. Академия выживания / В.Г. Волович.- М.: Толк,1995.
-
Голиков , В.Е., Учебное пособие по темам основ безопасности жизнедеятельности для VII классов средней школы / В.Е. Голиков, В.И.Четвериков, Ф.П. Конельский и др. - Тула, 1995.
-
Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. - М.: Зеркало,1994.
-
Гражданская оборона / под ред. генерала армии А.Т. Алтунина. - М.: Воениздат,1982.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: сборник элективных курсов / авт.- сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова, Е.Г. Хаустова.- Волгоград: Учитель, 2009.
-
Петров, С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С. В. Петров, В. Г. Бубнов. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.
-
Скрипник, Л. Ю. Пожарная безопасность в школе : методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. - М. : Айрис-пресс, 2004.
-
Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
-
Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.