• Преподавателю
  • ОБЖ
  • В помощь преподавателю ОБЖ Философия безопасности (Межпредметные связи - история, обществознание)

В помощь преподавателю ОБЖ Философия безопасности (Межпредметные связи - история, обществознание)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Философия безопасности


Тагир Гизатуллин

Философский подход к теории безопасности личности заложен древнегреческим мыслителем Сократом. В учении о добродетели человек рассматривается как главное действующее лицо бытия, а вечный поиск и познание истины ведут его к нравственному совершенствованию и сознательному отношению к жизни.

Платон в диалоге «Государство» анализируя вопросы происхождения государства, исследует соотношение личного, общественного и государственного. По его утверждению, государство создается, для того чтобы обеспечить безопасность общества и личности, и является результатом невозможности человека жить в одиночку. Оно, по мнению Платона, является социальной потребностью разумного человека в справедливости, а справедливость есть гарант безопасности, как высшее благо для людей. Государство выступает закономерным результатом развития человеческой цивилизации, как потребность человека в безопасности и защиты от внешних и внутренних угроз.

Платон, анализируя правовые и этические взаимоотношения граждан, как на уровне межличностных отношений, так и в правовом поле, пришел к выводу, что нарушение законов приводит к угрозе безопасности всех субъектов общества: личности, сословиям и государству. Опасности, которые представляют угрозу личности каждого члена социума, в конечном счете, представляют неминуемую угрозу обществу в целом. Нравственная природа личности, по Платону, является определяющей в системе безопасности человека, общества и государства. «Безопасность» определяется им такими категориями как «справедливость», «благо», «рассудительность», а понятие «опасность» отождествляется с негативными категориями, как «несправедливость», «зло».

Позднее Аристотель исследовал значение этических категорий в разрабатываемой теории государства. В стремлении к государственному общению есть инстинктивное, природное начало, стремление человека к безопасной жизнедеятельности, существованию и выживанию его как биологического вида. Демократическое устройство общества является наилучшим, ибо только оно не ведет к внутренним распрям; там, где средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан группировки и раздоры, менее подвержены распрям. Демократии в свою очередь пользуются большей в сравнении с олигархиями безопасностью. Таким образом, при анализе общественно-политического состояния общества Аристотель выдвигал на первый план вопросы безопасности государств, а уже затем общества и человека. Особое внимание в вопросах обеспечения безопасности, он уделяет практической деятельности самой личности.

Подводя итог рассмотрению вопроса безопасности личности в античной философии, необходимо отметить, что именно Сократ, Платон и Аристотель заложили теоретические и методологические основы теории и философии безопасности личности, которые актуальны и для сегодняшнего дня. Безопасность личности понимается ими как внутренняя, базовая потребность существования человека, а гроза безопасности личности ведет к угрозе общественной жизни и государства в целом. При этом безопасность личности рассматривается античными философами через призму этических категорий. Личностные качества человека, его интересы и потребности генетически взаимосвязаны с государственным устройством, следовательно, безопасность общества и государства находятся в прямой зависимости от нравственных качеств личности; безопасность человека это гармония отношений личности и общества. Человек, как общественное, политическое существо, несет полную ответственность за безопасность общества, государства в целом, и свою безопасность в частности. Философская категория «безопасность личности» выступает у Платона и Аристотеля критерием этической категории «добродетель», и гражданин, ведущий добродетельную жизнь, живет в безопасности и способствует безопасности социума и государства.

Нормативная модель поведения в философской системе Индии ориентирована на безусловное выполнение норм и правил определенного мироустройства и миропорядка. Безопасность человека обеспечивается принадлежностью к той или иной касте. Каких либо действий выходящих за пределы нормы, установки дхармы человек не имеет права предпринимать. Всё регламентировано заранее и свыше. Кастовая система жёстко детерминирует жизнь человека в обществе и государстве. Чтобы освободиться от опасностей и угроз реального бытия, человеку необходимо встать на путь самосовершенствования, вырваться из суеты повседневной жизни, встать на путь «Бодхисаттв»- путь «Просветления».

