Подготовка граждан по ОВС в сельских условиях (обмен опытом)

В целях эффективного функционирования системы патриотического воспитания в районе действует целевая районная программа «Патриотическое воспитание школьников», разработанная отделом образования на 2010-2015 годы. Целями данной программы являются: расширение работы по патриотическому воспитанию школьников на всех уровнях деятельности; повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом; совершенствование системы управления проц...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях Атнинского муниципального района Республики Татарстан


Зарипов Булат Абдулович, преподаватель - преподаватель высшей квалификационной категории по курсу "Основы военной службы"Кубянской средней школы Атнинского района Республики Татарстан, руководитель районного методобъединения.


Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание является особенно важным для становления подрастающего поколения и молодых граждан, так как именно оно закладывает основу единства и сплочённости общества, воспроизводства и развития трудового и интеллектуального потенциала страны, стремления к укреплению государства.

В целях эффективного функционирования системы патриотического воспитания в Атнинском муниципальном районе действует целевая районная программа «Патриотическое воспитание школьников», разработанная отделом образования исполкома Атнинского муниципального района на 2010-2015 годы. Целями данной программы являются: расширение работы по патриотическому воспитанию школьников на всех уровнях деятельности; повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом; совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания; создание условий для развития, укрепления и совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания в Атнинском муниципальном районе; создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотических ценностей.

Программа позволила объединить усилия органов местного самоуправления, различных учреждений и общественных организаций по созданию системы патриотического воспитания подростков и молодёжи Атнинского района. Образовательные учреждения тесно сотрудничают с Советом ветеранов, военным комиссариатом, правоохранительными органами, отделом по делам молодежи, спорту и туризму. Можно сказать, что программа способствовала повышению эффективности решения проблем гражданско-патриотического воспитания как важнейшей духовной и социальной задачи.

В рамках целевой программы деятельность образовательных учреждений по патриотическому воспитанию 2010 год прошел под девизом «Салют, Победа!»,2011 год объявлен годом космонавтики,2012под девизом«Без прошлого нет будущего», 2013год «Равнение на героев», а 2014 год - «К 70летию Великой Победы!»

Одно из направлений военно-патриотического воспитания - это воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя такие мероприятия как шефство над памятниками в честь павших в борьбе за независимость нашей Родины; вахта памяти - выставление почетного караула у памятников; проведение митингов, экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда, тимуровское шефство над ветеранами войны и труда; празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов военно-патриотической песни и т.п.

Следующее направление военно-патриотического направления - это военно-спортивные игры. Прежде всего, это «Зарница», которая решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игры четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА - АРМИЯ».Опыт проведения игры «Зарница» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. "Зарница" оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники военно - патриотической работы, спартакиады, День Защитника Отечества.

Ежегодно в феврале во всех школах проводится месячник военно - патриотической работы по отдельному плану. Организуются такие мероприятия, как классные часы, посвященные защитникам Отечества и воинам - интернационалистам, лыжные гонки на приз Ильдара Сафиуллина - погибшего воина-интернационалиста, встречи с демобилизованными солдатами, с ветеранами ВОВ и воинами - интернационалистами, военно- спортивная эстафета «А ну-ка, парни!», конкурсы творческих работ обучающихся «Есть такая профессия - Родину защищать», «Когда я стану солдатом», фотовыставки «Современный солдат», смотр строевой песни, «Зарница», выпускаются тематические стенгазеты. Особо отмечаются в школах района дни воинской славы, проводятся мероприятия с приглашением участников военных событий и ветеранов ВОВ. Также в районе ежегодно проводятся такие мероприятия, как «Школа безопасности», смотр - конкурс на лучшее образовательное учреждение по курсу ОВС, лучший преподаватель ОВС.

Во всех школах работают оборонно - массовые и военно - технические кружки.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом.

Уроки ОБЖ по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер.

В 2013/2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Атнинского района обучение по курсу ОВС прошли 205 обучающихся 10 - 11 классов (охват - 100%), из них юношей - 95 , девушек - 110. Обучение вели 11 преподавателей ОВС, из них офицеров запаса - 2, сержантов и рядовых - 9; с высшим образованием - 10 преподавателей, со средне-специальным образованием - 1. Все являются основными работниками, совместителей среди них нет. Курсовую подготовку прошли 8 человек,т.е. 72,7 %.

