• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Проект Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей с особыми потребностями

Проект Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей с особыми потребностями

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Педагогический проект

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей с особыми потребностями».


Выполнила: Баянова Т.И.,

учитель технологии,

МАОУ «ООШ № 29»

Здоровье ( по словарю С.И.Ожегова) - это нормальная деятельность организма, его психическое благополучие.

Школа совместно с семьей должна проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. В школе обучающимся необходимо привить элементарные санитарно - гигиенические навыки, воспитать у них сознательное отношение к своему здоровью и умение правильно организовать борьбу за свое здоровье. Без бережного отношения человека к своему здоровью ожидать положительных результатов не приходится.

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе.

1.Рациональный режим обучения.

2.Технология обучения, содействующая здоровью.

3.Сбалансированное питание.

4.Оптимальная учебная нагрузка.

5.Психологическая социальная поддержка.

6.Охрана психического здоровья.

7.Рациональный двигательный режим.

8.Своевременные медицинские услуги.

9.Условия, соответствующие Сан Пин.

Анализ педагогической ситуации

В наше время многие школьники приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии ( нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо. Дети сегодня становятся менее защищенными от токсикомании и алкоголизма, от наркотиков и средств массовой информации, пропагандирующих культ жестокости и насилия, мотивацию на «легкую жизнь» любой ценой.

Нужно научить самоохранительному поведению детей и подростков. Чем раньше у ребенка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в обществе в целом. Нехватка знаний у большинства школьников о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье, как главной ценности человека - является одной из причин разработки данного проекта. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение. Роль школы состоит в приобщении школьников к ценностям физической культуры и здорового образа жизни, внедрении в жизнедеятельность образовательного учреждения здоровьесберегающих практик и активной оздоровительной профилактической работы.

Противоречия

Происходит несоответствие между предъявляемыми требованиями школы и действительностью. Зачастую атмосфера семьи является фактором формирования культуры здоровья ребенка. Так как именно в семье ребенок получает первоначальные знания о культурно-гигиенических навыках. Но в действительности происходит обратное: неблагоприятные условия жизни, неполноценное питание, употребление родителями алкоголя, табакокурение, нездоровый психологический климат в семьях школьников и т.п.

Проблема

Были проведены наблюдения среди обучающихся 5-6 специальных коррекционных классов. По проведенным наблюдениям была выявлена следующая проблема - не все обучающиеся задумываются о состоянии собственного здоровья и дальнейших перспективах. Эта проблема выявлена в нашем ОУ с помощью тестирования (анкетирования), бесед и наблюдений. Наблюдения и тестирования проводились в течение 1года.

Анализируя условия жизни школьников, можно сделать вывод, что в большинстве случаев дети воспитываются в неблагополучных семьях, в обстановке, которая несет прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети приобретают в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Среди таких детей отмечается тенденция роста табакокурения, злоупотребления психоактивными веществами, Анализируя результаты анкетирования и диспансеризации школьников, можно сделать вывод, что имея различные психические и хронические заболевания, дети сохранили резерв, который позволяет им не чувствовать особенности своего здоровья, а значит они не видят в здоровье предмета особого внимания. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, и вредные привычки остаются с ребенком навсегда. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития детей в раннем детстве. Необходимо проводить специальную профилактическую и коррекционную работу, способную довести детей до такого уровня, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они, по возможности, не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности, ограниченности своих жизненных, профессиональных и физических возможностей. В связи с этим возникает проблема организации здоровьесберегающего пространства в школе и разработки проекта по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей с особыми потребностями, пропаганде здорового образа жизни и профилактике неполезных привычек.

Для того, чтобы дети в своей повседневной жизни ориентировались на полученные знания, следовали принципам здорового образа жизни, необходимо сформировать у них убеждения и соответствующие умения. В связи с этим важно научить проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье, психическое состояние; формировать умение управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими; активно использовать знания и применять их во взрослой жизни

Были сделаны выводы:

10% всех обучающихся заинтересованы в сохранении собственного здоровья и соблюдении здорового образа жизни.

76% всех обучающихся проявили свои знания о здоровом образе жизни поверхностно, без особого интереса.

14% всех обучающихся не владеют достаточной информацией о своем здоровье и способах его поддержания и улучшения.

Целевая аудитория

Участие в проекте принимали обучающиеся 5-6 специальных коррекционных классов,

так как эти дети из-за своего социального положения попадают в группу риска. Поэтому одной из задач проекта является вовлечение школьников в коллективное дело.


Приглашаем

Для реализации проекта необходима помощь: медицинского работника, психолога, классного руководителя, социального педагога, родителей обучающихся, учителей-предметников для того, чтобы провести ряд мероприятий для решения данной проблемы.

Целеполагание

Цель: способствовать формированию установки на здоровый образ жизни обучающихся и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей школьнику понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Задачи:

  1. Провести диагностику и наблюдения индивидуальных способностей обучающихся 5- 6 классов, влияющих на их психическое и физическое развитие.

