- Преподавателю
- ОБЖ
- Разработка урока по ОБЖ Через гуманизм к миру
Разработка урока по ОБЖ Через гуманизм к миру
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Старченко Н.Н. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
ОКРУГА МУРОМ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок по Основам Безопасности Жизнедеятельности
По теме: «Через гуманизм - к миру!»
Разработала:
Преподаватель-
организатор ОБЖ
средней школы №15
Старченко Н.Н.
Муром, 2007
«Через гуманизм - к миру»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
-
Образовательные:
-
Сформировать у учащихся представление о Праве войны, знаках отличия Международного Комитета Красного Креста;
-
Расширить знания учащихся о МГП в рамках предмета ОБЖ, о видах нарушений правил ведения войны, за которые привлекают к ответственности.
-
-
Развивающие:
-
Развить умение работать с дополнительными источниками информации, анализировать информацию, выделять главное;
-
Развить у учащихся чувства долга, гуманного отношения к людям, повысить уровень патриотического воспитания;
-
Развить речь, умение делать выводы, выделять цели и способы деятельности;
-
Развить умения и навыки выступления перед аудиторией.
-
-
Воспитательные:
-
Воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям;
-
Воспитывать умение высказывать своё мнение, прислушиваться к чужому, работать коллективно, способность придерживаться принятых норм поведения;
-
Повышение формирования интереса к учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
-
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеоматериал, экран, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Предлагаю ситуацию для дальнейшего обсуждения:
(учащийся рассказывает ситуацию)
« Я миротворец К.К. Со мной произошел следующий случай.
Командующий оккупационными войсками разрешил мне подобрать и оказать помощь раненым, находящимся на оккупированной территории, используя при этом эмблему КК. Во время первой из спасательных операций я обнаружил среди пострадавших легко раненого военнослужащего вооруженных сил. Он заявил, что симулирует ранение для того, чтобы продолжать борьбу в тылу врага. Он попросил меня наложить толстую повязку, чтобы скрыть истинное состояние, отнести его на носилках в безопасное место и, наконец, помочь вернуть ему оружие. Я ему отказал в этой просьбе.
У меня к вам вопрос: как вы думаете, правильно ли я поступил и нормами какого права я руководствовался?»
(Миротворец поступил правильно. Он действовал под эгидой МККК, а главные принципы комитета - гуманность, нейтральность и беспристрастность. Миротворец должен способствовать прекращению, а не распространению военных действий, и действовал он на основе норм МГП.)
Спасибо за ответ.
Исходя из данной ситуации, попробуем определить тему и цели сегодняшнего урока.
(Так как в этой ситуации говорилось о МГП, о МККК, о «праве войны», то мы сегодня опять будем говорить о МГП и о гуманном отношении к людям…)
Тема урока: «Через гуманизм - к миру!»
Цели урока:
1. Расширить знания о МГП в рамках предмета ОБЖ, о видах нарушений правил ведения войны, за которые привлекают к ответственности.
2. Развить умение работать с дополнительными источниками информации, анализировать информацию, выделять главное.
3. Воспитывать гуманное отношение к людям.
И сегодня на уроке мы постараемся с вами ответить на вопрос: «Совместимы ли понятия «Право» и «Война» и актуальна ли эта проблема сегодня?»
Я предлагаю вам вспомнить ключевые понятия МГП.
1. Что такое право? (Совокупность правил и норм поведения человека в обществе, которые устанавливает и охраняет государственная власть.)
2. Что такое война? (Организованная вооруженная борьба между самостоятельными независимыми суверенными государствами. Если между ними идут боевые действия, а состояние войны при этом не объявляется, то говорят о вооруженном конфликте. Конфликт является немеждународным, когда на территории какого-либо одного государства происходит столкновение между правительственными войсками и оппозиционными организационными вооруженными группами, находящимися под ответственным командованием и контролирующими часть территории.)
3. Что такое «право войны»? (Совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения.)
4. Какие источники права войны вам известны? (Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооруженных конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших); о защите гражданского населения; об отношении к медицинским службам и Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета.)
5. Вспомните источники современного МГП? (4 Женевские конвенции 1949г. и 2 дополнительных протокола 1977г.1 конвенция «Защита раненых и больных из состава сухопутной армии», 2 конвенция «Защита раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение из состава ВС на море», 3 конвенция «Защита военнопленных», 4 конвенция «Защита гражданского населения во время войны», 1 протокол «Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов международного характера», 2 протокол «Дополнительная защита жертв немеждународного характера»)
Прошу обратить внимание на дополнительный материал и учебник стр.и ответить на следующие вопросы:
1группа: Перечислить запрещенные методы и средства ведения войны. (Запрещённые методы: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению; отдание приказа не оставлять никого в живых, угроза этим или ведение военных действий на этой основе; убийство или ранение сложивших оружие; использование не по назначению отличительных национальных и международных эмблем, сигналов, флагов; принуждение граждан противника принимать участие в военных действиях против их собственной страны; атаки незащищённых городов; разрушение памятников и других культурных ценностей. Запрещённые средства: удушающие, ядовитые и другие подобные им газы и жидкости; ядерное, бактериологическое, токсинное и химическое оружие; средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей; ведение военных действий, имеющие цель причинить ущерб природной среде; кроме того, против гражданского населения запрещено применять зажигательное оружие, мины-ловушки и устройства, схожие с безвредными на вид предметами, оружие, поражающее осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.)