В 11 средних школах, в которых преподается ОВС, имеются 9 кабинетов ОВС. В текущем учебном году планируется оборудование 2 кабинетов ОВС еще в двух школах.

Имеются 11 спортзалов, 11 спортивных городков, 9 полос препятствия. Имеются 9 учебных автоматов, 11 пневматических винтовок.

Во всех средних и основных школах района, кроме Кунгерской сош, в соответствии с базовым учебным планом для основной общеобразовательной школы уроки ОБЖ в основной школе проводятся только в 8 классах. В Кунгерской средней школе для проведения уроков ОБЖ выделено по 1 часу из школьного компонента в 5 и 7 классах. Кадетских школ и классов в районе нет.

Программно-методическое обеспечение преподавания ОВС организовано в соответствии с программами, нормативными документами и рекомендациями МО и Н РТ, а также требованиями Обязательного минимума содержания образования ОВС.

Учреждения образования района в основном обеспечены учебными пособиями, методическими рекомендациями, имеются комплекты плакатов по основам военной службы. Во всех школах есть возможность использования Интернет-ресурсов для изучения программного материала.

На совещаниях, проводимых с руководителями образовательных учреждений, рассматриваются вопросы преподавания ОВС, обеспечения материальными средствами, активизации военно- патриотической работы.

Учебный сбор юношей 10 классов в объеме 35 часов входит в раздел «Основы военной службы» предмета «основы безопасности жизнедеятельности» и является одним из основных элементов формирования личности гражданина, его практической подготовки, обучения начальным знаниям в области обороны.

В совместном приказе Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ № 96/134 от 24.02.2010 г. Определены задачи обучения граждан РФ начальным знанием в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. Задачами учебных сборов являются:

- формирование морально - психологических и психических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы ;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;

- приобретение навыков в области ГО;

- изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно - медицинской подготовки, вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

- практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

- проведение военно- профессиональной ориентации на овладение военно- учетных специальностей и выбор профессии офицера.

Ежегодно в районе проводится большая подготовительная и организационная работа по проведению военно-полевых сборов. Исполкомом Атнинского муниципального района РТ издается Постановление «О проведении пятидневных учебных сборов для учащихся 10 классов». На основании данного Постановления отделом образования разрабатывается «План подготовки и проведения пятидневных учебных сборов с учащимися образовательных учреждений Атнинского муниципального района», где определяются конкретные мероприятия и задачи, состав учащихся привлекаемых на учебные сборы, срок исполнения поставленных задач и ответственные лица по реализации отдельных направлений плана и ответственные лица образовательных учреждений по проведению военно-полевых сборов. Согласно плану уточняется список учащихся (юношей) 10 классов образовательных учреждений среднего общего образования, предвыпускных курсов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Контроль за подготовкой, проведением сборов осуществляется в непосредственным участии руководителя исполкома, военкома, главного врача районной больницы, начальника ОВД и начальника отдела образования. Из года в год гарантируется стопроцентное участие учащихся в сборах. Совместно с центральной районной больницей и районным отделом внутренних дел составляется график дежурств врачей, среднего медицинского персонала и сотрудников ОВД на период проведения военных сборов.

Заблаговременно составляется распорядок дня пятидневных военных сборов, расчет часов и расписание занятий учебных сборов. В распорядок дня включаются учебно - тренировочные, спортивные занятия, тактическая, строевая подготовка, огневая подготовка, стрельба из пневматической винтовки, изучение и повторение основных пунктов Устава ВС. Все документы утверждаются руководителем исполкома Атнинского муниципального района Г.Г. Мардановым, согласуются с военным комиссаром Арского и Атнинского районов подполковником А.А. Бургановым.

