Рабочая программа кружка Школа безопасности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по развивающему курсу «Школа безопасности» для 5-х классов составлена, на основе комплексной программы: «Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» для учителей общеобразовательных учреждений, под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: « Просвещение», 2011год.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Цель программы:

• Познакомить обучающихся с опасностями, которые могут произойти с человеком в жилище, транспорте, на дороге.

• Учить безопасному поведению в доме, общественных местах, правильным действиям при возникновении ЧС.

• Воспитывать ответственность за свои поступки, личное имущество, заботу о своем здоровье, способность прийти на помощь.

Задачи программы:

В ходе изучения курса, обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Образовательные:
• способствовать формированию знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

Воспитательные:
• воспитать у обучаемых чувство ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;

Развивающие:
• развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающие безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Новизна программы «Школа безопасности» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим курсом, предъявляя посильные требования в процессе обучения.

Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека изучаемые в курсе ОБЖ;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Занятия внеурочной деятельности проходят в форме урока-беседы, экскурсии, практических занятий, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности района. Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю для учащихся 5-8 классов.

В результате внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы УУД:

1 год обучения

познавательные УУД

- использовать общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

коммуникативные УУД

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

регулятивные УУД

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

2 год обучения

познавательные УУД

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

коммуникативные УУД

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

регулятивные УУД

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

3 год обучения

познавательные УУД

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

коммуникативные УУД

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

регулятивные УУД

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Предметом итоговой оценки является результативное участие в конкурсах различного уровня, а так же способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе:

• Системы знаний и представлений об основах безопасного образа жизни;

• Обобщённых способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

• Коммуникативных и информационных умений.

Итоговая оценка складывается из двух составляющих:

1. результаты промежуточной аттестации учащихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.

2. результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» желательно наличие:

• игровой комнаты;

• прогулочной площадки;

• учебного кабинета;

• оборудованного аудио и видео аппаратурой и ПК;

• спортивного и игрового инвентаря;

• аудио и видео диски соответствующей тематики;

• детские энциклопедии;

• возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

Список литературы для учителя

1.Смирнов А.Т. Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для учащихся 5- 9 классов ОУ. Издательство М.,«Просвещение», 2009

2.ОБЖ: 5 - 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007 г.

3.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2009

4. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 5 - 11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., «Просвещение» 2011 год

5. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

6.ОБЖ. 5 - 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

7.Региональная образовательная программа «ОЗОЖ» 5- 11 классы, КИЦ « Саратовтелефильм» - « Добродея» 2008

Список литературы для учащихся

1.Смирнов А.Т. Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для учащихся 5- 9 классов ОУ. Издательство М.,«Просвещение», 2009

2. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

3. ОБЖ. 5 - 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Тема

кол-во часов

Решаемые проблемы

Универсальные учебные действия (УУД)



Личностные результаты

Дата проведения

план

факт

Опасные ситуации природного характера

1

Погода и её основные показатели.

1

Дать определение - погода. Изучить правила безопасного поведения во время природных явлений.

Познавательные:

- использовать общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; способность оценивать свои действия



2

Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель)

1

Познакомить с основными природными явлениями



3

Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

1

Познакомить с правилами безопасности во время гололеда; грозы, метели



4

Водоёмы в черте города.

1

Познакомить с понятием - водоемы.

Усвоение правил безопасного поведения на водоёмах.



5

Состояние водоёмов в различное время года.

1

Познакомить о состоянии водоемов в различное время года



6

Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года

1

Сформировать представление о безопасном поведении в случае опасной ситуации на водоеме, на водном транспорте, на льду.



Опасные ситуации техногенного характера

7

Основные правила пожарной безопасности

1

Познакомить с поражающими факторами, причинами и последствиями пожаров.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

Познавательные:

- использовать общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Усвоение правил безопасного поведения при пожаре.



Усвоение правил безопасного поведения во время различных чрезвычайных ситуаций природного характера.