  2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по данной теме.

  3. Подобрать эффективные приемы и методы работы, способствующие формированию у обучающихся знаний о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек; вовлечь детей в коллективное дело в борьбе за здоровый образ жизни.

  4. Реализовать на практике разработанный комплекс методов и приемов.

  5. Проанализировать результаты работы и оценить эффективность используемых методов и приемов обучения, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Участники проекта.

Участниками проекта являются обучающиеся 5-6 специальных

коррекционных классов общеобразовательной школы.

Мальчики - 13 человек, девочки - 9 человек.

Родители: полная семья - 8, неполная семья - 9.

Классные руководители данных классов проводят классные часы, родительские собрания, встречи с родителями, проводят диагностику и наблюдения индивидуальных особенностей обучающихся, беседы, посещения детей на дому ( с целью выяснения условий жизни).

Медицинский работник проводит беседы, консультации среди обучающихся и их родителей, оказывает своевременные медицинские услуги.

Психолог школы проводит тестирование, анкетирование и проводит психолого-педагогический анализ.

Родители обучающихся принимают участие в совместных мероприятиях для повышения собственных знаний, чтобы показать пример своим детям, для создания комфортной атмосферы детям, для их мотивации на здоровый образ жизни.

Учителя предметники организуют викторины, проводят беседы, внеурочную работу.

Описание проекта

Для успешной реализации проекта необходим один учебный год. Для достижения цели определены следующие стратегии:

-изучение условий жизни ребенка в семье (акт обследования жизненных условий). Позволяет более полно изучить и проанализировать психологический климат в семье, отношение родителей к своему здоровью и здоровью ребенка, коммуникативное отношение в семье.

- анкетирование родителей, обучающихся.

-изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной теме.

Репродуктивные и познавательные методы и приемы:

  1. Анкетирование, тестирование - для выявления знаний и понятий обучающихся о здоровом образе жизни.

  2. Педагогические наблюдения.

  3. Диспут, дискуссия, круглый стол - определение уровня просвещенности по данному вопросу среди обучающихся и их родителей.

  4. Соревнования, конкурсы, коллективные и групповые работы - развивают межличностные отношения.

  5. Беседа, диалог - умение строить диалог, понимать точку зрения собеседника

  6. Презентация, лекция, привлечение жизненного опыта.

  7. Сравнение, анализ.

  8. Проблемная ситуация, игровая коррекция - выявлять проблему, находить пути решения, осуществлять контроль и самоконтроль.

  9. Убеждение, организация успеха, самовоспитание.

  10. Рефлексия.

Выбранные методы и приемы работы способствуют формированию знаний о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек. Позволяют проявить обучающимся свои личные качества. Способствуют формированию нравственных представлений (эталонов) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Указанные приемы и методы были использованы в урочное и внеурочное время. Урочная и внеурочная деятельность организована как единый процесс, направленный на развитие познавательных способностей обучающихся.

Рабочий план реализации проекта.

дата

место проведения

наименование

цель

ответственный за выполнение

сентябрь

ОУ, семьи

Анкетирование,

наблюдение, беседа «Режим дня школьника», спартакиада « Мама, папа, я - дружная семья»

выявление условий жизненного уровня, физического развития

педагог-психолог,

классный руководитель, учителя предметники

октябрь

ОУ

Классные часы: «Нет - табачному дыму», « Что такое еда вкусная, еда полезная», беседа « Поговорим о полезной пище», классный час «Учимся жить в многоликом мире»

воспитывать бережное отношение к своему здоровью; отзывчивость, общительность, дружелюбие в общении со сверстниками

классный руководитель, медицинский работник

ноябрь

ОУ

неделя интеллектуальных игр, беседа « За здоровый образ жизни»

развитие интеллекта обучающихся по разным предметам школьной программы, овладение навыками коллективной деятельности в команде одноклассников под руководством учителя.

учителя-предметники, классный руководитель

декабрь

ОУ

информационный проект: «Новогодние и рождественские праздники» (традиции и обычаи), беседа « День против курения», классный час « Не запрет, а предупреждение вредных привычек»

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; профилактика вредных привычек

учитель технологии, классный руководитель, родители обучающихся

январь

ОУ

беседа с элементами тестирования: «Твое здоровье в твоих руках»

(дети и родители), классный час « Алкоголизм-путь к преступлению», « О долге, совести и чести», рейд « Твой внешний вид»

формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений

учителя-предметники, педагог-психолог, классный руководитель

февраль

ОУ

родительское собрание вместе с детьми: « Бездна, в которую не надо заглядывать», спортивный праздник, беседа « Курить - здоровью вредить», просмотр презентации « Здоровое питание - здоровый образ жизни», цикл бесед о наркотиках « Не попади в беду», классный час « Мир без насилия»

расширить представления обучающихся и их родителей о нормах и правилах межличностных отношений и моделях поведения в обществе; о нормах здорового образа жизни.