Руководители образовательных учреждений заранее согласуют транспорт для подвоза учащихся и необходимого инвентаря на место проведения сборов. Учителя ОБЖ образовательных учреждений проводят инструктажи с учащимися по правилам безопасности на дорогах, на транспорте по дороге к месту следования. На месте дислокации учебно - полевых сборов в лесном массиве Каенсар разбиваются палаточный лагерь. Территория по периметру охраняется сотрудниками ОВД и караульными постами из числа учащихся. Учащиеся на полевые сборы выезжают строго в единой военизированной одежде, в ходе подведения итогов подготовки к сборам учитывается внешний вид, обмундирование и снаряжение учащихся.

С юношами проводятся занятия согласно установленной 35 часовой программе в течении пяти дней: по основам безопасности военной службы, устройству и правилам обращения со стрелковым оружием по тактической, строевой и физической подготовке. На занятиях по строевой подготовке проводятся показательные занятия по выполнению строевых приемов с оружием и без оружия.

Совместно с офицерами военкомата и сотрудниками ОВД последние четыре года организуется стрельба из АК - 74, что дисциплинирует и подтягивает учащихся, воспитывает в них чувство ответственности. Заранее юноши инструктируются с правилами пользования настоящим военным оружием, расписываются в книге инструктажей. На родительских собраниях родители информируются об ответственности учащихся при проведении военно - полевых сборов.

Организация горячего питания допризывников является одной из ключевых задач проведения сборов. За счет финансирования из местного бюджета организуется бесплатное централизованное двухразовое горячее питание (завтрак, обед). С целью воспитания самостоятельности и приближенности к настоящим походным условиям ужин учащиеся готовят самостоятельно на костре.

В период проведения военных сборов проводятся состязания и конкурсы на лучшее исполнение строевой песни, на лучший палаточный городок, на самый оригинальный ужин. Выявляются сильнейшие по спортивным соревнованиям: на дистанциях в беге на 3000 м, в беге на 100 м, по подтягиванию на перекладине, метанию гранаты, по сборке и разборке автомата, по стрельбе АКМ и ПВ. Школе - победителю вручается переходящий кубок сборов, победителям в различных видах дисциплин грамоты военного комиссариата и отдела образования района.

В августе совместно с Арским районным Военным Комиссариатом проводились учебно - методические сборы с преподавателями основ военной службы. В ходе инструкторских методических занятий изучались современные требования, предъявляемые к призывникам, их подготовленности, к их знаниям основ военной службы, морально - психологической готовности.

В течение года вопросы состояния преподавания ОВС включались в тематику школьного контроля. В целом качество преподавания ОВС соответствуют нормативным актам. Необходимо отметить хорошую организацию преподавания ОВС в Большеатнинской средней школе, также в Кубянской,Новошашинской средних школах. В 2012 году ученик 11 класса Большеатнинской сош Хасанов Дилюс стал призером на республиканском туре Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.

Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы. В прошлом учебном году из МО и Н РТ был выделен кабинет ОВС Кубянской средней школе. Однако до текущего учебного года в других школах комплектация кабинетов оставалась на среднем уровне, что не могло не влиять на качество образования. Понимая это, Атнинский районный исполнительный комитет содействовал проведению переговоров о комплектовании кабинетов ОВС с предприятиями сельского хозяйства. 8 сельхозпредприятий перечислили более 400 тыс. рублей для приобретения школам плакатов, автоматов, учебников и необходимых наглядных пособии для преподавания предмета ОВС.

В каждой школе имеются полевые формы для обучающихся 10-11 классов. Во время занятий обучающиеся и преподаватель ОВС одевают военную форму. На уроках ОВС особое внимание уделяется практическим действиям обучающихся, а именно строевой подготовке, разборке - сборке автомата АКМ, стрельбе из пневматической винтовки, изучению обязанностей современного солдата.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат - воспитывать гражданина - патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школах с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы ни один выпускник нашего района не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школах по военно-патриотическому воспитанию.

В районе особое внимание уделяется поступлению выпускников в военные учебные заведения. За последние два года 8 выпускников Атнинского района поступили в милицейскую юридическую академию в г. Казани, 2 выпускника закончили артиллерийское училище, 4 выпускника - поступили в академию МЧС в г. Москве.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем районе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина - патриота стратегическая цель школы. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!"



© 2010-2022