8

Пожар в жилище и причины его возникновения.

1

Познакомить с причинами возникновения пожара



9

Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище.

1

Изучить правила безопасного поведения при пожаре в доме; способы эвакуации из горящего здания



10

Личная безопасность при пожаре.

1

Изучить правила личной безопасности при пожаре



11

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни.

1

Изучить опасные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни



12

Общие правила безопасного поведения в быту.

1

Формировать умение действовать при угрозе и во время опасных ситуаций в жилище.

Усвоение правил безопасного поведения в быту



13

Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии.

1

Познакомить с правилами безопасного обращения с бытовыми приборами, бытовым газом

Усвоение правил безопасного обращения с бытовыми приборами, бытовым газом



14

Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

1

Познакомить с правилами безопасности при работе с инструментами и компьютером

Усвоение правил безопасности при работе с инструментами и компьютером



15

Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

1

Сформировать представление о значении занятий физической культурой, профилактика травм при занятиях

Формирование понимания ценности здорового образа жизни



Опасные ситуации социального характера

16

Правила безопасного поведения в школе и дома

1

Познакомить с правилами безопасного поведения в школе, дома

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Усвоение правил безопасного поведения в школе и дома.



17

Криминальные ситуации в городе.

1

Изучить криминогенные ситуации, возникающие на улице.

Усвоение правил безопасного поведения на улице.



18

Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми, и профилактика возникновения криминальной ситуации.

1

Повторить правила поведения на улице, дома, при встрече с незнакомыми людьми. Формировать знания о соблюдении правил поведения в криминальных ситуациях.

Формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.



19

Правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона.

1

Формировать знания о правилах безопасного поведения дома



20

Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

1

Формировать знания о правилах защиты своего жилища от злоумышленников; о правилах безопасного поведения с незнакомым человеком.



21

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей.

1

Правила безопасного поведения на улице. Знание своего города

Усвоение правил безопасного поведения на дороге.



22

Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности).

1

Формировать умение предвидеть и избегать опасные ситуации, умение выбрать безопасный маршрут движения

Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон



23

Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

1

Формировать умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе

Усвоение правил безопасного поведения в общественных местах.



Дорожно-транспортная безопасность

24

Дорога и участники дорожного движения. Азбука дорожной безопасности.

1

Познакомить с участниками дорожного движения, их правами и обязанностями.

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Усвоить правила дорожного движения



25

История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта.

1

Познакомить с историей появления колеса, дорог, автомобиля, с видами современного транспорта

Усвоить виды современного транспорта историю появления автомобиля



26

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль.

1

Научить правилам безопасного поведения на улицах, дорогах, автомагистралях

Усвоение правил безопасного поведения на улице.



27

Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД.

1

Познакомить с понятием -пешеход. Формировать знания об обязанностях пешехода; о правилах перехода дороги, улицы.

Усвоить правила дорожного движения, правила поведения участников дорожного движения



28

Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами.

1

Познакомить с правилами безопасного поведения при пользовании транспортными средствами.

Усвоить основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами



29

Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

1

Познакомить с дорожными знаками, основными причинами транспортных происшествий.

Усвоить дорожные знаки, причины возникновения ДТП



Подготовка к активному отдыху на природе

30

Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств.

1

Познакомить с понятием - природа и человек.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

Познавательные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Формирование понимания ценности здорового образа жизни



31

Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

1

Познакомить с активным отдыхом на природе и о необходимости подготовки к нему.

Формирование понимания о необходимости активного отдыха



32

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.

1

Познакомить со способами определения сторон горизонта и ориентированием на местности.

Формирование понимания о необходимости ориентирование на местности



33

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Практика

1



34

Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

1

Формировать умение определения своего места нахождения и направления движения

Формирование понимания о необходимости определения своего места нахождения на местности, подготовка к выходу на природу, порядок движения по маршруту



35

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

1

Познакомить с порядком движения по маршруту.




ИТОГО:

35 часов





© 2010-2022