классный руководитель медицинский работник, социальный педагог

март

ОУ

брейн-ринг: «Курить или не курить». ( о проблеме табакокурения среди подростков), рейд « Проверка режима дня», беседа « Гигиена питания»

развивать навыки доброжелательного отношения к окружающим, стремление делиться знаниями, умение выражать свои мысли и доказывать свою точку зрения; профилактика табакокурения среди подростков

учителя-предметники, классный руководитель

апрель

ОУ

викторина: «Твое здоровье - богатство страны», проект « Что и как мы едим», беседа «Спид - страшное слово», беседа с родителями « Здоровый быт семьи -важное условие в воспитании детей»

воспитывать у обучающихся и их родителей отзывчивость, общительность, дружелюбие; бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

учителя-предметники, классный руководитель

май

ОУ

Военно-спортивная игра « Зарница», беседа « Курение убивает», классный час «Береги честь смолоду»; тестирование

Воспитывать патриотизм, проанализировать результаты, оценить эффективность проведенных мероприятий, выявить недостатки

педагог-психолог, классный руководитель, учителя предметники

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

По окончании проекта ожидаются следующие результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение уровня физической подготовленности;

- сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

- снижение уровня развития табакокурения среди подростков;

- благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора; развитие физических и нравственных качеств; сохранение и укрепление здоровья;

- умение контролировать и оценивать свои действия, знания, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.

Прогноз ожидаемых результатов: повышение знаний о способах безопасной жизнедеятельности, приобретение навыков, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, заботе о собственном здоровье, воспитание чувства гуманности , толерантности по отношению к окружающим.

Перспективами дальнейшего развития проекта является возможность его реализации на базе других ОУ с учетом востребованности. Это возможно осуществлять через:

-участие в районных (городских) семинарах и конференциях по вопросам внедрения ФГОС в ОУ;

- проведение мастер-классов;

- выступление на районном (городском) методическом объединении учителей;

- печатные публикации в педагогических изданиях и на образовательных сайтах


Оценка эффективности реализации проекта.

На основании совместной работы и проведения плановых мероприятий с медицинским работником, учителями предметниками, школьным психологом, классным руководителем и родителями обучающихся, были сделаны следующие выводы: анализ результатов показал эффективность работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников.

Результаты по диагностике классного руководителя и учителей предметников совпали. При подведении итогов выяснилось:

- высокий уровень заинтересованности в здоровом образе жизни у 7% обучающихся.

Они способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Эти обучающиеся мотивированы на здоровый образ жизни, выработку на этой основе жизненной позиции, позволяющей школьнику понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

- средний уровень развития знаний о здоровом образе жизни у 61% от общего количества учащихся в 5-6 классах. Эти ребята, по мнению учителей предметников и классного руководителя испытывают затруднения при изложении собственных мыслей, ответов на обращенные к ним вопросы. Они не всегда способны отстоять свою позицию или разумно изменять ее.

- низкий уровень имеют 32% обучающихся, которые не могут формулировать вопросы и отвечать на них. Поэтому часто не участвуют в процессе, избегают принятия самостоятельных решений.

Учитывая данные анкетного опроса проводилась целенаправленная просветительская работа с обучающимися по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения рационального режима дня, личной и общественной гигиены силами педагогов, психолога, родителей, социального педагога, медицинского работника.

Работа психолога (тестирование учеников) позволила обучающимся решить проблемы коммуникативного общения.

Присутствие родителей и их обучение, помощь в организации проведения мероприятий, моральная поддержка для своих детей дали положительные результаты.

Результат достижений цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.

- количественное мы получили от выполнения нами конкретных задач;

- к качественным мы относим участие школьников во всех запланированных мероприятиях.

Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях можно считать эффективным показателем формирования культуры здорового и безопасного уровня жизни.


Оценка риска.

Особых ограничений и рисков в работе с детьми по реализации данного педагогического проекта мы, как учителя не видим.

Проблемы, с которыми мы столкнулись при реализации проекта:

- желание большинства детей оставаться на том уровне развития, на котором они находились; непонимание важности соблюдения режима дня и здорового питания;

- приходилось больше времени уделять на организацию общения, умению делать адекватную самооценку и взаимооценку; организацию сотрудничества семьи и школы;

- учить работать не теряя времени, не отклоняясь от цели, так как у школьников велик риск увлечения одним моментом и отклонения от основной цели.

Решить эти проблемы нам помогли: создание атмосферы заинтересованности, стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Эти моменты дали менее подготовленным обучающимся возможность поработать в команде с более подготовленными обучающимися, набраться от них уверенности, подтянуться к более развитым одноклассникам.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект рассчитан на 1 год, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. В дальнейшем планируется продолжить работу по развитию знаний о здоровом и безопасном образе жизни среди обучающихся и их родителей.



© 2010-2022