2 группа: Кто является участниками военных действий? (комбатанты, парламентёры, медицинский и духовный персонал, персонал ГО, персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, персонал, участвующий в гуманитарных операциях, шпионы и наёмники.)
3 группа: Определите категорию лиц и объектов, находящихся под защитой МГП. (Раненые и больные, военнопленные, гражданское население, медицинский и духовный персонал, парламентёры, персонал, участвующий в гуманитарных операциях, персонал ГО, гражданские объекты, культурные ценности, установки и сооружения, содержащие опасные силы.)
4 группа: Назовите основные типы ограничения ведения военных действий в МГП (запрещается нападать на объекты и население, находящиеся под особой защитой; запрещается применять запрещенные методы и средства ведения войны; запрещается издевательство, насилие, запугивание, оскорбление и использование на работах, угрожающих здоровью военнопленных.)
(физкультминутка)
А сейчас вам будет предложен видеоматериал, просмотрев его, вы должны будете ответить на следующий вопрос: Кто пользуется международным правом на особую защиту, и какими знаками отличия они обозначаются? Пробуйте сами сформулировать рекомендации военнослужащим по отношению к объектам и населению, находящихся под особой защитой. (Военная гражданско-медицинская служба, духовный персонал (красный крест и полумесяц на белом фоне),
силы гражданской обороны (равносторонний темно-синий треугольник на оранжевом фоне), обозначенные культурные ценности под общей особой защитой (бело-голубой щит), установки и сооружения, содержащие опасные силы (ярко оранжевые круги на одной оси), парламентеры (белый флаг). Рекомендации военнослужащим: относись с уважением к лицам или объектам с этими знаками; не препятствовать этим лицам в работе; оставь указанные здания в неприкосновенности; не мешай передвижению транспорта с такими знаками).
Сформулируйте правила ведения боя. (Веди боевые действия только против комбатантов; нападай только на военные объекты; щади гражданское население и его имущество; не разрушай больше, чем того требует боевая задача; щади пленных; гуманно относись к больным и раненым; МГП предоставляет защиту тем, кто имеет специальные отличительные задачи и знаки.)
Обратимся еще к одному дополнительному источнику, лежащему у вас на партах и с помощью него попрошу вас ответить на вопрос: Какие нарушения норм права во время войны бывают, за которые предусматривается ответственность? (ст.355 УК РФ «Производство или распространение оружия массового поражения», лишение свободы на срок от 5 до 10 лет; ст.356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» ч.1 «Жестокое обращение с военными или гражданским населением, разграбление национального имущества» на срок до 20 лет; ч.2 «Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ» от 10 до 20 лет; ст.357 УК РФ «Геноцид» (действия, направленные на полное или частичное уничтожение этнической, расовой или религиозной группы) от 12 до 20 лет или пожизненным лишением свободы; ст.358 УК РФ «Экоцид» (массовое уничтожение растительного, животного мира, отравление атмосферы, а так же иные действия, способные вызвать экологическую катастрофу) от 12 до 20 лет)
Раз существуют нарушения норм МГП, еще раз вернемся к проблеме: «право и война» совместимы или нет.
На экране вашему вниманию представлено крылатое выражение.
« Все на войне противоречит понятию гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности».
О.Рюссбак
Давайте разделимся на «скептиков» и «оптимистов»
И я предлагаю вам высказать свое мнение по поводу совместимости понятий «Право и война».
А сейчас мне бы хотелось зажечь свечу, огонь тоже можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны - это пожар, разрушения, зло, слезы, а с другой стороны - это тепло, свет, надежда в будущем.
«Легче зажечь 1 маленькую свечу, чем клясть темноту».
Конфуций
Наш сегодняшний урок назывался «Через гуманизм - к миру!» Выделите, пожалуйста, главную идею сегодняшнего урока, что на уроке вы узнали нового? Что можете рассказать своим родным и друзьям.
Оценки за урок.
«Война - это слово зовущее к миру!»
И возвращаясь к началу урока, к ситуации с миротворцем, мне хотелось бы вам дать опережающее домашнее задание.
1.Найти материал о миротворческих операциях и о деятельности миротворцев.
2. Подготовиться к итоговому тестированию по теме урока.