Философско-религиозная система, сложившаяся в Индии трактует безопасность личности как смирение и уход в себя от зла и угроз, существующих в обществе. Смысл жизнедеятельности человека в самосовершенствовании, в «просветлении», а значит, в познание смысла и безопасности жизни. Уход от зла и опасностей, страданий и несправедливости суетной мирской жизни общества, есть альтернатива невозможности изменить существующий миропорядок.

В философских школах и направлениях Китая, человеку необходимо встать на путь дао, который является естественным и безопасным по своей природе. Цель жизни человека возвращение к изначальной природе, простоте и естественности, вся жизнедеятельность человека должна быть посвящена самосовершенствованию и тогда исчезнут все пороки, зло и опасности этого общества. Монарх должен установить такое государственное устройство, которое было приемлемым для большинства подданных, сообразно естественной природе, в соответствии с благой силой - «де». Главный принцип «Дао-де цзина» это возвращение к естественности и простоте, упорядочение мира - дух ян управляет небом, а женский инь - землёй. Государство является частью правителя, управление основано на отеческой заботе императора, который заботится и поддерживает порядок во всём, и в обществе, и в Поднебесной. Человек сталкивается с угрозами и стихиями природы, носителем зла и опасности становятся сами люди. Вход из этого один - путь дао, привлекая в союз силу- де.

Противоположной концепции придерживается китайский мудрец Кун-цзы (Конфуций). Тема человека занимает главное место в учении философа. Личность, её духовная составляющая и насущные потребности, каждодневная жизнедеятельность человека являются ядром его философии. Основой благополучия и безопасности человека является человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность. Эти сущностные характеристики личности совершенного человека и характеризуют основу безопасной жизнедеятельности человека во взаимодействии с другими членами общества. Если Платон и Аристотель большое вынимание уделяют государственному устройству и его совершенствованию, то для Кун цзы приоритетом выступает - моральное совершенствование личности.

Моральный закон дао, вот основа благополучия и безопасности человека. Целью личности является достижение идеала «благородного мужа». Кун цзы выдвинул идеал «Жень», которое включает в себя человечность, гуманность и любовь к людям. Этот идеал должен воплощаться каждым человеком в отношениях друг к другу, в отношениях в семье, в отношении к государству. Идеал Кун цзы это нравственная жизнь человека сообразно с интересами общества. Зло и опасности земного бытия могут, преодолены созданием гармоничного общества и государства.

В оценке деятельности человека Н. Макиавелли отходит от религиозной подоплеки и детерминированнсти, государство учреждается для обуздания человеческого эгоизма, оно по существу дело рук человека и здесь нет божьего промысла. Большое значение в деятельности человека Макиавелли отдает «фортуне», она понимается им как необходимость или как судьба. Каково соотношение фортуны и свободной воли человека? Соотношение это представляется таким: «…судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Человек должен занимать активную жизненную позицию. Его фортуна в его руках « лучше быть смелым, чем осторожным», а судьба- «фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить её и пинать, так как она, как женщина, подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью её укрощают».

Способность к деятельности, воля, стремление добиться цели рассматриваются Н. Макиавелли в противовес религиозной средневековой концепции человека и предопределённости его деятельности свыше.

Заслуга Н. Макиавелли в том, что он видел предназначение государства не только в выражении интересов зажиточных горожан, но и в «общем, благе», выражавшем общенациональные интересы. В таком понимании жестокость и вероломство не самоцель, а средство достижения благополучия и безопасности всего общества. Н. Макиавелли принимает только ту жестокость, которая совершается во имя безопасности государства один раз. Государь больше к ней не возвращается и не желательно, чтобы жестокости разрастались в ходе правления, Макиавелли уверен, что насилие должно исправлять, а не разрушать.

В отличие от Н. Макиавелли, Т. Гоббс рассматривает жизнедеятельность человека как процесс чисто механический. Физические и духовные способности человека осуществляются автоматически так как « жизнь есть лишь движение членов», сердце- это пружина нервы- нити, а суставы- колёса, сообщающие движение всей машине человеческого тела. Т. Гоббс упрощенно рассматривал человека с позиций механистической антропологии, однако человек не просто природное тело, но и разумное существо, он действующее лицо морали и политики. В определении человека он исходит из эгоистичной природы личности, её стремлении к самосохранению, к безопасности. Люди от природы испытывают страх гнев, чувство опасности и прочие животные аффекты. Человек в своей деятельности руководствуется пользой и выгодой, исходит из любви к себе, а не ближнему. Человеческий интерес вот двигатель жизни общества и личности, разумность вот отличительная черта общественной жизни. Жизненная необходимость привела человечество к гражданскому, государственному состоянию.

Государство учреждается на основе общественного договора всех индивидов, оно возникает как ответ человека на опасности естественного состояния, как стремление к безопасности, как главному условию выживания и существования человека. Невыносимость естественного состояния, угрозы и опасности природной среды, инстинкт самосохранения, стремление к безопасности это необходимые условия для учреждения государственности. Категория «безопасность» у Т. Гоббса приобретает более совершенный научный характер. Он доказал объективную взаимосвязь безопасности государства и личности. Для Т. Гоббса состояние мира и безопасности немыслимо без сильного государства, тем самым необходимость общественного объединения, общественного договора это благо для человека, для его безопасности и выживания.

Ж.Ж. Руссо в «Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства между людьми» указывает: «Нет среди вас ни одного человека столь мало просвещенного, чтобы не знать, что там, где прекращается власть законов и сила защитников их, там не может быть ни для кого, ни безопасности, ни свободы». Безопасность личности напрямую связывается с законами государства и свободой граждан в обществе. Граждане ограничивают свою свободу, свои непомерные притязания во имя разумного эгоизма, заключив общественный договор, который должен гарантировать всему гражданскому обществу безопасную жизнедеятельность.

Стремление к безопасности Ж.Ж.Руссо обосновывает природной необходимостью и природной естественностью человека. Избегать страданий опасностей, несчастий, боли и голода заложено в человеке природой, инстинктом самосохранения. Человек естественное природное существо, выжил благодаря естественному отбору в дикой природе. Опасности природной среды обитания, инстинкт самосохранения и выживания, способность к совершенствованию, вот те факторы, которые привели к происхождению общества и законов. Раздел земли, возникновение права собственности поставили человека в состояние «один против всех», состояние при котором никто не чувствует себя в безопасности. К угрозам природного происхождения прибавились опасности социального характера. Человек безвозвратно уничтожил естественную свободу, навсегда установив закон собственности и неравенства.

Ж.Ж. Руссо увязывает проблему безопасности человека с проблемой функционирования общества. Объединение отдельных личностей происходит в нравственное и общественное целое, то есть государство, члены его соответственно, именуются гражданами, а вопросы безопасности личности, гражданского общества и государства в целом обеспечиваются не отдельным человеком в «войне всех против всех» (выражение Т. Гоббса), а цивилизованно, на основе права и закона.

Теорию разумного эгоизма поднимали в своих работах такие мыслители как Локк, Гоббс, Гроций. Человек, как природное существо, стремится к выживанию и самосохранению как вида и индивидуальности. Ему природой заложена потребность в безопасности. Избегать страдания, предупреждать опасности основаны на себялюбии, самом важном инстинкте человека - инстинкте самосохранения. Теория разумного эгоизма, позволяет глубже понять вопросы безопасности личности и вплотную подводят к выводу в том, что чувство безопасности и самосохранения заложены в нас природой, как внутренняя потребность человека.

Человек, его судьба, его предназначение в этом мире, сущность и смысл бытия также является важнейшей темой русской философии. Центральное место в философских изысканиях П. Я. Чаадаева занимает определение роли и места России в истории человеческой цивилизации. Неудовлетворённость состоянием прав человека, негодование существующим крепостным правом и монархическим режимом правления в России выразилось в поддержке революций в Европе 1848 г.

Опасности, и угрозы личности в России П. Я.Чаадаев связывал с отрывом России от просвещенного Запада, с другой стороны, как религиозный философ, он видел устранение угроз для человека в достижении Царства Божьего здесь, на земле. Положение дел с обеспечением безопасности и прав человека в России того времени характеризует судьба самого философа. Журнал, где было опубликовано « Философское письмо» запрещен, цензор уволен, редактор выслан в ссылку. Чаадаева официально объявили сумасшедшим. Могущество государства, сильная власть царя, энергичная воля монарха вот, по мнению Чаадаева главные составляющие величества России «…только в силу покорности стали мы великим народом». Гражданское общество, личность находятся под « глубоким воздействием власти, и почти никогда не встретите проявление общественной воли» Историческая заслуга П. Я. Чаадаева, заключается в том, что он поставил вопрос о роли человека в обществе, об её правах, гражданственности и тем самым разбудил общественную мысль.

Эгоизм, цинизм, рабство, продажность, жестокость людей и людишек вот основное зло русского общества, которое подвергается критике Ф. М. Достоевским. Духовно-нравственные искания личности, самосовершенствование человека, ответственность, долг, добро, рассудок, мораль вот основные пути гармонизации отношений человека и общества. Достоевский выдвинул на первый план ответственность самого человека не только за свою жизнь и безопасность, но и тезис о международной безопасности, о « всепримирении народов» с помощью России.

Теории безопасности личности получила дальнейшее развитие в трудах философов Вл. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Л. П. Корсавина внесших вклад в разработку нового мировоззрения человека его безопасности и безопасности общества и государства. Основным делом жизни Вл. С. Соловьёва и его творчества было разработка вопросов нравственной жизни личности, как идеала христианской философии, а именно совершенствование человека и мира, в котором он живет, преодолении эгоизма и себялюбия. Практическая цель философии Вл. С. Соловьёва это новый тип человека, воспитанного на идеалах христианской церкви, любви к ближнему и общечеловеческих ценностях. Такой человек, по нашему мнению, это личность безопасного типа поведения, которое достигается нравственным самовоспитанием личности. Огромную роль в этом отводит христианству и православию, как идейной базе совершенствования личности и общества. Человек разумное существо и его задача состоит в преодолении опасностей, зла и несовершенства мира и бытия.

Главной идеей философского творчества Н. А. Бердяева является идея свободного человека. Философия безопасность жизнедеятельности человека, его существования, его развития и творчества по Бердяеву в полной мере зависят от самой человеческой личности. Человек ответственен за добро и зло на Планете, он становится источником зла, угроз и опасностей. От его деятельности или бездеятельности зависит безопасное существование, жизнь и процветание личности, семьи, общества, государств и народов. Бердяев в своем творчестве задумывается и ставит вопрос о судьбе человеческой цивилизации, угрозах и опасностях которые ей грозят.

В «Судьбе человека в современном мире», раскрывая первоистоки современного кризиса, Н. А. Бердяев подчеркивает, что вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, которая антирелигиозна и антиперсоналистична. Вместо образа и подобия Божия, человек становится образом и подобием бездушной машины, заложником механической цивилизации, глубоко противоположной всякой истинной культуре. Цивилизация, по мнению Н. А. Бердяева, развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить царство человека над природой, но эти технические силы властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу

Глобальное потепление на Планете, изменение климата и погоды, природные катастрофы, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации естественного природного, экологического и техногенного происхождения, вызванные деятельностью человека, стали реальной опасностью для цивилизации. Тщательно и подробно исследует ученый важнейшую проблему философской антропологии - отграничение понятий «человек» - «личность» - « индивидуальность». « Учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности. Бердяев не допускает примата общества над личностью, она не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности. Он исходит от духовной ценности каждого человека, потому что он свободный дух, личность. Человек как личность имеет большую ценность, чем общество, нация или государство.

Следовательно, безопасность личности имеет большую ценность чем, например, безопасность государства. Поэтому право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. В жизни государства, нации и общества обнаруживается демоническая сила, стремящаяся подчинить личность человека и превратить его просто в орудие своих собственных целей.

Л. П. Карсавин в своих трудах развивает идею всеединого, совершенного Человека. Каждый человек реализует себя, становясь личностью. Идея всеединого Человека это, по сути, идеал эмпирической безопасной личности. Концепция безопасности личности реализуется по Л. П. Карсавину в идее Всеединого Человека, которая есть цель и главное предназначение, судьба и главная характеристика личности. Личность понимается им в развитии, в котором некоторое целое постоянно изменяется, «постоянно становится качественно различным, тогда как становление происходит изнутри, из самого себя, а не через дополнения чем-то извне». Становление человеческой личности это процесс внутренний, глубоко интимный и зависящий всецело от самого человека.

Зло и опасности реального мира по С. Л. Франку это результат «плохого» эмпирического мира. Объяснить зло - значит, найти его основание, его смысл, т.е. оправдать его. «Но это противоречит самой сущности зла», как тому, «чему не следовало быть». Отсюда «единственно правильное отношение к злу заключается в том, чтобы отвергнуть его, устранить его и, конечно не объяснять его». Источник опасности личности Франк видит в самом человеке. Самоутверждение и гордость сопровождаются ненасытной алчностью и вожделением. Отсюда следует борьба всех против всех, грабёж, убийство и самоубийство, «адские муки земного существования»

В своих трудах «Смысл жизни» и «Духовные основы общества», С. Л. Франк вкладывает в философскую категорию «смысл жизни» абсолютную ценность и безопасность личности. Развивая и обосновывая смысл и безопасность жизни человека, философ подчеркивает, или жизнь в целом имеет смысл - тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и для каждого живого человека, сейчас, теперь же, совершенно или же этого нет, и жизнь, наша нынешняя жизнь, бессмысленная - и тогда нет спасения от бессмыслицы, и всё грядущее блаженство мира не искупает и не в силах искупить её. Осмысленность и цельность жизни человека мыслится философом только на безопасной основе. Безопасность личности по С. Л. Франку есть высшее и абсолютное благо и абсолютное начало бытия. Обеспечение безопасности видится философом в осмысленности жизни личности, требованиями души и «…служении высшему и абсолютному благу».Философия безопасности личности не только во внешних условиях существования и жизнедеятельности человека, но также и в равновесии его с внутренним духовным бытием. Более того, это равновесие, по Франку, есть основа человеческой жизни. Где это равновесие окончательно нарушено и двуединство перестает быть основой человеческой жизни, там наступает умирание и омертвление человека как личности.

Сравнительный анализ философии безопасности позволяет утверждать, что обзор философской, исторической и социологической литературы по исследуемой проблеме показал, огромный интерес мыслителей древности и современных исследователей к философии безопасности. Философские системы Древней Греции, Востока и России при всей своей индивидуальности и оригинальности философских построений теории безопасности личности, общества и государства, имеют общие подходы, а именно - безопасность жизнедеятельности личности основывается на гуманистических, нравственных моральных качествах личности и общества; отождествляются с благополучием, добродетелью, справедливостью. Представители различных философских течений рассматривают безопасность как главную составляющую бытия, существования и жизнедеятельности человека. С момента своего возникновения философия (а вслед за ней и социология) поставили основной темой своего исследования - проблему человека, его жизни, деятельности и безопасности. Философы Европейской и Восточной школ заложили основополагающие концепции философии безопасности государства, общества и личности. Весомый вклад в разработку философии безопасности внесли мыслители Русской философской мысли.




© 2010-2022